Партнеры журнала:

Производство плит

Экспортные рекорды отечественной фанеры в 2016 году

Заслуженный успех или зависимость от внешних факторов?

Производство фанеры в России, несмотря на кризис, упорно растет уже седьмой год подряд, а внутреннее потребление этого материала в 2015 году стремительно падало и продолжает падать в 2016 году. Есть ли в этом противоречие? Его нет и не будет, пока существуют внешние рынки. Но сам по себе растущий внешний спрос - это закономерный результат многолетней работы или скрытая опасность для российского рынка?

В течение 2016 года на страницах журнала «ЛесПромИнформ» мы анализировали текущее состояние рынков большинства видов выпускаемых в России древесных плит. Речь шла о древесно-стружечных, ориентированно-стружечных, древесноволокнистых (мокрого и сухого способа производства) плитах, теперь настало время поговорить о древесно-слоистых плитах, то есть о фанере.

Фанера - это древесный материал из нескольких плотно склеенных тонких листов лущеного шпона (как правило, толщиной от 1,15 до 2,2 мм). Таким образом, это своеобразный пакет толщиной от 3 до 40 мм, состоящий из трех - пяти (в редких случаях четырех, семи или девяти) слоев шпона. Качество фанеры зависит не столько от качества шпона, сколько от характеристик связующего, с помощью которого листы шпона соединяются в одно крепкое целое. Именно поэтому важно содержание свободного формальдегида, от которого зависит класс эмиссии Е1 или Е2.

Этот материал благодаря легкости, прочности и простоте в обработке находит широкое применение в строительстве как опалубочный при изготовлении складов, навесов, перегородок, прилавков, при строительстве домов. Здесь с фанерой конкурируют плиты OSB. Также фанера широко используется для внутренней отделки помещений и производства мебели. В этих сегментах ее могут заменить плиты HDF, MDF и простые ДВП. Наиболее прочные и износостойкие марки фанеры находят применение в машиностроении как конструкционный материал, в автостроении для настила полов в общественном транспорте, для изготовления прицепов, контейнеров, трейлеров, в качестве обшивочного материала в судостроении, гидротехническом строительстве и т. д. Здесь конкурентами фанеры являются металлы и полимерные материалы.

Большая часть продукта, представленного на рынке, - это фанера общего назначения (плотностью 640-700 кг/м3). По степени обработки поверхности стандартная фанера может быть нешлифованной, шлифованной с одной стороны и с двух сторон. Декоративной называют фанеру, облицованную пленочными покрытиями, например меламиновой пленкой или импрегнированной бумагой (ламинат). Ламинированная фанера встречается довольно часто, она применяется для отделки помещений, устройства стеновых панелей, подоконников, перегородок, тепло- и звукоизоляционных панелей, межкомнатных дверей, мебели, стеллажей, полок и ящиков.

Таблица 1. Объемы выпуска фанеры в России по федеральным
округам в 2010–2015 годах и прогноз на 2016 год, тыс. м3

Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 1. Объемы выпуска фанеры в России по федеральным округам в 2010–2015 годах и прогноз на 2016 год, тыс. м3

Специальные виды фанеры: авиационная, декоративная, бакелизированная (бакелитовая), термореактивная, композиционная, огнезащищенная водостойкая и некоторые другие. Отличительной особенностью специальной фанеры является использование при производстве очень тонкого лущеного шпона весьма высокого качества, а также исключительно фенолформальдегидных связующих. Например, у бакелитовой фанеры высокая плотность (до 1200 кг/м3) и темный красно-коричневый оттенок, так как она склеивается под большим давлением из шпона, предварительно пропитанного фенольной (бакелитовой) смолой. Особо прочные свойства позволяют бакелитовой фанере конкурировать со многими материалами, включая низколегированные стали.

На рынке есть также фанерные плиты, то есть толстая и крупная фанера. Толщина фанерных плит - от 8 до 78 мм, ширина - до 1525 мм, длина - до 2440 мм. Для их изготовления можно использовать не только березовый, но и липовый, осиновый или хвойный (сосновый) шпон. Плотность фанерных плит 550-850 кг/м3.

Лущеный шпон может быть изготовлен из древесины как лиственных пород (березы, осины, ольхи, липы, тополя), так и хвойных (сосны, ели, лиственницы, пихты, кедра). Фанера считается сделанной из той породы, из которой изготовлены ее наружные слои. На российском рынке хождение имеет в основном березовая фанера, в меньшей степени хвойная. Березовая фанера отличается очень высокой прочностью, благодаря чему используется в тех случаях, когда от материала требуется повышенная надежность, конструктивная стабильность, способность выдерживать серьезные нагрузки. Кроме того, у березовой фанеры красивая фактура.

Хвойная фанера намного легче березовой, но менее практична. Она лучше противостоит влаге и развитию бактерий, у нее меньше внешних дефектов, она дешевле. Хвойную фанеру можно задействовать в тех сферах строительства, мебельного и промышленного производства, где не требуется высокая прочность. Она отлично подходит для устройства мягкой кровли, отделочных работ внутри помещений, создания основы под напольные покрытия. Из хвойной фанеры можно изготавливать декоративные поделки, мебельные полки, фасады и детали интерьера. В качестве конструкционного материала хвойная фанера годится для изготовления ограждений, поручней и лестничных ступеней, разных рекламных конструкций и других изделий, не подвергающихся большой нагрузке.

Динамика производства фанеры

Рис. 1. Динамика выпуска фанеры в России в 2003–2015 годах и прогноз на 2016 год, тыс. м3
Рис. 1. Динамика выпуска фанеры в России в 2003–2015 годах и прогноз
на 2016 год, тыс. м3

По данным Росстата, производство фанеры в России медленно, но верно растет уже седьмой год подряд и, даже несмотря на кризисные явления в 2015 году, выросло по сравнению с предыдущим годом на 2,1%, до 3,57 млн м3. В общей сложности с 2000 года по настоящее время производство фанеры выросло в 2,5 раза. И только в 2008-2009 годы, в период глобального кризиса, падение составило 23,5%. Но вскоре кризисное снижение было довольно быстро компенсировано последующим уверенным ростом. В 2016 году рост объемов производства продолжается и прогнозируется, что по итогам года составит еще 2-3%. Создается впечатление, что текущая кризисная ситуация в экономике не касается рынка фанеры.

Географическое распределение производства фанеры

Рис. 2. Динамика выпуска фанеры по федеральным округам в 2007–2015 годах и прогноз на 2016 год, %
Рис. 2. Динамика выпуска фанеры по федеральным округам в 2007–2015
годах и прогноз на 2016 год, %

Сегодня то в одном, то в другом регионе России строятся новые заводы, причем, как правило, крупные, поэтому картина территориального размещения производств меняется. Так, производство плит MDF и HDF в последние три года стремительно развивается в Приволжском федеральном округе за счет экспансивного роста выпуска продукции в Татарстане. В производстве ДСП медленно, но верно растет доля Центрального федерального округа, как и в производстве ДВП, где еще и Северо-Западный округ наращивает свою долю. И только территориальное распределение предприятий фанерного производства демонстрирует удивительную стабильность: вот уже много лет на Северо-Западный округ приходится 33-35% выпуска всей отечественной фанеры, на Приволжский - от 26 до 28%, на Центральный - около 25%, на Уральский - около 8-9%, на Сибирский - всего 5-6%. А доли Южного и Дальневосточного округов настолько малы, что на общей диаграмме (рис. 2) не отражены.

Производители фанеры в России

Рис. 3. Структура распределения выпуска фанеры по заводам в 2015 году, %
Рис. 3. Структура распределения выпуска фанеры по заводам в 2015 году,
%

Уже много лет безусловным лидером на российском рынке фанеры является холдинг «Свеза». В группу «Свеза» входят шесть комбинатов: «Свеза Кострома» (ОАО «Фанплит», Костромская область), «Свеза Мантурово» (Мантуровский фанерный комбинат, Костромская область), «Свеза Верхняя Синячиха» (ЗАО «Фанком», Свердловская область), «Свеза Уральский» (ЗАО «Пермский фанерный комбинат», Пермский край), «Свеза Усть-Ижора» (Усть-Ижорский фанерный комбинат, Санкт-Петербург), «Свеза Новатор» (Великоустюгский фанерный комбинат, Вологодская область). В совокупности эти предприятия в 2015 году произвели 1907 тыс. м3 фанеры, это более 30% всего объема производства фанеры в России; ожидается, что в 2016 году этот показатель будет еще больше.

В целом структура российского производства делится на три почти равные части: одна треть фанеры выпускается перечисленными выше заводами группы «Свеза», вторая треть выпускается предприятиями второго эшелона, которых пока меньше десяти (каждое производит более 100 тыс. м3), и последняя треть приходится на выпуск фанеры мелкими предприятиями, разрозненными или принадлежащими другим холдингам, как, например, ООО «Вятский фанерный комбинат», который входит в состав Segezha Group, Парфинский фанерный комбинат (Новгородская область, в 2015 году ввел в эксплуатацию новую производственную линию, что позволило увеличить производственные мощности до 100 тыс. м3), осенью 2013 года активы завода приобрело ЗАО «Красный якорь», в структуре которого есть аналогичное, но более масштабное фанерное производство в Кировской области.

Рис. 4. Динамика российского рынка фанеры в 2007–2015 годах и прогноз на 2016 год, тыс. м3, и прирост, %
Рис. 4. Динамика российского рынка фанеры в 2007–2015 годах и прогноз
на 2016 год, тыс. м3, и прирост, %


Рис. 5. Динамика соотношения рыночных объемов разных древесных плит в 2009–2015 годах и прогноз на 2016 год, %
Рис. 5. Динамика соотношения рыночных объемов разных древесных плит
в 2009–2015 годах и прогноз на 2016 год, %

В числе других заводов, выпускающих от 50 до 100 тыс. м3 фанеры в год, можно назвать Уфимский фанерно-плитный комбинат, комбинат «Плайтерра» (Республика Мордовия), Инзенский деревообрабатывающий завод (г. Ульяновск), Нелидовский деревообрабатывающий комбинат (Тверская область), Тюменский фанерный завод. К перечисленным предприятиям можно добавить и Кадуйский фанерный комбинат (Вологодская область), годовые производственные мощности которого 45 тыс. м3.

Еще недавно в этом списке находился Енисейский фанерный комбинат (ЕФК, Красноярский край). В 2012 году этот завод выпустил почти 64 тыс. м3 фанеры, но затем объемы производства стали падать, а в ноябре 2014 года на предприятии была введена процедура конкурсного производства по инициативе кредиторов. Все долги комбината на тот момент составляли около 10 млрд руб. Производственный комплекс завода вместе с частью оборудования и техники был продан на торгах. Приобретателем стала красноярская компания «Красфан», которая рассчитывает возобновить производство фанеры на комбинате.

Большинство отечественных заводов выпускает березовую фанеру, хвойная фанера производится только на заводах в Иркутской области и Красноярском крае («Илим Палп», ООО «Усольский завод фанеры», ООО «Енисейский фанерный комбинат»). В 2016 году стало известно, что на ООО «Удалеспром», зарегистрированном на территории Заиграевского района (Республика Бурятия), чуть больше года назад началось производство фанеры из хвойных пород древесины. Что касается фанерных плит, то их выпускают Усть-Ижорский, Мантуровский, Тавдинский, Уфимский, Пермский, Жешартский фанерные комбинаты.

Несмотря на то что производство фанеры в России имеет стабильный характер, новые крупные предприятия не спешат приходить на рынок, лишь изредка открываются небольшие заводы. Хотя время от времени в прессе появляются новости о намерениях и планах инвестирования в фанерное производство, в том числе от зарубежных инвесторов.

Количественная характеристика рынка фанеры

Таблица 2. Количественные параметры российского рынка фанеры
в 2008–2015 годах и прогноз на 2016 год, тыс. м3

Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 2. Количественные параметры российского рынка фанеры в 2008–2015 годах и прогноз на 2016 год, тыс. м3

Рис. 6. Соотношение внутренних и внешних продаж российской фанеры в 2007–2015 годах и прогноз на 2016 год, %
Рис. 6. Соотношение внутренних и внешних продаж российской фанеры в
2007–2015 годах и прогноз на 2016 год, %

Итак, сегодня производство фанеры в России демонстрирует устойчивый рост, как будто никаких проблем в экономике нет. Но на самом деле российский рынок фанеры довольно чувствительно реагирует на общеэкономическую ситуацию: в кризисные периоды рынок довольно сильно падает (в 2009 году - более чем на 40%), а в благополучные периоды хоть и растет, но очень осторожно. Например, в 2013-2014 годы он рос весьма медленно, а в 2015 году и вовсе сократился на 13,3%. В 2016 году ожидается снижение роста на 19-20%. Причиной замедления спроса на российском рынке фанеры является спад в основных сегментах потребления (в первую очередь ухудшение положения в строительной отрасли и мебельном производстве).

Импорт фанеры на российский рынок традиционно невелик. В 2013-2014 годах его доля составляла 7-8% в общем потреблении, а к 2016 году снизилась до 3-4%. Некоторые специалисты считают, что российским фанерщикам следует опасаться экспансии китайских производителей фанеры, продукция которых может выигрывать у фанеры российского производства благодаря низкой стоимости. Китай действительно лидирует в производстве и экспорте фанеры на мировом рынке, однако в Россию фанерная продукция из Китая поставляется пока в небольших объемах: максимальный показатель был отмечен в 2014 году, когда в РФ было ввезено около 100 тыс. м3 китайской фанеры, в 2015 году - 35 тыс. м3, а в 2016 году ожидается падение китайского импорта до 25 тыс. м3 - этот объем можно сравнить с годовым объемом выпуска одного отечественного комбината небольшой мощности, так что опасность со стороны китайских производителей, пожалуй, несколько преувеличена.

Фанера среди других древесных плит

Рис. 7. Соотношение внешних продаж российской фанеры по странам в 2007–2015 годах и прогноз на 2016 год, %
Рис. 7. Соотношение внешних продаж российской фанеры по странам в
2007–2015 годах и прогноз на 2016 год, %

В структуре российского рынка древесных плит около 60% приходится на ДСП, что неудивительно, так как почти вся мебель в России изготавливается из древесно-стружечных плит. Правда, в последнее время доля ДСП постепенно сокращается. В мебельном производстве все шире применяют плиты MDF и HDF - наиболее активно растет сегмент рынка этих плитных материалов. По этой же причине сокращается и доля фанеры, хотя и медленнее, чем доля ДСП. На мебельном рынке производителям фанеры будет трудно конкурировать с плитами MDF, но в машиностроении, производстве транспорта и строительной отрасли позиции фанеры все еще сильны, хотя в строительстве ей на пятки наступают OSB-плиты.

Экспортный потенциал российской фанеры

Таблица 3. Сравнительная экспортная активность в основных
сегментах древесных плит в 2016 году, тыс. м3

Таблица 3. Сравнительная экспортная активность в основных сегментах древесных плит в 2016 году, тыс. м3

Объемы экспорта фанеры из России более чем впечатляющие: в 2014 году по сравнению с 2013 годом экспорт вырос на 12% и составил 1992 тыс. км3, в 2015 году поставки за рубеж выросли на 11% по сравнению с предыдущим годом - до 2207 тыс. м3. По итогам 2016 года ожидается рост экспорта еще на 15-16%, при таком раскладе объем поставок за рубеж составит почти 2550 тыс. м3, или 70% общего объема производства. Поскольку спрос на внутреннем рынке снижается, производители фанеры, и до этого ориентированные на внешние рынки, вынуждены были еще больше активизировать свои действия в этом направлении.

Если сравнить востребованность фанеры на внешних рынках со спросом на другие древесные плиты, то надо отметить, что последние не выдерживают конкуренции, хотя экспортная активность их производителей в 2015-2016 годах выросла у всех без исключения. Так, в 2016 году высокий экспортный результат ожидается для плит HDF (35-37% общего объема производства), ДВП (более 30%). Простая шлифованная плита MDF экспортируется в объеме 20-25% от общего объема (см. табл. 3). Экспорт плит OSB еще не развернулся в полной мере, так как производство этого вида плит только-только налажено, хотя потенциал у этой продукции есть, а вот российские ДСП особой популярностью за рубежом не пользуются, поэтому их экспорт в 2016 году ожидается по-прежнему на невысоком уровне - около 15% выпуска.

Рис. 8. Направления экспорта российской фанеры в 2012–2016 годах
Рис. 8. Направления экспорта российской фанеры в 2012–2016 годах

Россия стабильно держится в числе лидеров среди стран - производителей и экспортеров фанеры (4-е место, после Китая, Малайзии и Индонезии). Именно высокий экспортный потенциал, как надеются многие российские специалисты, поможет отечественным компаниям не снижать производственные показатели. Экспорт фанеры, в отличие от экспорта большинства строительных материалов, интересен еще и тем, что ее поставки ориентированы не столько на государства СНГ, сколько на страны дальнего зарубежья (более 80% экспорта). Основными рынками сбыта отечественной фанеры являются рынки США, Египта, Германии, Турции, Латвии, Финляндии, Италии, Нидерландов, Великобритании и других стран Европы, Азии и Америки.

Масштабный экспорт фанеры может служить причиной для гордости российской промышленности и выступать ориентиром для других производственных направлений, так как фанера - это фактически продукт глубокой переработки древесины. Экспорт фанеры - пример роста спроса международного рынка на несырьевые товары из России, о которых так мечтают реформаторы в правительстве. Хотя именно здесь скрыта самая большая проблема фанерного производства: зависимость от поставок сырья. Из-за нестабильных сезонных условий в процессе заготовки лущеного шпона возникают перебои, что, в свою очередь, повышает риски срыва контрактов. Пытаясь бороться с этой проблемой, производители фанеры стараются запасаться сырьем впрок, что приводит к дополнительным издержкам на круглогодичное содержание складов сырья и их обслуживание.

Однако росту экспортных поставок российской фанеры способствуют не столько качественные характеристики, сколько снижение курса валют. Из-за девальвации рубля отечественная фанера стала одной из самых дешевых в мире. Российская фанера превосходит по характеристикам украинскую и белорусскую, ее качество выше, чем у азиатских аналогов, но при прочих равных условиях ее главным козырем все-таки выступает низкая цена. Естественное распределение направлений экспорта предполагает, что на западные страны приходится 80-85% экспорта отечественной фанеры (см. рис. 8), и только в периоды курсовых скачков дальнее зарубежье заметно увеличивает спрос. Точно такая же картина наблюдалась в 2008-2009 годах.

Поэтому успех на внешних рынках, конечно, хороший знак, но опираться российским производителям фанеры во всех отношениях выгоднее на внутренний спрос. Однако и здесь от них мало что зависит - остается только ждать обещанного правительством в 2017 году перелома макроэкономических тенденций и хотя бы небольшого роста экономики, когда начнут восстанавливаться строительная отрасль и мебельное производство.

Вера НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research