Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Деревянное домостроение

Обеспечение устойчивости рынка деревянных домов. Часть 2

В первой части статьи, опубликованной в предыдущем номере журнала, были рассмотрены вопросы формирования рынка деревянного домостроения в России, изучения и формирования спроса на продукцию и услуги в этой сфере.

Готовность изготовителя продукции удовлетворить динамично изменяющийся спрос определяет устойчивость рынка. Зная динамику спроса, изготовитель домов и домокомплектов может удовлетворять текущий (сезонный) спрос и быть готовым к его изменениям, используя научно обоснованные способы.

Удовлетворение спроса

Гибкие (многовариантные) технологии - наиболее эффективный способ удовлетворения разнообразного спроса на малоэтажные дома. Он заключается в особенностях технологического процесса изготовления домов разных типов2.

Существующая типология малоэтажных домов определяет тип дома по материалам стеновых конструкций: деревянные, кирпичные, каменные, панельные, каркасные, здания со стенами из местных строительных материалов. Но во всех типах домов применяются разные деревянные детали и изделия. В деревянных домах, т. е. в зданиях с брусчатыми или бревенчатыми стенами, их стоимость составляет до 75% общей стоимости строительных материалов, необходимых для создания «коробки» дома; в домах других типов - до 40%. Поэтому все малоэтажное домостроение часто называют деревянным.

Анализ технологии изготовления домов разных типов дает основание считать деревянное домостроение с гибкими технологиями вполне соответствующим требованиям устойчивости рынка, т. к. позволяет удовлетворять спрос на любые малоэтажные дома - как в виде готовых деревянных, каркасных, панельных, щитовых домов, так и в виде комплектов деревянных изделий и деталей, необходимых для строительства домов со стенами из других строительных материалов (кирпич, блоки, камни и др.).

Организация домостроительного производства на основе гибких технологий позволяет не только устойчиво и оперативно реагировать на динамику спроса, но и удовлетворять спрос на элементы обустройства жилищ (бани, беседки, навесы, и т. п.) и обеспечивать индивидуализацию каждого дома за счет набора архитектурно-декоративных деталей, изготовляемых преимущественно из лиственной древесины, что позволяет комплексно осваивать используемый лесфонд.

Подобное производство может поставлять наборы деревянных изделий и деталей в регионы, где развито изготовление местных строительных материалов для малоэтажного домостроения, выпускать другую продукцию из древесины, например заготовки и щиты для мебельных предприятий и т. п., что позволяет предприятиям устоять в периоды резкого снижения спроса, переориентироваться на других потребителей продукции домостроения.

Важно учитывать и способность таких производств наиболее рационально и комплексно использовать древесное сырье как за счет сокращения объемов древесных отходов, так и за счет их применения для получения других видов продукции из древесины и тепловой энергии для сушки пилопродукции и отопления зданий.

Удовлетворение спроса на малоэтажные дома в условиях конкуренции, присущей реальной рыночной экономике, должно обеспечиваться не только разнообразием предложений от изготовителей, но и уровнем доверия покупателей к этой продукции. Этот уровень определяется не столько обилием рекламы, числом дипломов разных выставок и сертификатами, а наличием объективной информации о действительных достоинствах предлагаемого дома. Подобная информация должна быть доступна покупателям продукции до принятия ими решения о покупке продукции и быть оформлена в виде паспорта дома, снабжена потребительским индексом (соотношением цены и качества), информацией о числе (удельном весе) претензий к проданным за предыдущий период домов и результатах мониторинга реализованных и эксплуатируемых домов.

Паспорт дома (жилища) - информативно-справочный материал, содержащий: основные проектно-конструктивные решения дома и строений, сведения об использованных материалах и их качестве, правилах эксплуатации дома (его осмотрах, уходах, ремонтах), права и ответственность продавца и покупателя. Наличие подобного паспорта (инструкции) предусмотрено ФЗ «О защите прав потребителей», но в отечественном стройкомплексе он пока обязательного применения не нашел. Эта информация необходима, в частности, для правильной эксплуатации домов, продления их срока службы и особенно для внесудебного разрешения возможных разногласий и претензий, которые могут возникнуть у потребителя к производителю.

Соотношение цены и качества дома характеризует его потребительский индекс, который имеет важное значение для покупателей. Процедура и методы определения потребительского индекса каждого типа малоэтажного дома регламентированы стандартом НТО древпром СТО НТО ДП-7-15 «Здания малоэтажные жилые. Методы оценки качества и потребительских индексов». Оценки проводятся комиссиями независимых специалистов, а не предприятием-изготовителем, что предусматривает организацию этих оценок государственными структурами или, как минимум, обществами потребителей и/или профсообществами домостроителей (ассоциациями, союзами и т. п.).

Результаты оценок, т. е. значения потребительских индексов типов домов, пользующихся наибольшим спросом в сегментах доступного и социального малоэтажного жилфонда, должны регулярно публиковаться в профильных изданиях и в интернете, обеспечивая широкую информированность потенциальных покупателей; текущее значение потребительского индекса должно присутствовать в рекламных материалах предприятий-изготовителей.

Претензии покупателей - это нежелательные, но иногда неизбежные разногласия покупателя и продавца продукции. В малоэтажном домостроении претензии предъявляются чаще всего по комплектности и качеству стройматериалов и качеству построенных домов. Претензии не всегда разрешаются соглашением сторон и часто являются предметом судебных разбирательств.

Число претензий за определенный период (обычно за год) - характеристика добропорядочности (ныне называемой имиджем) изготовителя домов. Подобные характеристики, естественно, не афишируются и не рекламируются предприятиями, но они небезразличны покупателям продукции. Данные о претензиях имеются в ассоциациях домостроителей, которые тоже не открывают эту информацию, но учитывают ее при ранжировании предприятий - своих членов. Так поступает, например НОСтрой, публично оценивая качество работы строительных организаций - членов этой структуры. При определенных условиях, которые будут изложены в следующем разделе статьи, в малоэтажном домостроении тоже могут быть созданы имиджевые рейтинги изготовителей домов.

Мониторинг - системное изучение состояния реализованной продукции в период ее эксплуатации, анализ результатов изучения и их использование для улучшения потребительских параметров продукции, определения сроков ее службы и надежности, подтверждения имиджа изготовителя продукции. Полномасштабный мониторинг является важным элементом системы качества современных крупных промышленных структур (компаний, концернов и др.). Примером эффективного мониторинга служат периодические возвраты японскими и западноевропейскими автоконцернами сотен тысяч автомобилей для устранения выявленных при их эксплуатации недостатков.

Программы и методы маркетинга должны учитывать особенности конкретного вида продукции, ее конструктивные решения и основные показатели качества. Так, в деревянном доме первостепенное значение имеет состояние несущих конструктивных систем (стен, перекрытий, полов) и их деревянных элементов - оно проверяется в процессе стендовых и заводских испытаний, но наиболее объективные результаты тестирования достигаются в ходе полигонных (натурных) испытаний3. В сегодняшних условиях полигонные испытания могут проводиться, например, научно-техническими центрами, ассоциациями домостроения или крупными домостроительными структурами. Результаты подобной работы имели бы существенное значение для стабилизации типологии домов.

Реальное удовлетворение спроса - это и количество продукции на рынке, и объем предпродажной информации о продукции, которая не только способствует удовлетворению спроса, но и стимулирует его.

Все вышеизложенное важно преимущественно для предприятий сегмента доступного жилфонда малоэтажного домостроения, занимающего около трех четвертей рынка. У элитарного домостроения свои особенности спроса и его удовлетворения.

У домостроительных предприятий, работающих в основном на рынке доступного малоэтажного жилфонда, должны иметься определенной полноты система изучения, формирования и удовлетворения спроса, включающая в себя как маркетинг, так и мониторинг продукции. Как свидетельствует опыт работы промышленных структур в других отраслях, только подобная система может обеспечивать определенную устойчивость производства в условиях рыночной экономики. При помощи одной лишь рекламы, даже разнообразной и весьма активной, невозможно решать задачи устойчивости рынка любой продукции. Эффективные решения - результат системной работы, составной частью которой является в том числе и реклама.

Объемы социального домостроения определяются заданиями федеральных и региональных программ, т. е. они в основном предсказуемы и обусловлены вполне конкретными показателями. Для их реализации могут на условиях государственно-частного партнерства создаваться новые или привлекаться действующие домостроительные предприятия. По сути, оформляется госзаказ на конкретный объем изготовления (возможно и строительства) домов определенных типов. Производство домов в этих условиях должно базироваться на предприятиях деревянного домостроения, адаптированных к гибким технологическим процессам. Указанные предприятия смогут не только изготавливать деревянные дома разных типов (в соответствии с программами), но и поставлять комплекты деревянных деталей и изделий в лесодефицитные регионы для строительства домов социального назначения со стенами из местных строительных материалов. Кроме того, на этих предприятиях можно создавать резервные домокомплекты для возможных экстренных поставок в зоны чрезвычайных ситуаций, что сократит период восстановления разрушенных поселений за счет исключения необходимости проведения конкурсов, выбора поставщиков, заключения контрактов (договоров) и т. д. Подобные предприятия вполне будут востребованы при реализации планов строительства арендных малоэтажных домов и жилищ, что весьма важно для новых и реанимируемых сельских поселений, которые испытывают серьезные проблемы с обеспечением жилищными условиями молодых специалистов, а также дефицит многофункциональных домов для оказания услуг населению.

Реализация подобных подходов к удовлетворению спроса на социальный жилфонд потребует кардинальных государственных решений, например по созданию госкорпораций, что не будет противоречить принципам рыночной экономики, суть которых - максимальный уход государства из экономики, потому что государство обязано проводить активную социальную политику и регулировать рынок любой продукции, по сути, управляя им. Расчеты и надежды на саморегулирование рынка, судя по опыту других стран, не всегда оправдываются.

Регулирование рынка

Уровень отношений в любой сфере человеческой деятельности (от межличностных до международных) определяется соблюдением существующих правил, норм и стандартов, наличие и применение которых позволяет регулировать эти отношения.

У рынка тоже имеются свои регуляторы. В недалеком прошлом нашей страны они характеризовались двумя полярными состояниями: жесткими нормами плановой экономики в советский период и рыночной «вольницы» в начале 1990-х годов. Реальный, цивилизованный рынок отрицает эти полярные состояния и должен базироваться на комплексе правил и норм, регулирующих отношения продавца (изготовителя) и покупателя (потребителя) и их отношения с государством. У регуляторов три уровня: государственный, корпоративный и уровень изготовителя (продавца).

Под регулированием в сфере промышленного производства, выполнения работ и оказания услуг понимается установление, применение и исполнение требований, правил и норм, принимаемых на каждом уровне регулирования.

Государственный уровень регулирования характеризуют правовые акты (кодексы, законы, технические регламенты, постановления Правительства и т. п.), нормативно-технические документы федерального уровня (ГОСТы, СП и др.), контрольные и надзорные органы исполнительной власти, судебные процедуры.

Основу регулирования отношений в промышленно-гражданском строительстве сегодня определяют два правовых акта: Гражданский кодекс РФ и Технический регламент безопасности зданий, сооружений и строительных материалов и изделий. Малоэтажное домостроение в обоих документах, по сути, не указывается как объект регулирования. Градостроительный кодекс РФ относит малоэтажку к объектам индивидуального жилищного строительства (ИЖС), возведение которых не требует проектной документации. Иначе говоря - к «самострою» (как сараи, навесы и т. п. сооружения). Как следствие, ИЖС не подлежит государственному контролю в форме экспертизы и государственного строительного надзора.

Техрегламент тоже не определяет требований безопасности к малоэтажным зданиям. Федеральные целевые программы, принимаемые правительством страны, определяют только объемы жилищного строительства и контролируют их выполнение, в т. ч. по ИЖС.

Современных нормативных технических документов, регламентирующих качество малоэтажных жилых зданий, нет. Домостроительные предприятия разрабатывают свои технические условия (ТУ) или стандарты организации (СТО), что не лучшим образом влияет на рынок малоэтажного домостроения и на разрешение разногласий с покупателями. К тому же отечественный стройкомплекс упорно игнорирует требования ФЗ «О защите прав потребителей» в части обязательного предоставления покупателям информационно-справочных материалов о продаваемых домах (паспортов, инструкций), что сказывается на безопасности и качестве обслуживания, эксплуатации и сроке службы домов.

Имущественные отношения и отношения в сфере выполнения работ и оказания услуг регулируются Гражданским кодексом РФ, в соответствии с которым производители деревянных домов заключают с потребителями и покупателями договоры подряда и разрешают возможные претензии в арбитражных судах. Однако дефицит полного, современного нормативно-правового обеспечения малоэтажного домостроения сказывается как на сути претензий, так и на сроках и качестве их рассмотрения.

Антимонопольное законодательство, призванное ограничивать объемы рынка, занимаемые одним продавцом (в мировой практике - не более трети всего рынка), и обеспечивать добросовестную конкуренцию между продавцами одной продукции, в малоэтажном домостроении почти не применяется. Основная причина - в неопределенном правовом статусе товара, т. к. объекты ИЖС не создают условий для рыночной конкуренции. Острота этой ситуации будет возрастать по мере укрупнения домостроительных структур и занятия ими монопольного положения на рынках регионов страны.

Частными регуляторами государственного уровня можно считать правовые акты, постановления Правительства, прямо или косвенно относящиеся к малоэтажному домостроению. Например, выделение по 1 га земли под малоэтажную застройку в районах Дальнего Востока, предоставление земельных участков для многодетных семей и др. Но подобные решения не создают комплексного правового поля в этом сегменте стройкомплекса и не определяют направления разработки современной нормативно-технической базы малоэтажного домостроения. Исправить эту ситуацию может либо принятие отдельного правового акта по малоэтажному домостроению, либо внесение существенных поправок в Градостроительный кодекс РФ.

Существующее сегодня в исполнительной власти страны разделение функций нормативного обеспечения промышленного производства не лучшим образом влияет на государственный уровень регулирования рынка. Так, Росстандарт как национальный орган по стандартизации обеспечивает общее методическое руководство работами по стандартизации, ведет федеральный классификатор стандартов, утверждает государственные стандарты на промышленную продукцию, исключая продукцию стройкомплекса: ее нормативно-правовое обеспечение осуществляет Минстрой РФ. Минпромторг РФ организует разработку проектов нормативно-технических документов на продукцию стройиндустрии (материалы, детали, изделия строительного назначения); утверждает эти документы Росстандарт. Он же утверждает и ГОСТы, разрабатываемые по планам Минстроя РФ, но своды правил (СП) по строительству утверждает Минстрой РФ. В этих условиях весьма проблематично создать единую нормативно-правовую основу для государственного регулирования рынка, в данном случае - малоэтажного домостроения.

Корпоративное регулирование рынка располагает своими правовыми возможностями для обеспечения устойчивости рынка продукции. Эти возможности хорошо демонстрирует саморегулируемая организация в строительстве - НОСтрой. Эта организация, во-первых, создала систему нормативного обеспечения всего цикла строительства на основе СТО - стандартов организации. Во-вторых, она активно продвигает, представляет и защищает интересы строителей на всех уровнях исполнительной и законодательной власти страны. В-третьих, НОСтрой осуществляет рейтинговую оценку качества работы строительных организаций, входящих в ее состав.

НОстрой инициирует разработку и регламентацию (в виде СТО) новых методов испытаний и контроля строительной продукции, новые формы организации производства, активно участвует в разработке государственных нормативных документов на основе результатов применения своих СТО и т. д.

Подобными возможностями может располагать добровольное объединение изготовителей малоэтажных домов страны на основе межрегиональных и региональных ассоциаций домостроения. Это может быть Союз домостроителей России или Конфедерация ассоциаций. Дело не в названии, суть - в объединении интересов, усилий для решения перспективных и текущих проблем домостроения.

Для обеспечения устойчивости рынка малоэтажных, прежде всего деревянных, домов первоочередных решений требуют следующие проблемы:

  • организация постоянного изучения всех видов спроса и выработка корпоративных предложений по удовлетворению платежеспособного и реального спроса и расширению потенциального спроса;
  • создание и применение современной нормативной базы домостроения на основе СТО объединения;
  • системный мониторинг домов разных типов в реальных условиях эксплуатации, использование его результатов для внутрикорпоративного рейтингового ранжирования предприятий - изготовителей конкретных типов домов;
  • активное формирование новых и расширение имеющихся рынков сбыта домов и продукции деревообработки с учетом госзаказов;
  • разработка, применение и широкое информационное обеспечение методов сертификации домов на основе типологических рейтингов и потребительских индексов, определяемых независимыми комиссиями (по СТО НТО ДП-7-15);
  • обеспечение предприятий - членов объединения типовыми гибкими (многовариантными) технологическими процессами малоэтажного домостроения и типовой структурой паспорта дома, а также методикой каталогизации домов и жилищ;
  • системное обеспечение предприятий - изготовителей домов информацией о текущей ситуации в домостроении, например по рассмотрению в арбитражных судах исков потребителей (покупателей) домов.

Эти и другие корпоративные решения помогут создать систему обеспечения устойчивости рынка домов и его регулирования. В сегодняшней ситуации именно корпоративное регулирование способно оперативно и довольно эффективно решать проблемы малоэтажного домостроения и рынка его продукции. Все зависит от осознания необходимости и целесообразности создания подобного уровня регулирования большинством изготовителей малоэтажных домов и готовности существующих ассоциаций домостроения к объединению. Особенно важно четкое понимание роли подобного объединения для системной реализации задач государственного уровня регулирования рынка малоэтажных домов.

Регулирование на уровне предприятий обеспечивается:

  • гибкими технологиями домостроения, адаптирующими производство к динамике спроса на дома различных типов;
  • современным информационно-справочным материалом для реализуемой продукции, прежде всего паспортом дома;
  • опционными (дополнительными) элементами домов (архитектурно-декоративными деталями) и малоэтажных жилищ для обустройства придомового земельного участка (банями, беседками, малыми архитектурными формами - горками, качелями и т. п.);
  • адекватной ценовой политикой (скидками, рассрочками и др.);
  • системой качества, учитывающей весь цикл создания и обслуживания дома и регламентируемой комплексом внутренних документов (СТО, положения, инструкции и др.), выполнение которых постоянно контролируется;
  • тщательной подготовкой договоров с покупателями (потребителями) домов и другой продукции и четким соблюдением их условий, что если не исключит, то существенно минимизирует разногласия и претензии - это важно как для сокращения непроизводственных издержек (средств и денег), так и для имиджа предприятия-изготовителя.

В рыночной экономике не может быть долговременной стабильности и равенства спроса и предложения, это возможно только в условиях плановой экономики. Реальный, конкурентный рынок по своей сущности означает постоянное неравенство спроса и предложения, определенную динамику их соотношения и стимулирует необходимость регулирования рынка, не допуская крайних его состояний: дефицита продукции на рынке или ее перепроизводства при отсутствии спроса.

Для обеспечения устойчивости рынка, т. е. для минимизации неравенства между спросом и предложением необходима система мер как по изучению и формированию спроса, так и по его удовлетворению и регулированию рынка. Для деревянного домостроения как одного из основных видов малоэтажного жилищного строительства, устойчивость рынка имеет большое значение, потому что определяет в значительной степени социально-экономическую политику государства и его обязательства перед гражданами страны.

Виктор КИСЛЫЙ, канд. техн. наук, директор фирмы «МП "ДОМ"»