Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесная промышленность

Лесопромышленный комплекс: направления и стимулы развития

Рубрика Лесная промышленность

В сентябре 2004 года в Иркутске состоялся III Байкальский экономический форум. В мероприятиях Форума приняли участие свыше шестисот пятидесяти специалистов.

По словам губернатора Иркутской области Бориса Говорина, целью форума являлось принятие конкретных решений, подкрепленных нормативными актами как федерального, так и регионального уровней, а также заключение соглашений о сотрудничестве, которое должно вылиться в конкретный результат.

Пристальное внимание участники уделили лесной отрасли. «Объем производства лесного комплекса России составляет 1 % от ВВП. Этот объем можно увеличить до 5 - 7 %», - сообщил присутствовавший на Форуме Министр природных ресурсов РФ Ю. П. Трутнев. По его словам, в российском лесу плохо развита транспортная инфраструктура. Именно из-за отсутствия инфраструктуры промышленная лесосека вырабатывается в России лишь на 30 %, весь остальной лес гниет на корню. В настоящее время совместно с Минтрансом России, а также субъектами Федерации МПР России разрабатывает план строительства лесных дорог на малонаселенных территориях страны. Ю. П. Трутнев также сообщил, что серьезные проблемы лесной отрасли связаны с незаконной вырубкой лесов, воровством древесины. В этом вопросе МПР России намерено взаимодействовать с Государственным таможенным комитетом, МВД, пограничниками. МПР России намерено снизить объемы экспорта необработанной древесины, создать условия для строительства новых комбинатов и заводов, привлечения инвесторов, которые на данный момент возводят комбинаты на границах с Российской Федерацией, в первую очередь в Китае. МПР России приступит к решению проблем стимулирования развития перерабатывающего сектора лесной промышленности, а также к принятию мер, которые помогут сократить экспорт необработанной древесины из страны, отметил Ю. П. Трутнев. Он также заявил, что МПР России не оставит без внимания и ситуацию с сохранением уникального озера Байкал. У Министерства есть целый ряд экологических задач, в первую очередь - сохранение существующего сегодня статуса бассейна как объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как показала практика, с момента придания этого статуса ситуация на Байкале улучшается. Кстати, во время Байкальского экономического форума Ю. П. Трутнев посетил Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат и заявил о том, что это предприятие не будет закрыто, так как является градообразующим. По окончании визита Юрий Трутнев сразу связался с Министерством и поднял вопрос о решении проблемы очистных сооружений сточных вод БЦБК. Министерство природных ресурсов будет решать этот вопрос совместно с Министерством экономического развития и торговли. Правительство Российской Федерации намерено осуществлять реализацию программы модернизации БЦБК под своим жестким контролем. Программой предусмотрена не только очистка сточных вод до уровня дистиллированной воды, но и, возможно, постепенный переход на систему «ни капли в Байкал». Сейчас решается вопрос о том, кто должен платить за новые очистные сооружения. По мнению министра природных ресурсов, правительство РФ должно оплатить только разницу между стоимостью стандартного проекта системы очистки и варианта, соответствующего повышенным экологическим нормам. На сегодняшний день эта разница составляет порядка 4,5 миллионов долларов.

В рамках III Байкальского экономического форума прошел круглый стол «Лесопромышленный комплекс: направления и стимулы развития». В его работе приняли участие более 80 человек, в том числе члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители и специалисты Федерального агентства лесного хозяйства, представители администрации Иркутской, Читинской, Самарской, Калужской областей, Приморского края, Санкт-Петербурга, Республик Якутия-Саха и Бурятия, Приморского края, деловых кругов и бизнес-сообщества. В дискуссии также приняли участие иностранные делегации, в том числе из Малайзии и КНР.

Обсуждение рассматриваемых вопросов и предложений прошло в деловой конструктивной обстановке. Выступило более 20 человек, в том числе:

  • заместитель председателя коми
    тета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности И. П. Иванов;
  • первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по природным ресурсам и экологии Н. П. Чуркин;
  • руководитель Федерального агент
    ства лесного хозяйства МПР РФ В. П. Рощупкин;
  • заместитель главы администрации Иркутской области Г. А. Трифонов;
  • президент китайской инвестиционной компании «АРР»;
  • генеральный директор правления малазийской компании «Римбунам Хиджау»;
  • представители различных компаний и институтов.

Игорь Иванов в своей речи заявил, что за последние 10 лет Россия утратила свое лидерство в лесопромышленной отрасли, особенно в производстве бумаги и картона. Единственным выходом из этой ситуации он назвал создание четкой законодательно-правовой базы. «России сегодня необходима законодательно-правовая база управления лесами, - сказал Игорь Иванов. - Многие компании хотели бы инвестировать российский лесной бизнес, но они не делают этого из-за отсутствия законодательного обеспечения. Сейчас Совет Федерации РФ разрабатывает новый вариант Лесного кодекса. Нами также разработан проект стратегического плана развития лесной отрасли России. Мы ждем от участников БЭФа предложений и рекомендаций».

«Для эффективного развития лесопромышленного комплекса Иркутской области и страны в целом необходимо развивать инфраструктуру», - такое заявление сделал Николай Чуркин. Он отметил, что «инвестиционная привлекательность лесопромышленного комплекса появится только тогда, когда мы начнем строить дороги». На сегодняшний день ситуация такова, что большая часть леса первой категории сосредоточена в отдаленных северных районах области, однако инфраструктура в этих районах не налажена, и возникает масса трудностей при заготовке и доставке леса. В этой ситуации Чуркин вспомнил слова своих американских коллег, сказавших, что «Америка строит дороги не потому, что она богатая, - она богатая, потому что строит дороги».

Кроме этого, Чуркин отметил, что сегодня есть несколько инвестиционных проектов в области ЛПК, многие предприниматели готовы вкладывать средства в эту отрасль, однако существующее законодательство пока не позволяет реализовать эти проекты в полной мере. В частности, в проекте нового Лесного Кодекса не уточнены права арендаторов, не разграничены полномочия государственной власти и субъектов Федерации, не определены правила ведения хозяйственной деятельности. По словам Чуркина, для эффективной работы ЛПК области и реализации инвестиционных проектов в первую очередь необходимо согласовать Лесной Кодекс с Земельным и с Законами «О недрах» и «Об охране окружающей среды».

По словам заместителя главы администрации Иркутской области Георгия Трифонова, Сибирский регион располагает выгодными условиями для организации глубокой механической и химической переработки древесины, однако первоначально нужно выстроить схему эффективного использования леса. Как заявил Георгий Трифонов, для этого необходима интеграция бизнеса вплоть до организации региональных лесных бирж.

«Для организации эффективного использования лесного фонда необходима поддержка на разных уровнях власти, - сказал Георгий Трифонов. - Поэтому администрация Иркутской области предлагает сохранить на время переходного периода полномочия субъектов РФ по использованию, охране и защите лесного фонда, предусмотренные действующим Лесным кодексом, а в дальнейшем предусмотреть участие регионов в работе конкурсных лесных комиссий».

Георгий Трифонов также рассказал о ряде инвестиционных проектов в лесопромышленной отрасли, разработанных администрацией Иркутской области. Он отметил, что сегодня в лесопромышленном комплексе отмечается рост спроса на пиломатериал, бумагу и картон. Четверть всех заготовок лесоматериала в России обеспечивает Сибирский федеральный округ, однако доля ЛПК в производстве внутреннего валового продукта России составляет только один процент. Этот показатель необходимо поднять до уровня 5 - 7 %, считает Трифонов. «Лесопромышленный комплекс должен стать основной опорой экономики Иркутской области», - отметил заместитель губернатора.

В этой ситуации администрацией области разработаны бизнес-предложения в области химической переработки древесины и целлюлозно-бумажного производства. В частности, проекты предполагают организацию производства гофрокартона в городе Иркутске. Полный объем затрат по проекту составляет 12 млн. долларов, срок окупаемости оценивается в 60 месяцев. Реализовать проект предполагается за счет привлечения финансовых средств со сроком погашения 3 - 4 года с согласованной сторонами процентной ставкой и условиями погашения кредита. Согласно бизнес-предложению, за счет привлечения средств инвесторов предполагается построить целлюлозно-бумажное предприятие с организацией производства тарного картона и мешочной бумаги, а также товарной беленой целлюлозы в городе Усть-Кут.

Кроме этого, проекты предполагают наладить производство химико-термомеханической массы в городах Тайшете и Чуне. А также организовать производство плит MDF, плит с ориентированной стружкой (OSB) в нескольких городах Иркутской области. Часть проектов направлена на организацию деревоперерабатывающего и мебельного производства.

Особое внимание было уделено обсуждению проекта «Сценарии развития лесного комплекса России до 2015 года». Как сообщил начальник отдела лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности администрации Иркутской области С. С. Тангаров, это было продолжением обсуждения проекта, начало которого состоялось в июле этого года в Перми. По словам заместителя управляющего филиалом ОАО «Внешторгбанк» в г. Иркутске Георгия Шаламова, проект «Сценарии развития лесного комплекса России до 2015 года» разрабатывается по инициативе участников V Международного лесопромышленного форума, в работе над ним принимают участие топ-менеджеры ведущих предприятий лесопромышленного комплекса, руководители общественных объединений лесной отрасли, известные ученые, представители исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровней.

По результатам работы «Круглого стола №5» приняты рекомендации по проблемам развития лесопромышленного комплекса, которые предложено отразить при принятии основного лесного закона.

Как отметил Г. А. Трифонов, в течение работы круглого стола было высказано много предложений и замечаний, которые направлены на повышение эффективности развития лесопромышленного комплекса Сибири и Дальнего Востока и привлечения в него инвестиций. Из них важнейшими являются техническое перевооружение и стабилизация работы действующих предприятий, повышение их экономической эффективности; создание новых, интегрированных производств по комплексной и глубокой переработке древесного сырья. Для реализации этих направлений необходимо:

  • внести в новую редакцию Лесного Кодекса следующие предложения:

а) выработать нормы регулирования отношений органов Федеральной власти как собственника лесных ресурсов с субъектами РФ на основе договорных соглашений;

б) отразить права ответственности арендаторов за выполнение правил лесопользования подрядными организациями;

в)   гарантировать закрепление лесных ресурсов на длительный период с правом дальнейшей пролонгации при условии выполнения арендатором договорных обязательств;

  • внести предложение в Правительство Российской Федерации о льготном налогообложении для лесопромышленных предприятий с глубокой переработкой древесины;
  • проводить таможенную политику, направленную на сокращение экспорта круглой древесины, создавать благоприятные условия для увеличения экспорта продукции глубокой переработки древесины;
  • разработать единую программу развития наземных транспортных магистралей для лесопромышленного комплекса, лесного хозяйства и других отраслей;
  • внести дополнения в регламенты рубок леса с учетом региональных особенностей;
  • для учета оборота древесины и продукции из нее необходимо разработать и внедрить Лесную электронную биржу с обязательной регистрацией всех сделок;
  • производить распределение средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, пропорционально между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в отношении 50:50;
  • создать условия для привлечения иностранного капитала в освоение лесных ресурсов и организацию глубокой переработки древесины на территории Российской Федерации;
  • разработать предложения по порядку представления в аренду участков лесного фонда, совершенствованию возрастов рубок, созданию целевых плантационных хозяйств, с учетом потребностей в сырьевых ресурсах конкретных лесопромышленных предприятий;
  • разработать и внедрить национальную систему добровольной лесной сертификации, а также оказывать поддержку другим системам сертификации устойчивого лесоуправления;
  • поддержать и продолжить разработку сценариев развития лесного комплекса России до 2015 года;
  • разработать предложения по борьбе с нелегальными рубками и незаконным оборотом древесины с участием всех ведомств и силовых структур.

Несмотря на то, что отзывы о прошедшем мероприятии были не всегда положительные (например, доктор экономических наук Виктор Самаруха, проректор по научной работе БГУЭП, выразил недовольство намерением отдать ресурсы Восточной Сибири и предложил в этом году «все рекомендации принять по принципу наоборот, послушать наших оппонентов и подумать, как эти ресурсы направить на потребление нашего народа»), можно утверждать, что Форум послужил стимулом для решения актуальных проблем и привлек необходимое внимание к ЛПК России и Сибирского региона в частности.

Мария СОЛОВЬЕВА, редактор интернет-портала WOOD.RU