Пластичные смазки
Когда речь заходит о смазочных материалах для мобильной техники, первое, что приходит в голову - что речь идет о моторном масле или о рабочей жидкости для гидравлических систем. И это неудивительно. По ряду причин наибольший расход приходится именно на эти виды продуктов.
Давайте рассмотрим рекомендации по применению смазочных материалов в мобильной технике. В начале приведены требования к моторному маслу, затем - к гидравлическому и трансмиссионным маслам, далее - к охлаждающей жидкости. Замыкают список пластичные смазки. Очередность может быть и другой, но смазки всегда идут в конце.
Можно заметить, что требования к маслам изложены достаточно подробно: они включают диапазоны рабочих температур, классы вязкости, индустриальные стандарты или спецификации производителей отдельных агрегатов, иногда даже требования по содержанию определенного компонента. А пункт требований к пластичной смазке зачастую заполнен всего одной короткой аббревиатурой: NLGI 2.
Возможно, и в самом деле не стоит тратить много усилий и времени на расшифровку этого пункта. Ведь что такое подшипник по сравнению с ДВС или насосом? Но в то же время машина не может передвигаться или работать изза поломки того же подшипника, который не был вовремя смазан подходящей смазкой.
К сожалению, отсутствие четкого описания требований к пластичной смазке для того или иного вида машин приводит к отсутствию четких критериев выбора при приобретении смазочного материала и, как результат, - к быстрому износу оборудования, поломкам и простоям техники.
Чем следует руководствоваться при выборе пластичной смазки?
Прежде всего требованиями производителей техники. Если они не указаны в руководстве пользователя или вы не удовлетворены эффектом от применения рекомендованной смазки, следует учесть следующие факторы:
- смазка необходима для узлов качения или скольжения;
- диапазон рабочих температур;
- рабочие скорости подшипников и тип нагрузки.
Эта информация поможет вам:
- найти баланс между вязкостью базового масла и консистенцией (тот самый класс NLGI), то есть подобрать смазку, которая будет стабильно прокачиваться зимой и обеспечивать необходимый уровень противоизносной защиты механизмов;
- выбрать смазку с подходящим для вашего оборудования загустителем (в зависимости от того, что для вас важнее: водостойкость или стойкость к высоким температурам);
- выбрать не «универсальную» смазку, которая будет в равной степени посредственно работать в узлах качения и узлах скольжения, а две смазки: одну - специально для подшипников качения, вторую - специально для направляющих и узлов скольжения.
Обладая базовой информацией о рабочих условиях и типах смазываемых узлов, вы всегда сможете обратиться к производителям пластичных смазок, и они помогут подобрать оптимальный вариант.
Итак, выбор сделан, но как удостовериться, что смазка обеспечивает заявленную эффективность? Ответ прост: провести полевые испытания.
Методики проведения полевых испытаний
Методики проведения испытаний могут быть разными. Например, технические специалисты «Шелл» проверяют: - объем смазки, закладываемой изначально и добавляемой в процессе эксплуатации;
- работу и настройку централизованной системы смазки (при ее наличии);
- наличие/отсутствие загрязнений в смазываемом узле;
- износ поверхностей трения (качественная и количественная оценка).
В некоторых случаях проводится еще и лабораторный анализ отработанной смазки.
Периодичность проведения перечисленных мероприятий может также варьироваться. Важно помнить, что продолжительность испытаний должна быть оправданной, то есть не слишком затянутой и в тоже время достаточной для объективного определения эффективности работы смазочного материала в конкретном узле или механизме.
Андрей Кудимов,
ведущий специалист по применению смазочных материалов и
работе с ключевыми глобальными производителями техники в секторе «Горная добыча»