Один день инженера сервисной службы ООО «Сибтрак» - дилера Komatsu Forest
С 60-х годов ХХ века лесозаготовительная техника компании Komatsu известна своей четкой и бесперебойной работой в течение всего срока службы.
Юрий Турунцев проверяет двигатель при первом ТО
Россия относится к странам с труднейшими условиями эксплуатации лесной техники. Здесь работа форвадеров и харвестеров осложняется не только тем, что приходится рубить дикие, перестойные леса. Свою роль играет и неразвитая инфраструктура, существенно сокращая возможность оперативно проводить техническое обслуживание. В таких условиях эффективная работа машин, даже самых совершенных, во многом зависит от регионального сервисного центра. Сервисное обслуживание техники Komatsu в Красноярском крае и Иркутской области уже несколько лет выполняет компания «Сибтрак». Мы попросили инженера сервисной службы ООО «Сибтрак» Юрия Турунцева, имеющего многолетний опыт обслуживания лесных машин, рассказать о повседневной работе и непростых задачах, которые подчас приходится решать.
- С чего начинается ваш рабочий день?
- С утра мы обрабатываем заявки, полученные от наших заказчиков по электронной почте или по телефону. Распределяем их по важности. Сложность в том, что, за исключением заявок на ТО, каждый случай индивидуален. Неисправности могут быть связаны с разными системами машин, но решает проблему всегда один инженер - от начала до конца. Мы всех своих клиентов знаем, к каждому у нас индивидуальный подход.
- Какие заявки поступили сегодня?
Оператор сергей Базитов, работающий на новом Komatsu
865, доволен техобслуживанием Komatsu
- К примеру, наш заказчик прислал код ошибки, просит расшифровать ее и помочь в устранении неисправности. Ошибка связана с нарушением работы двигателя. Причины, указанные в заявке: неправильная работа вентилятора, двигатель не охлаждается и перегревается - а это особенно плохо при высоких температурах воздуха. К каждой машине у нас налажен дистанционный доступ. Получив код ошибки, я расшифровал его и увидел, что отошел разъем, выпал из электрической цепи. Соответственно, цепь разомкнулась и вентилятор перестал работать. Я объяснил механику предприятия, которому принадлежит машина, где находится неисправный разъем и как устранить неисправность: закрепить разъем, подтянуть крепеж. Механик, получив мои инструкции, легко справился с задачей и сообщил, что вентилятор функционирует исправно, ошибок больше не возникает. Как правило, на лесозаготовительных предприятиях, где эксплуатируется техника Komatsu, работают квалифицированные механики и операторы. Но нередко бывает, что и они не могут устранить некоторые неисправности. Тогда на место работы машин выезжаем мы - ремонтируем технику или проводим регламентные работы.
- Как вы распределяете заявки по степени срочности?
Юрий Турунцев обучает оператора настройкам агрегата
и корректирует правила раскряжевки
- Руководство ООО «Сибтрак» следит, чтобы соотношение числа механиков к числу работающих машин было оптимальным для оперативного сервиса. Заявки наших партнеров мы распределяем, руководствуясь следующими принципами. Самый высокий уровень срочности - если машина останавливается по технической причине. В таком случае мы в этот же день, быстро собрав информацию о неисправности, выезжаем на делянку. Техника простаивать не должна, потому что простой машины на лесозаготовке обходится очень дорого. Средний уровень срочности констатируется, если у машины замечена неисправность, но она продолжает работать - как в упомянутом случае с вентилятором. Такие заявки мы выполняем во вторую очередь. Наконец, к обычному уровню срочности мы относим обращения по поводу регламентного технического обслуживания. Его мы выполняем в рамках дозволенной наработки по моточасам.
Приведу еще один пример заявки среднего уровня срочности. Нам сообщили о неисправности харвестерного агрегата на харвестере модели 911, 1996 года выпуска. Отказали дискретные, они же сучкорезные, ножи. Не закрываются и не открываются. В данном случае код ошибки машина не покажет - механические повреждения программа не фиксирует. Поэтому я по телефону дал рекомендации механику, какую секцию и клапан необходимо проверить, где измерить давление. Если телефонные инструкции и переговоры не дают результатов, надо искать другое решение. Мы с коллегами-механиками обсудили возможные причины неисправности, появились новые варианты ее устранения. Однако чтобы быстро исправить неполадку, потребовалось выехать в лес, осмотреть механизм на месте.
Следующим пришел запрос на регулировку зазоров клапанов на харвестере Komatsu 931.1. К счастью, машина находилась в 200 км от Красноярска, значит, эту работу можно было выполнить за один день.
- Какое ТО предусмотрено для техники Komatsu?
- Регламент технического обслуживания подробно, с иллюстрациями изложен в руководстве оператора. ТО классифицируют в зависимости от периодичности выполнения. На лесозаготовительных машинах интервал выражается в моточасах работы техники. Минимальный - 10 м/ч, такое ТО-10 предполагает визуальную инспекцию и смазку механизмов - харвестерного агрегата, грейферного захвата форвардера и других; это делает оператор. Затем по нарастающей - ТО-500, ТО-1000, ТО-2000. Моторное масло и фильтры меняют через 500 м/ч, а гидравлическую жидкость и фильтры - через 2000 м/ч, например. Своевременное проведение ТО с использованием оригинальных расходных материалов - залог высокого ресурса и эффективной работы техники. Зачастую заказчики пытаются подобрать менее качественные аналоги материалов и запасных частей, но впоследствии это негативно сказывается на работоспособности и сроке службы машин.
- Что вы делаете после анализа заявок?
- Ежедневно у нас проходят планерки, на которых мы решаем текущие технические вопросы, связанные с заявками и их выполнением - это в первую очередь. Также обсуждаем новые и сложные случаи возникновения неисправностей, вырабатываем решения, как их устранить - и самое главное, предупредить. Планерки у нас проходят быстро, лишнего времени не тратим. Еще одна обязанность сервисных инженеров - следить за тем, чтобы рабочий инструмент и сервисный автомобиль находились «в боевой готовности». Немало времени у сервисных инженеров занимает и обучение по программам повышения технического уровня.
- Какими достоинствами обладают форвадеры и харвестеры Komatsu с точки зрения сервисного инженера?
- Первое несомненное достоинство этих машин - они просты в обслуживании: доступны необходимые сервисные точки, совсем несложен сервис харвестерного агрегата.
Кроме того, возможна «самодиагностика» машин: на каждом харвестере и форвардере установлена система компьютерной диагностики и другие вспомогательные инструменты для проведения сервиса без специальных ключей и доступов - значит, многие вопросы, связанные с определением и устранением неполадок, может решить сам оператор или механик компании. Наконец, на машины Komatsu устанавливаются простые и надежные харвестерные головки. Например, для рубки сибирского леса крупного диаметра предлагается харвестерная головка Komatsu 370.2, где диаметр пропила - 700 мм. Этот агрегат также очень легко обслуживать.
Komatsu Forest все делает для того, чтобы предупредить простои по техническим причинам и вернуть машину в работу как можно скорее. В этом состоит основная особенность подхода компании к сервису.
По материалам «Дерево.ру»