Стратегия развития ЛПК Свердловской области нуждается в актуализации
Лесопромышленный комплекс Свердловской области переживает не лучшие времена. Информация о большинстве предприятий если и появляется в СМИ, то зачастую носит негативный характер. А ведь в регионе есть гиганты ЛПК, которые работают стабильно и добиваются успехов. Но это отдельные примеры, которые не становятся системой. По всей вероятности, причина в отсутствии единой стратегии развития ЛПК региона.
Между тем в регионе есть документ, который как раз называется «Стратегия развития лесопромышленного комплекса Свердловской области до 2020 года» (далее - стратегия). Однако данные, которые в нем содержатся, давно устарели: в них учтена информация за 2008 год (год создания документа) и 2011 год (год актуализации данных). То есть к изменившимся экономическим и геополитическим условиям современности стратегия не приспособлена, ее положения неактуальны. Еще при создании документа отмечалось, что лесная отрасль в Свердловской области переживает кризис.
«В лесопромышленном комплексе Свердловской области с 2009 года начались кризисные явления. Стагнация на рынке деревянного домостроения, сокращение спроса на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности привели к ухудшению показателей работы отрасли, - отмечают разработчики стратегии. - Негативно на работе лесопереработчиков сказалась и реформа "РЖД", связанная с передачей вагонного парка частным операторам, а также постоянный рост тарифов на железнодорожные перевозки».
Согласно официальным данным, доля Свердловской области в общероссийской лесной промышленности невелика. По запасам древесины Свердловская область занимает 16-е место в России. Доля лесопромышленного комплекса Свердловской области в стране составляла (информация опубликована в июле 2014 г.): по вывозке лесоматериалов - 3,3% (11-е место), по производству пиломатериалов - 4,7% (6-е место), фанеры - 7,8% (3-е место), древесноволокнистых плит - 3,2% (13-е место), древесно-стружечных плит - 2,4% (15-е место).
«В 2011 году в сфере деревообработки функционировали 472 предприятия», - сообщается в стратегическом документе. К сожалению, более актуальных данных найти не удалось, а на официальном сайте министерства промышленности и науки Свердловской области в перечне системообразующих организаций лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности всего 27 наименований. Значительная часть из них входит в состав холдингов и групп компаний, структура которых позволяет перераспределять ресурсы, обеспечивать устойчивый спрос на продукцию как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Однако нельзя не отметить, что большинство этих предприятий ведут свою историю со времен СССР и даже дореволюционной России, то есть не требуют создания основных фондов и производственных площадок. Кроме того, в рамках областной инвестиционной программы «О стабилизации и развитии лесопромышленного комплекса Свердловской области на 2002-2005 годы» некоторые предприятия провели модернизацию в целях совершенствования структуры производства, технического и технологического перевооружения предприятий лесопромышленного комплекса.
Тем не менее, на момент создания стратегии системообразующие проблемы ЛПК в Свердловской области не были решены. В их числе были, конечно, и те, которые типичны для регионов РФ в целом: кадры, дороги, инфраструктура, низкий уровень технологического развития и др.
«В лесозаготовительном производстве используются физически и морально устаревшие техника и технологии с высокой долей ручного труда, низкопроизводительные и высоко энергозатратные, - отмечали разработчики документа еще в 2011 году. - В лесопильном производстве почти повсеместно используются лесопильные рамы, являющиеся энергоемким и низкопроизводительным оборудованием. Очень мала доля современных прогрессивных технологий на базе круглопильного, фрезерно-брусующего, ленточного оборудования и др.». За прошедшие с той поры пять лет ситуация не изменились. В списке приоритетных инвестиционных проектов федерального уровня в сфере ЛПК значились три проекта с общим объемом инвестиций 2,4 млрд руб. и объемом ежегодно перерабатываемого древесного сырья 1,65 млн м3:
- инвестиционный проект ЗАО «Аргус СФК» «Создание деревообрабатывающего предприятия в Серовском районе Свердловской области с собственным циклом лесозаготовки (пос. Восточный)»;
- инвестиционный проект ООО «Урало-Сибирские инвестиции» «Создание и модернизация лесозаготовительных и деревообрабатывающих объектов в Свердловской области (Серовский район)»;
- инвестиционный проект ООО «Выйский ДОК» «Создание деревообрабатывающего предприятия с собственным циклом лесозаготовки на территории Свердловской области (г. Нижний Тагил)».
Проблемы ЛПК Свердловской области, отмеченные в актуализированном варианте Стратегии развития лесопромышленного комплекса Свердловской области до 2020 года:
- технологическое отставание ЛПК области от мирового уровня, которое характеризуется отсутствием внедрения прорывных инновационных проектов в лесном комплексе;
- отсутствие резервов производственных мощностей по химической переработке древесины. В 2012 году в лесном комплексе достигнут, по сути, предельный уровень загрузки мощностей, который в производстве продукции глубокой переработки древесины составляет более 86,0%;
- отечественная продукция с высокой добавленной стоимостью - высокосортные виды бумаги, древесноволокнистые плиты MDF, OSB, мебель и др. занимает малую долю рынка;
- неустойчивое финансовое положение большинства предприятий и организаций лесного комплекса, определяемое высоким уровнем материало- и энергоемкости производства, при опережающем росте цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей естественных монополистов;
- недостаточная инновационная и инвестиционная деятельность в лесном хозяйстве;
- недостаток финансовых средств для развития производства по интенсивному ведению лесного хозяйства (по скандинавской модели). Действующие федеральные лесохозяйственные нормативы не стимулируют лесозаготовителей на внедрение инновационных технологий;
- низкая точность государственного учета лесов и значительные запасы неиспользуемых лесосырьевых ресурсов на землях лесного фонда;
- прогрессирующее сокращение доли малых предприятий на лесозаготовках, обусловленное изменением системы лесоуправления, ориентированной на обеспечение древесным сырьем крупных лесопереработчиков путем расширения института долгосрочной аренды лесных земель;
- неадекватность российского лесного машиностроения задачам развития лесного комплекса;
- невостребованность значительной частью менеджмента предприятий лесного комплекса методов стратегического управления и доминирование локальных решений в управлении.
Информации об их реализации нет. Зато известно, к примеру, что две из трех вышеназванных компаний числились в реестре самых крупных арендаторов-недоимщиков в Свердловской области. Долг ООО «Урало-Сибирские инвестиции», по данным на март 2015 года, составлял более 6,85 млн руб., ООО «Выйский ДОК» был должен более 3 млн руб. за пользование лесными участками.
Мария АЛЕКСЕЕВА
Другие статьи рубрики Регион номера: Свердловская область
Основу промышленности Свердловской области составляет тяжелое машиностроение
База для лесной науки
Значимые предприятия ЛПК Свердловской области
Список предприятий ЛПК Свердловской области
В центре Урала
Сосны да ели
Резервы роста уральского ЛПК
Основные предприятия ЛПК Свердловской области
Список предприятий ЛПК Свердловской области
Любимый регион Менделеева
От криминального бума к инвестиционному
Инвестиционный климат: лед тронулся
Крупные предприятия ЛПК Свердловской области
Список предприятий ЛПК Свердловской области