Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесная промышленность

Деревянное царство Валерия Соколова

Рубрика Лесная промышленность

В. В. Соколов: «Я ведь раньше ни одной фигурки на заказ или на продажу не делал. В основном, дарил. Я и дня, вернее вечера, не мог прожить без этого увлечения. Приходил вечером после работы, по дому какие­то дела помогал жене сделать и за резьбу. Бывало, и ночью тихонечко вставал и шел в свою мастерскую и до утра».

Жизнь сложилась так, что в юные годы пришлось Валерию идти на заработки. Из деревни подался в Ленинград. Ночевал месяц на Московском вокзале, а тогда ему было всего 13 лет. Осмелился написать письмо в Смольный, в котором рассказал о своей доле и просил работой помочь. Понес в приемную, а ему сказали: «Жди, ответ придет по адресу».

В. В. Соколов: «А какой адрес, если живешь на вокзале? Вошли в положение, устроили на стройку «буржуйку» топить в каптерке для рабочих. Днем топил, ночью тут же спал. Потом повысили: разнорабочим сделали. Затем подучился - чертежником стал. А после - армия, да война. Пять раз от смерти уходил. А вот рану получил. Когда пошел на поправку, попросил медсестричку госпиталя принести мне нож и полено. Стал вырезать яка, кто­то листал книгу Брема о животных, я увидел яка, он понравился мне. Эта фигурка и стала первой в моей коллекции.

После войны стал с одной девушкой встречаться. У нее высшее образование было, а у меня пять классов деревенской школы. Надо было наверстывать упущенное. Решил в университет поступить. Но сначала пошел в вечернюю школу, сразу же поступил в 10 класс, сказал директору, что документы после войны утеряны. Так и закончил школу, считай, что экстерном. И когда в ЛГУ поступал на биолого­почвенный факультет, все экзамены сдал на "4" и "5"».

Валерий Владимирович рассказывает, что когда диплом писал, уставал очень, ведь и работать надо было, и учиться, - так «отдохнуть» помогала работа с фигурками. Брал в руки инструмент и вырезал по ночам. Увлечение помогало забыть усталость. И все время как будто подстегивал себя: быстрее, больше. Казалось ему, что в сутках не 24, а чуть более 2 часов. Так время быстро летело для него. Однажды показал свои работы знаменитому скульптору. Тот сказал: «Эти фигурки - копия ошибок одного мне знакомого скульптора. Пора уже делать свои ошибки, а не повторять чужие». Так стал Валерий Владимирович создавать сюжеты. Особенно любил «делать» героев Некрасова. Удались на славу герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Их везде выставляли. Его коллекция объездила много выставок, и наших, и зарубежных. Однако нашелся один «промоутер», который под предлогом выставить 500 зверей семейства лесных за рубежом попросту украл у Валерия Владимировича его коллекцию и, как это зачастую бывает в наше время, «бесследно исчез». Но Соколов продолжал вырезать фигурки. Особенно хорошо ему удавалось воссоздать характер лесных обитателей.

В. В. Соколов: «Я себя художником не считаю. Я скорее как биолог подхожу к созданию фигурки. Все должно быть точно: и пропорции, и повадки. Вот однажды решил вырезать белого медведя. Потом передумал, решил из заготовки сделать бурого, поза вроде бы его. Однако, когда сделал, получилось ни то ни се. Вроде бы и медведь, а какой - не поймешь. Так в сердцах и бросил фигурку в огонь, чтобы не раздражала».

Зрительная память у В. В. Соколова, особенно на зверушек, замечательная, успеет заметить и запомнить каждое движение. А еще любит в память о своем бедном деревенском детстве вырезать бесхитростные игрушки для детей. Фигурки в движение может привести ребенок любого возраста. А зоопарк деревянный для чего?

В. В. Соколов: «А мне вот думается, что детишки должны смотреть на деревянных зверушек в клетках, а не на живых «узников из леса». А откуда материал для фигурок беру? А вот дрова мне на растопку привезли, так несколько осиновых бревен из кучи «отобрал», из них и режу. Жена моя в первые годы говорила, что будет способствовать моему увлечению, а перед смертью все­таки высказала: «Ты всю нашу жизнь на своих зверушек разменял». Да, я жил по большей части ими. С ними я говорю, слышу их звуки. У меня свой «лес», свой «заповедник». В нем так много зверей, сколько нет сейчас в современной жизни. Я лес люблю. Всякий раз, когда прихожу в него, радуюсь. Каждое дерево по­своему растет, каждая птичка себя по­своему ведет. Я не какой­нибудь блаженный. Я - нормальный человек, только в отличие от некоторых более увлеченный. Это и помогло мне прожить такую долгую и интересную жизнь».

На Международной выставке «Интерлес» В. В. Соколов регулярный экспонент. У него свой уголок на ежегодном фольклорном фестивале «Мировая деревня». Его фигурки пользуются большой популярностью. Кто­то однажды заметил: «Кто лес любит, тому лес дает и свет, и тепло, и талант...»