Лесное хозяйство

Право на бесплатную заготовку «недревесной древесины»

Министерство природных ресурсов РФ, Рослесхоз и Рослесозащита подготовили интересный законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования защиты лесов», содержащий несколько принципиально новых идей. Законопроект вынесен на официальное независимое обсуждение.

Одно из предлагаемых нововведений сформулировано в хитрой юридической конструкции, суть которой - наделение граждан правом свободно и бесплатно заготавливать для собственных нужд «недревесную древесину» - сухие деревья или их части, лежащие на земле. Для реализации этого права законопроект предлагает включить в перечень того, что относится к недревесным лесным ресурсам (ч. 2 ст. 32 Лесного кодекса РФ), валежник - сухие деревья или их части, лежащие на земле. А как только валежник станет недревесным ресурсом леса, граждане смогут свободно и бесплатно заготавливать его для собственных нужд согласно ч. 1 ст. 33 и ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса.

Подобное решение надо было принять давно: существующие механизмы приобретения гражданами дровяной древесины для собственных нужд настолько сложны и неудобны, что большинство людей просто не может воспользоваться такой возможностью. Людям приходится покупать дрова втридорога или воровать даже тогда, когда леса рядом с ними завалены мертвой сухой древесиной (например, после пожаров, ураганов, поражения лесов жуками-короедами или просто в результате длительного отсутствия ведения лесного хозяйства). А во многих случаях у граждан вообще нет возможности законно заготовить в лесу дрова (например, для костров в экспедициях, турпоходах и т. д.).

Конечно, очистить леса от завалов мертвой древесины граждане, нуждающиеся в дровах, не смогут, но хоть где-то леса станут чище, а граждане - законопослушней (разумные законы люди вообще соблюдают охотнее и чаще, чем неудобные и глупые).

Кроме того, законопроект предусматривает проведение лесопатологических обследований аттестованными реестровыми лесопатологами. Это тоже очевидно правильная мера: к сожалению, сейчас результаты лесопатологических обследований часто определяются не санитарным состоянием насаждений, а запасами ликвидной древесины.

Еще одним интересным нововведением является обязательность размещения подписанного акта лесопатологического обследования в сети Интернет, на официальном сайте соответствующего органа власти, не менее чем за 20 дней до начала проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, запланированных по результатам лесопатологического обследования. Если это положение будет в конце концов принято, оно станет хорошим подспорьем в борьбе с липовыми лесопатологическими обследованиями и мошенническими санитарными рубками: во многих густонаселенных районах страны найдутся независимые эксперты, готовые время от времени проверять состоятельность публикуемых заключений.

Спорными моментами предлагаемого законопроекта являются существенное упрощение внесения изменений в проекты освоения лесов по результатам лесопатологических обследований и возможность проведения санрубок сверх установленных договорами аренды объемов пользования. Во многих случаях, особенно в медвежьих углах, при пионерном освоении тайги такое, по сути, разрешение на санрубки может быть использовано в качестве механизма, позволяющего перерубать расчетную лесосеку без реальных оснований. Конечно, этот механизм будет работать лишь в коррупционной среде, но она у нас в некоторых местах, увы, еще не изжита.

Алексей ЯРОШЕНКО,
руководитель лесного отдела
Гринпис России
forestforum.ru