Биотехнологии: будут ли субсидии?
Понятие биотехнологий применительно к лесопромышленным инвестпроектам на законодательном уровне не определено
Правительство России утвердило постановление, согласно которому лесопромышленные компании получат субсидии на инвестиционные проекты, в которых будут использоваться биотехнологии. Впрочем, по мнению некоторых специалистов отрасли, средства могут не дойти до конечных получателей, так как на законодательном уровне не определено само понятие таких проектов.
В постановлении не объясняется, что такое биотехнологии применительно к лесопромышленному комплексу. В соответствии с документом, объем инвестиций в такой инвестпроект должен составлять не менее 50 млн руб., а увеличение производства продукции с использованием биотехнологий должно быть не менее чем на 3% по каждому проекту. Государство намерено компенсировать лесопромышленникам часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на инвестпроекты в 2014-2016 годах.
Федеральным бюджетом в 2014-2016 годах предусмотрено ежегодное выделение субсидий в сумме 250 млн руб. организациям лесопромышленного комплекса на компенсацию части затрат на реализацию комплексных инвестиционных проектов по модернизации и созданию новых производств с применением промышленных биотехнологий. Министерство промышленности и торговли подсчитало, что субсидирование процентных ставок позволит увеличить объемы производства к 2016 году на 500 млн руб. и тем самым снизить долю импорта.
Однако, как говорят специалисты отрасли, пока неясно, какие инвестпроекты смогут претендовать на уже запланированные в бюджете средства. Прежде чем принимать решение о возможном участии в таком проекте, необходимо определиться с тем, какие проекты могут подпадать под это постановление.
Заместитель генерального директора по управлению проектами ФГУП «Государственный научный центр лесопромышленного комплекса» Николай Кожемяко отмечает, что сегодня нет механизма исполнения постановления, определяющего критерии использования биотехнологий в лесопромышленном комплексе: «Если не будут приняты оперативные меры по разработке такого механизма, может повториться ситуация с постановлением № 2 о приоритетных проектах. Изза отсутствия механизма реализации это постановление не работало, и в результате деньги были перераспределены на другие программы. В итоге лесопромышленники получили средства на модернизацию, но по другим программам».
По словам президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, проблема с задержками в подготовке нормативно-правовой базы под конкретные инициативы министров распространена.
«На уровне министров принятие решений по поводу тех или иных постановлений происходит быстро. Однако нормативно-правовая база должна быть подкреплена подзаконными актами. Без их обеспечения множество правильных идей сталкивается с проблемами. Примеров масса, все они касаются в основном крупнейших экономических инициатив», - отмечает гн Абзалов.
Эксперт утверждает, что после принятия решения доработка нормативно-правовой базы под инициативу затягивается, как правило, на год. В итоге распределение средств откладывается, что формирует так называемый бюджетный навес. Ведомства не успевают освоить бюджетные средства в рамках программы, что приводит к большой нагрузке на бюджет в конце года.
По мнению Дмитрия Абзалова, затягивание подготовки нормативноправовой базы под конкретные решения связано не только с большой нагрузкой на ведомства, но и частично с рассогласованием их функций.
Вместе с тем аналитики считают, что законодательные нормы, позволяющие компенсировать часть затрат в рамках тех или иных проектов, бывают, как правило, не очень эффективными.
«На примере Сибирского федерального округа, где доходы бюджета от ЛПК одни из самых высоких, могу сказать, что те преференции, которые существуют на региональном уровне по субсидированию процентных ставок, очень незначительны. Сомневаюсь, что эта мера приведет к инвестициям в отрасль», - говорит независимый отраслевой эксперт Анастасия Копылова.
По словам аналитика независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Андрея Шенка, речь может идти о биотехнологиях, связанных с производством биотоплива. Он также не исключает, что биотехнологии могут применяться на этапе выращивания леса, то есть при создании лесных хозяйств. «Думаю, что не более 10% предприятий отрасли применяют биотехнологии, и потенциал рынка довольно большой. При этом ограничение по минимальному объему инвестиций сделает довольно трудным получение субсидий некрупными игроками. В результате чего я не исключаю, что в отрасли постепенно будет происходить консолидация и появятся крупные игроки с большой долей рынка», - резюмировал г-н Шенк.
По материалам izvestia.ru