Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесопиление

Точки роста российского лесопиления

Обзор рынков пиломатериалов на конференции журнала «ЛесПромИнформ»

29 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге прошла конференция «Деревообрабатывающая промышленность России: поиск точек роста». Организаторами стали журнал «ЛесПромИнформ» и агентство аналитической информации WhatWood (генеральный спонсор - компания EWD). На конференции выступили крупные эксперты отрасли, представляющие предприятия Северо-Запада и Сибири.

График 1. Динамика курса пары KZT/RUB
График 1. Динамика курса пары KZT/RUB

График 2. Динамика курса пары AZN/RUB
График 2. Динамика курса пары AZN/RUB

График 3. Динамика курса пары $/CNY
График 3. Динамика курса пары $/CNY

График 4. Динамика курса пары $/EGP
График 4. Динамика курса пары $/EGP

В своем выступлении директор по продажам «ММ-Хольц Ефимовский» (крупный производитель Северо-Запада России с ежегодным объемом производства 340 тыс. м3 сухих пиломатериалов) Павел Старков отметил влияние колебаний валютных курсов на ведение торговых операций в ближнем и дальнем зарубежье. В ближнем зарубежье крупнейшими потребителями российских пиломатериалов являются Казахстан и Азербайджан. В период с первого по третий квартал 2015 года поставки лесоматериалов и пиломатериалов в эти страны сократились, что объясняется сильным проседанием казахстанского тенге (KZT) и азербайджанского маната (AZN) по отношению к рублю. Эта тенденция сохраняется в четвертом квартале 2015 года. Азербайджанский манат упал на 30% во втором квартале, тенге - на 25%. Это говорит о том, что российским экспортерам при прочих равных условиях было выгоднее работать на других рынках, а не на рынках Казахстана и Азербайджана.

Наблюдаются колебания китайского юаня (CNY) и египетского фунта (EGP) по отношению к доллару ($), причем китайская валюта была стабильнее, чем египетская. Данные по четвертому кварталу 2015 года показывают, что курс юаня упал и ведение торговых операций в Китае не дает такой доходности, какая была во втором и третьем кварталах 2015 года. Также наблюдается обесценивание египетского фунта в третьем и четвертом квартале.

Во втором квартале и начале третьего квартала 2015 года российским поставщикам пиломатериалов на экспорт было интересно работать в зоне доллара и евро. В тот момент можно было наблюдать резкий всплеск предложений пиломатериалов на российском рынке, особенно когда пара евро/доллар была довольно стабильной. В конце июля лесоэкспортеры и экспортеры пиломатериалов были заинтересованы в заключении контрактов с партнерами из дальнего зарубежья.

Экспортеры пиломатериалов, находящиеся на Северо-Западе России, по-прежнему заинтересованы в работе на рынке пиломатериалов Азии, так как этот рынок более устойчивый, чем рынки Прибалтики и Европы. Кроме того, прогнозируемостью и устойчивостью характеризуется спрос на пиломатериалы на рынке Японии, которая всегда была лидером на азиатских рынках по импорту высококачественной продукции из Европы и России. Наиболее активно с Японией работают регионы Сибири. Предприятия Северо-Запада России стали активно работать в Стране восходящего солнца последние три-четыре года. Японскому рынку также присуще регулирование запасов, то есть на нем никогда не наблюдается переизбыток продукции.

Экспортеры пиломатериалов в Китай почувствовали всплеск потребления пиломатериалов в этой стране в прошлом году. В начале 2015 года спрос на пиломатериалы двигался по инерции, что привело к наличию большого объема продукции на складах в Китае и резкому падению цен и спроса во второй половине этого года. Сложившаяся ситуация привела к некоторой панике среди экспортеров пиломатериалов в России, так как им приходилось слышать от китайских партнеров почти об еженедельном изменении цены.

График 5. Прогноз изменения курсов национальных валют стран Ближнего Востока и Северной Африки по отношению к доллару США, %

График 5. Прогноз изменения курсов национальных валют стран Ближнего
Востока и Северной Африки по отношению к доллару США, %



График 6. Объемы поставок пиловочника в Китай по странам

График 6. Объемы поставок пиловочника в Китай по странам



График 7. Объемы поставок пиломатериалов в Китай по страна

График 7. Объемы поставок пиломатериалов в Китай по страна

Как сказал один из китайских трейдеров в беседе с Павлом Старковым, «в ближайшие два-три года на китайском рынке повысится требовательность к выбору продукции». Павел Старков отметил, что китайские компании стали требовать продукцию, нестандартную по сечению и еще целому ряду параметров, что влияет на прибыльность ведения бизнеса в Китае.

Корейский рынок для российских экспортеров остается небольшим, но тем не менее емким с точки зрения потребления пиломатериалов. Индийский рынок - довольно сложный для работы, но быстрорастущий, представляющий интерес для российских экспортеров пиломатериалов.

В ОАЭ стабильный рынок потребления пиломатериалов, так как в этой стране рынок недвижимости на подъеме. Туда переезжают жить и работать множество людей из близлежащих стран. Кроме того, в Эмиратах государство поддерживает инфраструктурные проекты - строительство мостов и дорог. К рынку Саудовской Аравии экспортеры относятся довольно осторожно. Очень много вопросов возникает с доходностью торговли и ликвидностью у самих клиентов на этом рынке.

Крупные рынки в Египте и Марокко. Египетский рынок потребляет ежегодно около 4 млн м3 пиломатериалов.

Российские экспортеры делают большую ставку на Ближневосточный регион, и на Египет в частности, как на крупнейшего потребителя пиломатериалов хвойных пород. Рынок устойчивый по объемам, но много вопросов к ликвидности ведения бизнеса.

До эмбарго, введенного в отношении Ирана, российские производители довольно активно работали на иранском направлении через Астрахань или транзитом через Азербайджан. Павел Старков отметил некоторое оживление иранского направления после снятия эмбарго. Особенно перспективными выглядят поставки ели на иранский рынок.

Финские компании всегда закупали в России либо пиломатериалы низкого качества, либо сырые материалы, которые сами же перерабатывали. Сейчас работать с финскими покупателями не очень выгодно, так как в самой Финляндии избыток предложения и довольно низкие цены.

Страны Балтии сильно отличаются от стран Западной Европы с точки зрения простоты налаживания и поддерживания деловых связей. Во всех балтийских странах много инвестиционных проектов, причем немало проектов, связанных с модернизацией предприятий, а также со слияниями и поглощениями. Другими словами, рынок Балтии развивается с точки зрения переработки продукции.

Например, в Эстонии и Латвии растут объемы переработки сосновых пиломатериалов. Мощности перерабатывающих предприятий загружены и обеспечены портфелями заказов. На вопрос, с чем связана столь высокая деловая активность, балтийские переработчики отвечают, что на рынке Балтии идет процесс замены скандинавских производителей пиломатериалов российскими поставщиками. Поэтому Балтийский регион интересен российским производителям пиломатериалов в плане развития торговых взаимоотношений.

В России с января по март был резкий всплеск потребления пиломатериалов по ценам 2014 года. Поставщики пиломатериалов работали на внутренний рынок в полную мощь. Но после марта произошел спад, и производители стали больше продавать в дальнее зарубежье.

В мае и июне в связи с укреплением рубля опять стало выгодно работать на российском рынке. К третьему кварталу 2015 года процесс пошел обратно.

По итогам общения с поставщиками строганных пиломатериалов в отечественные торговые сети, г-н Старков сделал вывод, что объем потребления сетевыми магазинами остался на прежнем уровне, в связи с ускоренным вводом в эксплуатацию новых магазинов, свидетельствующем об экстенсивном характере развития российского рынка.

Резюмируя обзор мировых рынков потребления пиломатериалов, Павел Старков отметил, что почти на всех наблюдается избыток предложения. Поэтому вопрос, что и в какой регион продавать, остается открытым. По оценке г-на Старкова, пока нет таких рынков, которые мощно будут расти ближайшие год или два. Например, много предприятий, предвидя бурный рост экономики Китая, сделали несколько лет назад инвестиции в расширение своих мощностей по производству пиломатериалов. Теперь перед ними стоит вопрос: куда весь этот объем продавать?

Вторая проблема, с которой приходится сталкиваться, - это увеличение фрахтовых издержек. Маржа тает на глазах из-за увеличения стоимости морского фрахта, которая выросла на 10-15% по сравнению с концом прошлого года. Железнодорожные тарифы также постоянно растут. С начала 2015 года они повысились на 10%, а со следующего года вырастут еще на 5%. Ставка автофрахта в Европу выросла на 10-15 евро за 1 м3.

Кроме того, меняются требования клиентов к продукции. Если раньше их устраивала стандартная продукция со стандартным сечением, например, доска сечением 50 или 32 мм, то сегодня запросы отличаются разнообразием. У многих отечественных производителей пиломатериалов появилось довольно качественное и высокоточное оборудование. Это заметили и покупатели пиломатериалов. Вот пример. Еще не так давно «ММ-Хольц Ефимовский» активно продавал доски сечением 32 × 100 в один из регионов. Один клиент из этого региона попросил доски сечением 31 × 98. На заводе посчитали и решили, что производить подобную продукцию экономически вполне выгодно, и следом стали поступать подобные запросы от других клиентов.

Иными словами, клиенты стали понимать, что при использовании технологий высокоточного пиления можно получать продукт, который больше отвечает их индивидуальным требованиям, чем при производстве с помощью стандартных технологий пиления. И подобные заказы в портфеле лесопильных предприятий занимают теперь солидную долю.

Также на рынке меняются графики поставок. Если раньше условием заключения сделок была обязательная поставка, например, 2000 м3 в квартал, то сейчас в ряде регионов обязательным условием достижения соглашения по сделке является большая гибкость производителя в поставках пиломатериалов. Клиент стал чаще предъявлять свои графики поставок, и лесопильному предприятию приходится подстраиваться под эти требования.

Рынок меняется, он становится рынком потребителя, а не рынком производителя. Рынок производителя существовал еще два-три года назад, когда подход был таким: если ты не купишь пиломатериалы, то завод продаст их другому покупателю. Сейчас требования диктует покупатель, он приобретает пиломатериалы у того, кто может произвести и предложить потребителю необходимый продукт, и в том месяце, когда потребителю требуется.

Главный редактор аналитического агентства WhatWood Кирилл Баранов в своем выступлении на конференции отметил, что на рынке пиломатериалов наблюдается избыток предложения. Дополняя выступление Павла Старкова, Кирилл Баранов сказал, что многие предприятия, в том числе и скандинавские, сокращают производство. А для российских экспортеров пиломатериалов ведущим рынком по-прежнему остается китайский.

В связи c низкими ценами на рынке пиломатериалов и ростом стоимости логистики не все заводы работают на полную мощность.

Спрос в Китае на российские пиломатериалы отчасти обусловлен тем, что китайское правительство постепенно запрещает промышленные рубки лесов в стране, так как понимает, что заготовок в объемах сырья, требуемых сейчас рынком, собственное лесное хозяйство не выдержит.

В Азербайджане в связи с проведением Евроолимпиады наблюдался некоторый строительный бум. Но теперь рынок идет на спад.

В Европе спрос вялый, хотя светлыми пятнами являются Великобритания и Германия, где наблюдается некоторый рост экономики. Для европейских потребителей интерес представляет сегмент дорогой продукции, например сибирской лиственницы, объем рынка по этой продукции составляет 450-500 тыс. м3 в год.

Японский рынок после введения налога на потребление показывает снижение поставок. В целом за первое полугодие падение импорта составило 11% по сравнению с предыдущим периодом, но, как сказал г-н Баранов, по мнению трейдеров, дно падения спроса в Японии достигнуто. Японское правительство старается поощрять переработку древесины внутри страны, и последние годы даже отмечен реэкспорт в Китай. И хотя прямой конкуренции на внешних рынках сейчас у Японии с Россией нет, эксперты отмечают, что такая конкуренция со временем может возникнуть.

С интересом выслушали участники конференции сообщение директора по внешним коммуникациям компании «Илим-Тимбер» Святослава Бычкова, который рассмотрел аспекты ведения бизнеса с китайскими компаниями. Свое выступление он начал с рассмотрения вопросов макроэкономики. По мнению г-на Бычкова, когда мы говорим о макроэкономике, мы прежде всего говорим о волатильности региональных валют к доллару США. Правильно говорить не о том, что региональные валюты падают, а о том, что курс доллара растет. Экспортные поставки оцениваются в долларах, но покупательская способность измеряется в национальных валютах. Существует мнение, что с ростом курса доллара доходы экспортеров выросли в разы. Но это не так. Просевшие национальные валюты сделали наших покупателей беднее, и покупательская способность упала. Цены на пиломатериалы снизились, но не потому, что пиломатериалы стали дешевле, а потому что курсы национальных валют просели.

По мнению Святослава Бычкова, когда мы говорим о запасах древесины в России, мы должны говорить об экономически доступной древесине. А доступная древесина у нас есть только вдоль основных транспортных магистралей, плотность которых очень низкая. В 2014 году в России заготовили 202 млн м3 древесины, ровно на 5% больше, чем в позапрошлом, что также отразилось на росте объемов производства пиломатериалов. 35% этого объема заготавливается на Северо-Западе, где степень освоения лесосеки 60%, а 45% - в Сибири, но это всего 15% имеющихся там запасов.

Поэтому ответ на вопрос, где есть возможность роста, таков: конечно, в Сибири! Какой регион является дефицитным? Конечно, Северо-Запад! И поэтому мы не видим экспорта пиловочника с Северо-Запада, он весь перерабатывается внутри региона. А объем экспорта пиловочника из Сибири (преимущественно в Китай) - 10 млн м3 в год.

В 2015 году Китай купил в России больше пиловочника, чем в 2014 году, что объясняется падением курса рубля. Согласно данным китайской таможни, поставщик номер один пиловочника в Китай - Новая Зеландия, Россия на втором месте.

Экспорт пиломатериалов в Китай в 2014 году превысил 21 млн м3 и стал на 5% больше, чем в 2013 году. России удалось перехватить лидерство в поставках пиломатериалов в Китай у канадцев. Канада делает свой бизнес в основном в США, а китайский рынок был для канадских лесоэкспортеров своего рода клапаном, куда поставлялось все остальное. Для России таким клапаном всегда были страны Ближнего Востока и Северной Африки. Страны, которые показали серьезный рост на рынке Китая, - Швеция и Финляндия. Эти страны стали поставлять качественную продукцию, предназначенную для китайской мебельной промышленности. Правительство Финляндии поддержало свою лесопильную индустрию, выделив средства для продвижения финской качественной продукции из ели на внешних рынках. Для финских производителей пиломатериалов даже была организована поездка на предприятия в Китае, где они объясняли, как пользоваться финской продукцией, и китайцы оценили качество финских пиломатериалов.

Для российских производителей подобного не было сделано, что отчасти привело к тому, что Россия потеряла 19% в экспорте круглого леса в Китай, но при этом прибавила 3,5% в экспорте доски. Еще одним фактором, который сказался на названных показателях, стало то, что внутренняя переработка в Китае дорогая, и дешевле покупать готовую доску в России. Для российских производителей пиломатериалов это хороший сигнал. В Китае никакие плантации ближайшие 20 лет не повлияют на импорт качественной продукции из хвойной древесины.

Завершил обзор мирового рынка пиломатериалов генеральный директор Новоенисейского ЛХК Мартин Херманссон, который коснулся общих проблем, сопутствующих производству пиломатериалов. Он отметил, что факты неумолимы: Новая Зеландия уверенно держит лидерство в поставках пиловочника в Китай. В Новой Зеландии заготавливается около 20 млн м3 пиловочника в год, причем выход пиловочника составляет 85%. Что же мы можем сделать, чтобы поднять уровень производства в России?

На отечественных лесопильных предприятиях устанавливается все больше европейского высокоэффективного оборудования. Этот говорит о том, что по качеству пиломатериалов мы можем соперничать со шведскими, финскими и новозеландскими производителями и отвечать требованиям производителей мебели из Китая. Необходимо предпринять усилия для продвижения продукции на экспортных рынках, но в России нет ассоциации, которая могла бы взять на себя эту задачу. Четкой позиции государства по этому вопросу также нет.

Необходимо пересмотреть стандарты на продукцию. Российский ГОСТ не соответствует международным стандартам, что представляет для китайских покупателей пиломатериалов огромные неудобства. Неудивительно, что китайские компании предпочитают платить шведским и канадским производителями на $15 за 1 м3 больше, чем за российские пиломатериалы, но зато им понятно, какого качества продукт будет поставлен. Другими словами, если кто-то в России производит пиломатериалы по ГОСТу, то для китайского производителя мебели этот стандарт не является показателем, и продукт, произведенный в соответствии с российским ГОСТом, не отвечает его ожиданиям.

Кроме того, ожидания китайского рынка требуют перехода на глубокую сушку пиломатериалов после пиления - до 10-12%. Рост заработной платы в Китае делает доработку продукции очень дорогой. Поэтому китайские покупатели готовы доплачивать за досушивание и производство пиломатериалов нужного сечения под заказ.

Доклады участников конференции вызвали оживленную дискуссию в зале. Множество тем остались за рамками конференции ввиду ограниченного времени. Но организаторы конференции планируют продолжить обсуждение этой злободневной темы в 2016 году.

Если у читателей возникли вопросы или пожелания по поводу тем, которые необходимо обсудить на подобном мероприятии в 2016 году, просим связаться с редакцией «ЛПИ» и высказать их ответственному за программу конференции Михаилу Дмитриеву по электронной почте develop@lesprominform.ru

Подготовил Михаил ДМИТРИЕВ