Лесозаготовка

Первые показательные выступления PONSSE ScorpionKing в России

Дебют «Царя Скорпионов» в карельских лесах

Харвестер Ponsse ScorpionKing
Харвестер Ponsse ScorpionKing

4 июня 2015 года в сервисно-учебном центре Ponsse (г. Питкяранта, Республика Карелия) в рамках проведения маркетинговых дней состоялось празднование 10-летия присутствия компании в России, отмеченное многими яркими событиями.

На территории центра в Питкяранте, куда съехались многочисленные сотрудники компании, дилеры, покупатели лесных машин Ponsse, прошло официальное открытие маркетинговых дней. На открытой площадке были выставлены популярные модели лесных машин финской компании - форвардер Buffalo и харвестер Ergo, который стал импровизированной трибуной для выступавших с приветствиями руководителей фирмы и представителей местной администрации.

В сервисном центре PONSSE

Гостей приветствовали директор ООО «Понссе» Яакко Лаурила и председатель совета директоров компании Ponsse Юха Видгрен.

Г-н Лаурила, в частности, отметил: «В Питкяранте есть все, что нам сегодня необходимо для работы: рядом лес, техника, сервисный и учебный центр - все в одном месте, что повлияло на решение организовать наше мероприятие именно здесь. Сегодня вам предстоит совершить небольшое путешествие - на делянку, находящуюся в 20-25 км от города, ландшафт которой позволяет наиболее полно продемонстрировать все достоинства харвестера ScorpionKing».

Погода в тот день была удивительной - дождь и солнце чередовались с такой частотой и постоянством, что это выглядело жонглированием. Однако необходимость то и дело искать спасения под крышей или зонтами не навредила планам организаторов и не испортила настроения участникам. Сразу было видно - в гости к Ponsse приехали люди бывалые, им все нипочем!

Поздравления с юбилеем в адрес ООО «Понссе» прозвучали от представителей администрации Питкяранты и компаний-партнеров.

С краткой презентацией новинок модельного ряда машин выступили  директор по продажам ООО «Понссе» Олег Маслов и продакт-менеджер компании Ponsse Антти Рясянен.

«У новой версии популярного харвестера Ergo полностью изменен гидравлический привод трансмиссии, что позволило существенно увеличить ресурс эксплуатации - с 1200 до 1800 моточасов, - подчеркнул Антти Рясянен. - Серьезные изменения претерпели эргономика, оснащение кабины, контрольно-измерительная система. Все точки, где необходимо выполнять ежедневное сервисное обслуживание, вынесены таким образом, чтобы доступ к ним был легок и удобен. Каждая такая точка оснащена автономным освещением, что дает возможность производить сервисные работы в любое время суток».

Ergo является несомненным лидером продаж среди харвестеров компании в России, поэтому именно в конструкцию этой модели внесено много нового. Причем все новации явились результатом обратной связи конструкторов компании с клиентами, которые и стали фактическими инициаторами обновления модельного ряда лесных машин. Ergo оснащен новым телескопическим манипулятором C5, вместо которого можно использовать манипулятор параллельного типа С44+ с двумя гидромоторами поворота, позволяющими увеличить мощность машины.

Модернизация коснулась и форвардеров. Они стали более производительными и мощными по сравнению с предыдущими моделями, внесены изменения в тележки, мосты и другие узлы, что позволит клиентам снизить эксплуатационные расходы.

Но слова словами, а лесную машину лучше всего увидеть в деле. И главный инструктор ООО «Понссе» Николай Чернуцкий, получивший среди коллег уважительное прозвище Mad Max (в честь героя серии постапокалиптических боевиков с активным использованием разнообразной машинерии), забравшись в кабину Ergo, за считанные секунды нарезал бревно на тонкие «блины», которые стали сувенирами для всех желающих.

Николай еще не раз будет в центре внимания публики - и когда станет рассказывать о Fleet management (приложении, с помощью которого можно в режиме реального времени собирать, обрабатывать и передавать владельцу машин весь массив данных о текущем процессе заготовки на участках), и когда устроит раздачу памятных призов с помощью манипулятора форвардера BuffaloKing. Но это будет позже, а пока...

Демонстрация харвестера PONSSE ScorpionKing

«Изюминкой» торжеств стала презентация на лесной делянке самого современного и знаменитого на сегодня харвестера Ponsse - модели ScorpionKing. Впервые представленная на Elmia Wood 2013 в Швеции, машина совершает мировое промо-турне и наконец-то показана лесозаготовителям России.

Харвестер, работу над концепцией которого начал еще основатель компании Эйнари Видгрен в 2007 году (инженерные разработки велись с 2008 года), действительно напоминает скорпиона: телескопический «скорпионий хвост» - кран-манипулятор смонтирован на раме, охватывающей кабину по бокам и сзади - в отличие от традиционного расположения крана-манипулятора (у других моделей харвестеров он находится на платформе в нескольких метрах впереди кабины оператора). В этом, помимо великого множества технологических новшеств, нашедших воплощение в уникальной модели, и заключается ее главная особенность: по словам Антти Рясянена, манипулятор ScorpionKing является «продолжением позвоночника оператора», что кардинальным образом влияет на организацию рабочего процесса, уровень взаимодействия человека и машины.

Стоимость новинки составляет около 500 тыс. евро, что не помешало компании всего за год продать 150 единиц в разных странах мира - как пояснили сотрудники Ponsse, спрос на «Скорпиона» велик настолько, что цифры продаж определяются только возможностями производства. Есть и первый покупатель ScorpionKing в России - именно эта машина и была показана участникам торжеств в Питкяранте. Более того, во время презентации был подписан договор на второй ScorpionKing, который будет работать в Ленинградской области, на делянках лесозаготовительной компании «Грин Форест Костомукша».

На делянке машиной управлял Ярмо Утт - опытнейший водитель-испытатель, которому доверены демонстрации ScorpionKing во всем его «мировом турне», длящемся уже почти два года. Когда Ярмо попросили продемонстрировать харвестер в работе специально для съемки видео, он с легкостью согласился - и с такой же легкостью, доступной только профессионалам самого высокого класса, превратил в аккуратные бревна несколько корабельных сосен. По завершении работы выглянул из кабины: «Ну что, порядок?» - и в ответ на немного растерянные слова видеооператора «Все замечательно, только очень быстро...» рассмеялся: «Мы в Ponsse умеем все - вот только медленно работать не умеем!»

Немного технических подробностей. Длина харвестера - 8 м, ширина - 2,8 м, масса - около 22 т. Дорожный просвет - 655 мм. Двигатель Mercedes-Benz OM936 (275 л. с.) с тяговым усилием 180 кН. Емкость топливного бака составляет 320 л. Машина оснащена манипулятором С50 и харвестерной головкой PONSSE H7. Гидравлическая система под управлением Ponsse OptiControl, с двумя насосами: рабочий объем насоса манипулятора - 145 см3, насоса харвестерной головки - 190 см3. Объем бака гидравлической жидкости - 280 л.

Конструкция ScorpionKing объединила в себе множество новаций.

Например, патентованная интеллектуальная система обеспечения устойчивости гарантирует стабильность положения машины. Принцип работы системы активной стабилизации заключается в определении направления и положения манипулятора с последующим прижимом задней рамы в направлении работы. Прижим задних колес к земле и вес задней рамы способствуют значительному повышению устойчивости машины при односторонней работе, в том числе и при перемещении машины. Помимо выравнивания кабины устойчивость обеспечивает эргономичность условий работы оператора.

Датчики, находящиеся между кабиной и поворотной частью крана, передают в систему данные о направлении вращения, а датчики, расположенные в районе самого нижнего шарнира, отслеживают положение крана. Датчики давления в гидравлической системе определяют давление в подъемном цилиндре и передают информацию в систему для корректировки и обеспечения устойчивости в боковой части крана. Система активна не только во время работы машины, но и при ее перемещениях; харвестер будет остановлен системой, если усилий для обеспечения его вертикального положения недостаточно.

В октябре 2014 года патентованная система стабилизации и выравнивания была отмечена премией Viva Automation! от Finnish Society of Automation.

Мощный и простой в управлении новый кран-манипулятор PONSSE C50 с особой геометрией перемещений и уникальной стрелой вилочного погрузчика (вылет - 10-11 м), которая перемещается отдельно от кабины, обеспечивает баланс кабины и отличный круговой обзор оператору. Угол поворота - 280°.

В числе других новшеств:

  • просторная и комфортная кабина с хорошим уровнем шумоизоляции и обзором рабочей зоны во всех направлениях, эргономичные органы управления;
  • легкий доступ ко всем компонентам, требующим ежедневного обслуживания;
  • двухконтурная гидравлическая система, что позволяет повысить производительность;
  • тройная рама с максимально низким центром поворота; передняя и задняя части шасси Scoprion, соединенные вращающимися шарнирами, и амортизаторы кабины «сглаживают» все неровности ландшафта, делая их неощутимыми для оператора: средняя часть рамы, на которой расположена кабина, всегда остается в одном и том же вертикальном положении;
  • продольное выравнивание кабины харвестера и передней части рамы обеспечивается цилиндрами, расположенными между передней секцией и передней частью рамы;
  • простое и доступное ПО Opti 4G предоставляет оператору всю необходимую информацию о параметрах валки и функционирования всех систем машины.

Машина особенно подходит для работы на участках прореживания, а также на участках с очень густым древостоем и зарослями кустарников.

Наконец, харвестер просто хорош собой! Недаром в январе 2015 года он был отмечен гран-при конкурса Fennia Prize в области промышленного дизайна, а также награжден призом «Инновация года в области качества», прошедшего в рамках конкурса инноваций, который проводится в странах Северной Европы.

После демонстрации машины в работе директор по обучению ООО «Понссе» Арбо Лыуке и Антти Рясянен поделились подробностями о процессе ее создания и особенностями новой модели. По словам г-на Рясянена, «создание харвестера Scorpion - очень важный шаг для всей компании и отрасли в  целом. Эйнари Видгрен, которого не стало в 2010 году, принимал самое непосредственное участие в разработке концепции машины. Он поставил цель - сделать лучший в мире харвестер, не похожий ни на один из существующих и не копирующий даже самые выдающиеся из них. "Если мы на это не способны, грош нам цена", - примерно так сказал нам Эйнари. Сегодня можно сказать, что завет основателя компании был выполнен - уже после первых демонстраций машины многие эксперты отмечали, что появление Scorpion - едва ли не самое значимое событие за всю историю существования лесозаготовительных машин».

«Все реализованные в этой модели новации и не перечислишь, - добавил к словам коллеги Арбо Лыуке. - Взять хоть манипулятор С50, он отличается от всех других, существующих сегодня в отрасли. Сейчас трудно даже вспомнить, сколько разных вариантов конструкции было предложено и отвергнуто, прежде чем мы пришли к окончательному - конструкция манипулятора оптимальна по функционалу и не перекрывает обзор оператору. Чтобы обеспечить надежность манипулятора, мы его тестировали беспрецедентные 38 тыс. моточасов в нашей специальной лаборатории.

Система стабилизации обеспечивает постоянное расположение кабины параллельно горизонтали. Традиционно харвестеры базируются на двух полурамах - передней и задней (где находится двигатель), а у ScorpionKing рам три: между передней и задней частями расположена еще центральная, на которой и установлена кабина оператора. Части рамы соединены подшипниками. Выравнивание гидравлическое.

Мы уже активно продаем машину в Скандинавии, странах Западной Европы, Канаде, США. 150 единиц продано с начала ее производства в 2013 году. В России продана пока одна машина, но я уверен, что это только начало большого пути!

Конечно, к ScorpionKing надо еще привыкать, ведь в основе его конструкции совсем новая концепция. Совсем другой подход к организации работы оператора. Даже самый опытный оператор, пересев на Scorpion, допустим, с Ergo, сразу ощутит большую разницу - у новой модели кран с харвестерной головкой смещен на три метра назад. Оператор сидит в кабине и все его действия, все реакции идут, можно так выразиться, прямо из позвоночника - ведь манипулятор теперь расположен не на тележке, в трех метрах впереди кабины, а установлен вместе с кабиной, он как будто вырастает над головой оператора. Получается, что оператору нужно коренным образом перепрограммировать мозг, что не так-то просто, но не невозможно. Мы готовы заниматься переподготовкой работников прямо здесь, в Питкяранте. Наши инструкторы прошли обучение в Финляндии и способны за неделю-две научить тех, кто обладает хорошим опытом работы на наших машинах. Есть и другой вариант - мы готовы обучить операторов для тех клиентов, которые купят нашу машину, непосредственно на их делянках.

В этом году мы выпустим на заводе около 850 машин всех моделей и, поскольку мы работаем только под заказ, можно сказать, что именно столько же и продадим. В этом году лидер среди покупателей наших машин в России - "Игирма", компания, владеющая предприятием в Братске и нескольких районах на Дальнем Востоке. Недавно руководители этой компании купили Приангарский ЛПК и, насколько я знаю, стали владельцами самого большого парка лесозаготовительной техники в стране.

Продать одну машину клиенту - просто. А вот продать вторую - уже тяжело, если у тебя не на должном уровне сервис, поставка запчастей, обучение. Мы открыли обновленный центр в Питкяранте в 2013 году и очень большое внимание уделяем здесь вопросам профессионального обучения. С 2007 года наша компания занимается в России вопросами обучения, сотрудничает с 18 учебными заведениями, во многих установлены симуляторы наших лесных машин.
К сожалению, государство совсем не поддерживает это направление и нам просто пришлось заняться им. Но эти труды, безусловно, окупаются - прежде всего, отношениями с нашими дорогими партнерами, которых так приятно видеть сегодня здесь».

Празднование

По возвращении из леса празднование 10-летия ООО «Понссе» было продолжено на берегу живописной бухты Финского залива под тентами гостеприимной базы отдыха Ladoga Fjord. В довольно неформальной обстановке состоялось награждение победителей разнообразных конкурсов, организованных компанией Ponsse.

Для представления лауреатов к микрофону пригласили Яакко Лаурила, который прежде всего сообщил, заслужив бурные аплодисменты присутствующих: «Рад поделиться с вами новостью, что конкурс на звание лучшего сервисного центра Ponsse 2014 года среди 26 российских представительств компании выиграл именно наш центр в Питкяранте!».

В категории «Лучшее развитие сервисного центра в 2014 году» победителем стал дилер Ponsse - компания «Ремтехника». Приза за лучшее обслуживание клиентов удостоился Александр Лютов (ООО «Понссе»).

Были отмечены ценными подарками клиенты компании, которые, эксплуатируя лесную технику Ponsse, добиваются высоких результатов. В их числе - «Монди», «Илим Палп», «Инвестлеспром», «Евромикс», Соломбальская лесная компания, Русская лесная группа и другие. Достаточно упомянуть, что самый крупный клиент Ponsse в России, компания «Монди СЛПК», с помощью внушительного парка лесных машин (24 харвестера и 26 форвардеров) заготавливает примерно 1,7 млн м3 древесины в год.

Ponsse Finance учредил свои номинации для продавцов техники: самым активным продавцом по итогам 2014 года назван Айрат Сибагатов (ООО «Понссе»); за самое большое количество машин, проданных одному клиенту, награжден Игорь Ганин из компании «Цеппелин Русланд», самым активным дилером по итогам 2014 года признана компания «Дормашимпорт».

Лучшие операторы вот уже 10 лет подряд получают награды от фонда, учрежденного Эйнари Видгреном для поддержки и развития этой трудной и важной профессии. Примерно 30 человек удостаиваются наград ежегодно, в этот раз были отмечены Вадим Хейстанен (ООО «Интерсолар»), Дмитрий Ловцов («Техпром») и Александр Суворов («Вест Форест»).

Харри Перятало, директор по послепродажному обслуживанию ООО «Понссе», представил победителей конкурса среди механиков компании Ponsse (соревнование проводится второй год подряд): лучшими среди 15 участников признаны:

1. Николай Терентьев («Леспромсервис», Сыктывкар)

2. Ярослав Шевнин («Понссе», Санкт-Петербург)

3. Николай Коваленко («Понссе», Питкяранта)

А завершилось празднование 10-летия компании затянувшимся за полночь дружеским ужином и красочным салютом, огни которого отражались и гасли в волнах Ладоги...

Максим ПИРУС
Фото автора