Состояние и перспективы развития лесного машиностроения в России
В Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31.10.2008 г. № 248/482, перечислены основные факторы, обусловившие появление системных проблем в развитии лесопромышленного комплекса. В качестве одного из таких факторов названа неадекватность российского лесного машиностроения задачам развития лесного комплекса.
В этом документе отмечено, что к настоящему времени большинство заводов лесного машиностроения прекратило свою производственную деятельность. В результате резко снизились объемы выпуска лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования. Так, например, выпуск трелевочных тракторов, валочно-пакетирующих и сучкорезных машин сократился в десятки раз.
Действующие предприятия лесного машиностроения не обеспечивают необходимый технический уровень и качество выпускаемой лесной техники. Не соответствует современному мировому уровню и качество выпускаемого в России деревообрабатывающего оборудования, которое значительно уступает по показателям материало- и энергоемкости импортным аналогам. В этом же документе было официально признано, что отраслевая научно-исследовательская и проектная база развития лесного машиностроения разрушена. По сути, перестала существовать база сервисного и эксплуатационного обслуживания отечественной лесной техники.
Одной из основных предпосылок инновационного сценария развития лесного комплекса России, который предусматривал принятие целевых мер государственной поддержки лесного комплекса, в Стратегии развития ЛПК называлось восстановление отечественного лесного машиностроения на базе использования отечественного и зарубежного научно-технического потенциала, государственной поддержки инновационной деятельности и отраслевой научно-технической сферы, закупки лицензий, организации совместных производств.
В качестве основных направлений НИОКР, призванных обеспечить инновационное развитие лесозаготовительного производства и лесного машиностроения, назывались следующие:
- разработки нового поколения лесных машин конкурентоспособного уровня с улучшенными функциональными характеристиками, щадящим воздействием на лесную среду, увеличенными показателями надежности;
- разработки импортозамещающих образцов машин и оборудования, в том числе: машин для заготовки сортиментов, колесных трелевочных машин, самоходных канатных трелевочных установок, лесопогрузчиков манипуляторного типа, лесовозных автопоездов с повышенной нагрузкой на ось;
- разработки лесозаготовительных машин и технологий для заготовки древесины в сложных природных условиях (слабонесущие грунты, сильно пересеченная местность, горные условия).
Таблица 2. Объем рынка лесозаготовительных машин, 2013 год
Таблица 3. Динамика лесного машиностроения, 1990–2014 годы
Со дня принятия вышеупомянутого документа прошло почти шесть с половиной лет. Многие события, произошедшие за этот период, включая мировой экономический кризис 2008 года и западные санкции 2014 года, в той или иной мере способствовали или препятствовали развитию лесного комплекса нашей страны, в том числе и лесному машиностроению. 18 ноября 2014 года в Москве состоялось заседание комитета при бюро Центрального совета общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению «О возможных направлениях выхода из кризиса в развитии отечественного лесного машиностроения», на котором заместитель директора по научной и инновационной работе ФБУВНИИЛМ, д-р техн. наук Борис Большаков в докладе представил некоторые статистические данные о состоянии рынка лесного машиностроения в России (см. табл. 1-3).
Сравнительный анализ данных табл. 1 и 2 показывает, что, к сожалению, благие намерения Минпромторга и Минсельхоза России не привели к положительным результатам. Более того, с момента принятия Стратегии развития ЛПК объем выпуска отечественных лесных машин упал почти в девять раз! А данные, представленные в табл. 3, позволяют понять глубину сложившегося кризиса в области лесного машиностроения России.
С другой стороны, данные табл. 4 (она составлена на основе материалов доклада Б. М. Большакова) позволяют по-новому взглянуть на перспективы развития лесного машиностроения в России.
Они свидетельствуют о том, что, несмотря на катастрофическое сокращение выпуска в России новых лесных машин, продукция отечественного лесного машиностроения по-прежнему продолжает преобладать на лесозаготовительных предприятиях России. Причем очевидно, что степень ее износа давно перевалила за критическую. Еще в 2007 году степень износа парка лесных отечественных машин составляла почти 100%.
Практика работы мелких лесозаготовительных предприятий, которых в ЛПК РФ подавляющее большинство, показывает, что в основном используются старые тракторы, собранные из нескольких машин б/у. Лесозаготовители часто сталкиваются с проблемой отсутствия простых запасных частей, которые уже не выпускают машиностроительные заводы и не могут изготовить мелкие ремонтные предприятия ввиду отсутствия необходимых для этого рабочих кадров (фрезеровщиков, токарей и т. д.), а также в связи с полным износом станочного парка.
заготовок древесины в РФ,
1990–2014 годы
Исходя из данных табл. 5, которые характеризуют объемы применения технологий в общем объеме заготовок древесины, можно утверждать, что на лесозаготовительных предприятиях России преобладает сортиментная заготовка. Причем на рабочих операциях (валка, обрезка сучьев, раскряжевка) в основном используются бензиномоторные пилы. Преобладание бензиномоторных пил при скандинавской технологии заготовки древесины, предусматривающей получение сортиментов у пня, в Финляндии наблюдалось в конце XX века. Особо следует отметить, что, к сожалению, еще в конце 2009 года в России был прекращен выпуск отечественного моторного инструмента для лесозаготовительной отрасли в связи с закрытием линии на пермском ФГУП «Машиностроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского», которое выпускало всемирно известные марки бензиномоторных пил «Дружба» и «Урал».
заготовки древесины
Ситуация, складывающаяся в настоящее время в экономике России, и прежде всего высокий курс основных иностранных валют по отношению к рублю, позволяет надеяться на возрождение отечественного лесного машиностроения на базе отечественных разработок.
Меры по возрождению предприятий лесного машино- и станкостроения следует ориентировать в первую очередь на крупные и средние лесозаготовительные и перерабатывающие предприятия. Разработку новых образцов техники надо вести с учетом особенностей природно-производственных условий лесного фонда России, с использованием разработок, выполненных в отечественных научных и образовательных учреждениях. Например, на лесоинженерном факультете СПбГЛТУ только за последние годы разработано более 50 новых технических и технологических решений на уровне изобретений и полезных моделей, позволяющих существенно повысить эффективность лесохозяйственных, лесозаготовительных и деревообрабатывающих операций.
Принципиальным моментом следует считать то, что у России нет морального права скатываться до уровня отверточно-сборочного производства импортных лесных машин. Необходимо правильно выбрать свой путь и помнить, что мы когда-то были законодателями мировой моды в области лесных машин и оборудования. Надо на базе действующих лесных вузов создать научно-производственные центры с достойным финансированием, которым следует дать госзадания на разработку, выпуск и испытание линейки определенных видов лесных машин (лесозаготовительных, трелевочных, погрузочных и т. п.) для эксплуатации в разных природно-производственных условиях России. Необходимо возродить государственные опытные лесозаготовительные предприятия для испытания новых машин, оборудования и технологий.
Сегодня следует работать над технологиями будущего, например, плантационного выращивания с последующей заготовкой и переработкой энергетической древесины и древесины для производства упаковочных материалов и другой продукции ЦБП. Внедрение таких технологий потребует принципиально новых подходов к разработке перспективных систем лесных машин.
Именно такие перспективные разработки должна взять на себя вузовская наука, обладающая хорошим потенциалом и вооруженная новыми идеями. К решению подобных задач целесообразно и полезно привлекать молодых специалистов, аспирантов и магистров. Под руководством опытных наставников, хорошо знающих славную историю и основные этапы отечественного лесного машиностроения, когда-то занимавшего передовые позиции в мире, реализацией перспективных, прорывных идей должны заниматься молодые активномыслящие специалисты.
Для решения этих задач потребуются не столь уж большие расходы ввиду отсутствия привычки к «большим деньгам» у российских ученых.
Но следует понимать, что без участия бизнес-сообщества сотрудники вузов не смогут довести свои разработки до уровня готовой продукции - для этого нужны определенные инвестиции, штат опытных конструкторов, опытно-производственные мастерские, то есть условия, позволяющие создать опытные образцы техники для испытаний и доработки перед организацией серийного производства. А этого у СПбГЛТУ, как и у других лесных вузов, нет.
Игорь ГРИГОРЬЕВ, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой ТЛЗП СПбГЛТУ
Владимир КАЦАДЗЕ, канд. техн. наук, профессор кафедры ТЛЗП СПбГЛТУ