Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Три стороны одной медали: John Deere, Waratah, Outokummun Metalli

Заметки о путешествии из Петербурга в Йоэнсуу и обратно

День 27 января выдался ясным - и первым по-настоящему морозным - в изрядно припозднившейся в этом году зиме. И надо же было такому случиться, чтобы именно на этот день пришлась наша поездка в Финляндию по приглашению компании John Deere!

Мы - это сотрудники компании в качестве сопровождающих и гидов, представители нынешних и потенциальных клиентов, а также автор этих строк - как внештатный фотограф и летописец поездки, которая обещала быть весьма увлекательной... Но обо всем - по порядку.

Скоростной поезд «Аллегро» за каких-то полтора часа домчался до пограничной станции Вайниккала, откуда улыбчивый гигант Хейки повез нас на своем микроавтобусе в Йоэнсуу - столицу Северной Карелии (такое название носит этот регион Финляндии), рядом с которым расположены специализирующийся на производстве лесозаготовительных машин европейский завод John Deere и еще два предприятия, работающие в едином с ним технологическом цикле.

John Deere Forestry

Сборка лесозаготовительной техники John Deere
Сборка лесозаготовительной техники John Deere

Сборка лесозаготовительной техники John Deere
Сборка лесозаготовительной техники John Deere

Сборка лесозаготовительной техники John Deere
Сборка лесозаготовительной техники John Deere

У дверей административного корпуса завода харвестеров и фор­вардеров John Deere в Йоэнсуу нашу небольшую делегацию встречал управляющий завода Янне Хаапасало. Он работает здесь 10 лет, из них последние четыре в своей нынешней должности. Сделав короткую презентацию компании в целом (заводы John Deere работают в 35 странах, обеспечивая занятость 60 тыс. человек; философия компании определяется девизом: Productivity, Uptime & low daily costs (Производительность, Надежность, Низкие эксплуатационные расходы); продажи в минувшем году составили $36 млрд, 14% приходится на технику для строительства и лесозаготовки), Янне пригласил гостей, вооружившись защитными очками и перчатками, пройти в сборочные цеха.

Вот что рассказали по ходу экскурсии Янне Хаапасало и сопровождавший нас технический супервайзер Waratah Вилле Пекконен.

Производство форвардеров в Йоэнсуу начато в 1992 году, позднее на площадке появились отдел заказов и другие вспомогательные службы. До 2003 года харвестеры выпускались в Филипстаде (Швеция). Теперь все производство лесозаготовительных машин переведено на финский завод.

Приобретя в 2000 году бренд Timberjack, с 2005 года John Deere дал технике своего лесозаготовительного подразделения собственное имя.

С 2008 года в Йоэнсуу запущена Е-серия, и к 2010-му была выпущена первая тысяча этих машин.

Территория предприятия - 8 га, из них действующие цеха занимают 2,2, так что возможностей для расширения более чем достаточно.

Коллектив составляет около 400 сотрудников, из них 200 человек работают на производстве (пять дней в неделю, в две смены), еще 66 занимаются управлением, бухгалтерией и т. д. Также действуют отдел продаж, ОТК и другие службы. Все работники сборочной линии - жители Финляндии. Средняя зарплата на сборочной линии - 2,5 тыс. евро в месяц.

Производство роботизировано - обработку поверхностей, нарезку отверстий, сварку и другие операции здесь доверяют роботам. На предприятии установлены станки из Германии, Италии и других европейских стран.

Стадии производства:

  • сварка рам (90% сварных швов делают роботы);
  • сварка и монтаж стрел;
  • покраска;
  • сборка (установка двигателей, стрел, баков и пр.);
  • тест-драйв;
  • отгрузка клиенту.

Производство машин на заводе чем-то напоминает сборочную линию в автомобилестроении - 15 станций на этом «конвейере» позволяют собирать 15 машин одновременно. Сегодня здесь выпускают от четырех до восьми машин в день. Все они производятся только под предварительные заказы, а не «на склад».

Собранные машины обкатываются на тестовой площадке в течение 10-12 часов.

Весь процесс создания одной машины занимает сейчас 10 рабочих дней (для сравнения: в 1992 году на сборку одной машины требовалось 26 рабочих дней!). Качество для John Deere всегда было и остается на первом месте, «сделать максимальное из возможного» - это не пафосный девиз, а норма производства, где над каждым участком висит дисплей, отражающий текущую ситуацию на линии и опережение плана! По-хорошему напоминает уходящее вдаль советское прошлое с его планами и передовиками, не правда ли?

Налаженный проект поставок комплектующих от - ни много, ни мало - ста поставщиков, тщательно отработанная логистика и оптимальная минимизация складских запасов позволяют компании выдерживать конкуренцию на рынке.

Как сообщил Янне Хаапасало, сегодня у предприятия столько заказов с начала года, что полная загрузка на три месяца обеспечена - и это больше, чем год тому назад. Заказы поступают изо всех «лесных» стран, в том числе и из России.

На заводе в Йоэнсуу выпускается шесть моделей форвардеров: 810Е (почти неизвестен в России, единственная 8­колесная машина с манипулятором на передней раме), 1010Е, 1110Е, 1210Е, 1510Е (эта и предыдущая модели наиболее востребованы в нашей стране), 1910Е. Машины с 810-й по 1210-ю модели модернизированы под двигатели стандарта Tier4 (что повлекло за собой ряд изменений в раме машин - и прежде всего увеличение ее длины на 100-150 мм, в зависимости от машины), на очереди - следующие модели. Для России платформа IT4 и экологичные двигатели 4-го поколения пока не актуальны, и форвардеры будут по­прежнему комплектоваться двигателями Tier2, но устанавливаться они будут уже на новую, унифицированную раму. То же касается и харвестеров (в Йоэнсуу выпускают четыре модели - 1070Е, 1170Е, 1270Е и 1470Е): 12-я и 14-я модели (наиболее популярные в России, используются для сплошных рубок; на 1270Е приходится 90-95% всех продаж в РФ) уже переведены на 4-ю платформу, две другие машины эта участь ждет к осени (изменения в конструкции потребуют месячного перерыва в производстве, поэтому на заводе советуют потенциальным покупателям озадачиться вопросами их приобретения заранее). Итоговое удорожание машин из­за модернизации рам, по заверениям производителей, незначительно.

Безусловно, самым интересным моментом во всей экскурсии стало представление новаций, которые компания анонсировала на выставке Elmia 2013, а позднее запустила в серию - и теперь все они доступны для заказа. Помимо уже упомянутой смены платформы следует отметить систему сдвоенных гидравлических насосов Twin Pump: установка дополнительного контроллера, увеличение объема и существенная корректировка схемы работы повысили производительность техники на 30%! Прежде в гидравлической системе машины также было два насоса, но один из них отвечал за движение, другой - за работу манипулятора и харвестерной головки. Теперь когда машина стоит, гидравлический поток переключается на внутренний контур и оборудование не задействовано.

Установка системы интеллектуального управления манипулятором (IBC, Intelligent Boom Control) сравнима с переходом от ручной коробки передач на коробку-автомат: оператору достаточно лишь регулировать джойстиком направление и скорость движения манипулятора - все остальное умное устройство выполнит само. Действия манипулятора стали намного более плавными и экономичными (а сокращение количества лишних движений - это экономия расхода топлива), увеличилась продолжительность эффективной работы. Эта система как нельзя лучше подойдет для начинающих операторов, еще только осваивающих сложнейшие машины, но и опытные работники, тестируя ее (нам и самим довелось убедиться в этом), дают системе самые позитивные оценки: от лаконичного «упрощает и ускоряет работу» до эмоционального «я на старый харвестер больше не сяду». Снижение требований к квалификации эксплуатирующего систему оператора совсем не подразумевает отсутствия необходимости в ней - речь идет об общем улучшении эргономики, более интуитивном управлении стрелой, комфорте и результативности работы. Ничего подобного в предложениях конкурентов нет, и 60 заказов, полученных предприятием с конца декабря, подтверждают, что спрос на новинку велик.

Еще одна новая разработка - трехступенчатый контроль производительности машины (PPC, Processing Power Control). Переключатель позволяет выбрать один из рабочих режимов: экономичный (для легких условий и обработки молодого древостоя), базовый и режим максимальной производительности, который подойдет для самых экстремальных условий работы и рассчитан на опытных операторов.

Триумфальный дебют на Elmia 2013 восьмиколесного харвестера 1270Е IT4 повлек за собой его запуск в серию - и теперь эту модель можно купить. Машина весит чуть больше своей предшественницы, у нее удлинена рама, повышена устойчивость и проходимость, улучшена защита от опрокидывания. Такой харвестер отлично справится с работой на крутом склоне и слабых грунтах. В сравнении с 6-колесной версией у этой машины больше мощность двигателя, выше тяговое усилие.

Налажено серийное производство форвардеров с фиксированной кабиной, такие машины легче и - за счет некоторого конструктивного упрощения - дешевле. Кабина подверглась серьезной доработке, стала больше и комфортней, улучшена обзорность, усилены стекла. И, разумеется, сохранены все достоинства, характерные для вращающихся кабин E-Cab.

В настоящий момент доступно около 250 различных дополнительных опций, которые можно заказать сверх базовой комплектации машин John Deere.

Waratah OM

Сборка харвестерных головок Waratah
Сборка харвестерных головок Waratah

Сборка харвестерных головок Waratah
Сборка харвестерных головок Waratah

Сборка харвестерных головок Waratah
Сборка харвестерных головок Waratah

Следующим пунктом нашей поездки стало знакомство с производством харвестерных головок Waratah, которые устанавливаются на машины John Deere. Сборочная линия Waratah OM не претерпела особых изменений со времени моего посещения производства в 2012 году - поэтому будет уместно адресовать читателей к публикации «Нет ничего быстрее Deere» в «ЛесПромИнформ» №6 (88) за 2012 год. Добавлю лишь некоторые актуальные детали, которыми любезно поделился с гостями управляющий Томми Харринг (получив из моих рук экземпляр упомянутого выше номера журнала с его фото на одной из страниц ЛПИ, Томми с гордой улыбкой сказал: «Я видел эту статью в Интернете, но на бумаге - это совсем другое дело. Спасибо большое! Наверно, после этой публикации я - самый знаменитый финн в России?» «Осталось выучить русский и прочесть о себе в оригинале», - ответно отшутился я).

Итак, компания Waratah OM - совместное предприятие John Deere и местного предприятия металлообработки Outokummun Metalli - существует с 2004 года и сейчас отмечает свою первую круглую дату. В продуктовой линейке компании четыре модели двухвальцовых харвестерных головок и четыре - 4-вальцовых, шесть процессорных головок и одна валочная, а также измерительная система TimberRite. Это единственный производитель (и, кстати, изобретатель и обладатель патента) 4-вальцовых головок в мире. Среди собственных разработок Waratah - закрепленные патентами пачковый захват, производство вальцов, процессорные головки и др.

Головки унифицированы - их можно устанавливать на машины различных типов и разных производителей, как на колесную, так и на гусеничную технику (реализуются они через дилерскую систему John Deere и по собственным сбытовым дилерским каналам). Среди преимуществ продукции своей компании г­н Харринг отмечает сочетание высокой мощности головок с быстрой протяжкой, оптимальное удержание ствола дерева, точность измерительной системы (она легко «ловит» окно распила в 1 см!).

Несколько примеров. Самая популярная в России (впрочем, так же, как и в Европе с Северной Америкой - на ее долю приходится наибольшая доля продаж) - харвестерная головка H480C с параллельно-последовательным соединением, полным приводом, короткой рамой. Протяжку осуществляет за счет всех четырех вальцов. Двухвальцовая H270 при массе 1350 кг способна идеально проходить по кривизне ствола, идеальна для работы с крупным сложным древостоем и является хорошей альтернативой для 4-вальцовой серии. Тяжелая процессорная головка HTH622B (масса 2150 кг) с усиленной рамой, пинцетными ножами и вершинной пилой устанавливается на гусеничную технику и предназначена для работы с деревьями, собранными в штабеля в Сибири, где такие головки наиболее активно используются. В Скандинавии и центральной Европе пользуется большим успехом головка 414-й модели и HTH460 (она же 754-я по маркировке John Deere), заготовители Южной Америки предпочитают модель H480C.

Российский рынок в 2012 году стал для компании третьим по значимости после Финляндии и Швеции. Во многом росту продаж способствовала возможность оснащения головок Waratah устройством пачкового захвата (MTH, Multi Tree Handling), которое устанавливается между ротатором и рамой наклона, позволяя работать сразу с несколькими стволами. Эта опция используется примерно в каждой пятой головке, уходящей со сборочной линии. В Швеции установка MTH и вовсе является обязательной. Применение пачкового захвата способно повысить производительность харвестера на 20%.

После завода John Deere производство Waratah OM, которое полностью размещается в одном, средних размеров здании, кажется совсем небольшим. Но недооценивать его не стоит - это крупнейшее в мире предприятие такого профиля с годовым оборотом в 20-25 млн евро. Одних только комплектующих на стеллажах, высящихся по сторонам сборочной линии, здесь хранится на полтора миллиона! Здесь работают 40 человек, осуществляя сборку, тестирование и калибровку, проектирование головок. Часть команды, занимающейся головками, трудится в головном офисе John Deere в Тампере, всего же в этом производственном направлении концерна заняты почти 200 сотрудников (с учетом отдела заказов, конструкторов-разработчиков, ОТК, службы продвижения продукции). Результатом их совместной работы с инженерами Outokummun Metalli станет появление в этом году трех технологических новинок под маркой Waratah.

Outokummun Metalli

Outokummun Metalli
Outokummun Metalli

Outokummun Metalli
Outokummun Metalli

Outokummun Metalli
Outokummun Metalli

Пора рассказать и об этом предприятии, расположенном в местечке Оутокумпу. Так уж вышло, что мы перемещались по производственной цепочке от конца к началу (сборка машин, гидравлическая и электрическая оснастка головок - сборка «механики» головок, покраска и тестирование - создание рам и начальный монтаж головок), и именно это самое начало представляло для меня наибольший интерес - ведь на OM нас прежде не приглашали. Тем приятнее было радушие генерального директора завода Ярмо Пааккунайнена: «Предлагаю начать с горячего кофе, а в цех пройдем потом!»

В тот час на рабочих местах было пусто - как раз наступила пересменка. На производстве работают 70 человек в две смены, пять дней в неделю. По контракту производят рамы головок для Waratah и John Deere, а также гидравлические компоненты, гусеницы и другую продукцию металлообработки.

Outokummun Metalli - семейная компания, основана в 1980 году, начинала с выпуска оборудования для горнодобывающей промышленности. В 1984 году здесь разработали и начали производство харвестерных 4-вальцовых головок и с тех пор их уже изготовили более 8 тыс. шт. Кооперация с John Deere дала толчок развитию не только Waratah OM, но и Outokummun - к 2008 году производственные площади выросли вдвое, до 5800 м2, в 2009-м компания приобрела фирму Pentin Paja Oy, в 2011-м еще одну - Koneosapalvelu Oy, а совсем недавно, в 2013 году - основала дочернюю компанию Firo, освоив выпуск столов для сварки. Цифры говорят сами за себя - в 2012 году оборот ОМ превысил 22 млн евро, прибыль в 2013-м составила 12,8 млн евро. Общее число сотрудников - 125. Компания входит в сеть SYNERTEC, состоящую из 14 предприятий, занимающихся производством продукции из металла и пластика в Оутокумпу.

Несколько слов о подразделениях ОМ.

Pentin Paja Oy существует с 1982 года, это инженерно-производственная компания, специализирующаяся на комплектующих и оборудовании для лесозаготовительной и строительной техники, которые продаются на рынке под брендом Naarva. В штате 25 работников. Ежегодный оборот - 2,2 млн евро. Koneosapalvelu Oy основана в 1967 году и работает в этом же сегменте, производя запасные части и оборудование для сельскохозяйственных и лесозаготовительных машин, кранов, предприятий тяжелого машиностроения, а также оказывает сервисные услуги. «Эксперты во всем, что касается способности машин двигаться», - примерно такую характеристику этой компании мы услышали. Штат состоит из 52 сотрудников, годовой товарооборот - около 11,5 млн евро.

Но вернемся в заводские цеха. Здесь металл режут, гнут и сваривают, формируя детали оборудования, которые далее подвергают машинной обработке, окрашивают, собирают в конструкции и тестируют. Собранные агрегаты отправляют на Waratah OM для дальнейшего монтажа, либо - если работа выполнена не в рамках партнерских отношений с John Deere - на склады в шведском г. Марста, где аккумулируется продукция десятков поставщиков комплектующих, и далее реализуются по каналам дилеров.

Ярмо Пааккунайнен очень оптимистично оценивает сотрудничество с John Deere: «Плюсы такого союза очевидны - это большой опыт каждого из участников, продуманность процессов, углубленная специализация, надежность и качество продукции как конечный результат».

Дорога в лес





Мы увидели обновленные харвестер и форвардер от John Deere на ходу во время «показательных выступлений» на тестовой площадке завода. Но одно дело - тест-драйв на предприятии, и совсем другое - реальная лесозаготовка. Поэтому возможность побывать на делянке в 45 км от города, где ведут заготовку харвестер 1270Е с головкой 480С и форвардер 1510С с поворотной кабиной и короткой платформой (для перевозки сортиментов длиной до 4 м), оснащенный системой IBS, все восприняли с энтузиазмом.

Харвестер (в котором я не мог не оказаться, следя за работой машины через плечо оператора) с легкостью работал на полном вылете стрелы, стремительно спиливая деревья самых разных размеров, обрезая сучья и разрезая стволы на точно отмеренные (это потом зафиксировали рулеткой самые недоверчивые из нас) части. Летел с падающих крон, искрясь под лучами солнца в чистом морозном воздухе, снег, утробно рычали моторы, звонко жужжала пила - а два десятка мужчин в ярких защитных жилетах внимательно следили за особенностями движения машин и работой сидящих в кабинах людей.

 

P.S. Лед, огонь и гламурные цепи

Как я уже говорил, на нашу поездку дни выдались холодные. Температура в Финляндии опустилась почти до 30 градусов мороза - но это не помешало организаторам продемонстрировать, а гостям оценить красоты укрытого в лесистых холмах озера Коли, в окрестностях которого был устроен дружеский ужин и (в качестве отдыха после напряженных рабочих визитов) катание на оленях и собачьих упряжках. Только специальные, утепленные комбинезоны спасали от пронизывающего ветра, пока разноглазые хаски (хотите верьте, хотите нет - у подавляющего большинства из трех десятков собак, катавших нас, один глаз голубой и другой карий!) несли нас по льду озера. А на оленьей ферме от ветра и холода нам пришлось укрыться в деревянной избушке, в которой гостеприимная хозяйка пекла на открытом огне очага блины... Но что такое холод для жителей Архангельской области, Вологодчины и ХМАО? Судя по счастливым лицам, впечатлений всем приехавшим должно было хватить надолго, во всяком случае, мы делились ими всю обратную дорогу к дому - но это уже совершенно другая история.

Я же хочу вместо заключения рассказать об одной загадке, ответ на которую мне дал управляющий завода John Deere Forestry. Не раз и не два, бывая на экскурсиях по машиностроительным предприятиям, я обращал внимание на крановые цепи удивительно манерного розового цвета; мужчины при виде их хмыкали с неопределенным выражением, а любопытные дамы непременно интересовались - к чему, мол, такая «веселенькая расцветка»? Видимо, тайна сия велика есть - никто из производственников так и не мог ответить на периодически возникающий вопрос. Никто, кроме Янне Хаапасало! «О да, нас часто спрашивают об этом. Цепи разнятся по цвету в зависимости от веса груза, на который они рассчитаны. Простите - я не помню, какой соответствует розовому...»

Текст и фото: Максим ПИРУС

Автор благодарит Александра Кислухина (Waratah), Сергея Лосева («Трактородеталь») и Алексея Дрочнева (John Deere) за приглашение в поездку и помощь в подготовке публикации.