Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Слово редакции

Праздник с сединою на висках

Рубрика Слово редакции

Максим Пирус

Время неумолимо. Это кажется невероятным, но Великая Отечественная война закончилась уже СЕМЬДЕСЯТ лет назад. А ведь будто вчера установили на площади Победы памятник к 30-летию и несли к пронзительной силы скульптурам Михаила Аникушина цветы надевшие по такому торжественному случаю ордена и медали ветераны, еще только начинающие выходить на пенсию.

Лопоухому первоклашке, которым я тогда был, очень нравилось гулять с дедушкой. Далеко не ходили - наш дом был на «крайней южной линии» Ленинграда (теперь там огромный спальный район), и прямо за ним начиналась заросшая редкими деревцами полянка, где били из земли три родника. Вокруг, стоило поддеть ногой, обнаруживались то пулеметные ленты, то снарядные гильзы, то пробитая пулей каска. Мы приводили в порядок эти ржавеющие свидетельства боев, готовя для школьного музея, и тогда я мог услышать от деда захватывающий рассказ о войне. Хотя говорить о ней он, вообще-то, не любил. Я бы хотел теперь выспросить у него так много! Да только не у кого - эхо войны настигает ее участников и спустя много лет: осложнениями после ранений и инфарктами...

Оба моих деда - кадровые офицеры. Обоим посчастливилось пройти всю войну, уцелеть, чтобы и дальше служить Родине. Они могли даже встретиться, освобождая от фашистов город Ельня в августе 1943-го, но не встретились: один повел стрелковый полк форсировать Даугаву и брать Ригу, другой в составе танкового корпуса двинулся на Оршу и Минск. Зато встретились много лет спустя в Ленинграде их дети. Чтобы на свет появился тот, кто пишет теперь эти строки. Тот, кто в свою очередь, не задумываясь, встанет в строй для защиты жизни и покоя своих близких, детей и будущих внуков.

Да, я твердо знаю, кого надо благодарить за то, что существую. Вас, подполковник Павел Пирус, и вас, генерал-лейтенант Венедикт Лазарев. И еще миллионы тех, чьи имена мне неизвестны, тех, кого поглотила чудовищная человеческая мясорубка. Если бы не принесенная ими жертва, мир стал бы иным. Да и был бы он вообще? И главное - жили бы мы в нем сегодня?

Историю пишут победители. Отчего же, чем дальше, тем больше искажений очевидных фактов, больше инсинуаций в оценке и восприятии Второй мировой? Как будто злорадно и старательно стирают с военных памятников самые важные слова: «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»... Кому и зачем нужно переиначивать факты и перераспределять заслуги? Ведь, в конечном счете, не важно, когда отмечать праздник: 8 или 9 мая. И даже не так уж важно, чья лепта в разгром фашизма больше. Важно лишь то, что он - разгромлен. Что прекращено физическое уничтожение целых народов. Что больше не будет писем-похоронок и заплаканных солдатских вдов.

Именно так это воспринималось всем миром первые полвека после Победы! Может, оттого, что больше было живых свидетелей той эпохи? Тех, что и сами не солгут, и другим не позволят? К несчастью, они уходят, и тем значимей для нас, благодарных потомков, бережно и честно принять вместе с боевыми наградами дедов их память. И нести ее дальше, передавая своим детям.

Пока мы помним - они живы. Пока мы помним - они с нами. Пока мы отстаиваем истину - мы верны себе и памяти предков.

Я помню. А вы?

С Днем Победы!

Максим Пирус