Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Как уменьшить убытки от возгорания лесозаготовительной техники

Пожар - одно из самых разрушительных стихийных бедствий. Люди издревле с опаской и уважением относились к огню - мощной стихии, с которой очень тяжело бороться. Одним из видов пожаров, случающихся на предприятиях лесопромышленного комплекса, является пожар, который возникает на лесной технике.

Элементы системы пожаротушения, установленные на экскаваторе Volvo
Элементы системы пожаротушения, установленные на
экскаваторе Volvo

К сожалению, точной статистики по возгораниям на лесной технике нет. Это объясняется многими причинами: сокрытие фактов от вышестоящего начальства во избежание взыскания, а от надзорных органов и широкой публики - из-за нежелания платить штрафы и непривлекательно выглядеть в глазах клиентов и конкурентов. Поэтому зачастую о возгораниях, если они не привели к полному уничтожению техники и не переросли в лесные пожары, известно только на уровне бригады или участка. Однако из опыта общения с работниками предприятий «без протокола» нам известно, что возгорания на лесной технике случаются довольно часто. Чаще всего пожары возникают на харвестерах и форвардерах, реже загораются погрузчики и бульдозеры. Частые возгорания на харвестерах и форвардерах обусловлены их большой нагрузкой (обычно техника работает в две или три смены), а также тем, что в труднодоступных местах техники накапливаются щепа, мелкие ветки и хвоя. На некоторых предприятиях эта проблема решается путем мойки техники по окончании смены, но это не всегда возможно ввиду сложностей с водоснабжением на лесных делянках.

«Но есть же ручные огнетушители, которые должны находиться на каждой единице техники по требованиям нормативных документов, разве их недостаточно?» - спросит дотошный читатель. К сожалению, ручные огнетушители малоэффективны, и вот почему. Возгорание на лесной технике чаще всего происходит по двум причинам: из-за воспламенения щепы и хвои при скоплении в районе горячего выпускного коллектора двигателя и в результате воспламенения гидравлического масла при обрыве РВД. Причем во втором случае масло пропитывает скопления щепы и хвои, что приводит к устойчивому горению образовавшейся смеси. Если в первом случае у оператора машины теоретически есть возможность спасти машину и не дать пожару перекинуться на окружающие деревья, то во втором случае применение штатных ручных огнетушителей, как правило, безуспешно.

Очевидными недостатками ручных методов тушения пожара являются:

  • довольно большой промежуток времени между началом пожара и моментом его визуального обнаружения, вследствие чего пожар успевает развиться до той степени, когда его уже сложно потушить;
  • отсутствие должной реакции, решительности и четкости действий оператора машины в стрессовой ситуации, а также периодического контроля наличия и исправности ручных огнетушителей и т. д.

Некоторые владельцы лесной техники считают, что проблему можно решить за счет страхования машины. Но ведь страховая компания вряд ли выплатит сумму, достаточную для покупки новой машины, в любом случае в расчет будет браться лишь остаточная стоимость техники. К тому же есть риск получить отказ в выплате, если страховая компания посчитает, что в возгорании техники виноват персонал. Так или иначе будет потеряно время и деньги из-за простоя техники.

Есть ли решение, которое может уберечь от перечисленных выше проблем? Да, такое решение есть. Это установка на машину автоматической системы пожаротушения для транспортных средств (АСПТС) либо покупка машины с уже установленной системой. Такая система разработана несколько лет назад российскими специалистами специально для тяжелой техники и является уникальной по функциям и характеристикам; кроме того, она значительно дешевле зарубежных аналогов.

Достоинства АСПТС

Во-первых, автоматическая система работает круглосуточно - даже тогда, когда в машине нет оператора и двигатель выключен. Единственное условие работы АСПТС: наличие напряжения в бортовой электрической цепи.

Во-вторых, при монтаже подобной системы расположение пожарных датчиков и огнетушителей выбирается таким образом, чтобы они контролировали все самые пожароопасные отсеки; в случае возгорания пожар будет немедленно обнаружен и его тушение начнется быстрее и будет эффективнее, чем при ручном тушении. Ведь, как известно, пожар легче потушить в зачатке, а не когда он уже развился. Для большей надежности автоматическая система снабжается кнопкой или тумблером ручного пуска огнетушителей на тот случай, если первым возгорание обнаружит оператор, а не система.

В-третьих, поскольку автоматические системы должны обязательно проверять состояние и целостность своих элементов путем периодического опроса электрических цепей датчиков и огнетушителей и в случае их неисправности оповещать об этом оператора, вы всегда будете знать, в каком состоянии и эти цепи, и АСПТС.

В-четвертых, наличие на машине системы пожаротушения может повлиять на стоимость страховки.

Единственным недостатком АСПТС по сравнению с ручными огнетушителями является стоимость, которая составляет 1-2% от общей стоимости машины, но следует учесть и то, что стоимость системы сопоставима со стоимостью страховки либо меньше ее и уж точно несопоставима с возможным ущербом от пожара.

Из чего состоит АСПТС и как она работает? Система предназначена для автоматического контроля значения температуры в защищаемых отсеках транспортного средства; непрерывной круглосуточной работы в составе контролируемого объекта; выдачи информации о превышении заданного температурного порога в защищаемых отсеках транспортного средства; подачи электрического импульса для пуска средств пожаротушения; подачи сигнала на исполнительные устройства; автоматического определения положения объекта относительно вертикали; подачи сигнала на исполнительные устройства при превышении заданного угла отклонения от вертикали.

В состав АСПТС входят: блок контроля, индикации и управления (БКИУ); кабель питания и коммутаций (КПК); извещатели тепловые (ИТ); кабели линий пуска средств пожаротушения (КЛП); средства пожаротушения (СП). АСПТС устанавливается на транспортное средство согласно монтажному проекту. Для разработки проекта на определенную модель техники может потребоваться выезд специалистов для проведения замеров линейных размеров транспортного средства и его отсеков, определения степени пожарной нагрузки и герметичности отсеков, мест крепления средств пожаротушения и тепловых извещателей, путей прокладки кабелей, места установки в кабине оператора прибора БКИУ, а также для привязки к электрической схеме транспортного средства.

В обычном состоянии, называемом дежурным режимом, АСПТС, по сути, никак не влияет на работу транспортного средства. Происходит лишь незначительное потребление электрической энергии от бортового аккумулятора. При повороте ключа зажигания из положения «0» в положение «III» и обратно происходит переключение режима работы АСПТС с автоматического режима на ручной и обратно. Таким образом, положение ключа зажигания является показателем отсутствия или наличия оператора на транспортном средстве. Режимы работы определяют алгоритм пожаротушения. Если система работает в автоматическом режиме, то пуск средств пожаротушения происходит полностью автоматически с минимальной задержкой. Если система работает в ручном режиме, то пуск средств пожаротушения выполняется либо автоматически с некоторой задержкой, необходимой для того, чтобы оператор мог покинуть рабочее место, либо после нажатия оператором кнопки подтверждения пожаротушения, которое приводит к ускорению пуска средств пожаротушения.

При любом режиме работы системы сразу после обнаружения возгорания происходит автоматическое выключение двигателя транспортного средства. Оно необходимо по следующим причинам: пуск средств пожаротушения при работающем двигателе может привести к выходу его из строя, так как огнетушащий состав может попасть во впускной тракт двигателя; вместе с двигателем отключается вентилятор системы охлаждения, который препятствует тушению, создавая приток кислорода извне и одновременно выдувая огнетушащий состав; вместе с двигателем выключается гидронасос, что приводит к падению давления гидравлического масла в системе, а, как известно, одной из причин пожара является воспламенение масла в случае обрыва РВД. Одновременно с выключением двигателя система выдает световую, звуковую и текстовую индикацию о пожаре с указанием названия отсека, в котором обнаружено возгорание.

На случай, если оператор визуально обнаружит возгорание быстрее, чем поступит сигнал от теплового извещателя, есть возможность инициировать процесс пожаротушения вручную с помощью тумблера «Пуск» на передней панели прибора БКИУ. Кроме функций определения возгорания и приведения в действие средств пожаротушения, АСПТС имеет функцию непрерывного тестирования исправности своих элементов: цепей тепловых извещателей, цепей пуска средств пожаротушения, некоторых узлов прибора БКИУ. В случае возникновения неисправности контролируемых элементов информация об этом будет немедленно отображена на передней панели БКИУ.

Одним из ключевых отличий АСПТС от других систем пожаротушения на транспорте является наличие функции защиты транспортного средства от переворота. Благодаря встроенному в прибор БКИУ акселерометру ведется постоянное отслеживание угла наклона транспортного средства. При превышении заданного угла наклона БКИУ выдает управляющий сигнал на обмотку реле (подает напряжение), реле срабатывает и размыкает цепь зажигания, что приводит к автоматической остановке двигателя. Таким образом осуществляется защита двигателя от негативных воздействий при перевороте машины или чрезмерном крене транспортного средства.

Любое событие - пожар, пуск средств пожаротушения, включение ручного тумблера «Пуск», неисправность, переворот транспортного средства, включение/выключение напряжения питания, переключение автоматического и ручного режимов - записывается в архив системы с привязкой события к дате и времени. Таким образом, при необходимости расследования происшествий можно установить последовательность событий и действий оператора.

Максим ГАЙДАМАК, технический консультант ООО НПП «Союз»