Подходить к лесным пожарам с научной точки зрения
Самое пожароопасное засушливое время лета закончилось, но проблема лесных пожаров все еще продолжает беспокоить лесников. Сезон ягод и грибов привлекает в лес большое количество людей, которые хотят полакомиться дарами природы. Большинство лесных пожаров возникает по вине человека. Как и где они возникают? И что можно сделать, чтобы их было меньше? Эти вопросы я продолжаю задавать Гусеву Виталию Георгиевичу, заведующему в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте лесного хозяйства лабораторией охраны лесов от пожаров.
- Виталий Георгиевич, где чаще всего начинаются лесные пожары, и по каким причинам они возникают?
- По статистике, многие лесные пожары начинаются от дорог. Если нанести их на карту - они сгруппированы. Кто-то по дороге ехал, что-то бросил - спичку, окурок, остановился, костерок развел. Бывает, едет трактор, у него неотлаженый глушитель - искрогасителя нет, выбрасывает выхлопные газы вместе с искрами, искры падают - вот и начало пожара. Сколько такой техники, которая не укомплектована, не соответствует принятым нормам. От тракторов очень часто такие поджоги бывают. А самое опасное - засушливые периоды пожароопасного сезона, когда напочвенный покров становится сухим, почти в равновесии с воздушной средой, осадков нет. Тогда самый маленький источник огня может быть источником пожара, вплоть до того, что даже бутылочное стекло может стать его причиной, - от солнечных лучей, прошедших через его искривленную поверхность, возможно зажигание, были такие случаи. Чтобы в засуху не было лесных пожаров, при дорогах надо создавать заслоны - полосу разреженного леса, особенно в хвойных насаждениях для предотвращения верховых пожаров. К тому же, лес весь должен быть прошит неширокими (шириной примерно 1,4 м через 5 - 10 м друг от друга) минерализоваными полосами. Если создать две глубокие канавы, а между ними выжечь или вспахать напочвенный покров, то получится хорошая полоса, которая отделяет участки леса, не нарушая структуру лесной среды. Система таких полос может располагаться на определенном удалении от дороги. Если такую профилактическую меру провести, то количество пожаров резко сократится. Крупных лесных пожаров не более 20 %, но зато они наносят 90 % ущерба.
- А какие еще существуют меры профилактики для снижения количества пожаров?
- Подготовиться к сезону: очисть минерализованые полосы, наполнить пожарные водоемы, отремонтировать технику, создать для нее запас горюче-смазочных материалов, привести в рабочее состояние огнетушители, мотопомпы, воздуходувки, системы раннего обнаружения пожаров; защитить объекты, провести контролируемые выжигания - тогда это будут эффективные мероприятия. Что касается профилактики, самое главное - опережающее финансирование профилактических мероприятий, чего у нас нет. Их надо делать своевременно, перед пожароопасным сезоном. Сейчас, к сожалению, финансирование сильно запаздывает, т. е. оно приходит тогда, когда надо тушить пожар, а не профилактикой заниматься. А порой даже на следующий год по тем затратам, которые лесхоз произвел, и то не всегда полностью. Деньги на эти цели нужны, я считаю, уже ко времени схода снежного покрова. Хорошая профилактическая мера - контролируемое выжигание сухой травы. Если вовремя начать выжигание, когда снег уже растаял, а нижний слой еще сырой, верхний слой сухой травы сгорает, а нижний напочвенный покров, в котором обитают насекомые, не нарушается. По оставшейся высыхающей траве огонь уже не сможет распространиться, так как горючего материала для него не хватит. Существуют критические условия распространения огня, как низового, так и верхового, есть критическая горючая нагрузка, и если величина меньше критической, то распространение невозможно; есть определенные условия по ветру, объемной плотности полога, определенной плотности горючих материалов слоя напочвенного покрова. Если полог леса сильно разрежен, маленькая сомкнутость крон - пожароопасность меньше. Для выжигания, кстати, есть аппараты фитильно-капельного типа, разработанные нашим институтом. Еще профилактическое мероприятие для верховых пожаров - обеспечить, чтобы низовой пожар не переходил в кроны: например, надо обрубать нижние сухие ветки до определенной высоты, обычно метра два. Это особенно важно для пожароопасных типов леса, для сосняков, кедрачей, особенно в низко опущенных хвойных молодняках или в лесах многоярусной структуры (огонь с почвы переходит на первый ярус и далее на более высокие), или если ступенчатая структура формируется за счет рельефа местности.
- Значит, одновременно выросший, так называемый «корабельный лес» устойчив к лесным пожарам, ведь в этих лесах кроны значительно удалены от земли?
- Но в них, как правило, прежде чем они вырастут до такого возраста, несколько раз проходят пожары.
- Деревья даже после пожара продолжают дальше расти?
- Пожар не убивает все деревья. Устойчивость сосны к низовому пожару определяется в основном диаметром стволов. Чем больше диаметр, тем толще кора, тем больше устойчивость и сильнее защита. И, конечно, многое зависит от интенсивности пожара. При пожаре в первую очередь погибает подрост, тонкомеры, сухостой. Проходит своеобразная огневая прополка, если пожар не перейдет в верховой, в противном же случае насаждение погибнет - кроны сгорят (хвои нет, фотосинтез не идет).
- Пожар может быть полезен?...
- Не обязательно тушить все пожары, надо подходить к ним с научной точки зрения. Очень хорошее профилактическое мероприятие - предписанное контролируемое выжигание в лесу. Сейчас разрабатывается соответствующее положение о профилактическом выжигании напочвенного покрова, и в новой концепции охраны лесов от пожаров этому моменту уделено много места. В северных широтах лето короткое, один месяц, микроорганизмы работают недолго. Постепенно накапливается толстый слой мертвого опада, скорость накопления которого начинает превышать скорость разложения. В светлохвойных лесах опад в сосняках, особенно в спелых и перестойных насаждениях, не дает семечку дерева попасть в органический слой почвы. Проблема состоит в том, что, когда шишки появляются, обычно этот слой опада накапливается такой, что если лес не был пройден пожаром, то семенам не прорасти. И именно потому, что скорость накопления опада больше скорости разложения, затрудняется лесовосстановление, воспроизводство лесов. Пожар ему способствует. Лесники знают, что в лесах с большим слоем опада лесовозобновление не идет, а потом, после пожара, оно начинает идти очень интенсивно. Более того, много лесов расположены у нас в зоне вечной мерзлоты, поэтому, когда пожар проходит, он не только сжигает слой неразложившегося опада, но еще и отогревает верхний слой почвы в вечной мерзлоте, что позволяет семечку дерева прорасти после прохождения огня. Низовые пожары в этом смысле помогают для возобновления лесов светлохвойных, расположенных на вечной мерзлоте, в таежной зоне. После них происходит минерализация почвы, органика выгорает, остаются минеральные вещества - зола, то есть удобрения. Семечко попадает на удобренную почву - и сразу прорастает. Поэтому нельзя сказать, что пожары только вред приносят. Вред приносят в основном запущенные крупные высокоинтенсивные пожары, которые уничтожают ценные древостои, поселки, объекты, расположенные в лесу. А если этот огонь низкоинтенсивный, и пожар происходит в светлохвойных насаждениях, да еще на вечной мерзлоте, наоборот, тушить его не надо, а надо взять под контроль. Если раньше была концепция - «бросайся, туши все пожары, все они вредные», то сейчас за рубежом перешли, и у нас уже переходят к концепции управления огнем. Часто американцы, например, если видят, что пожар не несет угрозы лесу, не тушат его, а берут под контроль, следят за ним. Если где-то возникает угроза того, что он перейдет в опасное направление, то его, конечно, тушат. Сейчас управление пожаром - общепринятая концепция в мире, многие страны работают по этой системе. А еще для профилактики пожаров надо повышать культуру населения, убеждать, что надо беречь лес, проводить воспитание: с детства начинать, школьные лесничества создавать, в школах работать. Зрелого человека уже трудно к чему-то приучить. Вместе с просвещением привлекать детей и к охране леса от пожаров. Может быть, и фильмы, и компьютерные игры разрабатывать, художественные произведения этому посвящать, стихи.
Когда закончилась беседа, Виталий Георгиевич предложил одно из четверостиший на противопожарную тему:
В лесу курил Горыныч старый,
Окурок бросил он в кусты.
Тот стал причиною пожара...
Горыныч скверный. Ну, а ты?
Елена Левина