Роль России на мировом рынке ЦБП
26 октября 2016 года в рамках Международной выставки и делового форума целлюлозно-бумажной, лесной, перерабатывающей, упаковочной промышленности и отрасли санитарно-гигиенических видов бумаги PAP-FOR Russia 2016, которая проходила с 25 по 28 октября в выставочном комплексе «Экспофорум» в Санкт-Петербурге, состоялся круглый стол «Мировой рынок целлюлозно-бумажной продукции: какая роль отведена России. Что ждет отрасль на внутреннем рынке?».
Модератором делового мероприятия выступил генеральный директор компании «Карелия Палп» Алексей Демчишин. Спикерами круглого стола стали ведущие отраслевые эксперты, в числе которых были: директор по GR Архангельского ЦБК Наталья Пинягина, руководитель продуктовых направлений «Бумага» и «Пиловочник» компании «Группа "Илим"» Андрей Бессонов, вице-президент РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков, директор по производству компании «Монди СЛПК» Игорь Третьяков, директор по развитию компании «Сыктывкар Тиссью Груп» Александр Каган и другие специалисты, в том числе из Индии и Китая.
Круглый стол начался с выступлений представителя Минпромторга РФ Ольги Голуб и Юрия Лахтикова. По словам Ольги Голуб, в последние годы во всех сегментах ЛПК РФ наблюдался рост производства, однако целевые показатели «Стратегии 2020» не достигнуты. С 2009 по 2015 год фактический среднегодовой рост в производстве пиломатериалов составил 4%, в производстве газетной бумаги - 2%, в производстве листовых древесных плит - 8%, в производстве мебели - 9%. Юрий Лахтиков привел интересную статистику. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН FAO, с 2000 по 2015 год потребление тароупаковочной бумаги в мире выросло на 33%, а в России - на 62%. Потребление санитарно-гигиенических изделий за этот же период выросло в мире на 36%, в России - на 75%. Что касается газетной бумаги, наблюдается сокращение потребления: за 15 лет в мире на 37%, в России - на 31%.
По мнению заместителя генерального директора по сбыту «Карелия Палп» Юрия Березняка, мировое потребление газетной бумаги будет сокращаться со скоростью 4% в год, к 2020 году мировое потребление составит 22,5 млн т. В 2014 году этот показатель составлял 28,4 млн т. В частности, Юрий Березняк сказал: «События последних лет говорят о том, что рынок газетной бумаги сместился в сторону Индии и стран Африки. За индийский рынок Россия конкурирует с множащимися европейскими и мировыми производителями газетной бумаги. В год Индия потребляет около 2,3 млн т газетной бумаги, из которых примерно 1,1 млн т производит сама, а за остальную долю рынка борются ведущие мировые производители. Сегодня многие производители этой продукции заняли выжидательную позицию и наблюдают, кто прекратит борьбу и освободит место на рынке. Россия не может позволить себе выжидать - сейчас надо максимально использовать возможности, которые предоставляет волатильность рубля».
Мнения экспертов по поводу состояния рынка санитарно-гигиенических изделий разошлись. По оценкам Александра Кагана, объем потребления этой продукции в России к 2021 году составит около 740 тыс. т. Потенциальная емкость рынка в России, если исходить из показателя 16 кг санитарно-гигиенических изделий на одного человека в год, - 2 млн т. Прогноз Натальи Пинягиной более сдержанный: по ее мнению, до 2030 года рынок будет расти каждый год на 5% и составит 1,365 млн т.