Плата за лес
Доходность лесов Северо-Западного федерального округа
Правительство РФ планирует введение ежегодных повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы за использование лесных участков, а с 2018 г. вводится коэффициент-дефлятор к ставкам, действовавшим в предыдущем году.
На страницах специализированных журналов часто появляются ностальгические статьи о доходности лесного хозяйства России дореволюционного периода. Действительно, казенное лесное хозяйство царской России с появления первого Лесного устава (1802 год) до начала октябрьского переворота стабильно демонстрировало положительное сальдо: доходы от использования лесов не только превышали расходы на ведение лесного хозяйства и его устройство, но и служили ощутимым источником пополнения государственной казны. Так, например, в 1913 году чистый лесной доход по казенным лесам составил 64,3 млн руб. в ценах того времени.
Отечественные лесоэкономисты не могут назвать ни одного периода развития лесной экономики после Октябрьской революции, когда доходы лесного хозяйства были выше расходов.
Однако такое утверждение справедливо не для всех субъектов СЗФО, исключение составляет государственное управление лесами Ленинградской области, экономический результат деятельности которого на протяжении последних лет имеет положительное значение.
Методика формирования цен на лес на корню остается неизменной с 1849 года, когда немецкий лесовод Мартин Фаустманн опубликовал в немецком лесном журнале статью «Расчет стоимости лесных земель, а также древостоя на корню», которая содержала ставшую знаменитой на много десятилетий формулу расчета стоимости леса на корню.
Подход к расчету попенной платы, заложенный в XIX веке, широко использовался как в лесном хозяйстве времен царской России, так и во все последующие периоды развития отечественного лесного хозяйства, построенного на государственной собственности на леса.
История развития лесной экономики России убедительно показывает, как можно, основываясь на одном и том же экономико-математическом подходе, на практике получать диаметрально противоположные результаты.
Практика формирования цены леса на корню до 1917 года ориентировалась на изменение рыночных цен на круглые лесоматериалы и была динамичной. Процесс расчета попенной стоимости шел от затрат к результату (прибыли собственника лесов). Современная практика не учитывает рыночное ценообразование, носит директивный характер, а процесс формирования попенной платы идет от желаемого результата собственника лесов (государства) к затратам.
Формирование экономической составляющей платы за использование лесов теоретически включает следующие этапы:
- лесотаксовое районирование;
- определение рыночных цен на деловую и дровяную древесину;
- расчет себестоимости заготовки древесины;
- установление норм прибыли арендатора;
- расчет ставок платы за единицу объема лесных ресурсов.
Районирование лесов определено ст. 15 Лесного кодекса Российской Федерации. В зависимости от природно-климатических условий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются лесорастительные зоны и лесные районы со сходными условиями использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Но на практике подобное районирование никак не связано с системой формирования платы за использование лесов. Районирование, существующее в каждом лесном районе, служит для установления возраста рубок лесных насаждений, правил заготовки древесины, лесовосстановления, пожарной и санитарной безопасности, ухода за лесами и не связано с лесоэкономическим районированием.
Таким образом, современное лесное законодательство служит для дифференциации работ лесного хозяйства и лесной промышленности, выполняемых на землях лесного фонда, и при этом никак не влияет на формирование экономической составляющей при установлении ставок платы за использование лесов. Существующий экономический механизм не отражает современное содержание и характер лесных отношений в области заготовки древесины, не соизмеряет затраты на ведение лесного хозяйства с размером платы за право пользования лесными ресурсами, не учитывает тенденции развития лесных отношений и рыночного ценообразования.
На основе такого ошибочного подхода, заложенного в лесном законодательстве, сформировано постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Рассмотрим влияние этого документа на объем доходов, получаемых государством от использования лесов Северо-Западного федерального округа. Наибольший доход от использования лесов Северо-Западного федерального округа приносит заготовка древесины (см. табл.).
Среднее поступление от заготовки древесины в общей сумме доходов от использования лесов по СЗФО за последние шесть лет составило 75,2%, максимальное - 85,0% (в 2008 году), а наименьшее - 67,8% (в 2013 году). Наибольшие показатели дохода от заготовки древесины составили: в Псковской области - 96,7%, в Архангельской, Вологодской и Новгородской областях - 90% и более. Ярко выраженной тенденции к снижению доли поступлений от этого вида лесопользования в названных регионах нет, в отличие от СЗФО.
Наименьший доход от заготовки древесины получен в Мурманской области С 42,8% в 2008 году он снизился до 15,4% в 2013 году. Структура доходов от использования лесов Мурманской области представлена на рис. 1. Наибольший доход в этом регионе получен от проведения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых - 33%, на втором месте - поступления от заготовки древесины и деятельности в сфере охотничьего хозяйства - по 21,5%.
В структуре доходов от использования лесов Ленинградской области с 2008 по 2013 годы, представленной на рис. 2, преобладают поступления от заготовки древесины: 43,8%, что на 42% меньше, чем в среднем по СЗФО. Второе место занимает доход от осуществления рекреационной деятельности: 21,3%. Далее следуют доходы от выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых - 17% и от строительства, реконструкции, эксплуатации линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов - 16%.
Из всей суммы платежей за заготовку древесины в СЗФО значительная часть (более 80%) поступает по договорам аренды (рис. 3), около 12% - по договорам купли-продажи, около 3% - по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Менее всего поступлений по договорам аренды в Мурманской области - их среднее значение с 2008 по 2013 год составило 48,5%, в Вологодской области - 65% от всей суммы платежей за заготовку древесины. При этом средняя плата за 1 м3 заготовленной древесины по Мурманской области равна или выше значения по СЗФО, например, в 2012 году 62,2 руб. против 58,6 руб., а в 2013 году 58,4 руб. против 55,9 руб.
В Ленинградской области поступления платежей за заготовку древесины по договорам аренды в среднем составили 96% от всей суммы платежей за пользование лесом (90% - в 2008 году и 99,5% - в 2011-2013 годах). Средняя плата за 1 м3 заготовленной древесины в 2010 году была выше средней по СЗФО на 46%, в 2013 году - на 11,5%.
В целом по СЗФО из разрешенных к использованию насаждений 40% приходится на мягколиственное хозяйство, а около 60% - на хвойное хозяйство. Такое соотношение характерно и для значений фактического объема использования.
На основании анализа данных, представленных на рис. 4-13, можно заключить, что значительная часть платежей за пользование древесиной поступает в федеральный бюджет.
Данные, представленные на рис. 4, свидетельствуют, что в среднем с 2008 по 2013 год около 70% платежей за пользование древесиной поступило в федеральный бюджет РФ, около 30% - в бюджеты субъектов РФ.
Фактические поступления платежей по СЗФО в 2008 и 2009 годах были наиболее низкими, что можно объяснить мировым экономическим кризисом.
В Республике Карелия за период с 2008 по 2013 год соотношение сумм перечисленных платежей (рис. 5)
по бюджетам разного уровня было довольно стабильным. В федеральный бюджет РФ перечислялось примерно 66% поступлений, в бюджет субъекта РФ - 34%.
В 2010 году наблюдалось резкое увеличение платежей по отношению к 2009 году - на 76%, а в 2011 году - снижение на 14% по отношению к 2010 году с сохранением такого уровня платежей в 2012-2013 годы.
Анализ данных по Республике Коми, представленных на рис. 6, показывает, что наибольшее поступление за пользование лесами было в 2012 году - 629 млн руб., а наименьшее в 2013 году - 514 млн руб.
Распределение платежей по бюджетам различных уровней также не было стабильным. В 2009 году в федеральный бюджет РФ за пользование древесиной было перечислено 94% всей суммы поступивших платежей, а в республиканский бюджет - 6%; в 2013 году - 75 и 25% соответственно.
Анализ данных по платежам за пользование древесиной по Архангельской области, представленных на рис. 7, показывает, что их сумма постоянно колебалась с 2008 по 2013 год. В 2010 и 2011 годах были достигнуты максимальные значения - 1140 и 1145 млн руб. соответственно. В 2010 году платежей было на 29% больше, чем в 2009-м, а в 2012 году платежи сократились на 13,5% по сравнению с полученными в 2011 году.
Для Архангельской области характерно стабильное распределение платежей между бюджетами разного уровня: около 59% в федеральный бюджет РФ и около 41% в бюджет субъекта РФ.
Анализ данных о фактическом поступлении платежей за заготовку древесины в бюджетную систему РФ в Вологодской области (рис. 8) показывает, что абсолютное значение платежей в федеральный бюджет РФ с 2008 по 2013 год колебалось несущественно, а относительное значение в 2010 году составляло 75% от общей суммы платежей, а в 2013 году - 62%, средний показатель за шесть лет составил 69%.
Платежи в бюджет субъекта РФ колеблются как в абсолютных, так и в относительных значениях. Максимальное значение за 2012 год отличается от аналогичного за 2010 год в 1,97 раза.
Данные фактического поступления платежей за заготовку древесины в бюджетную систему РФ по Калининградской области представлены на рис. 9. Следует отметить общую тенденцию снижения платежей в 2009 году ввиду влияния международного экономического кризиса. Наметившаяся с 2009 года тенденция к росту платежей за заготовку древесины продолжалась до 2012 года. Платежи в 2012 году были больше, чем в 2009 году, в 3,6 раза, но в 2013 году сократились на 29%. При этом сохранялось следующее соотношение объемов платежей: в федеральный бюджет РФ - 60%, в субъект федерации - 40%.
Для Ленинградской области характерно стабильное соотношение фактических платежей за заготовку древесины (рис. 10) в федеральный бюджет РФ и в бюджет субъекта Федерации на уровне 84 и 16% соответственно. При анализе в расчет не принмались показатели за 2008 год, когда в федеральный бюджет поступило 98,5%, а в бюджет субъекта РФ - 1,5%.
В 2010 году объем фактических поступлений платежей за заготовку древесины в бюджетную систему РФ составил 672,8 млн руб., в последующие два года наблюдалось сокращение объемов платежей. В 2012 году они уменьшились на 9,3% относительно 2011 года, а в 2013 наблюдался их рост на 10% по отношению к 2012 году.
Для Мурманской области характерны колебания фактических поступлений платежей за заготовку древесины в бюджетную систему РФ (рис. 11). Но при этом соотношение между платежами разных уровней остается постоянным: 75% - в федеральный бюджет и 25% - в бюджет субъекта РФ.
По Новгородской области соотношение фактических поступлений платежей за заготовку древесины в бюджетную систему РФ (рис. 12) между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ составило 58,4 и 41,6%. Подобное соотношение характерно и для Архангельской области.
Сумма платежей по Новгородской области с 2008 по 2013 год была на уровне 315 млн руб. (с существенным снижением в 2009 году на 42% по сравнению с 2008 годом и ростом в 2010 году на 61% по сравнению с 2009 годом).
Показатели фактических поступлений платежей за заготовку древесины в бюджетную систему РФ по Псковской области представлены на рис. 13. Для Псковской области характерен рост платежей за заготовку древесины в бюджетную систему РФ с 2008 по 2013 год. Платежи за 2013 год выросли по отношению к платежам за 2008 год на 14%. В 2009 году платежи сократились по отношению к предыдущему году на 47%, а в 2012 году - на 10% по отношению к 2011 году.
Среднее соотношение платежей за пользование древесиной в Псковской области между федеральным бюджетом РФ и бюджетом субъекта - 61 и 39%. Но если из анализа исключить 2008 год, когда в федеральный бюджет денег поступило меньше, чем в бюджет субъекта РФ (соотношение - 35 и 65%), то соотношение платежей между бюджетами разных уровней составит 66 и 34%.
Механизм формирования платы за использование лесов в Российской Федерации не отвечает ряду современных требований:
- районирование никак не связано с системой формирования платы за использование лесов;
- порядок формирования платежей не связан с методикой их определения;
- современное лесное законодательство никак не влияет на экономическую составляющую при установлении ставок платы за использование лесов;
- существующий экономический механизм не отражает современного содержания и характера отношений в области заготовки древесины;
- не учитываются тенденции развития отношений в области лесного хозяйства;
- затраты на ведение лесного хозяйства не соизмеряются с размером платы за право пользования лесными ресурсами.
В целом по СЗФО наибольшая сумма платежей за пользование древесиной поступила в консолидированный бюджет в 2010 году и составила 4504 млн руб., наименьшая в 2009 году - 3290 млн руб. По Республике Карелия: максимальные платежи пришлись на 2010 год - 803 млн руб., минимальные - на 2009 год - 457 млн руб. По Республике Коми: максимальные - в 2012 году - 629 млн руб., минимальные - в 2013 году - 514 млн руб.
В Архангельской области наибольшая сумма поступлений была перечислена в бюджеты в 2011 году - 1145 млн руб., наменьшая - в 2009-м - 881 млн руб. В Вологодской области максимальные платежи были в 2012 году - 988 млн руб., минимальные в 2011 году - 813 млн руб. По Калининградской области: больше всего платежей поступило в 2012 году - 57,4 млн руб., меньше всего в 2009 году - 16 млн руб. По Ленинградской области наибольшие поступления были в 2010 году - 613 млн руб., наименьшие - в 2009 году - 312 млн руб. В Мурманской области наибольшая сумма поступлений приходится на 2010 год - 9,6 млн руб., меньшая - на 2009 год - 6,1 млн руб. В Новгородской области максимум платежей был в 2013 году - 320 млн руб., минимум - в 2009 году - 195 млн руб. По Псковской области максимальное значение было достигнуто в 2013 году - 198 млн руб., минимальное - в 2009 году - 91 млн руб.
На три субъекта РФ (Республика Карелия, Ленинградская и Мурманская области), входящих в состав СЗФО, приходится наибольший объем платежей за пользование древесиной в 2010 году: 33% от общей суммы поступлений. А на Республику Коми, Вологодскую и Калининградскую области в 2012 году пришлось 38% всех поступлений по СЗФО. В семи из девяти субъектов СЗФО наименьшая сумма поступлений платежей за пользование древесиной отмечена в 2009 году, в Вологодской области - в 2011 году, в Республике Коми - в 2013 году.
На объемы платежей за пользование древесиной влияет множество факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести:
- введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации, который установил правовую основу экономических отношений в области использования лесов;
- изменение категории лесов;
- аукционную форму предоставления лесных участков в пользование;
- уменьшение количества экономически доступных лесных участков;
- влияние мирового экономического кризиса 2008-2009 годов;
- введение заградительных пошлин на вывоз круглого леса;
- вступление России в ВТО и квотирование вывоза круглого леса;
- отставание РФ от ведущих мировых лесных держав в создании лесной инфраструктуры в рамках частно-государственного партнерства.
Проведенный экономический анализ позволяет заключить, что процесс формирования стоимости леса на корню должен быть связан как с лесохозяйственными характеристиками насаждений, так и с рыночным ценообразованием на сортименты, которые можно получить из них.
Императивное установление стоимости леса на корню на текущий хозяйственный год, пусть даже с последующими рыночными элементами (лесной аукцион), приводит к недополучению лесного дохода и искажению лесных отношений между государством и частным бизнесом.
Владимир ПЕТРОВ, проф., д-р экон. наук, зав. кафедрой лесной политики,
экономики и управления СПбГЛТУ;
Ирина ФИЛИНОВА, доц., канд. экон. наук