Лесозаготовка

Победа над «черными лесорубами» уже близко?

Размышления о реализации федерального закона № 415-ФЗ

Во времена Советского Союза незаконных рубок было значительно меньше, чем сегодня, с этим не поспоришь. Понятно, что численность лесной охраны серьезно сократилась по сравнению с доперестроечной эпохой. Но главная причина: рынок тогда был очень зарегулирован. Самовольно заготовленную древесину было попросту не продать.

Ведь даже если кому-нибудь в деревне привозили дрова, к хозяину нередко являлся участковый с вопросом, откуда они появились. Вряд ли можно утверждать, что отдельные ловкачи не наживались на незаконно заготовленной древесине, но серьезный объем было просто не продать. А, как известно, нет сбыта, нет и предложения.

Если посмотреть на международные системы сертификации продукции деревообработки, такие как, например, FSC, то можно заметить: все они построены на отслеживании цепочки поставки продукции от делянки до деревообрабатывающего предприятия, а это гарантирует, что незаконно заготовленное сырье не попадет на завод.

Именно этот принцип был взят за основу при разработке российской системы учета древесины и сделок с ней. Попробуем разобраться, повлияло ли введение отечественной системы на число незаконных рубок, и выяснить, что о нововведении думают лесопромышленники, эксперты отрасли и, конечно, представители власти.

Выступая 19 сентября 2015 года на торжественном собрании, посвященном Дню работников леса, руководитель Рослесхоза Иван Валентик заявил: «Уверен, что система учета древесины даст видимый результат уже через несколько лет». Под «видимым результатом», очевидно, имеется в виду значительное снижение как числа, так и объемов нелегальных рубок на территории Российской Федерации.

Предполагается, что достичь этого позволит внедрение системы контроля оборота вырубленной древесины в стране. Система включает в себя учет срубленной древесины и сделок с ней - все действия по ее покупке и продаже на территории Российской Федерации, а также по экспорту. Сведения об объемах срубленной, проданной и купленной древесины поступают в государственную информационную систему. Официально она называется «Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней» (ЕГАИС).

Все в базе

Теперь все сделки с древесиной вносятся в единую базу данных ЕГАИС. Ее заказчиком и оператором является Рослесхоз. Созданная система позволяет обеспечить учет древесины, информации о сделках с ней, а также контролировать достоверность предоставляемых данных.

В рамках реализации Федерального закона № 415-ФЗ принято 20 подзаконных актов Правительства и Минприроды России. В их числе утверждение новой формы лесной декларации и отчета об использовании лесов, декларации о сделках с древесиной, установление правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов. Главная цель - пресечение незаконной заготовки и нелегального оборота древесины.

Теперь все участники сделок с древесиной обязаны подавать декларации и подтверждать законность происхождения покупаемого либо реализуемого товара. Таким образом, созданы условия, при которых у незаконных лесозаготовителей возникают трудности не в момент проведения незаконной заготовки древесины на лесном участке, а в момент ее транспортировки и реализации на рынке. В результате продать незаконно заготовленную древесину стало гораздо сложнее - покупатель древесины не заинтересован рисковать деньгами, поставками сырья и временем на проведение административных расследований и попросту отказывается брать древесину, которая заготовлена где-то в «серой» или «черной» зоне.

Система учета древесины открыта для всех граждан. Теперь любой пользователь сети Интернет может отследить информацию по сделкам с ней. Контролирующие же органы в режиме онлайн могут проверить легальность той или иной партии. Для этого им достаточно сверить сопроводительные документы, имеющиеся на руках, к примеру, у водителя лесовоза, и данные, внесенные в систему ЕГАИС через сайт lesegais.ru

По данным Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, с начала 2015 года в субъектах СЗФО в систему ЕГАИС введено более 104 тыс. записей. Это 5,9 тыс. договоров аренды лесных участков, 44,4 тыс. договоров купли-продажи лесных насаждений, 445 государственных контрактов и заданий, 9,6 тыс. лесных деклараций, 194 договора о правах пользования, 43,7 тыс. отчетов об использовании лесов. Всеми легальными участниками лесного рынка и государственными органами проделана колоссальная работа.

Положения закона внедрялись постепенно, что дало лесопромышленникам возможность привыкнуть к нововведениям и подготовить сотрудников к работе в новых условиях. Нужно отдать должное Рослесхозу: во всех федеральных округах прошла серия совещаний с представителями лесничеств и арендаторами. Была организована широкомасштабная кампания в СМИ. В общем, лесопользователям сложно было не узнать о 415-ФЗ и заблаговременно не подготовиться к выполнению его норм.

Бизнес готов?

С начала текущего года по всей стране проверено более 50 тыс. транспортных средств. При этом нарушения требований по оформлению сопроводительной документации выявлены только в 1% документов.

Мы поинтересовались у министра природных ресурсов и экологии Архангельской области Сергея Шевелева, каковы результаты проверок, проведенных в Поморье.

«За 2015 год государственные лесные инспекторы Архангельской области провели около 400 проверок лесовозов, в том числе более 60 совместно с сотрудниками полиции, - сообщил Сергей Шевелев. - Было выявлено 14 транспортных средств, перевозивших древесину без сопроводительного документа либо с документом, который оформлен ненадлежащим образом. Общая сумма административных штрафов составила 240 тыс. руб.». Он добавил, что еще до принятия 415-го Федерального закона в Архангельской области был введен региональный закон об обороте древесины.

«Тем не менее, когда вступил в силу федеральный закон, в Архангельской области развернулась масштабная информационная кампания с привлечением региональных и муниципальных СМИ, - отметил г-н Шевелев. - Для организации диалога с бизнесом в Архангельске прошло совещание, которое провел руководитель постоянно действующей рабочей группы по реализации 415-ФЗ Александр Мариев. Затем сотрудники областного министерства привлекли предпринимателей региона к участию в выездных совещаниях в Виноградовском и Каргопольском районах».

Безусловно, всем участникам сделок с древесиной работы прибавилось. Увы, не обошлось и без увеличения расходов.

«У нас самая большая работа ложится на мастера по лесозаготовкам, - сообщил директор компании «Виннер» в Ленинградской области Владимир Ширшиков. - Ведь он заполняет товарно-транспортные накладные и разрешающие документы на перевозку лесопродукции с делянок. Техническая сложность заключается в том, что мастер леса один, а лес вывозится с разных делянок. А он должен проконтролировать все перевозки. Это замедляет отгрузку с делянок. Приходится дополнительно нанимать людей, а это деньги.

Есть и положительные моменты. Легальным лесопользователям ЕГАИС позволяет обеспечить учет заготовленного сырья. Деревообрабатывающим предприятиям дает возможность обезопасить себя от использования незаконно срубленной древесины. С учетом того, что зарубежные партнеры, покупающие продукцию предприятий, с каждым годом все щепетильнее относятся к вопросу легальности исходного сырья, это немаловажно для деловой репутации отечественных компаний, особенно для тех, кто прошел процедуру сертификации. Борьба с "черными лесорубами" на руку законным арендаторам лесных участков».

Вышли с делянки

С внедрением ЕГАИС принципиально изменился подход к борьбе с «черными лесорубами». Если раньше полем сражения была лесная делянка, то теперь основной упор сделан на пресечение сбыта незаконно заготовленной древесины.

Безусловно, никуда не делась лесная охрана, и работа по пресечению нарушений непосредственно в лесу по-прежнему ведется. Как и процесс аэрокосмического мониторинга лесонарушений для выявления незаконных рубок. Теперь же к этому арсеналу добавился мощный инструмент, позволяющий контролировать оборот древесины за пределами делянки.

«В Ленинградской области проблема незаконных рубок не так остра, как в других регионах, - отмечает председатель Союза лесопромышленников Ленинградской области Юрий Орлов. - Поэтому говорить о том, что введение ЕГАИС и других элементов 415-ФЗ повлияло на ситуацию с самовольной заготовкой, не приходится. В то же время нужно понимать, что все легальные лесозаготовители заинтересованы в борьбе с "черными лесорубами". Ведь, помимо нанесения ущерба природе и экономике, они делают законно заготовленную древесину менее конкурентоспособной. А то, что борьба с незаконным оборотом древесины вышла за пределы делянки, - это важный и нужный шаг».

«Серая» схема прикрыта

В ЕГАИС не учитывается лишь древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд. Но и здесь не обошлось без принципиальных изменений: 415-ФЗ запрещает отчуждение такой древесины. То есть гражданин, оформивший документы на свои 15 кубов, не может их кому-либо продать. В ряде регионов дело организовано так, что пойманному на этом гражданину грозит серьезный штраф.

Причина - сложившаяся годами практика злоупотреблений в этой сфере. Нередко лесозаготовители договаривались с местными жителями и за умеренную плату покупали их право на вырубку леса, в результате на льготных условиях вблизи населенных пунктов получали, по сути, дармовую древесину. В масштабах страны явление носило массовый характер. По заявлениям ряда высокопоставленных чиновников, даже в структуре поставок ряда крупных деревообрабатывающих заводов до 10% приходилось на долю именно такой древесины. Теперь это невозможно, эта часть теневого, «серого», рынка ликвидирована.

Закон суров

Запрет на отчуждение древесины, заготовленной для собственных нужд, был введен еще 1 февраля 2014 года. С 1 июля того же года все лица, транспортирующие древесину, обязаны иметь сопроводительный документ. Он представляет собой бланк, на котором указана вся информация о перевозимой партии, а самое главное - о собственнике древесины и уполномоченном этим собственником должностном лице, которое загружало машину.

Следующий этап начался 1 января 2015 года. Он включает в себя, во-первых, создание портала ЕГАИС учета древесины; во-вторых, введение обязанности лесозаготовителей учета всей срубленной древесины до ее вывоза из леса; в-третьих, введение требования поштучной маркировки стволов ценных пород (дуба, бука и ясеня); в-четвертых, введение административной ответственности за перевозку древесины без сопроводительного документа.

Транспортировка древесины без сопроводительного документа может обернуться нарушителю штрафом в сумме от 500 до 700 тыс. руб., если штраф налагается на юридическое лицо. Также предусмотрена возможность конфискации древесины и транспортного средства. При этом «вилка» в 200 тыс. руб. и полная свобода в принятии решения об изъятии техники оставляют широкое поле для коррупции. «Непонятно, чем руководствовались авторы закона, определив такой, ничем не аргументированный разброс суммы штрафа, - считает председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук. - В целом направление 415-го закона верное, но есть еще очень много недоработок, устранить которые нужно как можно быстрее».

В сопроводительном документе указывается информация, заранее внесенная в ЕГАИС. На документе ставится подпись уполномоченного лица, которое осуществляло погрузку, что защищает документ от подделки: за документом стоит специалист, сотрудник предприятия, которого контролеры в сельской местности обычно знают лично.

В декларации о сделках с древесиной указывается информация о собственнике древесины, сведения об объеме поставки и породном составе, о документах, на основании которых была осуществлена заготовка, о договоре, по которому приобретается или отчуждается древесина.

Декларацию о сделках с древесиной требуется предоставлять в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, в том числе на вывоз из Российской Федерации, но не позднее одного дня до транспортировки древесины.

С первого января вступает в силу часть 1 статьи 8.28 КоАП, согласно которой непредставление декларации о сделках с древесиной грозит штрафом от 100 до 200 тыс. руб. для юридических лиц. На должностных лиц накладывается взыскание в размере от 5 до 25 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 7 до 25 тыс. руб.

Первые итоги

Всего за четыре месяца поштучно промаркировано 120 тыс. сортиментов ценных пород. Информация об экспорте древесины поступает в ЕГАИС за один день до вывоза за границу. Она доступна для всех заинтересованных органов исполнительной власти. Сотрудники Федеральной таможенной службы на пунктах пропуска проверяют наименование экспортера, номер бирки, номер декларации о сделках с древесиной.

Результат не заставил себя ждать. Уже в этом году заметно (почти на треть) сократился экспорт необработанной древесины ценных пород - дуба, бука и ясеня, а экспорт обработанной растет. За первое полугодие экспортировано 178 тыс. м3 древесины, годом ранее за аналогичный период - 247 тыс. м3. Хотя, безусловно, на ситуацию повлиял в том числе и рынок потребления необработанной древесины, который просел в кризис.

Правда, есть и негативные моменты. Нередко экспортеры сталкиваются с техническими проблемами при оформлении партий. В результате задержек на таможне срываются сроки поставок, предприниматели терпят убытки.

Кажется, что это «детские болезни» системы, но при административных расследованиях регулярно выявляются нарушения таможенного законодательства - декларируется более дешевый товар, чем на самом деле, или заявляется значительно меньший объем древесины, чем фактически загруженный в вагон.

Таким образом, уже сегодня очевидно, что поставленные государством барьеры на пути «черных лесорубов» и «серых» схем легализации древесины дали заметный эффект. Понятно, что еще предстоит решить множество проблем, прежде чем система учета древесины и сделок с ней заработает в полную силу. Но изменение подхода к борьбе с незаконной заготовкой древесины может переломить ситуацию и поставить мощный заслон на пути сбыта ворованного леса.

Павел НИКИТИН