Партнеры журнала:

События

«Российский лес – 2013»: время и место подводить итоги

Вологда в 18-й раз приняла международную лесопромышленную выставку

С 1996 года в начале декабря в Вологде традиционно проходит выставка «Российский лес». Завершая собой череду выставок по тематике ЛПК, она заслуженно считается итоговой. Участники 18-го «Российского леса» дружно отметили высокий организационный уровень выставки и мероприятий ее деловой программы, в которых приняли участие члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной думы, представители аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО, Рослесхоза, Минпромторга, Департамента лесного хозяйства по СЗФО, руководители региональных отраслевых ведомств.

В планировке «Русского леса - 2013» произошли изменения: переход из основного здания ВК по коридору к зданию, в котором в прежние годы располагалась часть экспозиции, был закрыт. Таким образом, выставочные площади сократились, и стенды экспонентов оказались плотно «утрамбованными» на трех этажах основного здания выставочного комплекса. Техника же была размещена не только у входов на выставку, но и на центральной площади Вологды, где в день открытия «Русского леса» даже состоялось лазерное шоу. Изменениями участники остались довольны, так как размещение техники на городской площади позволило продемонстрировать большое количество машин. Некоторые экспоненты даже предпочли выставляться именно на улице, без аренды площади в ВК и оформления собственного стенда в помещении. Единственный минус для тех, кто не отличается морозоустойчивостью или не везет с собой технику для показа, - бронировать стенды под крышей отныне придется заблаговременно, потому что места для всех желающих теперь не хватает. Ходят слухи, что для расширения выставочных площадей на будущее рассматривается вопрос даже о переносе выставки в Череповец, но это пока не более, чем слухи.

Деловая программа

Форвардер Ponsse Buffalo
Форвардер Ponsse Buffalo

Перегружатель Sennebogen 735
Перегружатель Sennebogen 735

Гидроманипуляторы Майкопского машиностроительного завода
Гидроманипуляторы Майкопского машиностроительного
завода


Форвардер Komatsu 865
Форвардер Komatsu 865

Форвардер «Беларус» МЛПТ-34
Форвардер «Беларус» МЛПТ-34

ЧТЗ Б10М с мульчером AHWI M 500
ЧТЗ Б10М с мульчером AHWI M 500

Форвардер «Амкодор
Форвардер «Амкодор

Так как визитной карточкой выставки «Российский лес» является ее деловая программа, этой теме мы и уделим особое внимание. Участниками двух десятков бесплатных семинаров и круглых столов (в том числе двух выездных семинаров) на самые актуальные темы в лесном комплексе страны стали более 2 тыс. специалистов! «Проведение масштабных мероприятий мирового уровня помогает не только наладить экономические связи между предприятиями, но и повысить инвестиционный имидж региона», - подчеркнула начальник Департамента экономического развития Вологды Любовь Фомичева.

В рамках выставки прошел Международный лесной форум, на котором в формате дискуссии обсуждались проблемы национальной лесной политики, собственности на леса, адаптации лесной отрасли к условиям ВТО, лесоустройства и лесной инфраструктуры, а также были подведены итоги реализации поручений апрельского заседания Президиума Государственного совета РФ.

Показателем большого интереса к выставке и значимости деловой программы стали такие знаковые мероприятия, как пленарное заседание «Развитие лесного сектора экономики в свете основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации»; итоговое совещание ФАЛХ по исполнению субъектами СЗФО переданных полномочий в области лесных отношений в 2013 году; заседание Экспертного совета по вопросам лесного комплекса при Комитете Государственной думы.

Открывая пленарное заседание, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников сказал: «Выставка - это уникальная дискуссионная площадка, которая объединяет профессионалов. Вологда определяет тренд развития лесной отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу. 70% территории нашей области занимают леса, поэтому развитие лесного кластера для нас - стратегический приоритет». Среди тем, рассмотренных на пленарном заседании, реализация в регионе крупных, способных вывести лесную отрасль на новый уровень инвестпроектов, таких, как новый целлюлозный комбинат, который будет заниматься глубокой переработкой сырья и выпускать до 1,2 млн т беленой целлюлозы в год. По мнению участников заседания, вокруг таких предприятий нужно организовывать специализированные лесные кластеры с тщательно проработанной вертикально интегрированной системой - от лесозаготовки до производства товаров с высокой добавленной стоимостью.

На заседании экспертного совета чиновники подвели итоги работы за год и представили собравшимся ситуацию, сложившуюся в современном лесоустройстве, обсудили возможности ее улучшения.

«Повестка дня очень актуальная. Президент России трижды на Госсовете говорил о необходимости выполнения лесоустроительных работ. Что такое лесоустроительные работы? Это начало начал лесного комплекса, - подчеркнул директор НП СРО «Лесной союз» Виктор Грачев. - Это не просто учет и таксация лесных ресурсов, биологического продукта, который изменяется и во времени, и в пространстве. Результаты лесоустройства являются главными критериями инвестиционной привлекательности лесного бизнеса, а значит и развития бизнеса и пополнения казны - как федеральной, так и региональной».

«Вопрос лесоустройства очень сложный, потому что утрачена школа, нет специалистов, не выделялись средства на эти мероприятия, поменялось законодательство. Сегодня мы рассматриваем текущее состояние лесоустройства и задачи для наведения порядка», - прокомментировал проблематику заседания экспертного совета депутат Госдумы Вячеслав Позгалев.

В недавнем прошлом лесоустроительные работы были исключены и из статей бюджетного финансирования, и из регламента, но в последнее время, по словам специалистов, эту проблему начали решать: в 2013 году на лесоустройство выделено 300 млн руб. из федерального бюджета, а в 2014 году сумма вырастет до 820 млн. По мнению экспертов, к этим деньгам необходимо приобщать средства регионального бюджета, только тогда удастся решить все проблемы в этой сфере.

Эксперты предложили внести некоторые поправки в существующие проекты законов. По их словам, необходимо регламентировать проведение лесоустроительных работ: проводить их должны только те предприятия, которые получат допуск от саморегулируемой организации в области лесных отношений; это необходимо для того, чтобы объединить специализированные фирмы, а они, в свою очередь, будут выпускать качественную продукцию.

«Лесная экономика нашей страны должна стать самой передовой в мире, и мы будем к этому стремиться, - подчеркнул заместитель губернатора Вологодской области Николай Гуслинский, перед научно-техническим семинаром «Совершенствование юстиционно-экономической системы развития лесного бизнеса РФ». - Но, для того чтобы добиться каких-то результатов, нужно знать, к чему мы идем, и много учиться. Поэтому на выставке "Российский лес", помимо деловой программы, есть и широкая научная составляющая».

«Необходимо, чтобы лесная отрасль и лесная промышленность стали социально значимыми. Сейчас для этого надо многое сделать, в первую очередь в части модернизации производств, чтобы создать новые предприятия. Для этого в нашей стране есть все условия. Необходимо решить социальные вопросы: создание новых рабочих мест, повышение оплаты труда и культуры производства, создание социальной инфраструктуры, - сказал модератор семинара, генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николай Петрунин. - Меняется тип наших предприятий, в том числе и в Вологодской области. Во многих субъектах РФ уже используют кластерный подход, который позволяет не только решить социальные вопросы, но и определиться с новыми видами производства».

В ходе деловых встреч и переговоров на выставке был подписан ряд договоров и протоколов о намерениях, в частности, представители власти и бизнеса Вологодской области и Финляндии подписали соглашение о создании международного кластера деревянного домостроения в области. Он будет базироваться в выставочном комплексе «Вологодская слобода» с учебной базой в г. Соколе. Это некоммерческое партнерство правительства Вологодской области, финского фонда развития строительства и ЖКХ, а также представителей деревообрабатывающих предприятий двух стран. В Вологде будет создана торговая площадка, на которой планируется презентовать новинки технологий деревянного домостроения. Кроме того, будет создан международный образовательный центр по подготовке специалистов в области деревянного домостроения. Партнеры намерены обмениваться инновационными технологиями по производству стройматериалов и конструкций.

«Развитие деревянного домостроения в богатых лесными ресурсами регионах способно решить задачи масштабного жилищного строительства - благодаря экономичности, доступности сырья, экологичности стройматериалов и конструкций», - отметил представитель пресс-службы областного правительства.

Известный производитель техники, компания Komatsu Forest организовала на выставке «Российский лес» тематический семинар, посвященный вопросам учета характеристик древесины и рабочего времени при работе на современных лесных машинах, вызвавший большой интерес у специалистов отрасли. Директор по продажам и маркетингу этой компании Тимофей Богатенко детально рассказал слушателям о тонкостях и сложностях при эксплуатации харвестерных агрегатов и настройке параметров приборов измерения. Так как многие лесозаготовители зачастую платят оператору за кубометр заготовленной древесины, необходимо правильно установить правила подсчета именно коммерческой древесины, чтобы не получилось так, что оплата будет начисляться за кору и воздух. Очень важно грамотно готовить сортиментный план, создавать четкие правила учета, требования к ведению раскряжевки, задавать параметры учета коры и прочих характеристик древесины, чтобы не терять деньги. Современная техника призвана помочь извлечению наибольшей прибыли и обеспечению максимально возможного контроля процесса лесозаготовки, но ею нужно уметь пользоваться. Важно знать тонкости работы оборудования и алгоритмы расчетов.

Главной же новинкой компании на выставке «Российский лес» стал харвестер на базе экскаватора Komatsu PC200 с харвестерным агрегатом Komatsu 370E. В комплексе с этой машиной посетителям был представлен форвардер Komatsu 865, поставляемый в Россию с 2012 года.

Шведская компания Rottne провела семинар, посвященный интенсивному лесопользованию, и представила результат совместного (с филиалом Группы «Илим» в г. Коряжме) проекта по проведению рубок ухода в Архангельской области. Рубки ухода распространены в Скандинавии как мероприятия для интенсификации лесопользования, тогда как российское лесопользование традиционно характеризуется сплошными рубками на обширных территориях.

По словам генерального директора ООО «Форест-Сервис» (эксклюзивного дилера техники Rottne в России) Юхана Хэдмана, рубки ухода - это направление, которое необходимо активно развивать. Препятствиями для этого в нашей стране является недостаточное развитие дорожной сети и заложенные в регламентирующих документах ограничения. Совместный проект компании Rottne и Группы «Илим» предполагал достижение максимального экономического эффекта лесозаготовки при полном соблюдении законодательства РФ в ходе проведения мероприятий.

Для испытаний скандинавской технологии и техники на основе таких критериев, как возраст и тип древостоя, средний объем хлыста, было выбрано пять лесных участков в Архангельской области и Республике Коми с общим объемом древесины 1800 м3. Тест-драйв проходил в конце сентября - начале октября 2013 года, в нем был задействован четырехколесный харвестер Rottne H8. Машина характеризуется компактностью, маневренностью и исключительной проходимостью, что особенно актуально при рубках ухода, когда необходимо по максимуму сохранять имеющиеся лесные насаждения, обеспечивая при этом уход, способствующий росту оставленных деревьев.

Директор по лесному хозяйству лесного филиала Группы «Илим» Дмитрий Пахомов отметил, что результаты тест-драйва превзошли все его ожидания: «Наш основной бизнес - производство целлюлозы, бумаги. При этом наше сырье - древесина, к которой не предъявляется серьезных требований: она может быть и низкосортной, и малогабаритной. Сегодня ситуация такова, что лес вокруг комбинатов сильно истощен и представляет собой средневозрастные насаждения с возрастной структурой 25-40 лет, 60 лет максимум. А это как раз такие насаждения, где можно и нужно проводить рубки ухода. Основная цель совместного проекта с компанией Rottne была следующая: найти и отработать технологию выборочных рубок, которая вписывается в лесное законодательство России, и при этом получить максимальный экономический эффект от снижения себестоимости лесозаготовок».

Все участники проекта обратили внимание на такие результаты работы, как однородность оставленного леса и минимальное воздействие колес харвестера на почву. Основные эксплуатационные показатели харвестера - расход топлива и производительность - доказали эффективность работы Rottne H8 в условиях северных широт: расход топлива составил 0,7 л на 1 м3 (9,8 л/ч), а производительность достигла 11,3 м3/ч.

Несмотря на убедительность результатов проекта, осуществление рубок ухода в массовом порядке в России пока под вопросом. Оживленная дискуссия на семинаре развернулась по поводу законодательной базы подобных проектов и необходимости пересмотра отношения к лесопользованию в целом - участники высказали мнение, что до той поры, пока леса у нас находятся в аренде, а не в собственности, избежать потребительского отношения к лесу и нежелания заботиться о его сбережении и рекультивации вряд ли удастся.

Представители машиностроительной компании John Deere рассказали об итогах 2013 года и поделились планами на будущее. «Результаты подразделения строительной и лесозаготовительной техники чуть хуже, чем у компании в целом: оборот меньше на 8%, чем в прошлом году, прибыль - на 20%, - сказал руководитель отдела маркетинга John Deere (подразделения строительной и лесозаготовительной техники) Валентин Кушнерёв. - Это связано и с уменьшением поставок техники в Россию, вызванным ухудшением экономической ситуации, и с тем, что в мировой строительной индустрии наблюдается спад, а в лесной отрасли он еще сильнее. Также, снижение прибыльности было связано инвестициями в строительство и открытием новых заводов в Китае и Бразилии в этом году. Но в 2014 году подразделение планирует выйти на результат +10% по обороту.

Вхождение России в ВТО негативно повлияло на всю лесозаготовительную отрасль: годом ранее уровень заготовки составлял 196 млн м3, а уже в январе 2013 года глава Рослесхоза комментировал, что в текущем году стоит расcчитывать не более чем на 190 млн. И уже сейчас мы видим, что он не ошибался.

Лесная индустрия главным образом живет за счет экспорта леса, а экспорт леса сильно упал по причине новых условий, которые появились после вступления России в ВТО и неблагоприятной экономической ситуации. Тем не менее, компании John Deere в России удалось в лесозаготовительном направлении удержать свои позиции и даже немного укрепить.

Самый пик продаж лесозаготовительной техники в России наблюдался в 2008 году. В 2009 году произошло падение почти на 90%, потом из года в год рынок лесозаготовительной техники восстанавливался. Продажи сортиментной техники после серьезного падения в 2009 году так и не дошли до уровня 2008 года, а по хлыстовой - уже в 2011 году перешли порог 2008 года, в 2012 и 2013-м продолжали расти. То есть темпы развития высокомеханизированной хлыстовой лесозаготовки выросли, по отношению к сортиментной. Хлыстовая заготовка крайне популярна в Восточной Сибири, а в остальных лесных регионах преобладает сортиментная.

Все это говорит о том, что все больше и больше леса заготавливается механизированным способом на востоке нашей страны, где серьезные, еще не тронутые, запасы леса. Если в 2008 году примерно 70% лесозаготовки приходились на Северо-Западный и Волго-Уральский регионы, а 30% - на Сибирь и Дальний Восток, то сейчас баланс сместился в сторону регионов за Уральским хребтом.

С учетом этой специфики мы вывели на рынок России самые большие валочно-пакетирующие машины (ВПМ) 953K/959K, которые поставляются в Восточную Сибирь. Активное развитие получают машины на гусеничном ходу (в том числе в СЗФО) - например, харвестеры 753JH и 759JH, также доступные для российских клиентов с 2013 года. Заказчики очень довольны, отмечают преимущества гусеничной техники: проходимость лучше, "холмы лучше берет".

Обеспечение запчастями и оперативность их поставки - один из ключевых моментов успеха в нашем бизнесе: в 2010 году у нас открылся под Домодедово производственный центр и распределительный центр запасных частей, который обеспечивает всю Россию и неуклонно наращивает проценты наличия комплектующих - в этом году он был рекордным. Для наших заказчиков это значит, что практически каждая запасная часть, которая может понадобиться, есть в наличии, соответственно, срок поставки очень короткий.

В этом году нам удалось скорректировать ценовую политику с точки зрения цен на запчасти и расходные материалы, найти возможности и провести существенное (до 60%) снижение цен на наиболее востребованные запчасти и расходные материалы».

Никита Назаров, технический специалист John Deere, дополнил рассказ подробностями о новых разработках: «В 2013 году наши харвестеры и форвардеры были существенным образом доработаны, и о новинках я хотел бы начать рассказывать с первого элемента цепочки сортиментных машин - харвестеров. Гидравлическая система харвестеров была доработана, теперь она представляет собой систему с разомкнутым контуром и двумя насосами, что позволяет перераспределять и направлять поток насоса трансмиссии на харвестерную головку, добиваясь плавности работы манипулятора и повышения гидравлической мощности при валке и раскряжевке. Доработан узел привода лестницы кабины, он стал гидравлическим, что повысило надежность узла. В систему управления внесены изменения, появилась трехуровневая регулировка мощности при раскряжевке. Настраиваемый пользовательский интерфейс позволяет владельцу машины скрыть отдельные пункты меню, оставив только те, которые, на его взгляд, нужны операторам для той или иной работы, ведь не секрет, что порой операторы, почувствовав себя "асами", начинают вмешиваться в настройки машины...

Форвардеры также были доработаны, в частности, гидравлическая система, насосы и моторы, - с целью достижения оптимальной экономичности расхода топлива. Добавилось сразу несколько систем, помогающих упростить работу оператора с манипулятором, тем самым повысив производительность. Мы старались модернизировать наши машины так, чтобы производительность росла, а топливо расходовалось экономнее. Это необходимо нам, чтобы сделать бизнес клиентов более эффективным, а значит более прибыльным».

Кто построит лесные дороги?

Отдельно следует упомянуть круглый стол «Эффективное строительство лесных дорог» и жаркую дискуссию по проблемам несовершенства нормативно-правовой базы, регулирующей строительство и содержание лесных дорог, участия государства в финансировании таких проектов, дороговизны последних для частных арендаторов.

В лесном сообществе существует три мнения о том, как должно финансироваться строительство лесных дорог. Первое: финансировать должен собственник леса (так как это его актив), он должен содержать дороги, поддерживать их в хорошем состоянии и в этом состоянии сдавать в аренду. А так как в России собственник леса - государство, значит именно оно должно полностью финансировать строительство дорог. Второе мнение: лесные дороги нужны только арендаторам леса, они используют их для того, чтобы извлекать прибыль, развивать свой бизнес, значит и строить следует им. Третье мнение: финансировать строительство дорог должны совместно компании и государство. И это мнение является сейчас главенствующим.

В ходе дискуссии представители компаний-лесозаготовителей высказывали мнения, которые сводились к тому, что необходимо разделение ответственности за состояние дорог между частными компаниями и государством. Они полагают, что строительство магистральных дорог, используемых также жителями близлежащих населенных пунктов, службами скорой помощи и пожарной охраны, необходимо финансировать за счет государства, а ответвления от этих дорог, которые нужны только для работы в лесу, следует строить за счет заготовителей.

«Ежегодно мы строим около 60 км дорог круглогодичного пользования, - рассказал директор группы компаний «Регион-лес» Алексей Луговской. - Но проблемы лесной инфраструктуры касаются не только нас, ведь лесные дороги зачастую проходят через муниципальные образования, обеспечивая связь и снабжение населенных пунктов. И для своевременной ликвидации лесных пожаров необходима развитая дорожная сеть. Мы содержим не только лесные дороги, но и общего пользования. Понятно, что лесозаготовительный бизнес нуждается в помощи государства - как в виде субсидий и компенсации части затрат, так и в виде тщательно проработанной (с учетом мнения лесозаготовительных предприятий) проектной документации для строительства лесных дорог».

Директор по строительству Группы «Илим» Дмитрий Пахомов рассказал: «"Илим" занимается лесозаготовками на территории двух субъектов федерации - Северо-Западного ФО и в Сибири (Иркутской области). На Северо-Западе мы строим примерно по 70 км в год дорог круглогодичного действия. Основная техническая единица на строительстве дорог сегодня - экскаваторы, от применения тяжелой техники типа бульдозеров постепенно уходим. Активно сотрудничаем с компанией John Deere.

Эффективное строительство начинается с планирования. С ним есть определенные сложности, и связаны они в первую очередь с нормами, вернее, с их отсутствием: сегодня понятие "лесная дорога" входит в общее понятие "лесная инфраструктура", и у нее нет никаких конкретных показателей, значений, никто не знает ее технических характеристик. Это, конечно, осложняет проектирование строительства.

Арендатор лесного участка - это владелец лесной техники, для него очень важно загрузить ее работой в круглогодовом режиме, чтобы работала эффективней. Лето для нас начинается в апреле и заканчивается в октябре, это часть года, когда в лес ты не попадаешь. Вынужденный простой, если ты не организуешь себе доступ в леса, поэтому строительство лесных дорог - это вопрос не эффективности и окупаемости даже, это жизненная необходимость. Либо ты строишь дорогу и рубишь круглый год, либо твои машины стоят у забора 2/3 года. Вот и вся экономика...

Часто в наш адрес звучат претензии: мол, вот вы ездите на лесовозах, трассу разбиваете... Но никто, кроме местного населения, не замечает, когда мы засыпаем ямы, ремонтируем мосты. Мы готовы брать на себя социальную ответственность и несем ее в тех районах, где присутствуем».

Участники мероприятия отметили, что для увеличения объемов лесозаготовки и эффективной борьбы с лесными пожарами в регионе необходимо строить в год от 100 до 200 км лесных дорог. Каждый километр лесной дороги обходится в 3,5 млн руб. Осилить такое строительство, по мнению участников встречи, можно лишь на условиях государственно-частного партнерства при софинансировании проектов.

Заместитель директора департамента лесного комплекса Вологодской области Роман Марков образно и емко обрисовал текущую ситуацию со строительством лесных дорог в регионе: «У нас дела обстоят так же нелегко, как и во всей России: области за два года удалось привлечь на строительство лесных дорог 150 млн руб. За счет федеральных средств построено 42 км дорог, а 90 км построили арендаторы.

Ни для кого не секрет: чтобы взять 1 млн м3 леса, надо построить примерно 60 км лесных дорог. Что происходит сегодня? Лесные дороги в лесном кодексе "скрываются" под термином "лесная инфраструктура". Есть переданные полномочия, когда мы можем строить дороги как регион, как орган, исполняющий полномочия. Мы можем строить противопожарные дороги и другие технические дороги, которые, в принципе, можно использовать и для нужд лесопромышленных предприятий.

Чтобы строить дороги за счет федеральных средств, должна быть необходимая проектная документация, которую сейчас никто не готовит. Пришлось поднимать старые нормативы, еще времен Советского Союза, и строить дороги по старым ведомственным стандартам лесных дорог! Далее возникает вопрос по балансу принадлежности этих дорог и их содержанию.

В 2009-2010 годах Рослесхоз принял решение выделить средства на строительство лесных дорог в пяти субъектах РФ, был заложен механизм государственно-частного партнерства: 60% средств выделяла федерация, а 40% финансировала область или арендатор. Но в объеме субвенций на сегодня отдельно средств на строительство лесных дорог не предусмотрено. Пока из субъектов никто денег не получал».

Подводя итоги круглого стола, модераторы отметили, что лесозаготовительные компании в строительстве лесных дорог, по сути, берут на себя часть функций государства, не только действуя в интересах бизнеса, но и решая в том числе социальные проблемы: связывают поселки дорогами, что позволяет людям добираться из одного места в другое. Предложение Президента РФ финансировать строительство лесных дорог из средств муниципальных дорожных фондов признано интересной инициативой, но еще предстоит оценить, насколько она реализуема. Следует разрабатывать планы строительства дорог совместно с регионами, и необходима федеральная государственная программа, которая бы этот процесс регулировала.