Состояние и перспективы развития лесного машиностроения в России
В Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31.10.2008 г. № 248/482, перечислены основные факторы, обусловившие появление системных проблем в развитии лесопромышленного комплекса. В качестве одного из таких факторов названа неадекватность российского лесного машиностроения задачам развития лесного комплекса.
![](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi108/p4278097.jpg)
В этом документе отмечено, что к настоящему времени большинство заводов лесного машиностроения прекратило свою производственную деятельность. В результате резко снизились объемы выпуска лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования. Так, например, выпуск трелевочных тракторов, валочно-пакетирующих и сучкорезных машин сократился в десятки раз.
Действующие предприятия лесного машиностроения не обеспечивают необходимый технический уровень и качество выпускаемой лесной техники. Не соответствует современному мировому уровню и качество выпускаемого в России деревообрабатывающего оборудования, которое значительно уступает по показателям материало- и энергоемкости импортным аналогам. В этом же документе было официально признано, что отраслевая научно-исследовательская и проектная база развития лесного машиностроения разрушена. По сути, перестала существовать база сервисного и эксплуатационного обслуживания отечественной лесной техники.
Одной из основных предпосылок инновационного сценария развития лесного комплекса России, который предусматривал принятие целевых мер государственной поддержки лесного комплекса, в Стратегии развития ЛПК называлось восстановление отечественного лесного машиностроения на базе использования отечественного и зарубежного научно-технического потенциала, государственной поддержки инновационной деятельности и отраслевой научно-технической сферы, закупки лицензий, организации совместных производств.
В качестве основных направлений НИОКР, призванных обеспечить инновационное развитие лесозаготовительного производства и лесного машиностроения, назывались следующие:
- разработки нового поколения лесных машин конкурентоспособного уровня с улучшенными функциональными характеристиками, щадящим воздействием на лесную среду, увеличенными показателями надежности;
- разработки импортозамещающих образцов машин и оборудования, в том числе: машин для заготовки сортиментов, колесных трелевочных машин, самоходных канатных трелевочных установок, лесопогрузчиков манипуляторного типа, лесовозных автопоездов с повышенной нагрузкой на ось;
- разработки лесозаготовительных машин и технологий для заготовки древесины в сложных природных условиях (слабонесущие грунты, сильно пересеченная местность, горные условия).
![Таблица 1. Объем рынка лесных машин в РФ, 2007 год Таблица 1. Объем рынка лесных машин в РФ, 2007 год](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi108/tb_108_42_1.png)
Таблица 2. Объем рынка лесозаготовительных машин, 2013 год
![Таблица 2. Объем рынка лесозаготовительных машин, 2013 год Таблица 2. Объем рынка лесозаготовительных машин, 2013 год](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi108/tb_108_42_2.png)
Таблица 3. Динамика лесного машиностроения, 1990–2014 годы
![Таблица 3. Динамика лесного машиностроения, 1990–2014 годы Таблица 3. Динамика лесного машиностроения, 1990–2014 годы](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi108/tb_108_42_3.png)
Со дня принятия вышеупомянутого документа прошло почти шесть с половиной лет. Многие события, произошедшие за этот период, включая мировой экономический кризис 2008 года и западные санкции 2014 года, в той или иной мере способствовали или препятствовали развитию лесного комплекса нашей страны, в том числе и лесному машиностроению. 18 ноября 2014 года в Москве состоялось заседание комитета при бюро Центрального совета общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению «О возможных направлениях выхода из кризиса в развитии отечественного лесного машиностроения», на котором заместитель директора по научной и инновационной работе ФБУВНИИЛМ, д-р техн. наук Борис Большаков в докладе представил некоторые статистические данные о состоянии рынка лесного машиностроения в России (см. табл. 1-3).
Сравнительный анализ данных табл. 1 и 2 показывает, что, к сожалению, благие намерения Минпромторга и Минсельхоза России не привели к положительным результатам. Более того, с момента принятия Стратегии развития ЛПК объем выпуска отечественных лесных машин упал почти в девять раз! А данные, представленные в табл. 3, позволяют понять глубину сложившегося кризиса в области лесного машиностроения России.
С другой стороны, данные табл. 4 (она составлена на основе материалов доклада Б. М. Большакова) позволяют по-новому взглянуть на перспективы развития лесного машиностроения в России.
Они свидетельствуют о том, что, несмотря на катастрофическое сокращение выпуска в России новых лесных машин, продукция отечественного лесного машиностроения по-прежнему продолжает преобладать на лесозаготовительных предприятиях России. Причем очевидно, что степень ее износа давно перевалила за критическую. Еще в 2007 году степень износа парка лесных отечественных машин составляла почти 100%.
Практика работы мелких лесозаготовительных предприятий, которых в ЛПК РФ подавляющее большинство, показывает, что в основном используются старые тракторы, собранные из нескольких машин б/у. Лесозаготовители часто сталкиваются с проблемой отсутствия простых запасных частей, которые уже не выпускают машиностроительные заводы и не могут изготовить мелкие ремонтные предприятия ввиду отсутствия необходимых для этого рабочих кадров (фрезеровщиков, токарей и т. д.), а также в связи с полным износом станочного парка.
заготовок древесины в РФ,
1990–2014 годы
![Таблица 4. Динамика объемов заготовок древесины в РФ, 1990–2014 годы Таблица 4. Динамика объемов заготовок древесины в РФ, 1990–2014 годы](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi108/tb_108_43_1.png)
Исходя из данных табл. 5, которые характеризуют объемы применения технологий в общем объеме заготовок древесины, можно утверждать, что на лесозаготовительных предприятиях России преобладает сортиментная заготовка. Причем на рабочих операциях (валка, обрезка сучьев, раскряжевка) в основном используются бензиномоторные пилы. Преобладание бензиномоторных пил при скандинавской технологии заготовки древесины, предусматривающей получение сортиментов у пня, в Финляндии наблюдалось в конце XX века. Особо следует отметить, что, к сожалению, еще в конце 2009 года в России был прекращен выпуск отечественного моторного инструмента для лесозаготовительной отрасли в связи с закрытием линии на пермском ФГУП «Машиностроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского», которое выпускало всемирно известные марки бензиномоторных пил «Дружба» и «Урал».
заготовки древесины
![Таблица 5. Объемы применения технологий в общем объеме заготовки древесины Таблица 5. Объемы применения технологий в общем объеме заготовки древесины](http://lesprominform.ru/uploads/images/lpi108/tb_108_43_2.png)
Ситуация, складывающаяся в настоящее время в экономике России, и прежде всего высокий курс основных иностранных валют по отношению к рублю, позволяет надеяться на возрождение отечественного лесного машиностроения на базе отечественных разработок.
Меры по возрождению предприятий лесного машино- и станкостроения следует ориентировать в первую очередь на крупные и средние лесозаготовительные и перерабатывающие предприятия. Разработку новых образцов техники надо вести с учетом особенностей природно-производственных условий лесного фонда России, с использованием разработок, выполненных в отечественных научных и образовательных учреждениях. Например, на лесоинженерном факультете СПбГЛТУ только за последние годы разработано более 50 новых технических и технологических решений на уровне изобретений и полезных моделей, позволяющих существенно повысить эффективность лесохозяйственных, лесозаготовительных и деревообрабатывающих операций.
Принципиальным моментом следует считать то, что у России нет морального права скатываться до уровня отверточно-сборочного производства импортных лесных машин. Необходимо правильно выбрать свой путь и помнить, что мы когда-то были законодателями мировой моды в области лесных машин и оборудования. Надо на базе действующих лесных вузов создать научно-производственные центры с достойным финансированием, которым следует дать госзадания на разработку, выпуск и испытание линейки определенных видов лесных машин (лесозаготовительных, трелевочных, погрузочных и т. п.) для эксплуатации в разных природно-производственных условиях России. Необходимо возродить государственные опытные лесозаготовительные предприятия для испытания новых машин, оборудования и технологий.
Сегодня следует работать над технологиями будущего, например, плантационного выращивания с последующей заготовкой и переработкой энергетической древесины и древесины для производства упаковочных материалов и другой продукции ЦБП. Внедрение таких технологий потребует принципиально новых подходов к разработке перспективных систем лесных машин.
Именно такие перспективные разработки должна взять на себя вузовская наука, обладающая хорошим потенциалом и вооруженная новыми идеями. К решению подобных задач целесообразно и полезно привлекать молодых специалистов, аспирантов и магистров. Под руководством опытных наставников, хорошо знающих славную историю и основные этапы отечественного лесного машиностроения, когда-то занимавшего передовые позиции в мире, реализацией перспективных, прорывных идей должны заниматься молодые активномыслящие специалисты.
Для решения этих задач потребуются не столь уж большие расходы ввиду отсутствия привычки к «большим деньгам» у российских ученых.
Но следует понимать, что без участия бизнес-сообщества сотрудники вузов не смогут довести свои разработки до уровня готовой продукции - для этого нужны определенные инвестиции, штат опытных конструкторов, опытно-производственные мастерские, то есть условия, позволяющие создать опытные образцы техники для испытаний и доработки перед организацией серийного производства. А этого у СПбГЛТУ, как и у других лесных вузов, нет.
Игорь ГРИГОРЬЕВ, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой ТЛЗП СПбГЛТУ
Владимир КАЦАДЗЕ, канд. техн. наук, профессор кафедры ТЛЗП СПбГЛТУ