Какое будущее у биоэкономики России?
В октябре 2014 года был принят новый закон, позволяющий использовать альтернативные виды топлива на транспорте. Падающая цена нефти, затраты на развитие Крыма, большой отток капитала вызвали сокращение государственного бюджета в 2015 году. А вот лесопромышленные компании-экспортеры смогли увеличить прибыль за счет ослабления рубля.
В лесном секторе наибольшую прибыль смогли заработать экспортеры пиломатериалов и пеллет. За рубежом растут объемы использования топлива, полученного из древесных отходов, для промышленных, муниципальных и частных котельных. В России же делаются только первые шаги в этом направлении. В сентябре - декабре 2014 года мне довелось провести ряд встреч с лицами, принимающими решения в рамках проекта «Использование финских ноу-хау и технологий лесной энергетики в России», реализуемого на Северо-Западе РФ. В ходе этих встреч выявился несомненный интерес российских регионов к внедрению западноевропейского, в частности финского, опыта развития «зеленой» энергетики и к совместным проектам, особенно в период, когда бюджеты сокращаются. Но недостаток знаний в области биоэнергетики и биотехнологий является сдерживающим фактором в развитии биоэкономики ряда регионов Российской Федерации. Например, в Республике Коми топливная щепа считается ненадежным возобновляемым источником энергии ввиду высокой влажности и немалой стоимости.
Возможности для сотрудничества
В Республике Карелия существуют планы по модернизации котельных, но зачастую в качестве топлива для них не рассматривается ничего, кроме угля. Хотя в г. Суоярви есть пример успешной реализации проекта частного инвестора из Москвы по строительству котельной финского производства на торфе и пеллетах. Экспорт щепы как источника энергии из Карелии в Финляндию до сих пор остается высокоприбыльным.
В Архангельской области прошла масштабная модернизация котельных. Многие из них были переведены на пеллеты и щепу. При этом затраты бюджета на местное топливо сократились на 23% по сравнению с затратами на привозные мазут и уголь. Прекратили свое существование стихийные свалки отходов от переработки древесины, при поддержке местных органов власти были организованы места временного хранения отходов.
Успешный опыт Архангельской области был взят на вооружение в Республике Коми. Так, в 2014 году государство покрывало затраты на строительство площадок временного хранения отходов. Кроме того, были предоставлены субсидии производителям пеллет и брикетов. В связи с наличием ресурсов угля и нефти в Республике Коми есть четкое понимание, что на возобновляемые источники энергии необходимо переводить в первую очередь котельные с расстоянием транспортировки топлива от железнодорожной ветки более 100 км. Интерес к развитию местной биоэнергетики усилился после визита главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и группы министров республиканского правительства в НИИ лесного хозяйства Финляндии в 2012 году. В результате в Финляндии была закуплена котельная на коре и отходах лесопиления, которая в январе 2015 года начала вырабатывать «зеленую» тепловую и электрическую энергию для нужд г. Сыктывкара.
Увеличение объемов использования низкосортной древесины
Если цена на нефть будет оставаться низкой длительный период, местные экономические проблемы заставят власти регионов перейти на возобновляемые источники энергии, особенно на территориях, где нефть и газ недоступны. Объем лесных ресурсов России составляет около 83 млрд м3, из них в 2013 году было заготовлено всего 0,23%. Большая часть лесов является транспортно недоступными, а лесоустроительная информация устарела для 74% территории лесов. Исследования, проведенные специалистами Института природных ресурсов Финляндии, показывают, что дефицит древесины высокого качества в ряде регионов не удастся покрыть за счет снижения возраста рубок. Для развития рынка требуется создание резервных факторов производства (строительство новых дорог, актуальная информация о лесном фонде) и развитие производства тепловой энергии, вырабатываемой при сжигании в котельных биотоплива из низкосортной древесины.
В России существует спрос на технологии заготовки и переработки древесины, но в основном со стороны частных инвесторов. Несмотря на высокую стоимость финского оборудования и технологий и слабый рубль, эффективность и надежность технологических решений из Финляндии ценится потенциальными инвесторами. Необходимость сокращения затрат станет основной движущей силой развития биоэкономики России.
Евгений ЛОПАТИН