Российский рынок OSB ориентирован на рост
Российскому производству плит OSB потребовалось всего три года, чтобы сократить объем импорта со 100 до 20%, но количественные показатели рынка застыли. Сейчас объем спроса таков, что два-три пресса довольно высокой мощности могут полностью обеспечить рынок продукцией.
Однако именно с мощными прессами в стране проблемы, а ведь кризис когда-нибудь кончится...
Общая характеристика плит OSB
OSB (Oriented Strand Board) в переводе с английского - плита из ориентированной плоской стружки (щепы). Изготавливается путем склеивания щепы (в 3-4 слоя) под высоким давлением и при высокой температуре. В качестве связующего используются меламинкарбамидоформальдегидные смолы. Сырьем для производства плиты OSB является неделовая хвойная древесина II и III сорта, чаще всего сосновая, по некоторым данным, также подходит осиновая. Нельзя считать, что плиты OSB делаются из древесных отходов: щепа должна быть крупной и отвечать определенным требованиям по волокнистости и водонасыщенности.
OSB-плиты стоят особняком среди других многочисленных древесно-плитных материалов благодаря особому расположению щепы (стружки): во внешних слоях щепа длиной 100-130 мм и шириной 20-40 мм уложена вдоль оси плиты, а во внутренних слоях - перпендикулярно ей. Подобное положение стружки обеспечивает плитам OSB высокую прочность, а особая обработка - повышенную водостойкость и огнестойкость.
Таким образом, плиты OSB устойчивы к возможным температурным и влажностным перепадам во внешней среде, успешно противостоят расслоению и набуханию, долговечны. У конструкций из этого материала небольшой вес, но при этом они выдерживают большие нагрузки. Плиты легко пилятся, обрабатываются, скрепляются друг с другом и с иными материалами, как обычная древесина. Кроме того, они почти не подвержены гниению, заражению древесными паразитами и грибками, непривлекательны для насекомых и других вредителей.
Пионером в производстве плит OSB стал завод «Эдисон-OSB» (входил в состав компании Pelican Sawmills Ltd). Именно там в 1982 году были проведены первые испытания, которые показали, что по физико-механическим характеристикам новый материал не уступает популярной в то время хвойной фанере, а цена ориентированно-стружечной плиты ниже цены фанеры. Сочетание этих качеств предопределило высокую популярность новой продукции на американском рынке, где сейчас доля OSB, по некоторым данным, достигает 30% всего объема потребления древесных материалов. В Советском Союзе плиты OSB (ОСП) начали выпускать с 1986 года, когда в Белоруссии был открыт завод, специализировавшийся на их изготовлении. Однако широкого распространения этот материал в СССР не получил, так как в производстве плит использовалась смола высокой токсичности. Интерес к плитам OSB возродился в начале 2000-х годов, когда в России начался строительный бум, особенно в сегменте малоэтажного строительства.
Применение OSB
Задуманы были плиты OSB как конструкционный материал для каркасного строительства, а также как материал для ремонтных работ. Но со временем сфера их применения расширилась. В зависимости от степени гигроскопичности и прочности плиты OSB подразделяются на четыре группы (см. табл. 1). Эта классификация определяет сферы применения плит. Наиболее востребованы рынком плиты класса OSB-3, поскольку они обладают оптимальными характеристиками.
Что касается доли разных классов OSB в общем объеме предложения, то на российском рынке плит OSB-2 формально нет. Все поставляемые из-за рубежа плиты OSB относятся к 3-му классу. Однако, по мнению участников рынка, импортируемые в Россию плиты североамериканского производства по качеству соответствуют скорее OSB-2. К этому же классу из-за низкого качества можно отнести и китайские OSB. Отечественные OSB-плиты разнятся по качеству. Ориентируясь на мнения потребителей, продукцию НЛК и «Хиллман Лимитед» можно отнести ко второй группе. А у плит производства компании «Кроношпан» и ДОК «Калевала» качество выше, поэтому продукция этих двух заводов получает хорошие отзывы потребителей.
Для финишной отделки плит OSB используется шлифовальное оборудование, хотя довольно часто встречается и нешлифованная плита. Иногда плиты OSB подвергают лакировке или ламинированию. В конструкционном плане допускается также изготовление плит с торцами «паз - гребень» (с двух или четырех сторон). Наиболее востребованы в настоящее время плиты формата 2440 × 1220 мм (так называемого «американского стандарта») и 2500 × 1250 мм («европейский стандарт»). Кроме того, в последние годы в каркасно-панельном домостроении нашли применение плиты формата 2800 × 1250 мм.
Объемы и динамика отечественного производства плит OSB
В настоящее время в Российской Федерации функционируют пять заводов по выпуску OSB-плит. Первый был открыт в июле 2012 года, последний - в сентябре 2015 года. Предприятия разнятся как по масштабам, так и по качеству производимой продукции, не все они работают успешно.
Самая первая линия по производству OSB, пущенная в 2012 году на Нововятском лыжном комбинате (Кировская область), сейчас работает довольно активно, но завод в последние три года по вине бывшего руководства сталкивался с проблемами: были и угроза полной остановки, и процедура банкротства, и массовое сокращение персонала. С осени 2013 года новым собственником комбината является немецкая компания Sudheimer Car Technik-Vertriebs GmbH. Новое руководство предприятия пытается оптимизировать производство: отказаться от нерентабельного производства лыж и паркета и сделать ставку на выпуск OSB-плит. Завод распродает остатки лыжной продукции. Но на полную мощность линия по выпуску плит OSB пока не вышла. Сейчас выпускается чуть больше половины заявленного объема производства: 100 тыс. м3 в год. Новые собственники вложили в производство 1,7 млрд руб., погасили долги по налогам, кредитам и зарплате и обещают инвестировать еще 5-6 млрд руб. Эти деньги будут направлены на строительство еще одного цеха по производству плит OSB мощностью до 330 тыс. м3 в год. Есть также планы организовать производство ДСП объемом 130 тыс. м3 в год.
Рис. 1. Динамика производства плит OSB в России в 2012–2015 годах и
прогноз на 2016 год, тыс. м3
Второе по времени создания производство плит OSB - ООО «Хиллман Лимитед» официально было пущено в г. Костерево Владимирской области 21 ноября 2012 года, но тестовую продукцию завод выпускал уже летом 2012 года. Плиты из лиственного сырья (березы) производятся под торговой маркой Hillman OSB. Для стабильной работы предприятию ежегодно требуется 30-40 тыс. м3 древесины, плановые мощности завода - 30 тыс. м3 плит в год. Несмотря на то, что завод открыт несколько лет назад, на рынке марка Hillman непопулярна, присутствие компании почти незаметно. Компания реализует продукцию через ограниченное число официальных дилеров и не заявляет о планах по расширению. Объемы производства неизвестны. Специалисты высказывают опасения, что при небольших заявленных производственных мощностях компании «Хиллман Лимитед» трудно поддерживать конкурентные рыночные цены.
В июне 2013 года состоялось открытие крупного комбината по производству OSB-плит - ДОК «Калевала». Предприятие мощностью 300 тыс. м3 OSB в год расположено на площади 42 га в г. Петрозаводске, столице Республики Карелия. Общая стоимость проекта составила около 9 млрд руб. Запланированный на сентябрь 2012 года пуск завода был перенесен из-за задержки с монтажом оборудования. В 2014 году, по информации руководства предприятия, на ДОКе «Калевала» было выпущено 230 тыс. м3 плит. Петрозаводское предприятие имеет огромное значение не только для экономики республики, но и для России в целом.
В 2014 году главным событием российского рынка плит OSB стал пуск производственной линии на заводе «Кроношпан» в г. Егорьевске (Московская обл.). Мощности первой очереди предприятия, 350 тыс. м3 OSB в год (планируется в ближайшее время построить вторую очередь подобной мощности), позволяют держать приемлемые для потребителей цены на плиту, а высокое качество продукции «Кроношпан» устанавливает планку для остальных производителей. Завод уже активно экспортирует продукцию за рубеж.
Пятое по счету предприятие, выпускающее плиты OSB, было пущено в Курганской области в сентябре 2015 года. Информации о новом заводе пока мало, известно лишь, что производственные мощности составляют 60 тыс. м3 в год. Судя по всему, строительство завода обусловлено не столько высокой популярностью плит OSB в регионе, сколько желанием местных властей решить проблему утилизации отходов деревообрабатывающих предприятий. Кроме плит OSB, на заводе в будущем планируется выпускать и другую продукцию углубленной переработки древесины: мебельные щиты, ламинат, плиты MDF.
Строительство новых заводов по производству OSB
Скорее всего, российский рынок OSB продолжит прирастать новыми заводами, хотя громких заявлений об их строительстве гораздо больше, чем реальных дел. Начиная с конца 1990-х годов было обнародовано около 50 проектов строительства заводов OSB в России. Большую часть их предполагалось построить в европейской части страны, но анонсировались также заводы в Поволжье, на юге России, на Урале и даже на Дальнем Востоке. Как уже указано выше, первая производственная линия (на НЛК) была введена в эксплуатацию лишь в 2012 году, то есть спустя 20 лет. В настоящее время ходят разговоры о строительстве 10-15 заводов по производству плит OSB. Из числа наиболее обсуждаемых проектов можно назвать следующие.
Группа компаний «Синтез» в особой экономической зоне промышленно-производственного типа «Моглино» (Псковская область) планирует строительство завода мощностью 60 тыс. м3 плит в год, но проект пока отложен из-за недоработок. В г. Мариинске Кемеровской области до 2020 года собираются построить завод мощностью 120 тыс. м3, в этом проекте участвуют китайские инвесторы.
Руководство ЛПК «Партнер-Томск», на котором уже освоен выпуск плит MDF, заявляло, что к 2014 году построит в Томске дополнительную линию по производству OSB-плит годовой мощностью 250 тыс. м3. Ожидалось, что в конце 2014 года состоится выход на проектную мощность, а с 2015 года загрузка производственных мощностей достигнет 100%. Однако этот проект отложен до лучших времен.
Серьезные намерения также у «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» (входит в состав турецкого концерна Kastamonu), который в 2014 году освоил производство плит MDF, HDF и напольного ламината в Татарстане. Компания планирует выпускать также плиты ДСП и OSB в объеме 380 тыс. м3 в год, но точные сроки пуска проекта пока неизвестны.
В последние год-два идет речь о возможном строительстве заводов по выпуску плит OSB в Нижегородской, Омской, Иркутской областях, Ханты-Мансийском округе и некоторых других регионах. Но, опираясь на статистику предыдущих лет, можно спрогнозировать, что подавляющее большинство заявленных проектов так и останутся нереализованными. Наиболее жизнеспособными (в краткосрочном плане) представляются следующие два проекта.
Компания «Орис» (группа ЧТПЗ) уже не первый год обещает ввести в эксплуатацию завод по производству OSB-плит в г. Чайковском Пермского края. Завод активно строится. Заявленная мощность будущего предприятия составляет 500 тыс. м3. Первую партию продукции владельцы обещали выпустить еще в 2013 или 2014 году. Открытие завода было перенесено на 2015 год, но до сих пор так и не состоялось.
Строительство крупной линии по выпуску плит OSB в рамках завода «Талион Терра» в Тверской области (вблизи г. Торжка) началось еще в 2014 году. Строит линию компания «СТОД». Весной 2015 года сотрудники немецкой группы Dieffenbacher приступили к монтажу оборудования на этом заводе, но пока строительство не завершено.
Почему же строительство заводов по выпуску OSB-плит либо продвигается очень медленно, либо вовсе сворачивается на подготовительной стадии? Специалисты считают, что главным барьером для выхода на рынок нового производителя плит OSB (а также других древесных плит) является высокий уровень инвестиций в строительство. К тому же при выборе промышленной площадки необходимо учитывать наличие в регионе объема сырья, достаточного для обеспечения бесперебойной работы предприятия. Заготовка древесной щепы должна вестись в радиусе не более 200 км от завода, так как транспортные расходы влияют на рост совокупных затрат на производство, а плита OSB должна быть дешевой, чтобы конкурировать на рынке с другими древесными материалами.
Импорт OSB
зарубежных марок в 2011, 2013 и 2015 годах, тыс. м
Импорт OSB-плит был значимым для российского рынка до 2014 года. Надо напомнить, что до 2012 года весь объем российского рынка состоял только из импорта. Затем поставки стали стремительно сокращаться. Основными поставщиками были Bolderaja (Латвия), Kronospan (разные европейские страны), Louisiana Pacific и Norbord (Канада), Egger и Glunz (Германия), Kronopol (Польша) и ряд других (см. табл. 3). Поступали на наш рынок также плиты OSB из Китая, но их качество намного уступает европейским, американским, а теперь уже и российским аналогам. И если в 2013 году импорт из Китая составил 36 тыс. м3, то в 2015 году уже всего 4,4 тыс. м3.
Лидером в импорте плит OSB на российский рынок было латвийское подразделение компании Kronospan - Bolderaja, ввозившее в нашу страну не менее 100 тыс. м3 ежегодно. Также довольно большой объем поставок предлагала компания Kronospan из разных стран Европы: Чехии, Румынии, Словакии, Польши, Италии. Максимальный объем поставок плит от Kronospan был отмечен в 2013 году - почти 137 тыс. м3. Продукция польского подразделения Kronopol импортировалась в объеме 20-30 тыс. м3 в год. Немецкая компания Kronoply всегда поставляла небольшие объемы плит.
Темпы прироста импорта плит OSB были особенно высокими после кризиса 2008-2009 годов. Уже в 2010 году импортеры с верхом отыграли потерянные в кризис объемы, а в 2011-2013 годы поставки продолжали расти: в 2011 году было импортировано 450,6 тыс. м3 OSB-плит, а в 2013 году - 710,6 тыс. м3, что на 16% превышает объем поставок в 2012 году. Но в 2014 году было ввезено 498,6 тыс. м3, а в 2015 году - всего 157,3 тыс. м3, причем значительная доля импорта теперь приходится на белорусскую продукцию: в 2014 году заработал завод «Кроношпан» под Могилевом. И белорусские плиты хорошо продаются на российском рынке в силу высокого качества и приемлемой цены. Плиты OSB из Латвии, Германии и Румынии все еще востребованы на рынке РФ, а вот поставки из Канады и США, по сути, прекратились.
Объем и динамика рынка OSB
Рис. 2. Динамика импорта и собственного производства OSB-плит в России
в 2009–2015 годы и прогноз на 2016 год, тыс. м3
В 2011 году объем рынка OSB в России составил 450,6 тыс. м3, в 2012 году - 616,3 тыс. м3. Почти весь этот объем составляли импортные поставки. По оценкам специалистов ДОК «Калевала», в 2013 году спрос на плиты OSB в России вырос на 20% по сравнению с 2012 годом. Оценка экспертов ABARUS Market Research выше: в количественном выражении объем поставок в 2012 году составил 824,8 тыс. м3, а спрос на плиты в 2013 году вырос на 34% по сравнению с предыдущим годом. Объем рынка в 2014 году составил 854,9 тыс. м3. Это был самый успешный год для российского рынка плит OSB. Затем, несмотря на активизацию российских производителей, количественные показатели продаж стали снижаться, в том числе из-за резкого сокращения импорта.
Доля импорта на российском рынке OSB-плит резко сократилась. В 2012 году на рынке появились первые пробные партии плит отечественного производства. В 2013 году импорт занимал 85% рынка, а в 2015 году - 20%. Постепенное наращивание мощностей российских предприятий будет способствовать дальнейшему вытеснению импорта, если ценовой уровень отечественной продукции будет ниже цен западных аналогов, а качество, по крайней мере, будет не ниже.
Место OSB среди древесных плит
Рис. 4. Доля импорта на российском рынке плит OSB в 2012–2015 годах и
прогноз на 2016 год, %
Рис. 5. Доля плит OSB в общем объеме производства древесных плит в
России в 2010–2016 годах, %
Плиты OSB конкурируют с ДСП, фанерой, гипсокартоном, гипсоволокнистыми листами и цементно-стружечной плитой. По некоторым параметрам плиты OSB и фанера превосходят другие древесно-плитные материалы. При этом при сравнении характеристик плит OSB и фанеры мнения потребителей расходятся. Так, одни утверждают, что у плит OSB выше влагостойкость и жесткость, другие заявляют обратное.
Таким образом, можно сделать вывод: с позиции потребителей эксплуатационные характеристики плит OSB и фанеры (прочность на изгиб, пригодность для наружного использования, легкость в обработке и т. д.), по сути, идентичны. Основным же критерием выбора становится цена и (в меньшей степени) традиции использования того или иного материала. Несомненные достоинства плит OSB - удобство и легкость обработки, возможность гвоздевого крепления; главный недостаток - малая пригодность для финишной обработки поверхности.
Сейчас по объемам производства в стране лидирует сегмент древесно-стружечных плит. В 2015 году было произведено 6800 тыс. м3 ДСП. Правда, доля этого материала в течение рассматриваемого периода медленно снижается - с 50 до 45% - в общем объеме всех перечисленных выше древесных плит (см. рис. 5). Второе место традиционно за фанерой, ее доля в последние несколько лет стабильна и составляет 24-25%. На третьем месте до мирового кризиса 2008-2009 годов находились ДВП, но в последние несколько лет их оттеснил на четвертое место активно растущий сегмент плит MDF и HDF (доля ДВП сократилась до 12% за шесть лет). Сегмент плит OSB самый узкий, но при этом демонстрирует, пожалуй, самые высокие темпы роста.
Современное состояние и тенденции рынка
С одной стороны, в настоящее время российский рынок плит OSB должен быть в стадии активного развития. Его большой потенциал подтверждается ростом внутреннего спроса, активным увеличением объемов импорта, которые наблюдались до последней рецессии и резких валютных скачков, а также высоким уровнем заинтересованности предпринимателей и региональных властей в том, чтобы организовывать новые производства OSB-плит. С другой стороны, общая депрессивная ситуация в экономике сдерживает рост потребления многих строительных материалов, и плиты не являются исключением.
2016 год будет не менее трудным, чем предыдущий. Строительство уже замедлилось, грузоперевозки упали. Но с 2017 года экономика должна начать восстанавливаться. С восстановлением объемов жилищного строительства, в том числе малоэтажных каркасно-панельных домов, возобновится и рост в общей структуре спроса на плиты OSB. Доступные цены на отечественную продукцию позволят расти рынку высокими темпами после 2016 года в течение четырех-пяти лет, после чего он войдет в стадию зрелости, и приросты станут более умеренными.
Вера НИКОЛЬСКАЯ,
директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research