Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Семейные ценности Ponsse

Как ни старайся правильно произнести название населенного пункта Виеремя (Vieremä), если ты не носитель языка, то непременно выдашь нечто, вызывающее смех у местных жителей, даже у суровых офицеров финской таможни. И тем не менее группа российских журналистов, пересекавших российско-финскую границу на черно-желтом микроавтобусе с надписью Ponsse на борту, старательно повторяла и повторяла заковыристое слово - ведь именно туда, в глубинку Восточной Финляндии, лежал наш путь, чтобы своими глазами увидеть место, где располагается штаб-квартира одного из крупнейших мировых производителей сортиментной лесозаготовительной техники.

В программу поездки, помимо визита на основное производство - завод Ponsse в Виеремя - и встречи с его руководством, было включено посещение тестовой зоны в лесу, экскурсия по международному логистическому центру компании в Ийсалми и петербургскому офису ООО «Понссе».

Директор

Эйнари Видгрен основал свою компанию в 1970 году, когда лесозаготовительная машина, построенная для собственных нужд (поскольку ее создатель зарабатывал как раз заготовкой леса), показала себя настолько эффективной, что слухи о ней разошлись по всей округе, а за ними последовали визиты коллег по бизнесу и просьбы: «А можно и нам такую же?» Предприимчивости Эйнари было не занимать. «Если сделал одну, сделаю и еще», - решил он, направившись в банк за кредитом для организации машиностроительного производства, которое в последующие годы стало известным на весь мир. А что до дизайна, говорят, первую прибыль, заработанную с помощью новой машины, Видгрен потратил на ярко-желтую краску, - и вскоре его машины приобрели характерную окраску с черными «подпалинами»...

После смерти основателя и бессменного руководителя компании в 2010 году бразды правления приняли его сыновья, разделив обязанности между собой. Ярмо Видгрен отвечает за глобальные продажи и сервис. Он постоянно в командировках по всему миру. Его старший брат Янне занимается продажами в Германии и Восточной Европе. На заводе в Виеремя чаще всего находится председатель совета директоров Юха Видгрен - он-то и встретил нас возле мемориального PONSSE №1, установленного в застекленном холле на входе в управленческий корпус предприятия, и подробно рассказал об истории компании, неразрывно связанной с историей его семьи.

Ему слово.

- Мой отец Эйнари не просто создал эту компанию и этот завод с нуля, он проложил нам путь в будущее, по которому мы идем и будем идти. В частности, мы неукоснительно следуем правилу: клиент - самый главный для нас человек, и именно на его интересах, каждодневных нуждах необходимо фокусировать внимание. К нам на предприятие приезжает очень много гостей. Я рад встречать их, рассказывать о нашей технике, о том, как она появилась и чем хороша, как мы производим свои машины и какие планы наметили себе на будущее. У меня нет специального образования, лесного, инженерного или технического, я готовился стать учителем младших классов, быть может, поэтому я люблю много говорить и умею убеждать людей, - смеется Юха. - Головной офис компании Ponsse и завод находятся здесь, в Виеремя. В десяти странах мира располагаются дочерние компании плюс десятки дилеров, которых мы предпочитаем называть своими партнерами. Это большая работа - не только создать машины, но и обеспечить их работоспособность, поэтому у нас функционирует свыше 150 сервисных центров в разных странах и в штате более 500 сервисных специалистов. Общий штат сотрудников компании насчитывает почти 1400 человек. Сегодня 8500 «желтых» машин работают в 40 странах мира, почти 80% производимой нами техники идет на экспорт. К январю 2017 года из цеха, который вы скоро посетите, выйдет двенадцатитысячная машина PONSSE.

Машинный парк Ponsse

6150 машин - в странах Северной и Западной Европы
1000 машин - в странах Северной Америки
350 машин - в странах Южной Америки
1000 машин - в России  

Мы пришли к этому не за один день - в Финляндии работаем уже 46 лет, а в таких странах, как Швеция или Великобритания, - больше двадцати. В 1994 году мы вошли на рынок США. С 2005 года мы работаем в странах Южной Америки. Более чем за десять лет работы в России мы продали более 1000 машин - это самые успешные продажи за всю историю компании.

Мы считаем, что свою лучшую машину еще не сделали - и потому каждый день стараемся придумывать что-то новое, улучшать и совершенствовать свои разработки. Созданием новых машин и агрегатов в компании постоянно занимаются более 40 человек.

Замечу: мы занимаемся исключительно техникой для сортиментной заготовки древесины. На текущий момент в мире соотношение использования сортиментной и хлыстовой заготовки 40 на 60. Но динамика процесса показывает, что наш сектор постоянно растет.









По нашим данным, сейчас в России механическим способом заготавливается примерно 50% древесины. Впрочем, похожая ситуация наблюдается и в других странах, и ручной заготовкой еще заготавливаются серьезные объемы древесины. В России мы развиваем собственную сеть складов запасных частей и сервисных центров, а также продвигаем свои интересы с помощью партнеров, дилерских фирм. Сильная сторона нашей деятельности в России - наши обучающие программы. Для сравнения: за 20 лет работы в США мы не открыли ни одного учебного центра, а в РФ - 18 учебных заведений, в которых обучают специалистов для работы на машинах PONSSE.

За 46 лет мы сумели создать в Виеремя превосходную инфраструктуру для производства, пожалуй, лучших лесозаготовительных машин в мире. Мой отец начал в 1970 году с помещения 300 м2, а теперь нас окружает настоящий индустриальный парк, и на этой площадке сосредоточено производство около 60% комплектующих для машин. И это одно из принципиальных отличий нашей стратегии развития от стратегии конкурентов. Все основные отделы компании: сборочные цеха, управление, R&D отдел (конструкторское бюро), другие службы - находятся в одном здании, что позволяет быстро принимать решения, а это немаловажно для бизнеса.

В 2005 году мы начали проект развития бизнес-парка вокруг завода, в котором партнеры и поставщики компании организовали свои производственные зоны, где производят более 10% комплектующих, используемых в наших машинах. Таким образом 70% деталей и комплектующих всей машины изготавливается на этой площадке. Наиболее значительная часть остальных составляющих машины поступает из Германии: двигатели Mercedes, коробки передач, тележки и гидравлика. Разумеется, для успешного взаимодействия с поставщиками, а также отправки клиентам готовых машин и запчастей потребовалось создать развернутую и эффективную логистическую сеть.

На заводе каждый день трудится около 500 работников. Производство функционирует в две смены: с 6 до 14 и с 14 до 22 часов. Большинство сотрудников - местные жители. Не могу не отметить, что эти люди не просто приходят сюда отработать положенные часы - они хотят чего-то добиться и принести пользу компании. Многие работают здесь всю свою сознательную жизнь, есть и ветераны, которые в Ponsse с первых ее дней, один из них, Матти Хилтунен, создал дизайн харвестера Scorpion.

Эйнари любил приговаривать: «Корова, которая не дает молока, это плохая корова», - имея в виду, конечно, бизнес, который обязан быть прибыльным и перспективным. Если нет прибыли, нет возможности инвестировать в развитие и расти, значит, компания неминуемо прекратит существование. А мы, безусловно, нацелены на постоянное развитие.

В соответствии с высокими стандартами компании Ponsse, большое значение в нашей работе имеет система контроля качества, охватывающая каждый этап производства машин.

Корпоративные ценности компании определены ее основателем Эйнари Видгреном и остаются неизменными по сей день, каждое решение, которое принимается в компании, основано на них. Это очень простые и вместе с тем вечные истины: «Жизнь продолжается, и, несмотря на возможную неудачу сегодня, смотри вперед и иди вперед, завтра все обязательно получится. Не завтра - так послезавтра», «Каждый день работай, не опуская рук, и не оглядывайся назад», «Бог не любит ленивых», «Надо делать то, что любишь, и любить то, что делаешь», «Любая работа важна и должна быть сделана с полной самоотдачей».

Логистический центр в г. Ийсалми

Площадь - 4500 м2
Пространство хранения (объем склада) - 42 000 м3
Содержимое - более 20 тыс. единиц хранения,
инвентаризационная стоимость в денежном
выражении - 20 млн евро
Производительность - более 100 тыс. отгрузок
ежегодно  

Каждый сотрудник компании одинаково важен нам, как важна и его работа для компании. Поэтому у нас нет жесткой вертикальной иерархии, мы можем работать как одна большая команда, одна большая семья. Те, кто видит это иначе, надолго в компании не задерживаются. Главная семейная ценность была сформулирована в далекие послевоенные годы матерью Эйнари. Очень набожная женщина, она говорила: «Самое главное - всегда будь честен. Если ты нечестен, к тебе не будет доверия. А если нет доверия, считай, у тебя нет вообще ничего». И эта истина равно применима как к повседневным отношениям между людьми, так и к отношениям в бизнесе. И мы гордимся тем, что всегда честны - с нашими сотрудниками, заказчиками, партнерами.

Большинство наших клиентов (наверное, 95%) - это частные подрядчики, чаще всего работающие семьями. И эта семейственность - еще один момент, который нас сближает. Мы говорим на одном языке, одинаково смотрим на вещи, вообще во многом похожи, поэтому нам легко и комфортно работать с клиентами, а им, я надеюсь, с нами.

Экскурсия по предприятию

Наконец происходит то главное, ради чего наша сплоченная журналистская бригада преодолела больше полутысячи километров от Петербурга до Виеремя: после короткого инструктажа по технике безопасности сопровождающая нас директор по коммуникациям Ponsse Oyj Катя Паананен открывает дверь в цех...

В среднем завод производит 900 машин в год. Весь процесс от поступления заказа до выпуска готовой машины занимает 8-10 рабочих дней.

Ponsse в мире

10 зарубежных филиалов и 30 дилеров, более 150
сервисных центров, в штате которых более 500
сотрудников (41,2% - в Северной Европе, 22,1% -
в Америке, 20,2% - в Центральной и Южной Европе, 
16,4% - в России и Китае)  

«Партнеры поставляют нам готовые компоненты рамы, а сварку, сверление и другие операции мы выполняем на месте, - начинает рассказ г-жа Паананен на участке, куда поступают комплектующие. - Металл для рам машин поставляет финская корпорация Rautaruukki Oyj. Сварка ведется как вручную, так и с помощью роботов. По завершении сварки в рамах делаются все технические отверстия, затем рамы окрашиваются и поступают на линию сборки».





Еще в 90-х годах прошлого века были сделаны очень серьезные инвестиции в машинный парк производства, и с тех пор они стали ежегодным правилом: для того чтобы поддерживать самый передовой уровень производства, обновления и усовершенствования оборудования здесь проводят постоянно. Одна из самых новых линий, пущенная в эксплуатацию совсем недавно, - автоматизированный участок сварки стрел, оснащенный двумя промышленными сварочными роботами.

Перемещаясь вдоль цеха, мы минуем висящую на стене большеформатную доску, расчерченную на сектора. Это своего рода инструмент рационализатора: на доске каждый сотрудник может написать свои пожелания и предложения по совершенствованию производства. Все идеи обсуждаются руководством и, если они признаются полезными, претворяются в жизнь. За наиболее продуктивные можно получить хорошую премию.

Из сварочной зоны стрелы поступают на основную производственную линию. Необходимо отметить, что многие детали и узлы машины Scorpion, в том числе и манипуляторы, кардинально отличаются от стандартных, поэтому их изготовление и последующая сборка ведутся на отдельных участках, параллельно с основными. Для подготовки стрел «Скорпиона» была приобретена за 3 млн евро линия, которая эксплуатируется с начала 2016 года. И это только один из примеров постоянных финансовых вливаний в производство - около 2-3 млн евро ежегодно, чтобы поддерживать уровень технического оснащения на самом современном уровне.

На следующей площадке изготавливаются самые крупные части машин: передние и задние полурамы. Для сварки задних полурам установлены два промышленных робота, остальные работы выполняются в мануальном режиме. Передние полурамы также производятся с помощью двух роботов и трех ручных сварочных станций. Чуть дальше расположен цех, где в рамах проделывают необходимые технические отверстия. Готовые рамы передаются на покраску и сборку. Недавно подверглась обновлению и покрасочная линия, на которой компоненты машин в подвешенном состоянии окрашивают в один слой и сушат, проход каждой детали по линии занимает 6-8 часов. На отдельной рабочей площадке с помощью как ручной, так и автоматической сварки изготавливают каркасы кабин.

Процесс сборки машины состоит из 13 этапов. На прохождение каждого из постов затрачивается примерно три часа работы.

Обучающие центры Ponsse в России

Обучающие центры расположены в Москве,
Санкт-Петербурге, Питкяранте (Республика
Карелия), Петрозаводске, Тюмени, Хабаровске,
Сыктывкаре, Лесосибирске, Кирове, Советском,
Белом Яре (Томская область), Братске, Перми,
Комсомольске на Амуре, Томске, Кудымкаре
(Пермский край), Чухломе, Выборге, Архангельске.  

На первых четырех постах выполняется подсборка комплектующих передней полурамы, устанавливается двигатель. Детали для сборки поступают с центрального склада на специальных тележках, логистика выстроена таким образом, чтобы детали на каждый конкретный этап направлялись в необходимой последовательности. Работнику на сборочной станции не нужно думать, что, когда и откуда взять, все предусмотрено для оптимизации процесса. Минимум затрат времени, минимум риска ошибок, максимально высокое качество.







Задние полурамы присоединяются к передним на пятом посту, где начинается сборка машины. С отдельной площадки (шестой пост) на основную сборочную линию поступают собранные манипуляторы.

Параллельно основной линии сборки расположены посты сборки кабин с установкой всех необходимых элементов и оконных стекол. Перед установкой на машину кабина тестируется на работоспособность всех узлов и агрегатов. Потом она монтируется на раму с установленным двигателем, во все системы машин заливаются технологические жидкости и выполняется пробный пуск. На предпоследнем этапе устанавливаются колеса, и дальше машина уже перемещается своим ходом.

Харвестерные головки устанавливаются на манипуляторы на последнем посту у всех харвестеров без исключения. Особенность сборки харвестера Scorpion заключается в том, что его манипулятор устанавливается также на последнем посту.

Полностью собранная машина отправляется на тест-драйв (он длится 8-12 часов): все машины проходят испытания перед отправкой заказчику, 100% харвестеров тестируются в лесу. Примерно половина форвардеров тестируются в лесу, а оставшаяся часть - на специально отведенной площадке у завода, где оператором выполняются все те же манипуляции, что и при работе машины в лесу. Проверенные машины поставляют клиентам - их отправляют на железнодорожную станцию Ийсалми, если техника идет на экспорт, а местные покупатели забирают ее самостоятельно с завода.

Рядом со сборочным цехом расположены помещения, где подготавливается вся электрическая «обвязка» машин. Каждый кабель и провод в системе пронумерованы и подписаны, чтобы их было легко как установить на нужное место, так и заменить при необходимости. Общая протяженность проводов для одной машины составляет 2,5 км, а сборка разветвленной электросхемы требует 8-12 часов. Причем заняты этим непростым и кропотливым делом исключительно женщины! Им же поручена сборка панелей и органов управления, а также кресла оператора.

Дверной проем в конце электроцеха ведет на небольшой склад - там заканчивается наша экскурсия по производству, которое здесь когда-то начиналось: на месте склада компонентов электросистемы находился цех, где в начале 1970-х собирали первые лесные машины Эйнари Видгрена.

С началом работы этого цеха связана еще одна удивительная история: чтобы пустить машиносборочное производство, Эйнари должен быть заручиться поддержкой местных жителей, и после голосования в муниципалитете его проект победил с перевесом... в один (!) голос. Будь по-иному, сегодня тут вполне мог бы располагаться коровник, а не разросшееся за последующие годы в десятки раз современное промышленное предприятие (территория завода сегодня около 3 га). Ведь, как ни крути, в Виеремя и теперь на 4000 жителей приходится 4000 коров.

Сервисно-логистический центр







Короткий переезд в соседний городок Ийсалми - и вот уже менеджер отдела логистики Ирина Гоман ведет нас по помещениям главного логистического центра Ponsse.

«Из этого здания мы с лета 2013 года осуществляем поставки запчастей для нашей внутренней, финской, сети, завода и клиентов по всему миру, а также в наши филиалы и дилерам в 40 странах. Более миллиона позиций было отправлено из нашего центра в прошлом году», - рассказывает Ирина.

Два года назад в развитие логистического центра в Ийсалми было вложено 6 млн евро, сейчас завершается его модернизация, в результате которой складские площади увеличатся на 2,5 тыс. м2, что позволит оптимизировать рабочие процессы и повысить объемы поставок клиентам.

В настоящее время на складе 7000 палетных мест, а также восемь автоматизированных систем хранения, в каждой из которых 70 уровней. Информация о содержимом хранилища выводится на монитор компьютера. Оператор управляет работой системы, имея возможность вводить в компьютер до восьми заказов одновременно. Они формируются, собираются и отправляются на погрузку. Информация о заказах поступает «наверх» (отдел продаж расположен на втором этаже, над складом комплектующих), где продавцы, каждый из которых отвечает за определенные регионы и страны мира, оперативно готовят сопроводительную документацию. Эти же данные являются основанием для пополнения хранилища.

«В страны Западной Европы заказ будет доставлен на следующие сутки после оформления, - рассказывает Ирина. - Продолжительность доставки срочного (авиа) заказа в Россию два-три дня с учетом растаможивания. Впрочем, необходимость в срочных отправках из Финляндии возникает крайне редко - каждый вторник загружается машина и отправляется на петербургский склад, который укомплектован таким образом, чтобы обеспечить все первостепенные нужды пользователей».

Склад работает круглосуточно в три смены (за исключением выходных), каждая смена состоит из шести человек плюс начальник. Если ожидается увеличенное число заказов, можно взять дополнительный персонал на короткие контракты. Как правило, такая необходимость возникает летом. В Финляндии существует практика коллективных отпусков, которые выпадают на летний период, поэтому распространена система найма временных работников.

Подобные площадки Ponsse в Финляндии находятся по 24 адресам; помимо складов запчастей, на них расположены ремонтные базы, а также площадки продажи б/у техники и восстановленных комплектующих. Радиус действия каждого сервисного центра - примерно 150 км.

В отдельном помещении логистического центра располагается учебный класс с симуляторами, где учатся операторы и механики лесных машин. Обучение ведется на финском и английском языках. Также в центре находится отдел техподдержки. Его специалисты готовы в любое время отреагировать на звонок из любой страны и помочь рекомендациями и конкретными советами по оперативному устранению неполадок.

Отдел внутренних продаж обслуживает местных клиентов, он работает по будням с семи утра до семи вечера, но если заказчик не успевает приехать за нужными запчастями в отведенное время, дежурный сотрудник приедет и выдаст заказ. Существует и так называемый черный ящик - это действительно большой черный контейнер снаружи офиса, откуда заказчик может забрать нужную ему деталь в нерабочее время, деталь в ней оставят по предварительной договоренности. Что характерно, ящик не запирается, как и многие автомашины в городе...

Opti-мастерская занимается ремонтом компьютерных систем машин. Также клиент здесь всегда может взять компьютер на подмену, пока система его машины ремонтируется.

Отдел технического обслуживания располагает семью боксами, где осуществляется сервис машин с предварительной мойкой. В районе, который обслуживает логистическо-сервисный центр, работают 250-300 единиц техники PONSSE. Примечательно, что на ремонт и обслуживание в центр могут приезжать не только желтые машины, но и используемая заготовителями региона техника других производителей.

Здесь же восстанавливают для последующей продажи бывшие в употреблении машины: меняют электрическую систему, гидравлику, выполняют ремонт и покраску. Получается почти новая машина, но по гораздо более низкой цене, чем только что вышедшая из ворот завода, и на подобную технику большая очередь желающих. Чтобы не ждать завершения ремонта, пользователь может привезти и сдать использованные комплектующие и купить вместо них восстановленные со скидкой (20-25%) и гарантией как на новые. Сданные детали (например, трансмиссию или тележки) потом восстанавливают, и они поступают в продажу по сниженной цене с заводской гарантией. Такую услугу оказывает только сервисный центр в Ийсалми. Подобный проект сейчас начинает работать в тестовом режиме и в России (в г. Питкяранта).

Дом Эйнари

Юха Видгрен
Юха Видгрен

Юха Видгрен любезно пригласил делегацию российских журналистов посетить семейную ферму Видгренов, где бережно сохраняются черты традиционного хозяйства. Дом с его предметами мебели, семейными фотографиями и личными вещами членов семьи кажется целиком перенесенным из «докомпьютерных» времен. Собственно, так оно и есть: Юха и его братья старательно воссоздали знакомый им с детства уклад и продолжают формировать этот своеобразный музей Эйнари под открытым небом. Даже объезд территории фермы мы совершили на прекрасно сохранившемся «Форде-Англия», размером салона напоминавшем приснопамятный «запорожец», однако, по заверениям Юхи, считавшемся полноценной семейной машиной.

А потом был вкусный ужин, всенепременная сауна для дорогих гостей, много шуток и даже песенный конкурс, где «русская команда» состязалась с финской, а победила, разумеется, дружба. Но это уже совершенно другая история.

Жаль только, знаменитый «Клуб Ponsse», устроенный в подлинном семейном доме Эйнари Видгрена, где в последние годы принимают гостей компании, был на реконструкции и нам не удалось заночевать там. Но чем не повод снова приехать в замечательное, гостеприимное место с труднопроизносимым для иностранца названием Виеремя?

Ponsse в Санкт-Петербурге

Яакко Лаурила
Яакко Лаурила

Все хорошее имеет свойство когда-то заканчиваться, и вскоре наш автобус уже катил домой, по пути сделав остановку в головном офисе Ponsse в России. Здесь Яакко Лаурила, генеральный директор OOO «Понссе», охотно ответил на все вопросы, оставшиеся за пределами разговоров с его коллегами в Финляндии.

- Какое место в продаже вашей техники занимает рынок России?

- Последние пять-шесть лет Россия - крупнейший экспортный рынок, около 1100 работающих машин. А первое место, конечно, уверенно держит Финляндия. В числе других наиболее важных для бизнеса Ponsse рынков Северная Америка (особенно последние два года), Германия и Швеция.

В России продажи техники стабильно хорошие, мы уверенно в числе лидеров производителей сортиментных лесозаготовительных машин, кстати, в этом году Ponsse, согласно статистике, занимает первое место. Если говорить о продажах на мировом рынке, за нами сейчас второе место с тысячей произведенных и проданных единиц техники и тенденцией к росту. Мы вышли на новые рынки, где раньше не работали: Латинская Америка, Австралия, Африка. Планируется наращивание производства, на что в этом и следующем году запланировано 25 млн евро инвестиций.

- Попробуйте кратко сформулировать, почему лесозаготовителю следует покупать технику именно вашей компании, в чем основные плюсы сотрудничества с ней.

- Современное, оснащенное по последнему слову техники производство и новейшие технологии - это раз. Постоянное и последовательное развитие, выражающееся в создании новых, передовых моделей - это два. Высокая производительность и надежность машин - об этом тоже не будем забывать, но не все и не всегда определяется лишь техникой. В числе наших сильных сторон нельзя не отметить (и для России это особенно актуально) те усилия, которые Ponsse предпринимает для подготовки специалистов на местах эксплуатации машин: мы сотрудничаем со многими профессиональными учебными заведениями, помогаем симуляторами и инструкторами, обучение организовано и в наших центрах (таких, например, как тот, что работает в карельском городе Питкяранта). Обучаем дилеров, клиентов. И еще один важный момент: сервис. Чтобы мои слова не показались попыткой саморекламы, отмечу, что, по отзывам наших клиентов, серьезным плюсом нашей компании является своевременное и качественное обслуживание машин. Мы не позволяем технике простаивать, понимая, какими дорогостоящими могут быть простои для наших партнеров. Близость складов запчастей, их максимальная укомплектованность, наличие квалифицированных механиков и инструкторов - все это убеждает клиентов в том, что любая неисправность будет быстро и грамотно устранена: Обратившись в Ponsse, они могут рассчитывать на любую помощь круглый год и в любое время дня и ночи. Таким образом, мы помогаем клиентам работать эффективно и рентабельно.

- Сервис всегда был сильной стороной Ponsse. Что нового вы готовы предложить клиентам в этой сфере?

- Мы нацелены на непрерывное развитие. В том числе и в России. Более чем за десятилетие работы нашего офиса здесь не было ни одного года, чтобы не отмечался количественный и качественный рост. Например, в этом году мы наращиваем площадь центрального склада (добавится 500-600 палето-мест), если парк техники в стране увеличивается, соответствующим образом должен меняться и склад. Почти все комплектующие и запчасти находятся в наличии в России и доступны клиенту по первому запросу в самые короткие сроки. Причем это касается не только европейской части страны, большие склады организованы в Сибири и на Дальнем Востоке. Это стратегия компании, которая в то же время является и нашим конкурентным преимуществом: все необходимое должно быть не просто легко доступно, а в непосредственной близости от места работы машин. Большую роль тут играет наше взаимодействие с дилерами на местах.

- Давайте еще пару слов скажем об упомянутом складе.

- Адресная система хранения, работающая со специальным ПО, которое позволяет легко и быстро найти нужную деталь или узел. Около 7000 единиц хранения. В денежном выражении стоимость склада составляет более 3 млн евро. Обслуживают все это хозяйство пять кладовщиков, на лето к дружному коллективу добавляются практиканты - стажирующиеся у нас студенты Лесотехнического университета им. Кирова.

- Не могу не спросить, как складывается судьба вашей новой и в полном смысле слова революционной модели харвестера PONSSE Scorpion?

- Машина пользуется заслуженным успехом, прежде всего в Северной Европе. Недавно один финский частный подрядчик купил пятый подряд «Скорпион». И многие лесозаготовители обращаются к нам не просто за новой машиной, а именно за этой моделью. В России лесозаготовители более консервативны и предпочитают давно и хорошо зарекомендовавшую себя модель PONSSE Ergo 8W. А два новых харвестера ScorpionKing уже отлично показали себя в лесах республик Коми и Карелия, третья машина начала работать в Ханты-Мансийском автономном округе. Так что постепенно «Скорпионы» наверняка станут более востребованными в России, но пока мы их здесь даже особо не рекламируем - мировой спрос существенно превышает предложение.

Поймите правильно: у нас нет стремления срочно наполнить российские леса именно «Скорпионами», хотя уже есть несколько желающих приобрести эти машины. Мы предпочитаем торопиться медленно: сначала во всех отношениях подготовим рынок к техническому перевооружению, флагманом которого является этот уникальный харвестер. Ведь понадобятся склады запчастей: даже если в регионе будет приобретена всего одна машина, мы обязаны обеспечить заказчика полным набором комплектующих и расходников, не говоря уже о каких-то базовых запчастях. Также необходимо провести переподготовку механиков с целью повышения квалификации, чтобы они могли грамотно обслуживать машину. Ну и так далее...

Однако сомневаться не приходится: именно за такими машинами будущее отрасли. И за теми, которые еще только разрабатываются конструкторами и инженерами Ponsse. Ведь мы никогда не останавливаемся на достигнутом!

Подготовил Максим ПИРУС
Фото автора

Редакция журнала «ЛесПромИнформ» благодарит компанию Ponsse и лично Ивана Петрова за любезное приглашение в поездку и помощь при подготовке очерка.