Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

За рубежом

Комплексное использование недревесных, охотничьих и рекреационных ресурсов леса в Республике Беларусь

Лесные экосистемы Белоруссии занимают 39,3% площади республики, запасы древесины составляют 1,7 млрд м3. Ее заготовка в системе лесопользования стоит на первом месте. Тем не менее общая стратегия по сохранению и устойчивому использованию лесных ресурсов должна базироваться на соблюдении принципа многоцелевого, непрерывного, неистощительного использования не только древесины.

Концепция устойчивого управления лесами, определяющая направленность развития современного лесного хозяйства, содержит принципы многоцелевого лесопользования, основывающегося на балансе экономических, экологических и социальных составляющих. Причем большое значение придается рациональному использованию недревесных ресурсов и экосистемных услуг, предоставляемых лесом.

На землях лесного фонда Белоруссии биологические ресурсы ягод и плодов составляют до 50 тыс. т в год, съедобных грибов - около 60 тыс. т, лекарственного сырья - примерно 90 тыс. т, березового сока - 480 тыс. т. Большое количество лесных растений-медоносов создает надежную кормовую базу для пчеловодства. Лес дает ценный березовый сок, живицу, дичь и пушнину. Лесные охотничьи угодья занимают площадь 16,7 млн га. На этой территории обитает около 28 тыс. особей лося, более 12 тыс. особей оленя благородного, 74 тыс. особей косули, водятся лань европейская, олень пятнистый, кабан, зубр. Всего же охотничья фауна Белоруссии состоит из 50 видов животных.

В республике большое разнообразие уникальных и ценных естественных природных ландшафтов, экосистем и видов традиционной культуры, что позволяет активно развивать экологический туризм. Более 17% всей лесопокрытой площади используется в рекреационных целях. Развитию охотничьего туризма способствуют охотничьи комплексы, созданные в 91 лесхозе. На их базе действует 64 экологических маршрута.

В результате комплексного использования лесосырьевых ресурсов, включая переработку таких отходов лесозаготовки, как пни, корни, кора, тонкомерное и низкосортное древесное сырье, производятся десятки видов ценных продуктов.

Перспективным представляется широкое вовлечение в хозяйственный оборот недревесных ресурсов леса (дикоросов), которое позволило бы расширить сферу деятельности и повысить эффективность не только лесохозяйственных предприятий, но и других объектов хозяйствования Республики Беларусь. По экспертным оценкам, от использования дикоросов можно каждый год получать в доход государства прибыль в размере, эквивалентном полным затратам на ведение лесного хозяйства и даже на развитие всего лесного сектора экономики. Доля возможного объема заготовки дикорастущих ягод, грибов, лекарственных растений и другой продукции за год может достигать от 10 до 30% общей стоимости ежегодной продукции лесхозов.

Нормативно-правовая база

Ниже представлена нормативно-правовая база, регулирующая практику комплексного использования недревесных, охотничьих и рекреационных ресурсов леса в Республике Беларусь.

Согласно ст. 36 Лесного кодекса (принят Палатой представителей 8 июня 2000 года, одобрен Советом Республики Беларусь 30 июня 2000 года), в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:

  • заготовка древесины;
  • заготовка живицы;
  • заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, веток деревьев; новогодних деревьев хвойных пород и др.);
  • побочное лесопользование;
  • пользование участками лесного фонда, отнесенными к охотничьим угодьям, для ведения охотничьего хозяйства;
  • пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и образовательных целях;
  • пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и спортивных целях.

Заготовку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов могут вести как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Лесопользование, связанное с заготовкой живицы, второстепенных лесных ресурсов, побочным лесопользованием, осуществляется на основании разрешительного документа - лесного билета, который выдается на срок один год, за исключением заготовки живицы (срок действия документа - от одного года до пятнадцати лет). Этот документ дает право осуществлять только указанный в нем вид лесопользования в установленном объеме (размере) и в определенные сроки на конкретном участке лесного фонда.

Участки лесного фонда для осуществления лесопользования в научно-исследовательских и учебно-опытных целях с правом ведения лесного хозяйства предоставляются на основании решения Правительства Республики Беларусь. Участки лесного фонда для осуществления лесопользования в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и спортивных целях предоставляются на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов по представлению лесхоза. Если на один и тот же вид лесопользования (заготовка живицы и второстепенных лесных ресурсов, побочное лесопользование) на одном и том же участке лесного фонда претендуют два юридических лица или индивидуальных предпринимателя и более, могут проводиться аукционы.

Для осуществления указанных выше видов лесопользования, а также с целью оздоровления населения, развития туризма, рекреации участки лесного фонда могут передаваться в аренду юридическим лицам.

Лесопользование может быть ограничено или приостановлено в целях обеспечения национальной безопасности, охраны окружающей среды, историко-культурного наследия, прав и законных интересов граждан, а также в случае нарушения лесопользователем законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, законодательства об охране окружающей среды, невнесения в установленный срок платы за лесопользование и в ряде других случаев.

В октябре 2014 года Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь приняла в первом чтении проект нового Лесного кодекса Республики Беларусь. Его разработка была обусловлена необходимостью совершенствования содержащихся в Лесном кодексе норм с учетом практики применения и приведения их в соответствие с законодательными актами республики. Проект кодекса предусматривает, в частности, расширение полномочий Президента Республики Беларусь при решении вопросов функционирования государственной лесной охраны, установления порядка и критериев распределения лесов на группы и категории защитности, расширение полномочий Совета министров Республики Беларусь в части установления такс на второстепенные лесные ресурсы, побочное лесопользование, лесопользование в целях проведения культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (в том числе для вольерного содержания, разведения и использования диких животных в неволе); определения порядка проведения лесных аукционов на лесопользование, а также государственных организаций, уполномоченных проводить лесоустройство, и др.

При заготовке (закупке) дикорастущих растений и (или) их частей юридические лица и индивидуальные предприниматели руководствуются следующими документами:

  • Законом Республики Беларусь «О растительном мире» от 14.06.2003 г. № 205-3, с изменениями и дополнениями;
  • Лесным кодексом Республики Беларусь;
  • Положением о порядке предоставления права специального пользования объектами растительного мира и уведомления местных исполнительных и распорядительных органов о планируемой деятельности по закупке дикорастущих растений и (или) их частей, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 04.10.2011 г. № 1320;
  • Правилами заготовки древесных соков, сбора, заготовки (закупки) дикорастущих растений и (или) их частей, утвержденными постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 31.08.2005 г. № 37/36;
  • Правилами заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утвержденными постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 20.03.2001 г. № 4.

Правила заготовки древесных соков, сбора, заготовки (закупки) дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и др.) на землях, не относящихся к землям лесного фонда, регулируются Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 31.08.2005 г. № 37/36.

Правила заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования на землях лесного фонда регулируются постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 20.03.2001 г. № 4. Этим постановлением также установлен перечень видов побочного лесопользования:

  • заготовка и (или) сбор: древесных соков; дикорастущих плодов; дикорастущих ягод; дикорастущих орехов; дикорастущих грибов и грибов на плантациях лесного фонда; других пищевых лесных ресурсов; лекарственных растений; технического сырья; мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша и др.;
  • размещение ульев и пасек;
  • сенокошение;
  • выпас скота;
  • ведение рыболовного хозяйства (получение продукции рыбохозяйственных водных объектов - рыболовных угодий, расположенных на территории лесного фонда);
  • выращивание сельскохозяйственных культур, декоративных, лекарственных и иных растений, создание плодово-ягодных, орехоплодных и иных плантаций и питомников;
  • разведение объектов животного мира в полувольных условиях;
  • иная деятельность, осуществляемая в целях побочного лесопользования.

Правила заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования на землях лесного фонда разработаны в соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, постановлением Совета министров Республики Беларусь от 02.11.1998 г. № 1679 «О мерах по усилению контроля за промысловой заготовкой, закупками и реализацией дикорастущей продукции и упорядочению этих видов деятельности».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в промысловых целях могут осуществлять побочное лесопользование и заготовку второстепенных лесных ресурсов на предоставленных им участках лесного фонда только на основании лесного билета, который выдают работники лесного хозяйства (по письменному обращению). Граждане на основании лесного билета могут осуществлять сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек.

В соответствии со ст. 42 Лесного кодекса граждане Республики Беларусь имеют право свободно находиться на территории лесного фонда и бесплатно без ограничения собирать для собственных нужд дикорастущие плоды и ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственное и техническое сырье, участвовать в проводимых на территории лесного фонда культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных мероприятиях. Березовый сок граждане могут добывать только на участках леса, определяемых для этих целей работниками, ведущими лесное хозяйство.

Иностранные граждане могут свободно находиться на территории лесного фонда и участвовать в проводимых на его территории культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных мероприятиях, но вести заготовку грибов, ягод, сока и прочего они могут лишь при наличии лесного билета.

Заготовка второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочного лесопользования на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, регламентируются Правилами ведения лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения, согласно которым работники лесного хозяйства обязаны предварительно проводить радиационное обследование местности, для того чтобы определить, возможна ли там такая заготовка. Кроме того, в обязательном порядке осуществляется радиационный контроль заготавливаемой продукции.

Заготовка второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочного лесопользования в границах особо охраняемых природных территорий ведутся в соответствии с положениями о них или их охранными документами.

Ресурсы побочного лесопользования и их территориальное размещение, а также возможный ежегодный размер пользования этими ресурсами определяются лесоустройством и в ходе специальных прикладных научных исследований, при необходимости уточняются юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, путем обследования в натуре участков лесного фонда с внесением соответствующих изменений и дополнений в лесоустроительные материалы.

Текущий учет ресурсов побочного лесопользования, имеющих промысловое или сельскохозяйственное значение (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков и т. д.) в данном районе ведется работниками лесного хозяйства в книге учета побочного лесопользования.

Кроме заготовки пищевых продуктов леса, правила регламентируют заготовку пней, корней, бересты, веток деревьев, новогодних елок, луба, коры, дикорастущих растений и их частей, которые являются второстепенными лесными ресурсами.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и население обязаны:

  • применять технологию заготовки и сбора лесной продукции, исключающую истощение имеющихся лесных ресурсов, проводить мероприятия по их восстановлению и повышению продуктивности участков лесного фонда;
  • не допускать поломок, порубок деревьев и кустарников, повреждения лесных культур, засорения лесов, уничтожения полезной для леса фауны, разорения муравейников, гнездовий птиц и иных действий, угрожающих сохранению среды обитания животных, а также среды произрастания растений;
  • соблюдать установленные порядок и сроки заготовки и сбора дикорастущих плодов и орехов, ягод, грибов и иных лесных ресурсов;
  • соблюдать режим лесопользования на лесных территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Контроль выполнения всеми лесопользователями настоящих правил возлагается на государственную лесную охрану и органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Заготовка дикорастущих растений и (или) их частей - вид специального пользования объектами растительного мира, осуществляемый юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями самостоятельно или с привлечением граждан на основании гражданско-правовых или трудовых договоров.

В соответствии со ст. 41 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на специальное пользование объектами растительного мира предоставляется на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа.

Если юридические лица и индивидуальные предприниматели планируют осуществлять деятельность по закупке дикорастущих растений и (или) их частей, они обязаны направить в городской или районный исполнительный и распорядительный орган по месту планируемого осуществления подобной деятельности уведомление о своем намерении.

Кроме решения местного исполнительного и распорядительного органа, основанием для заготовки или закупки дикорастущих растений и (или) их частей являются лимиты на заготовку либо закупку дикорастущих растений и (или) их частей, устанавливаемые в соответствии с постановлением Совета министров Республики Беларусь от 04.08.2005 г. № 858 и Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.05.2005 г. № 25. В последние годы такие лимиты не устанавливались.

Размеры и качество дикорастущих растений и (или) их частей, заготавливаемых или закупаемых в качестве лекарственного, технического, пищевого, парфюмерного и другого сырья, должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов. Изъятие и закупка дикорастущих растений отдельных видов и (или) их частей должны осуществляться в сроки, установленные областными исполнительными комитетами по согласованию с территориальными органами Минприроды и Минлесхоза РБ. Эти сроки устанавливаются с учетом местных условий. Сбор, заготовка и закупка дикорастущих растений и (или) их частей могут быть ограничены и запрещены в соответствии с постановлением Совета министров Республики Беларусь от 01.12.2004 г. № 1525 «Об утверждении Положения о порядке установления ограничений или запретов в обращении с объектами растительного мира». Чаще всего запрещения связаны с необходимостью охраны окружающей среды. Например, заготовка в промысловых целях дикорастущих плодов, ягод, грибов, дикорастущих растений и их частей, пастьба скота запрещаются в городских, курортных лесах, лесах заповедников и памятников природы, на глухариных токах и в радиусе 300 м вокруг них.

Заготовители (юридические лица и индивидуальные предприниматели) могут осуществлять сбор и закупку дикорастущих растений и (или) их частей, а также закупку и переработку дикорастущих растений и (или) их частей.

Минимальные закупочные цены на основные виды дикорастущей продукции определяются на основе анализа средних сложившихся по республике закупочных цен на указанную продукцию за предшествующие два года, прогнозируемых данных по мониторингу биологических и эксплуатационных запасов дикорастущей продукции с учетом стимулирования роста объемов заготовки, конъюнктуры рынка, предложений перерабатывающих организаций. Минимальная цена устанавливается для того, чтобы избежать демпинга по цене, на практике реальные закупочные цены намного превышают минимальные. Закупочные цены постоянно меняются на протяжении периода заготовки в зависимости от предложения и цен на внешних рынках. Заготовительные организации (как государственные, так и частные) формируют свои закупочные цены на дикорастущую продукцию на основании данных по биологическим и эксплуатационным запасам дикорастущей продукции в разных регионах республики, с учетом конъюнктуры рынка, цен возможной реализации перерабатывающим и торговым организациям, цен в соседних регионах, качества дикорастущей продукции и ее соответствия характеристикам и нормам, предусмотренным действующими техническими нормативными правовыми актами, но не ниже утвержденных в установленном порядке минимальных закупочных цен. Закупочные цены на дикорастущую продукцию утверждаются руководителями заготовительных организаций и включаются в прейскуранты.

Обоснованность формируемых цен на дикорастущую продукцию заготовительные организации подтверждают данными об уровне закупочных цен в других организациях и в соседних регионах, обобщением предложений перерабатывающих организаций и населения (сборщиков дикорастущей продукции).

Согласно ст. 15.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, сбор или заготовка грибов, дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян и др.) в нарушение установленных сроков, с применением запрещенных средств или методов сбора или заготовки на территории, где такие заготовки или сбор запрещены, либо их заготовка или сбор без разрешительного документа, когда его получение обязательно, или не в соответствии с ним влекут предупреждение либо наложение штрафа на физическое лицо в размере до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин.

Институт базовой величины был введен в 2002 году. До этого штрафы в Белоруссии исчислялись в суммах, кратных размеру минимальной зарплаты, но из-за инфляции эта система индексации штрафов была отменена. Базовая величина привязана к тарифной ставке первого разряда. Следует отметить, что это не только расчетный показатель для определения размера штрафов. Базовая величина фигурирует более чем в 300 нормативных правовых актах как составляющая выплат в пользу физических лиц и субъектов хозяйствования, она также является основой для исчисления государственных пошлин.

Нарушение правил закупки грибов, дикорастущих растений или их частей в промысловых целях влечет наложение штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 30 базовых величин с конфискацией закупленных дикорастущих растений или их частей либо без конфискации, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 100 базовых величин с конфискацией закупленных дикорастущих растений или их частей либо без конфискации, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин с конфискацией закупленных дикорастущих растений или их частей либо без конфискации.

Заготовка живицы в Белоруссии осуществляется путем подсочки сосны и регламентируется Инструкцией о правилах подсочки и заготовки живицы сосновых древостоев (утверждена постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 21.12.2007 г. № 55). Инструкция разработана на основании ст. 58 Лесного кодекса Республики Беларусь и в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню и ее заготовки в лесах Республики Беларусь, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 г. № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства». Инструкцией определена сырьевая база подсочки, которую составляют предназначенные для рубки главного пользования сосновые древостои I-IV классов бонитета, в составе которых сосны 50% и более. Пригодными для подсочки являются здоровые, без значительных повреждений деревья сосны диаметром 20 см и более на высоте 1,3 м. В инструкции описываются правила отвода и передачи сосновых древостоев в подсочку, определяются сроки и порядок ведения подготовительных, производственных и заключительных работ по заготовке живицы. Согласно инструкции, план отвода древостоев в подсочку согласовывается с планом рубок, поэтому, как правило, древостой вырубается на следующий год после окончания подсочки. Имеется список разрешенных стимуляторов выхода живицы, применяемых при проведении подсочки, а также типовые технологические схемы подсочки сосны.

В целях контроля качества работ, выполняемых при подсочке, и проверки устранения лесопользователями выявленных нарушений проводится контрольное освидетельствование мест подсочки в соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 103-2007 (02080) «Правила освидетельствования мест рубок, заготовки живицы, заготовки второстепенных лесных ресурсов и побочных пользований». Технические кодексы установившейся практики разрабатываются с целью реализации обязательных требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Николай КОВБАСА,
канд. биол. наук, доцент БГТУ