Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Мебельное производство

Рынок межкомнатных дверей

Глухой кризис или открывающиеся возможности?

Межкомнатная дверь - конечно, важный предмет интерьера дома, но в периоды экономической напряженности становится не очень ходовым товаром, поэтому на кризисные ситуации в экономике рынок дверей реагирует весьма болезненно.

Так, в 2009 году продажи упали больше чем на 35% по сравнению с докризисным периодом, а в 2014-2015 годы - почти на 20% (по данным специалистов, летом 2015 года падение у ряда продавцов достигало 50% и больше). Снова, как и в 2009 году, пошла волна банкротств дилерских компаний. В чем же причины таких резких колебаний дверного рынка?

Особенности спроса на межкомнатные двери

Межкомнатные двери нельзя отнести к категории самых необходимых строительных материалов. Статистика свидетельствует: когда молодая семья заселяется в новостройку, она обязательно приобретает полный комплект сантехники (рынок санфаянса в кризис 2008-2009 годов сократился на 20% по сравнению с 2007 годом), напольное покрытие (рынок линолеума просел лишь на 12%) и настенное покрытие (рынок обоев в 2008-2009 годы почти не сократился по сравнению с 2007 годом), а о покупке батарей отопления и стеклопакетов заботиться не надо - они в квартире устанавливаются строителями (рынки бытовых радиаторов и листового стекла в 2009 году упали на 23%). Что же касается межкомнатных дверей, то новоселы, как правило, решают: для начала установить одну-две в наиболее важных помещениях (санузел, спальня), а для остальных помещений можно отложить до лучших времен. Данные по названным выше рынкам приведены для того, чтобы подчеркнуть, что в кризисные периоды рынок дверей подвержен наибольшему спаду.

Рис. 1. Структура спроса на межкомнатные двери в России в 2015 году, %
Рис. 1. Структура спроса на мекомнатные двери в России в 2015 году, %

При ремонте квартиры, будь он косметическим или капитальным, двери подвергаются замене далеко не в первую очередь. Как показывают маркетинговые исследования, средний срок службы двери отечественного производства составляет 15-20 лет. Довольно часто в «бабушкиной хрущевке» можно видеть и двери «хрущевского» периода, то есть в «возрасте» 40-50 лет, нередко встречаются и «сталинские» экземпляры.

Между тем именно на ремонт и благоустройство жилища приходится львиная доля всего потребления межкомнатных дверей. По расчетам ABARUS Market Research, в России ежегодно 65-70% межкомнатных дверей приобретается для замены старых дверей при ремонте жилья, 20-23% приходится на долю новостроек, а 5-8% остается на долю коммерческой недвижимости (рис. 1).

Как только семья, которая собиралась делать ремонт своего жилища, видит, что экономическая ситуация в стране ухудшается, смета ремонта, как правило, сокращается за счет исключения из нее межкомнатных дверей.

Но бывает, что замены требуют не только двери, отслужившие свой срок, но и довольно новые, установленные не так давно, но уже успевшие растрескаться или покоситься из-за низкого качества изготовления - ведь некоторые производители дверной продукции все еще экономят на сырье и рабочей силе. Но надо отдать должное отечественной дверной промышленности: многие российские компании успешно освоили передовые технологии и выпускают продукцию высокого качества.

Динамика выпуска межкомнатных дверей

Рис. 2. Динамика объема производства дверных блоков в России в 2007–2015 годы и прогноз на 2016 год, млн шт
Рис. 2. Динамика объема производства дверных блоков в России в
2007–2015 годы и прогноз на 2016 год, млн шт

Производство дверей интенсивно развивается в периоды экономического благополучия. Пример - так называемые «тучные нулевые» годы. Начиная с первых лет нового века российские предприятия стали активно перенимать опыт зарубежных производителей, покупать импортное высококачественное оборудование, переходить на новые технологии производства и выпускать двери удовлетворительного и высокого качества. Вследствие чего в 2008 году по сравнению с 2004 годом отечественное производство дверей увеличилось почти в четыре раза, достигнув объема выпуска почти 10 млн шт.

Согласно статистическим данным (рис. 2), объем производства дверных блоков в кризисном 2009 году составлял 6,5 млн шт., на 34,4% меньше, чем в 2008 году. В 2010 году произошел прирост производства на 11,5% (до 7,3 млн шт.) по сравнению с 2009 годом, в 2011 году - на 8,1% (до 7,9 млн шт.) по сравнению с 2010 годом. Самый высокий после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов рост производства наблюдался в 2012 году - на 21,3% по сравнению с 2011 годом, когда выпуск дверей составил 9,6 млн шт. В 2013 году объем производства по сравнению с 2012 годом вырос на 5,8% - до 10,1 млн дверей, а затем наступил спад.

После кризиса 2008-2009 годов производство дверей восстанавливалось довольно активно. К 2013 году объем выпуска достиг предкризисного уровня. А вот в 2014 году уже возникла проблемная ситуация. Именно в 2014 году на работе отрасли стала сказываться рецессия, которая, как и ожидалось, дала о себе знать во второй половине года. Ничем не лучше оказался и 2015 год.

Если проследить динамику производства дверных блоков в 2013 году по месяцам, то заметна тенденция роста производства в течение всего года. Никаких намеков на рецессию тогда не было. В январе 2014 года производство стартовало с высоких позиций, но уже в марте на работе отрасли стали сказываться процессы стагнации экономики. А в мае-июне и вовсе вместо сезонного скачка показатели выпуска продукции стали снижаться. Во втором полугодии тенденция к снижению объемов производства сохранилась, небольшой всплеск произошел только в октябре. В течение всего 2015 года производители стабильно сохраняли сдержанность - никаких сезонных всплесков, никакого положительного тренда, только время от времени нервные падения показателей выпуска.

2016 год дверные компании встретили не с самыми лучшими ожиданиями, да и прогнозы аналитиков неутешительны. И если производство некоторых видов строительных материалов может подрасти в 2016 году за счет импортозамещения, то у рынка дверей этот потенциал давно исчерпан - импорт занимает незначительную долю рынка.

Торговые марки и производители межкомнатных дверей

Межкомнатные двери в России выпускают много производителей, начиная с крупных промышленных компаний и заканчивая мелкими столярными мастерскими. Регулярный мониторинг рынка выявляет более 500 действующих компаний, хотя это только те, у которых есть сайт и контактные телефоны и которые дают рекламу в СМИ и сотрудничают с дилерскими сетями. В действительности же производителей гораздо больше, нередко дверным производством занимаются индивидуальные предприниматели. В зависимости от масштаба компании объемы выпуска могут варьировать от нескольких десятков дверных полотен в год до миллиона с лишним.

Что касается качества и разнообразия продукции, то к настоящему времени большая часть производителей выпускают товар стандартного уровня, относящийся к рыночному сегменту, называемому «масс-маркет», то есть для большинства потребителей. Стоимость одной двери этого сегмента от 10 до 20 тыс. руб. Это продукция марок Bella Cosa, «Европан», Mario Rioli, Profildoors, Milyana, «Волховец», «Краснодеревщик», «Океан», «Фрамир», Valdo Puertas, Status, «Практика», «Матадор», M-Porte, Luidoor, «Брама», «Дера», Vivo Porte и других. Встречаются и более дешевые двери - от 3 тыс. руб. за полотно. В экономсегменте работают многие крупные производители, такие как ПО «Одинцово», «Принцип», «Владимирская фабрика дверей» и другие, не менее известные. К категории «подороже» относятся марки Dariano Porte, Titul (бывшее «ОСБ»), «Лидер/Альверо», «Мебель массив», «Александрийские двери», «Софья» и т. д. Некоторые компании, располагающие большими мощностями, стараются охватить несколько ценовых сегментов.

Проявить индивидуальность в сегменте «масс-маркет» предприятиям довольно трудно - высокий уровень конкуренции и давление на цены вынуждают производителей использовать одни и те же исходные материалы, и внешний вид большинства дверей, несмотря на кажущееся разнообразие моделей, отличается мало. Только на рынке появится удачная модель или коллекция, ее тут же начинают копировать конкуренты. Стоит какому-нибудь производителю шпона или меламина выпустить материал нового оттенка - и двери с подобной отделкой появляются у всех ведущих компаний. Отличиться можно, пожалуй, лишь в мелочах. Конкуренция настолько высока, что отдельные производители свои наиболее удачные модели стараются защитить авторским правом.

Интересно, что, рекламируя продукцию и товар, производители и продавцы чаще всего обращают внимание потребителя на внешний вид (классические, современные, изящные, роскошные и т. п.) дверей и особенно на финишную отделку (шпонированные, ламинированные, крашеные, с 3D-эффектом и т. д.), но не на материалы, из которых они изготовлены. И это делается не потому, что производители пытаются что-то скрыть от покупателя, а потому что конструкции дверей действительно ничем не отличаются. Так из чего же и как делаются межкомнатные двери?

Материал изготовления и конструкция межкомнатных дверей

Самая популярная конструкция - каркасно-сотовая, или рамочная, она же щитовая. Такие двери могут быть плоскими или филенчатыми (рельефными). Чуть реже встречается царговое исполнение дверных блоков, еще реже - сборная конструкция из массива. В производстве дверей наиболее популярных конструкций, по сути, используются одни и те же материалы.

Каркасные (щитовые) двери представляют собой два полотна из листов ДВП или плиты MDF, которые держатся на деревянном каркасе (обвязке). Каркас может быть выполнен из клееного бруса, чаще всего соснового, или клееного массива (в дорогих моделях). Между полотнами находится ячеистый бумажный заполнитель. Полотна могут быть не сплошными, то есть состоять не из двух больших листов, а из нескольких средних или мелких, если конструкция двери предполагает разбиение на горизонтальные или вертикальные отсеки, остекление, сложный дизайн филенок. В общем, чем сложнее дизайн двери, тем больше для ее изготовления используется бруса, меньше места остается для сотового заполнителя, а конструкция все меньше напоминает каркасную.

Производители, выпускающие более дорогие - массивные двери, на каркасно-сотовые смотрят свысока, даже несколько пренебрежительно. Они называют такие двери пустотелыми, пугают покупателей тем, что их легко испортить, «случайно» пробить насквозь, некоторые называют щитовые двери картонными и одноразовыми. Но, мягко говоря, это неправда. Общая конструкция современных дверей такова, что плиты MDF (а иногда используются и более плотные плиты HDF) в сочетании с каркасом из бруса и поперечными рейками обеспечивают прочность изделия. А картонный сотовый заполнитель, несмотря на видимую мягкость, характеризуется довольно высокой прочностью: его используют даже в авиастроении.

Таблица 1. Характеристики дверей, выпускаемых крупнейшими
российскими производителями, данные за 2014–2015 годы

Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 1. Характеристики дверей, выпускаемых крупнейшими российскими производителями, данные за 2014–2015 годы

Так что сотовые двери для массового потребителя производятся по вполне современным технологиям и из надежных материалов. Достаточно сказать, что в настоящее время около 80% всех российских дверей выпускаются с бумажными сотами в качестве заполнителя. Во всяком случае, большинство самых крупных российских производителей, сведения о которых представлены в табл. 1, изготавливают двери именно по такой технологии. И даже многие импортные двери, в том числе дорогие итальянские и испанские, - каркасно-сотовой конструкции. Такие двери доступны по цене, удобны в использовании, они легкие, обеспечивают хорошую звукоизоляцию и могут служить долго, если их не подвергать воздействию разрушительного характера.

Для обеспечения большей прочности вместо бумажных сот в конструкции двери используют сотовые (продырявленные) или цельные ДВП, плиты MDF, другие древесные материалы. Например, на предприятии «Александрийские двери» прочный массивный каркас плотно заполняется плитой MDF или пустотным заполнителем из ДВП.

Конечно, представлены на российском рынке и двери из массива. Это, например, двери Titul (производитель - компания «Волховец»), двери из сращенного массива дуба и бука марок Alvero, Viporte (производитель - компания «Лидер»), двери из массива ольхи и бука компании Dorian. Множество небольших отечественных компаний изготавливают двери из массива сосны, ели, лиственницы, причем это не обязательно очень дорогая продукция. Из массива производятся двери марок «Брянский лес», «Двери Корнеев», белорусские марки Belorawood, «Дока двери», «Двери Белоруссии».

Отделка межкомнатных дверей (покрытия)

Наиболее популярные покрытия деревянных дверей, информация о которых содержится в рекламных буклетах компаний: ПВХ, ламинат, ламинатин (или CPL), экошпон, шпон fine-line, натуральный шпон.

ПВХ - самый дешевый пластиковый материал для финишной отделки дверей. Это пленка широкой цветовой гаммы, высокой влагостойкости, износостойкости и долговечности. К сожалению, экологические характеристики ПВХ-покрытий не самые лучшие (из-за наличия в их составе хлорида), поэтому в дом такие двери покупать не рекомендуется.

Ламинат (меламиновая бумага) - это пленка на бумажной основе цвета и рисунка текстуры древесины; толщина материала 0,2-0,3 мм. Ламинат обладает неплохой износостойкостью, но при очень интенсивном использовании (в помещениях с высокой проходимостью) будет истираться, особенно на торцах.

CPL (бумажный слоистый пластик) - по сути, тот же ламинат или ламинатин, но более плотный материал, изготовленный из двух и более листов бумаги. Толщина двухслойного пластика от 0,4 до 0,8 мм. CPL считается более экологичным материалом, нежели обычный ламинат. По декоративным характеристикам ламинаты всех видов гораздо лучше ПВХ, но по износостойкости уступают ему.

Экошпон - это тот же бумажный слоистый пластик с другим названием, ну и, конечно, более качественный. Актуальный трехмерный оптический эффект (называемый модным термином 3D) объясняется способностью искусственного материала хорошо имитировать текстуру древесины или другого декоративного материала.

Некоторые производители (например, «Софья», «Краснодеревщик», «Волховец»), для того чтобы их продукция отличалась от продукции конкурентов, включают в описание дверей названия торговых марок CPL, благо те производятся за рубежом и являются известными мировыми брендами. Так, на российском рынке сегодня можно встретить покрытия Ciplex, Cincrolam, «Кортекс» и другие слоистые пластики.

К пластикам CPL относится и материал TSS (англ. thermo structured surface - термоструктурированная поверхность). Это конструкционно-отделочный материал, получаемый особым способом прессования CPL-пластиков на древесные плиты. Покрытие TSS используется для отделки дверей D-Craft, Mario Rioli.

Один из самых востребованных и самых дорогих отделочных материалов для дверей - натуральный шпон. Это очень тонкий слой древесины ценной породы, получаемый лущением, строганием либо пилением. Шпон fine-line - это реконструированный шпон, который изготавливают из натуральной древесины путем склеивания отдельных листов в цельное полотно. Разновидностью реконструированного шпона является ребросклеенный шпон.

Конечно, самым дорогим материалом является массив древесины. Если массивные двери сделаны не из ценных пород, например хвойных, то их отделывают шпоном. Если же древесина ценная (береза, дуб, ольха, бук, красное дерево, американский орех и прочие), то деревянные двери особым образом шлифуются, а затем покрываются качественным лаком, иногда в несколько слоев, но так, чтобы текстура древесины смотрелась выигрышно. Стоимость таких дверей начинается от 50 тыс. руб. и для отдельных изделий может доходить до весьма внушительных сумм.

Импортные межкомнатные двери на российском рынке

Рис. 3. Доля импортной продукции на российском рынке межкомнатных дверей (2007–2016 годы), %
Рис. 3. Доля импортной продукции на российском рынке межкомнатных
дверей (2007–2016 годы), %


Рис. 4. Распределение импорта межкомнатных дверей по странам, 2014–2015 годы, %
Рис. 4. Распределение импорта межкомнатных дверей по странам,
2014–2015 годы, %


Таблица 2. Характеристики дверей известных зарубежных
брендов, представленных на российском рынке

Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 2. Характеристики дверей известных зарубежных брендов, представленных на российском рынке

Какие же двери везут импортеры на российский рынок и что же в них такого, чего не может сделать российский производитель? Для начала стоит напомнить, что доля импорта на отечественном рынке межкомнатных дверей сократилась с 12% в 2007 году до 5% в 2015 году (рис. 3). В 2016 году она может еще уменьшиться, так как аналитики финансового рынка пугают продолжением девальвации российской валюты.

Кроме того, под импортными дверьми российский покупатель понимает, как правило, европейскую и китайскую продукцию, но половина поставок из-за рубежа приходится на двери из Белоруссии и с Украины, которые отечественный потребитель традиционно считает «своими». Так что на рынке РФ доля дверей из Италии, Испании, Финляндии, Польши, Германии и Китая невелика (рис. 4).

В табл. 2 приведены характеристики наиболее известных на российском рынке импортных дверей, поступающих из разных стран. Особо высоким качеством отличаются двери некоторых компаний из Италии, Германии и Литвы. В моделях ведущих производителей из этих стран больше массива, меньше древесных плит и искусственных покрытий, чем в моделях российских производителей. Но и итальянцы, и испанцы, и поляки нередко производят двери со щитовой конструкцией полотна. Каркас и коробка, как правило, выполняются из клееной древесины, отличающейся повышенной прочностью. Изделия облицовывают шпоном, но встречается и ламинат. Китайских дверей на российском рынке, судя по всему, немало, но, видимо, они сбываются оптом напрямую строительным компаниям (из-за дешевизны), так что на розничном рынке найти китайскую дверь не так-то просто. Что же касается финских дверей, то технологии их производства, по сути, не отличаются от российских. Точнее, теперь российские двери изготавливаются по таким же технологиям, что и импортные.

Неудивительно, что российский рынок в пору экономических потрясений так быстро отказывается от части импорта - эксклюзивных дверей среди зарубежных не так уж много, а товар стандартного качества в достаточном объеме производится и дома. Причем, как отмечают эксперты рынка (в частности, информационно-аналитического агентства «Дверное дело»), именно в кризисные периоды ведущие российские компании стараются «просочиться» в более дорогие сегменты, отвоевывая дополнительную долю рынка как у разорившихся отечественных конкурентов, так и у европейских производителей. С этой целью разрабатываются и осваиваются в производстве новые модели с повышенным качеством покрытий. В кризис 2008-2009 годов производители дверей перешли от ПВХ к ламинатам и бумажным пластикам, сейчас наблюдается переход от ламинатов к натуральному шпону.

Вера НИКОЛЬСКАЯ,
директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research