Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Мебельное производство

Российские производители мебели могут упрочить свои позиции на рынке

Свое видение перспектив развития технологий и материалов мебельного рынка РФ в 2015 году и оценку влияния текущей политико-экономической ситуации в России и мире на деловую активность в мебельной отрасли представляют эксперты мебельного рынка России.

Игорь Березин, президент НП «Гильдия маркетологов» 

На тенденциях развития мебельного рынка сказывается политико-экономическая ситуация в нашей стране. Негативным фактором, замедляющим развитие экономики в России, также является сокращение прироста потребительского кредитования. Мебельная индустрия и раньше была не сильно вовлечена в эту сферу. Доля мебели, покупаемой в кредит, составляла всего 10%. Это немного по сравнению с долей кредита при покупке бытовой техники (50%) или автомобилей (30-40%). Однако уменьшение прироста кредитов негативно влияет на покупательскую активность. Не имея возможности получить кредит, потребители не могут увеличить свою покупательскую способность и стараются сократить траты на товары не первой необходимости, к которым, в частности, относится и мебель.

Есть и ряд позитивных факторов, способствующих развитию мебельной индустрии в России. В сегодняшней политической обстановке в стране россияне меняют свое отношение к отечественным продуктам. Скорее всего, в ближайшее время российские производители мебели воспользуются этой ситуацией и упрочат свои позиции на внутреннем рынке, забрав значительную долю у европейских поставщиков.

Следует заметить, что в предыдущие годы мебельщики ухитрились потерять часть рынка, причем в очень благоприятных условиях. Если в 2001-2003 годах доля отечественной мебели на рынке составляла около 70%, то в 2012-2013 годах она сократилась до 45%. На мой взгляд, основная проблема здесь кроется в сфере маркетинга. Трудности начались задолго до кризиса 2008 года. Мебельная промышленность росла в 2002-2007 годах в пределах 15-17% в номинальном выражении, то есть чуть выше уровня инфляции. А спрос на автомобили или бытовую технику тогда рос на 20-30%.

За советом или помощью в сфере маркетинга мебельные компании обращаются крайне редко. Это даже не связано с их финансовой неспособностью. На мой взгляд, основная причина - недооценка важности маркетинга и построения взаимоотношений с потребителями. Большинство отечественных компаний работают «от производства».

Одна из проблем российской мебельной индустрии состоит в том, что подавляющее большинство игроков рынка - небольшие и среднего размера компании. Крупных российских компаний единицы: «Мария», «Шатура», «8 марта». Несомненно, у компаний с оборотом 200 млн - 1,5 млрд руб. недостаточно денежных средств, чтобы провести масштабные маркетинговые исследования, дать рекламу по телевидению. Однако объединение ресурсов 15-20 или 50 компаний позволит совместно и оперативно решать проблемы, связанные с той же логистикой, торговлей, а также инвестировать больше средств в развитие рынка, построения взаимоотношений с потребителем, коммуникацию, рекламу и т. д.

Евгений Малышевский, руководитель отдела активных продаж компании «Эрготек»

Как правило, каждый год на мебельном рынке появляются новые направления, технологии и материалы. В 2015 году, скорее всего, на ближайших выставках будут заданы очередные тренды, возможно, на новые расходные материалы для производства мебели (ткани, пленки, фурнитуру и т. д.). Например, в прошлом году были интересные предложения от производителей матрасов - новые листовые материалы из высокоэластичных пенных наполнителей, обеспечивающие дополнительное вентилирование матраса и комфорт во сне.

Российский рынок мебели часто ориентируется на Запад, где обычно появляются новые тенденции и тренды. Насколько быстро отечественные предприятия начнут использовать новинки, зависит от многих факторов. Например, после появления новых материалов за рубежом для их применения на российских предприятиях необходимо время на налаживание логистики, отработку технологии использования, подбор необходимых для выпуска нового товара комплектующих (тканей, клеев и т. д).

Когда западные коллеги представляют отечественным мебельщикам новую технологию, требуется и новое оборудование (несколько станков или даже целая производственная линия), которое нужно закупить, привезти в Россию, запустить и наладить выпуск новой продукции. На это может уйти несколько лет.

Анализируя политико-экономическую ситуацию в России, можно отметить, что происходящие события оказывают как негативное, так и позитивное влияние на бизнес. Однозначно увеличатся объемы производства и продаж плитных предприятий, так как будет невыгодно импортировать древесные плиты в Россию. Мы поставляем продукты для плитных компаний и уже сейчас заметили, что в январе 2015 года был повышенный спрос на парафиновую эмульсию. Что будет в феврале, пока не ясно.

Как скажутся происходящие в нашей стране события на других производствах, покажет время. Если предприятия работают недавно и выплачивают кредиты, которые брали для организации своих производств, то они могут существенно пострадать или даже закрыться.

Нынешняя ситуация в России изменит рынок. Одни предприятия уйдут, а другие окрепнут и выйдут на рынок с новыми идеями.

Подготовила Екатерина Матюшенкова