Лесной кодекс

Правила лесопромышленного движения: обгон запрещен

15 ноября 2007 года состоялся десятый, юбилейный съезд Союза лесопромышленников Ленинградской области. В 1998 году инициативной группой лесопромышленников было принято решение создать некоммерческое партнерство. Тогда на учредительном собрании присутствовали 16 юридических и три физических лица. Сейчас Союз лесопромышленников Ленинградской области насчитывает в своих рядах более 70 членов.

Нынешний съезд проходил в непростое для лесопромышленников время − время реформирования, когда Ленинградской области переданы полномочия в части ведения лесного хозяйства. Выступая с приветственным словом от имени депутатов Законодательного собрания Ленинградской области, его председатель И. Ф. Хабаров отметил, что прежде всего необходимо сохранить тот кадровый потенциал, тот положительный накопленный опыт, который есть сегодня в системе лесного хозяйства. Депутатам придется рассматривать проекты законов, а законодательные инициативы в первую очередь должны исходить от работников лесопромышленного комплекса. Все это потребует всестороннего сотрудничества с депутатами. «Я думаю, мы найдем способ работы с депутатами, − заметил И. Ф. Хабаров, − чтобы не получалось так, как это было совсем недавно, когда только с третьего захода депутаты утвердили закон „Об исключительных случаях заготовки древесины“. Придется, наверное, больше работать на местах с депутатами и доказывать, что дает Ленинградской области тот или иной закон, та или иная инициатива на практике». И здесь немаловажная роль принадлежит членам Союза лесопромышленников Ленинградской области.

Председатель правления союза А. Б. Государев доложил, что 2007 год был для лесопромышленников крайне сложным. «С начала года мы находились в правовом вакууме по сравнению с другими регионами России, − сказал он. − Осложнила ситуацию бесснежная зима, не позволившая освоить зимний лесфонд. Финансовое состояние предприятий было критическим, не было возможности платить арендную плату, зарплату рабочим, выполнять лесохозяйственные мероприятия. Была приостановлена заготовка на ряде предприятий из-за отсутствия лесобилетов. Прекратилась заготовка в бывших сельских лесах. На лесозаготовителей навалился ряд других проблем из-за отсутствия необходимых документов на лесопользование. Сегодня мы должны делать выводы о том, что нам дал Лесной кодекс, и наметить пути выхода из тех непростых ситуаций, в которых находятся лесозаготовители».

С 1917 года Россия переживает одиннадцатую реформу лесного хозяйства, которая напрямую касается и лесопромышленников. По словам А. Б. Государева, десять месяцев 2007 года ясно показали, что Госдума, МПР и Рослесхоз направили лесной комплекс России по дороге, изобилующей ямами, канавами и ухабами. «Строители этой дороги в светлое будущее лесного сектора России обязаны были сначала обеспечить её финансированием и обустроить указателями, то есть подготовить утвержденные Правительством РФ и Минюстом необходимые правила и нормативы, и только после этого открыть двухполосное движение по ней: одна полоса − для лесхозов, другая − для лесозаготовителей», − подчеркнул он.

На последних двух совещаниях правления было принято решение не обсуждать на съезде разногласия, существующие между лесхозами и арендаторами, а перейти к конструктивным решениям, чтобы обеспечить стабильность работы и лесхозов, и арендаторов. Получено принципиальное согласие председателя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды М. А. Дедова на то, чтобы подготовить и подписать соглашение между союзом и комитетом, определить основные задачи этого соглашения и рассмотреть вопрос о передаче Союзу лесопромышленников отдельных полномочий, которые позволят избежать неправильных действий как со стороны лесопромышленников, так и со стороны лесхозов.

«В соглашении должно быть отмечено, − считает А. Б. Государев, − что представители Союза лесопромышленников обязательно должны принимать участие в проверках арендаторов межведомственной комиссией и других проверках, проводящихся в районах области. Об этом говорилось на выездных совещаниях правления в Приозерске, Лодейном Поле и Подпорожье».

С передачей полномочий субъектам Федерации будут усилены контрольные функции за соблюдением лесного законодательства. При проверке арендаторов неизбежно будут возникать спорные вопросы, а поэтому союзу нужны юристы, владеющие лесным законодательством. Каждому предприятию в отдельности крайне сложно доказать свою правоту, поэтому юридическое обеспечение необходимо.

В правлении уже есть возможность получить консультацию юриста. Но в ближайшее время в союзе может появиться своя юридическая фирма, которая будет не только защищать интересы лесопромышленников, но и обобщать судебную практику, делиться своим опытом. Например, Новгородские лесопромышленники имеют солидный опыт работы в судах и присылают в правление союза результаты выигранных арбитражных дел.

Председатель Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области М. А. Дедов рассказал о новой структуре управления лесами на территории Ленинградской области и о передаче части полномочий с федерального уровня на уровень субъекта Федерации. Он отметил, что полномочия передавались довольно долго, в результате чего область несколько отстала от других регионов. Необходимо было выпустить целый ряд нормативных документов, и правительство области сделало все, чтобы работа лесопромышленников была обеспечена необходимой нормативной базой. Фактически уже разработаны все законы и подзаконные акты.

М. А. Дедов сообщил, что на днях был утвержден и прошел Минюст порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с лесным законодательством. Для того чтобы все были в одинаковых условиях, правительство проводит комплексную проверку лесопользователей, работающих на территории Ленинградской области. Создана комиссия, делаются выборочные проверки организаций. «Будем подходить принципиально к этому вопросу, − заметил председатель Комитета по природным ресурсам. − Структуры, которые не работают, которые уклоняются от взаимодействия с органами власти, от сотрудничества с тем же Союзом лесопромышленников области, наверное, освободят свои территории от аренды. Я не запугиваю никого, просто излагаю ту позицию, которая сегодня согласована, в том числе и с правлением Союза лесопромышленников».

Как будет проходить реорганизация? М. А. Дедов проинформировал, что Ленинградская область, после получения в июне 2007 года отдельных полномочий от федеральных органов власти, к 1 января 2008 года реорганизует существующее ЛОГУ «Ленобллесхоз» и на базе этого государственного учреждения создает две структуры. Одна из них − новое государственное учреждение, которое будет иметь 18 филиалов (лесничеств), общей численностью не менее 1000 человек. Структура будет заниматься исключительно государственным управлением, контролем и надзором за тем, как в лесу осуществляется охрана, защита, воспроизводство и использование лесов. Данное учреждение будет финансироваться из государственного бюджета: на субвенции, которые субъект будет получать из федерального бюджета, и, возможно, на деньги из областного бюджета.

Остальные работники нынешнего государственного учреждения будут переведены на работу в другую структуру − предприятия, которые будут образованы на базе ЛОГУ. М. А. Дедов отметил, что позиция администрации Ленинградской области заключается в следующем: если арендатор желает и умеет осуществлять лесохозяйственные мероприятия, он должен и обязан это делать. Если он не умеет и не хочет, то должен соответственно заключить коммерческие договоры с какими-либо организациями, которые смогут это делать. На территориях, свободных от аренды, на конкурсной основе будут предоставляться участки для проведения там работ фактически любой организации, которая пожелает их проводить и которая имеет определенную квалификацию.

Также на съезде лесопромышленников Ленинградской области обсуждали и кадровые проблемы леспрома России, в частности нехватку высококвалифицированных кадров, имеющих высшее лесное образование. «Одна из наиболее актуальных проблем − это подготовка кадров для лесопромышленного комплекса, − отметил ректор Санкт-Петербургской лесотехнической академии А. В. Селиховкин. − Промышленность испытывает кадровые трудности, а академия, в свою очередь, испытывает материальные трудности, сложности с обеспечением современным оборудованием, с мотивацией труда преподавателей, мотивацией учебы студентов и соответственно с обеспечением подготовки кадров на современном уровне.

Пятилетнее обучение идет по традиционной схеме: специальные предметы изучаются студентами в основном на последних двух курсах. Более того, в связи с ратификацией Болонской конвенции мы, вероятно, в ближайшее время перейдем на двухуровневую подготовку специалистов. Это значит, что мы будем учить в основном бакалавров. Финансирование дальнейшего обучения студентов ложится либо на плечи самих обучающихся, либо становится задачей предприятий, заинтересованных в этих специалистах. Выполнение стандартов сегодня в принципе не обеспечивает нужного уровня подготовки специалистов. Стандарты не предусматривают тех дисциплин, которые нам нужны».

А. В. Селиховкин подчеркнул, что в академии уже проведен целый ряд организационных мероприятий перехода на новую систему подготовки кадров. Центр повышения квалификации сегодня работает с целлюлозно-бумажными комбинатами, с крупными лесопромышленными корпорациями, с государственными службами, составляется план переподготовки, повышения квалификации сотрудников, в особенности вновь поступивших на работу молодых специалистов. В соответствии с этим планом организуется и процесс обучения, приглашаются специалисты и преподаватели для проведения занятий из других организаций и из-за рубежа. Содержание учебных программ может меняться с учетом пожеланий конкретных предприятий, и вот на этой стадии особенно важно участие самих лесопромышленников.

Академия заинтересована не только в получении дополнительного финансирования, но и в не меньшей степени в тесном сотрудничестве со всеми предприятиями лесного комплекса. Каждый год в центре повышения квалификации Лесотехнической академии проходят обучение около 200 человек из предприятий лесного комплекса.

«В настоящее время многие ведущие предприятия создают корпоративные вузы в своих отраслях, но это по меньшей мере странный подход к делу, − подчеркнул А. В. Селиховкин. − Зачем тратить большие деньги на обслуживание помещений, на расходы, связанные с их отоплением, на обучение базовых предметов и так далее?! Это все есть у Лесотехнической академии, и это обеспечено государством. Гораздо надежней вложить деньги в государственный вуз, адаптированный к государственным услугам в лесном комплексе, и тогда эти вложения будут более эффективными с точки зрения подготовки специалистов на современном уровне».

В Лесотехнической академии уже действует лесная бизнес-школа как основа корпоративного вуза, расширяются сферы подготовки специалистов среднего звена и рабочих специальностей. Сейчас идет процесс присоединения колледжа автоматизации лесопромышленного производства как структурного подразделения Лесотехнической академии. Рассматриваются предложения, поступившие и от других колледжей, о вхождении в состав академии.

Руководитель Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу В. В. Абрамов в своем выступлении остановился на двух важных для Ленинградской области проблемах. Часть Ленинградской области попадает под категорию «защитные леса», где запрещены сплошные рубки. Это, естественно, приведет к изменению расчетных лесосек и соответственно к назначению выборочных рубок и к падению лесного дохода, так как в соответствии с постановлением Правительства РФ выборочные рубки имеют скидку по стоимости 50%. Таким образом, лесопромышленники Ленинградской области должны будут максимально задействовать лесные участки в рамках иных видов лесопользования, чтобы не потерять доход в следующем году при переходе на выборочные рубки.

В. В. Абрамов считает, что наиболее перспективным видом в Ленинградской области является рекреационное лесопользование. «Мы по просьбе М. А. Дедова рассмотрели вопрос, как в соответствии с Лесным кодексом осуществлять различные виды лесопользования на переданных в аренду лесных участках, − отметил он. − Нами разработаны рекомендации, что делать с объектами недвижимости, которые массово были построены в лесном фонде, и мы считаем, что нашли решение этой проблемы. Кроме того, мы знаем теперь, как осуществлять те или иные виды лесопользования в том случае, если лесной участок уже сдан в аренду. Юридическое решение этой проблемы также найдено. Таким образом, если в Ленинградской области сделать упор преимущественно на рекреационное лесопользование, в том числе в рамках уже переданных лесных участков в аренду, то регион ни в коем случае не потеряет в лесном доходе».

По словам М. А. Дедова, доходы от заготовительной и рекреационной деятельностей сравняются через два года. В настоящее время сумма дохода от заготовки лишь в два с половиной раза превышает сумму дохода от рекреации, а, после того как будут проведены необходимые аукционы в начале следующего года, эта пропорция может сравняться.

Вопрос, который затронул в своем выступлении А. В. Денисов (ООО «Рост»), касался претензий отдельных собственников земель относительно нарушений полотна дорожной сети при вывозке древесины. «Мы считаем, что при пользовании федеральными дорогами все вносят средства в бюджет в виде налогов, − сказал он. − В данном же случае претензии идут только к лесопользователю, что, с нашей точки зрения, неправильно. Предлагаю осуществить ревизию дорожной сети на территории района и выработать какое-то конструктивное решение в части взаимодействия по использованию лесных дорог, чтобы эти претензии направлялись не только в сторону арендатора».

Директор филиала ФГУП «Рослесинфорг» − «Севзаплеспроект» В. И. Архипов рассказал о реформировании системы лесоустройства. Сегодня система разбита на три крупных звена, у каждого есть свои права и ответственность. Первое − это федеральное звено, которое отвечает за государственную инвентаризацию лесов. В Лесном кодексе эта структура определена как система организации мероприятий проверки состояния лесов. Кроме того, федеральная ответственность заключается в организации и проектировании лесопарков, лесничеств и лесов.

Второе крупное звено − региональное. Оно несет ответственность за генеральное планирование в рамках подготовки лесных планов субъекта Федерации, разработку лесохозяйственных регламентов по всем лесхозам, ведение государственных лесных реестров и осуществление лесоустроительных услуг.

И, наконец, третье звено − это ответственность арендаторов участков лесного фонда за разработку проектов лесов и подготовку ежегодных лесных деклараций. В. И. Архипов отметил, что в переходный период разработку лесных планов и регламентов, проектирование освоения лесов и составление лесных деклараций трудно делать параллельно, поэтому их следует делать последовательно. В связи с этим существует опасность того, что не все успеют подготовить лесные декларации, пока не сделаны проекты освоения лесов, у арендаторов будет мало времени, в результате подготовка лесных регламентов будет завершена только во второй половине следующего года.

Директор филиала ФГУП «Рослесинфорг» − «Севзаплеспроект» подчеркнул, что главным потребителем лесоустроительной документации являются арендаторы лесных участков, поэтому необходимо продемонстрировать примеры частного и государственного партнерства. Правительство области совместно с Союзом лесопромышленников должны разработать долгосрочную программу лесоустройства Ленинградской области так, чтобы эта система была прогнозируемой.

Единственная компания в России, прошедшая международную аккредитацию по проведению лесной сертификации, − это ООО «Европартнер». Директор компании М. И. Кныш отметил, что в настоящее время работа по лесной сертификации в Ленинградской области идет очень малыми темпами. Так, на Северо-Западе Архангельской области сертифицированы уже 85% лесов. В Иркутской области ООО «Европартнер» выдало в этом году 70 сертификатов. А в Ленинградской области только два предприятия прошли сертификацию − ООО «Квинтэкс» и ООО «Чарт». Сейчас «Европартнер» начинает аудит на Приозерском лесокомбинате и предприятиях, входящих в группу комбината.

М. И. Кныш обратил внимание лесопромышленников, что в новом Лесном кодексе сделан акцент на устойчивом лесоуправлении и биоразнообразии. «Контроль над деятельностью лесопромышленников путем космического мониторинга недостаточен, − подчеркнул он. − Например, как из космоса увидишь, сохранен биотоп или нет. Кроме того, сертификация − это один из элементов борьбы с незаконным оборотом древесины. Рано или поздно все лесопромышленники придут к необходимости проведения сертификации».

Союз лесопромышленников Ленинградской области существует девять лет. За эти годы сделано много. Правление союза решало многие сложные проблемы, отвечало на любые вопросы лесопромышленников. Также за это время удалось отработать взаимодействие союза с Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды и Законодательным собранием. Поскольку часть полномочий передана в регионы, устройством стабильной работы лесопромышленников будут заниматься только здесь. Ни Рослесхоз, ни Министерство природных ресурсов в полной мере им не помогут. «Только наше единение, только наши совместные усилия позволят решить эти проблемы», − сказал, закрывая съезд, А. Б. Государев.

Владимир ПЕТУХОВ, собкор,
фото Александра ПЕТУХОВА

Лесной кодекс (полный текст, действующая с 31 декабря 2010 года редакция)