Реализация приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов в России
Диаграммы смотрите в PDF-версии журналаИнститут природных ресурсов Финляндии в начале 2015 года провел анализ опыта реализации приоритетных инвестиционных проектов в России. Сейчас готовится публичный отчет, который в ближайшее время будет доступен в сети Интернет заинтересованным сторонам.
Институт приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов был запущен в 2007 году. За семь лет зарегистрировано 148 проектов, из них по состоянию на 1 января 2015 года, согласно опубликованной информации Минпромторга, реализуется 129 проектов (87%), остальные проекты исключены из списка приоритетных или находятся в стадии исключения. Однако фактически работают только 108 проектов, остальные не развиваются по ряду причин, но и не исключены из списка приоритетных проектов Минпромторга РФ. Основной причиной отсутствия продвижения ряда заявленных проектов является приостановка финансирования или проблемы с арендным участком предприятия.
Согласно официальной информации о зарегистрированных в Минпромторге проектах, объем инвестиций, значащихся в реализуемых проектах, составляет 580 989,9 млн рублей.
Большую часть этих средств составляют кредиты международных финансовых институтов. Средний срок строительства мощностей по переработке древесины приоритетного инвестиционного проекта согласно проектной документации составляет 3,8 года.
Средний срок окупаемости - 6,8 года. Реализуемые в настоящее время приоритетные инвестиционные проекты потребляют 89,1 млн м3 древесины в год, что составляет 46% объема древесины, заготовленной в Российской Федерации в 2013 году. Под реализацию приоритетных инвестиционных проектов зарезервировано 71,7 млн м3 древесины - это около 10% расчетной лесосеки Российской Федерации.
Наибольший интерес для инвесторов представляет возможность получения доступа к дешевой древесине в виде крупного арендного участка, за который нужно платить только 50% арендной платы.
Такая ситуация делает очень выгодным получение лесов в аренду с последующей их сдачей в субаренду, и так и поступают в настоящее время ряд компаний в Республике Карелия, Красноярском крае, Республике Башкортостан, Тверской области.
Инвесторов больше всего интересуют проекты по лесопилению (66% всех проектов), производству фанеры (12%) и древесных плит (11%). В целлюлозно-бумажное производство инвестировали 10% всех проектов.
При этом средний объем инвестиций в целлюлозно-бумажное производство в семь раз превышает инвестиции в средний проект по лесопилению. Большинство реализуемых приоритетных инвестиционных проектов осуществляется в рамках уже действующих производств и направлены на их модернизацию, строительство новых цехов в рамках прежней специализации.
Размер инвестиций половины всех приоритетных инвестиционных проектов не превышает 1 млрд руб. Крупных инвестиционных проектов с инвестициями в объеме свыше 10 млрд руб. очень мало: всего 11 из 129. Мы пришли к выводу, что наиболее привлекательными для инвесторов являются проекты по лесопилению, подкрепленные хорошей ресурсной базой.
Инвестиции в лесопильное производство сравнительное небольшие, затраты на производство и заготовку при наличии качественного одороженного лесного фонда ниже, чем в Европе, спрос на пиломатериалы растет, это делает такие проекты высокорентабельными при рекордных сроках окупаемости и, как следствие, привлекательными для инвесторов.
Кроме того, поскольку большинство новых лесопильных заводов построено зарубежными корпорациями, то при работе на экспорт продажи организованы, как правило, через головной офис материнской компании за пределами Российской Федерации, и многие инвесторы считают, что это тоже снижает их риски.
Следует отметить, что немало инвесторов при реализации приоритетных инвестиционных проектов столкнулись с рядом проблем, которые вынудили их остановить или переориентировать проект. Основные проблемы по частоте встречаемости:
1) отсутствие качественного сырья на арендуемом участке, выделенном под проект, не позволившее запустить проект;
2) отсутствие доступа к арендной базе по вине региональных властей, несмотря на наличие ресурсов;
3) отказ инвесторов либо их партнеров от своих обязательств;
4) отставание от графика реализации проекта и в результате обращение местных органов власти в Минпромторг РФ с просьбой об исключении проекта из списка приоритетных.
Проведенный на основе опубликованных данных анализ причин остановки приоритетных инвестиционных проектов показал, что главной причиной отказа инвесторов от реализации было фактическое несоответствие структуры лесного фонда арендного участка заявленной. Основной причиной обращений органов местной власти об исключении проекта из списка приоритетных был срыв сроков реализации.
Число новых приоритетных инвестиционных проектов снижается, больше всего проектов (44) было зарегистрировано в 2009 году, меньше всего (6) - в 2013 году. Новые проекты готовятся очень медленно, и инвесторы сталкиваются с бюрократическими сложностями, а также с высокими требованиями Минпромторга к приоритетным проектам.
Больше всего инвестиций было привлечено в первые два года действия института приоритетных инвестиционных проектов: 2008-м и 2009-м. С 2010 года объем инвестиций снизился на порядок. Самый маленький объем инвестиций был привлечен в 2011 году.
Лидерами по числу стартовавших приоритетных инвестиционных проектов являются Вологодская область, Пермский край и Красноярский край. При этом самый большой объем привлекаемых инвестиций и самая большая выделенная расчетная лесосека - в Красноярском крае. Институт приоритетных инвестиционных проектов был создан с целью увеличения заготовки и переработки древесины в Российской Федерации, поэтому основным критерием успеха проекта должен стать фактический объем заготавливаемой и перерабатываемой древесины в результате его реализации. С этой точки зрения институт приоритетных инвестиционных проектов наиболее успешно задействован в Республике Коми, лидирующей по объему фактически заготовленной и переработанной древесины в рамках приоритетных инвестиционных проектов.
Хотя институт приоритетных инвестиционных проектов пока не оправдал в полной мере тех ожиданий в модернизации лесопромышленного производства, которые возлагались на него в 2007 году, инвестиции ряда проектов помогли развитию отрасли.
Конечно, объем инвестиций, поступающих в ЛПК, недостаточен для полной модернизации лесопромышленного комплекса, и причиной тому риски, связанные с инвестициями в ЛПК, и скромные конкурентные преимущества таких проектов по сравнению с инвестированием в тропическую древесину.
С другой стороны, в условиях девальвации рубля и увеличения ставки рефинансирования Центрального банка РФ, инвестиции в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов становятся доступнее для зарубежных инвесторов. Дорогие кредитные средства в России могут быть заменены дешевыми кредитами из-за рубежа, что делает такие инвестиции привлекательными. Но их доступность ограничивается существующими рисками и уже известными проблемами (отсутствие в нужном регионе качественного лесфонда, влияние органов власти на доступ к ресурсам и др.) при реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Снижение международными агентствами в феврале 2015 года кредитных рейтингов России приведет к подорожанию займов и оттоку капитала, в том числе и из ЛПК. 19 февраля 2015 года в Государственной думе прочитан доклад о законодательном переходе к интенсивной модели развития лесного комплекса, в нем был поднят вопрос об увеличении минимальной стоимости приоритетного инвестиционного проекта (сегодня это 300 млн рублей). По нашему мнению, повышение минимальной стоимости приоритетного инвестиционного проекта в нынешних условиях не увеличит приток инвестиций в ЛПК. Потенциальных инвесторов и инициаторов проектов и так очень мало, а повышение порога только сократит число желающих. Такое решение позволит лишь крупным компаниям претендовать на получение статуса проекта. Сокращение числа участников увеличит риски, связанные с резервированием лесного фонда под проект и последующим отказом от реализации проекта. Несмотря на большой потенциал для заготовки древесины в Российской Федерации, в 2013 году расчетная лесосека использовалась на 27,7% (в целом по стране), что косвенно позволяет сделать вывод о наличии ресурсов для реализации приоритетных инвестиционных проектов, если не учитывать различия в транспортной доступности лесов в разных регионах. Уже сейчас есть регионы с дефицитом ресурсов для заготовки древесины и избытком мощностей по ее переработке.
Санкции, введенные в 2014 году, создали сложности для финансирования крупных инвестпроектов в ЛПК. Девальвация рубля усилила конкурентоспособность переработки древесины в России, но только до того момента, пока инфляция не повысит местные производственные затраты. Тем не менее, по нашему мнению, в нынешних условиях инвестиции в Российский ЛПК привлекательны, особенно в производство целлюлозы для рынков Азии.
Евгений ЛОПАТИН, ведущий научный сотрудник Института природных ресурсов Финляндии,
д-р с.-х. наук (Университета Йоэнсуу, Финляндия), канд. с.-х. наук (СПбГЛТУ, Россия)
Когда верстался номер
Приоритетные проекты не работают?
Депутаты Законодательного собрания Красноярского края ознакомились с оценкой эффективности реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и развития лесного комплекса в 2011-2013 годах, которая содержится в аналитической записке краевой Счетной палаты.
Предполагалось, что приоритетные инвестиционные проекты помогут снизить или устранить негативное влияние внешних и внутренних экономических, экологических и социальных факторов на ЛПК края. Однако анализ основных показателей свидетельствует об ухудшении обстановки в отрасли.
Согласно выводам аудиторов, за годы реализации приоритетных инвестиционных проектов объем производства продукции как в натуральном, так и в стоимостном выражении не характеризовался стабильным приростом. Значительно ухудшилось финансовое состояние организаций лесного комплекса. Заработная плата не достигла уровня средней зарплаты в крае. Численность работников отрасли сократилась более чем на треть. Почти не изменился удельный вес инвестиций в основной капитал, направляемых в лесной комплекс края.
Данные Счетной палаты свидетельствуют о том, что приоритетные инвестиционные проекты не привели к улучшению социальной, финансовой, экономической и экологической ситуации в лесном комплексе. Привлечено менее 40% планируемых инвестиционных ресурсов. Капитальные вложения осуществлены менее чем на 20%. Календарный план реализации проектов по состоянию на 31 декабря 2013 года выполнен в среднем на 54,8%. Не запущено производство почти всех запланированных видов продукции. Не создано более 2 тыс. дополнительных рабочих мест. Не выполнено в полном объеме ни одно противопожарное и лесовосстановительное мероприятие. Более чем на 90% не обеспечено поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет края.