20-я конференция Института Адама Смита
Цель – оптимизация затрат и повышение эффективности
Вторая половина 2015 года выдалась богатой на конгрессные мероприятия в целлюлозно-бумажной промышленности. В октябре в Москве прошла конференция, организованная выставочным объединением Reed Exhibitions, а в начале декабря Институт Адама Смита провел в Праге, в отеле Intercontinental, 20-ю конференцию «Целлюлозно-бумажная промышленность в России и СНГ».
В чешской столице обсуждались проблемы, с которыми столкнулись предприятия ЦБП России в 2015 году, и прошли дискуссии о перспективах развития отрасли в ближайшем будущем. В первой части конференции представители Газпромбанка и ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» подробно рассмотрели макроэкономические тенденции отечественной экономики, которые оказывают существенное влияние на целлюлозно-бумажную промышленность.
Как отметил представитель Газпромбанка, девальвация рубля в начале 2015 года была связана с падением цен на нефть и закрытием финансовых рынков в результате санкционной политики ряда западных стран. Ограничение доступа к мировому рынку капиталов привело к тому, что у российских банков и крупнейших предприятий не было возможности финансировать краткосрочные долги, и это обусловило огромный спрос на наличную валюту. Опасения российских и иностранных аналитиков вызывал довольно большой внешний долг России (на начало 2015 года он составлял около $700 млрд). Как оказалось, большая часть этой суммы являлась не внешними займами, а внутренними кредитами, реализованными через офшоры.
Таким образом, реальные платежи были в два-три раза меньше, чем ожидал Центральный банк России. В соответствии с анализом Центробанка, более 60% внешнего долга на самом деле являлось внутренним долгом. Поэтому в 2016 году рисков, связанных с выплатами внешнего долга, не будет. Значительная часть долга была выплачена за три квартала 2015 года. Тем не менее российская валюта сильно зависит от мировых цен на нефть, пока доля прибыли от экспорта нефти в доходах государства будет превышать 50%. Риски девальвации рубля связаны с тем, что в краткосрочном периоде цены на нефть могут упасть, несмотря на то что в среднесрочной перспективе, то есть на 2-3 года, цены прогнозируются на уровне $50-60 за баррель.
Что касается динамики роста ВВП, то эксперты Газпромбанка считают, что, несмотря на статистику, которая говорит, что ВВП стабилизируется, стабилизация происходит в основном за счет развития сельского хозяйства, а также роста экспорта древесины и роста целлюлозно-бумажной промышленности. С другой стороны, внутренний спрос продолжает падать. Таким образом, та стабильность, которую мы наблюдаем, может оказаться временной. Более того, импортозамещение сложной продукции требует больших капитальных затрат. Что касается инфляции, то в 2015 году она была обусловлена в основном ослаблением рубля и теми агропродовольственными санкциями, которые были введены Россией.
Рынок ожидает незначительного повышения экономического роста, а участники рынка - снижения инфляции. Курс российской валюты будет 64-70 руб. за доллар, а ключевая ставка ЦБ РФ составит 8-9%.
По мнению представителя Газпромбанка, падение ВВП продолжится и составит 1,5%, что будет связано прежде всего с тем, что российскому бюджету придется приспосабливаться к более низкому, чем в прежние годы, уровню доходов. Если стоимость нефти останется на уровне $45 за баррель в течение следующих трех лет, то расходы федерального бюджета сократятся на три процентных пункта ВВП.
Генеральный директор компании «Сыктывкар Тиссью Груп» Марк Резник отметил, что для компаний-экспортеров сейчас золотое время, так как текущий курс рубля предполагает хорошую выручку и хорошую доходность. А компании, ориентированные на внутренний рынок, такие как «Сыктывкар Тиссью Груп», переживают непростые времена. С одной стороны, «Сыктывкар Тиссью Груп» находится под давлением растущих затрат, отчасти потому, что основное сырье, которое используется для производства продукции, - это экспортно ориентированный продукт; кроме того, выросли затраты на запасные части и комплектующие для производственных линий. С другой стороны, добиться роста цен на рынке для компенсации растущих затрат трудно из-за падения покупательского спроса. Г-н Резник предположил, что доходность компании в лучшем случае упадет в два раза.
Михаил Дмитриев («ЛесПромИнформ») получает
грамоту и приз «Лучшему медиа-партнеру» из рук
представителей Института Адама Смита
На вопрос из аудитории, насколько в сегменте тиссью можно заменить целлюлозу вторичным сырьем, Марк Резник ответил, что у вторичного сырья в России огромный потенциал, но сбор макулатуры не развит. Для того чтобы исправить положение, нужно принять ряд мер. Прежде всего отменить для компаний, ведущих сбор вторсырья, НДС и НДФЛ, чтобы убрать с этого рынка «черные» и «серые» схемы. Пока есть огромное число «серых» сборщиков, никто не будет инвестировать в сбор макулатуры. Второй важный момент - это запрет на экспорт вторичного сырья во избежание его дефицита на внутреннем рынке. В ближайшее время крупные игроки отрасли надеются на конкретные шаги правительства в этом направлении.
Развивая тему доступности кредитных ресурсов для предприятий ЦБП, представитель Газпромбанка отметил, что после ослабления рубля в 2015 году значительно выросло число валютных кредитов, выданных Газпромбанком в рублевом эквиваленте. Кроме того, осознав ту неустойчивость, которую несут для банков кредиты в иностранной валюте, ЦБ почти в три раза повысил норматив требований к капиталу при выдаче подобного рода кредитов. Основным препятствием для выдачи банками кредитов является не отсутствие у них ресурсов - как рублевых, так и валютных, - а ограничения по нормативу ЦБ Н1. Это норматив достаточности собственных средств кредитных организаций, который характеризует способность банка нивелировать возможные финансовые потери за свой счет без ущерба для клиентов. За счет валютной переоценки и ужесточения нормативов ЦБ этот показатель у многих банков близок к критическому. Для банка это значит, что основным критерием выдачи или невыдачи кредита становится то, насколько сильно кредит повлияет на этот показатель. Поэтому предпочтение отдается рублевым заемщикам и заемщикам, финансовое положение которых позволяет относить их к группе низкого риска.
Не менее важным вопросом является цена кредита. В Газпромбанке надеются, что ставки в 2016 году снизятся, что связано с двумя факторами. Во-первых, начинается снижение ключевой ставки до уровня 8%. Во-вторых, в 2014-2015 годах произошли изменения в денежно-кредитной политике ЦБ. На протяжении 2013-2014 годов ЦБ являлся крупнейшим поставщиком ресурсов в банки. То есть та ставка, по которой ЦБ предоставлял ресурсы, во многом определяла процент, по которому банк готов был выдать кредит. Сейчас ситуация резко меняется в связи с тем, что существует дефицит государственного бюджета, и федеральные власти активно расходуют резервный фонд. И сегодня основным каналом поставки рублевой ликвидности в систему являются не кредиты ЦБ, а те деньги, которые тратит бюджет.
Представитель Газпромбанка добавил, что глобальных угроз для экономики страны нет, несмотря на то что 2016 год обещает быть сложным. ВВП России никогда не рос при таких, как сейчас, низких темпах развития экономики. Обычно рост ВВП составлял 3-4%, и в этих условиях находилось место любому бизнесу. У предприятий, работавших в разных сегментах рынка, всегда были потребители. Оптимизация затрат, людских ресурсов, логистики - это то, чем сейчас придется заняться предприятиям. Рынок расти не будет.
Если в 2015 году основная задача была остаться на плаву и экономика пережила этап падения более или менее успешно (особенно если сравнивать с 2009 годом, когда падение ВВП составило около 8%), то сейчас, в условиях более слабого снижения цен на нефть, внешнеполитической напряженности, отсутствия доступа к внешнему капиталу, падение ВВП всего 1,5%.
Каждого участника дискуссии попросили назвать основные проблемы, которые возникнут перед бизнесом в 2016 году.
По мнению Марка Резника, это прежде всего снижение покупательского спроса, также необходимость договариваться с кредитными организациями, потому что основные инвестиции прошлых лет делались за счет заемных средств. Представитель Газпромбанка заявил, что в числе основных проблем будут поиски путей оптимизации затрат и организационных процессов, так как нужно научиться работать в условиях низкого спроса, а также поиск клиентов, так как люди привыкли жить в условиях растущих рынков.
Президент Содружества бумажных оптовиков Василий Сенаторов в своем выступлении коснулся вопросов сбыта продукции. Он рассказал, что у каждого производителя бумаги есть четыре канала сбыта: прямые продажи, продажи через трейдеров, агентов и оптовиков. Оптовик поддерживает большое складское хозяйство, его компетенция - прежде всего закупка, поиск производителей, продукция которых наиболее востребована на рынке, обеспечение хранения, дистрибуции, финансирование типографий, так как материалы выдаются с отсрочкой платежа.
В России пять основных групп потребителей бумаг и материалов: книжные типографии, офсетные и цифровые типографии, упаковочная индустрия, производители офисной бумаги, производители этикеток. Оптовики, работающие с типографиями, должны владеть навыками комплексных продаж и уметь продавать не только бумагу, но и сопутствующие материалы. Например, для производства книг нужны: бумага на блок, бумага на форзац и нахзац, переплетный картон, переплетные материалы. Для изготовления упаковки нужен картон, пластики, клеи, фольга для отделки; для офсетных типографий требуются флатовая бумага и бумага для обложек или вкладок; для производства этикеток - самоклеящиеся материалы; для офисов нужны бумага кат-сайз, конверты, формуляры.
Российские предприятия ЦБП наиболее полно удовлетворяют спрос в офсетной бумаге, выросла на рынке и доля отечественного переплетного картона. Но не удовлетворяется спрос на легкомелованную, каландрированную, клеящуюся, дизайнерскую бумагу, пленки для кэширования, отделочные материалы, этикетки на термоусадочных пленках. Годовой объем рынка бумаги и ее компонентов составляет 3,7 млрд евро. И 47% продукции ЦБП импортируется, 53% производится в России. На долю бумажных оптовиков в годовом объеме рынка приходится около 1,5 млрд евро.
В Россию ежегодно завозится около 300 тыс. т печатной продукции, которая могла бы быть напечатана в стране. На почти 7 тыс. предприятий отечественной полиграфической отрасли трудятся 200 тыс. человек. Причем лишь десяток типографий можно отнести к крупным предприятиям, остальные представляют малый и средний бизнес. Оборот рынка - $9 млрд в год. Из-за кризиса падение продаж составило 20%, что сказывается на работе оптовиков. Объем оптовых продаж также сократился на 20%, на 16% снизилась прибыльность. В два раза выросла задолженность типографий перед оптовиками.
На вопрос модератора сессии - старшего научного сотрудника Института природных ресурсов Финляндии Евгения Лопатина «Как же можно сегодня успешно работать на рынках России и развивать предприятие в нынешних экономических условиях?» ответил Марк Резник, который подчеркнул, что необходимо сфокусироваться на экономии затрат и повышении эффективности работы. Еще не так давно для успеха бизнеса необходимо было заботиться о непрерывном развитии путем освоения ресурсов, введения новых мощностей, чтобы обеспечить конкурентоспособность компании. Но сегодня для большинства компаний решить задачу повышения производительности не так-то просто. Довольно сложно найти не только производственный, но и управленческий квалифицированный персонал. Основная проблема компаний - низкий уровень менеджмента. Простое сокращение затрат - это путь в никуда, так как оно чревато угрозами рисков для развития и существования компании. Сегодня целью бизнеса должно быть не сокращение затрат, а повышение эффективности работы компании на всех уровнях.
Вице-президент ОАО «Группа "Илим"» Тимофей Соколенко сообщил, что компания успешно реализовала крупный инвестиционный проект «Большая Коряжма»: введена в эксплуатацию машина мощностью 220 тыс. т, на которой производятся офисная бумага, офсетная бумага и другие виды бумаг. Сумма инвестиций составила $270 млн. Большая работа ведется по повышению качества продукции и эффективности на всех стадиях производства.
Компания концентрируется на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью. «Илим» является лидером в поставках целлюлозы в Китай - доля компании по беленой хвойной целлюлозе составила в прошлом году 14% всего объема поставок в КНР. Оставаться лидером отечественной ЦБП, расширять линейку продукции с высокой добавленной стоимостью и оставаться номером один по поставкам беленой хвойной целлюлозы в Китае - таковы стратегические задачи ОАО «Группа "Илим"».
Независимый эксперт в области ЦБП Орифжон Абидов рассказал, что в России много целлюлозных комбинатов, которые могут быть интегрированы в производство бумаги и картона. В связи с чем он задумался, почему бы этим предприятиям не заняться производством мелованного картона? Рынок этого товара в России большой, но он сильно зависит от импорта. Например, ежегодный объем потребления коробочного картона в России - примерно 700 тыс. т, а в стране производится всего около 280 тыс. т. Основной объем коробочного картона поступает в РФ из Европы и стран Скандинавии, немного - из Китая, Австрии и Восточной Европы. Вопрос в том, можно ли выпуск этой продукции наладить в России и сделать его рентабельным? В России очень мало заводов, изготавливающих химико-термическую массу, для производства которой нужно обеспечить большие инвестиции и поставки свежезаготовленной древесины. Одним из путей решения этой проблемы может стать приобретение термохимической массы и производство мелованного картона, а не строительство отдельной линии на действующем заводе по производству химической целлюлозы.
Подготовил Михаил ДМИТРИЕВ