Партнеры журнала:

События

Как работают компании ЛПК в Уральском регионе

Ответ на этот вопрос получили посетители отраслевых выставок Grand Expo-Ural в Екатеринбурге

В сентябре текущего года в Екатеринбурге прошла неделя осенних отраслевых выставок и форумов Grand Expo-Ural, которая включала в себя четыре международных специализированных выставочных проекта: Lesprom-Ural Professional - выставку оборудования и технологий для лесной и деревообрабатывающей промышленности, «Экспомебель-Урал» - выставку мебели, оборудования, комплектующих и технологий для производства, Aquaprom-Ural - выставку климатического оборудования и технологий, «Утилизация» - выставку оборудования и технологий для сбора и переработки промышленных и бытовых отходов.

Организатор мероприятий - «Межрегиональная выставочная компания - Урал». Соорганизатором Lesprom-Ural Professional выступила компания Deutsche Messe, а генеральным информационным партнером - журнал «ЛесПромИнформ».

На официальной церемонии открытия выставок среди почетных гостей присутствовали мэр г. Ганновера Штефан Шосток, генеральный консул ФРГ в Екатеринбурге Штефан Кайль и министр инвестиций и развития Свердловской области Алексей Орлов.

По данным организаторов, на площади более 7500 м2 располагались экспозиции 217 компаний из девяти стран мира: Австрии, Белоруссии, Германии, Италии, Китая, Латвии, России и Турции.

 

«ЛесПромИнформ» традиционно поддерживает проекты по мебели, деревообработке и лесной промышленности, и в этом обзоре основное внимание будет уделено выставкам Lesprom-Ural Professional и отчасти «Экспомебель-Урал». В этом году к экспонентам, регулярно принимающим участие в сентябрьских проектах на Урале, добавились новые компании, предлагающие продукцию для первичной обработки древесины. В экспозиции Lesprom-Ural Professional большое внимание было уделено биоэнергетике. На многих стендах можно было не только получить необходимую информацию, но и наблюдать в действии станки и механизмы. Да и среди посетителей явно прибавилось специалистов лесопильного и деревообрабатывающего сектора ЛПК.













Экспозиция Lesprom-Ural Professional была представлена 70 компаниями из семи стран. Станки для деревообработки и производства мебели демонстрировали компании Felder Group, SCM (на совместном стенде с компанией «Интервесп»), «ТОП-Станки» и др. Лесозаготовительная техника (в том числе симуляторы харвестеров) была представлена такими брендами, как Komatsu, Ponsse, «Амкодор». Впервые на выставке австрийская компания Polytechnik рассказала о своих котельных, работающих на древесных отходах, компания Amandus Kahl - об установках для грануляции отходов, компания Balt Brand - о своих сушильных камерах. Большое внимание посетителей привлекли коллективный стенд Агентства по продвижению экспорта Turkish Machinery Group, Ассоциации бизнесменов Турции в сфере деревообрабатывающего оборудования и смежных отраслей (Аaimsad) и Ассоциации машиностроителей Турции (MIB), а также экспозиция национального павильона Германии (в этом году в ней приняли участие десять компаний: Amandus Kahl, BRUKS Klöckner, Köhne+Nagel, KWF, Leuco Ledermann, Reinbold Entsorgungstechnik, Schneider Group, Ulrich u. Richard Fink, Vecoplan, Cadmic). Впервые на Lesprom-Ural Professional работал коллективный стенд г. Ганновера.

В числе компаний, принявших участие в выставке Lesprom-Ural Professional, были «Комиинвест-АКМТ», «Лесмаш», «Элси», «Вятская теплоэнергетическая компания» и другие.

В экспозиции выставки «Экспомебель-Урал» 95 компаний представили разные виды мебели для дома и офиса, а также комплектующие, фурнитуру и материалы для производства мебели. В числе экспонентов были Grandis, «Аллоджио Мебель», «Верфест», «Кроношпан Башкортостан», Магнитогорская фабрика мебели, Невьянская мебельная фабрика, Первая фабрика фасадов, «Томлесдрев», «Уралплит», МК «Финист», Югорский лесопромышленный холдинг и др. Компании «ПолиСОФТ Консалтинг» и «Базис Центр» представили последние разработки программного обеспечения для производителей мебели.

По официальной статистике, 6,5 тыс. специалистов из 12 стран мира посетили проекты в «Екатеринбург-Экспо», в том числе 41,5% - посетители из Екатеринбурга и Свердловской области, 45,1% - из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, городов центральной части России, Ростовской области и Краснодарского края, Сибири и Дальнего Востока, Челябинской, Тюменской, Оренбургской областей, Пермского края, ХМАО и ЯНАО, Удмуртии, Татарстана и Башкирии и др., 13,4% - из других стран (Бельгии, Германии, Италии, Казахстана, Киргизии, Польши, Таджикистана, Туркменистана, Турции, Финляндии, Хорватии).

Насыщенной была деловая программа недели отраслевых выставок Grand Expo-Ural. На площадке прошли 27 деловых и интерактивных мероприятий. В их числе такие значимые, как Евро-Азиатский лесопромышленный форум (в программе которого было расширенное заседание Федерального агентства лесного хозяйства по вопросам лесовосстановления и лесоразведения на территории УрФО и общее собрание Уральского союза лесопромышленников). В рамках деловой части Lesprom-Ural Professional прошли отраслевые семинары и конференции, а также конкурсы профессионального мастерства «Лучший станочник деревообрабатывающих станков» (на станках Felder Group), «Машинист лесозаготовительной техники» (на тренажерах-симуляторах Komatsu), молодежный конкурс «Лесоруб» (с использованием оборудования Stihl), мастер-класс «Столярное дело».

Уральский государственный лесотехнический университет при содействии Германского дома науки и инноваций (DWIH) провел Международный симпозиум по деревообработке, на котором выступили ученые и представители ЛПК Германии и России. В рамках выставки состоялась международная конференция Wоodworld «Импортозамещение. Подходящее время для локализации?», ее участники обсудили актуальные вопросы развития лесного комплекса в современных условиях. Организатором конференции выступил OWC-Verlag für Außenwirtschaft при поддержке Schneider Group, VDMA (Союз машиностроителей Германии), AHK (Российско-германская внешнеторговая палата).

Компания Deutsche Messe и Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (региональный партнер европейской сети предпринимательства) при участии Министерства инвестиций и развития Свердловской области организовали Биржу деловых контактов. В ее работе приняли участие около 30 зарубежных компаний из 10 стран мира и 70 компаний Уральского региона. В результате переговоров между компаниями из Германии, Латвии, Турции и Финляндии и свердловскими бизнесменами достигнуты предварительные договоренности о сотрудничестве на общую сумму более 700 тыс. евро в таких отраслях, как деревообработка, машиностроение и утилизация отходов.

Совместно с представителями Межотраслевого лесостроительного кластера Свердловской области 21 сентября журнал «ЛесПромИнформ» провел круглый стол «Реализация экспортного потенциала предприятий ЛПК Урала: доступные ниши и диверсификация сбыта», в котором приняли участие более 40 человек из 26 компаний и организаций Екатеринбурга, Красноярска, Тюмени, Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинска, Свердловской и Тюменской областей. С докладами выступили представители Министерства промышленности и науки Свердловской области, Уральской ТПП, Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, специалисты компаний Amandus Kahl и Balt Brand. Модерировал круглый стол директор Бюро инвестиций и инноваций НП «Деревянное домостроение Урала» Владимир Малинкин. В числе участников мероприятия были сотрудники лесозаготовительных, лесопильных, деревообрабатывающих предприятий, представители торговых компаний, банков, станкоторговых и логистических компаний, НИИ и вузов, органов государственной власти и общественных организаций. Открыл работу круглого стола заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Игорь Зеленкин, который представил общий обзор экспортных возможностей ЛПК Урала и Свердловской области. Г-н Зеленкин отметил, что в регионе превалирует производство необработанной древесины и фанеры. Ряд компаний уже работают на экспорт, а основными рынками сбыта являются страны СНГ и Азии. Основная доля экспорта приходится на фанеру, но перед лесопромышленниками остается задача переориентации экспорта с сырья на высокотехнологичную продукцию. Также в приоритете производство мебели в регионе, развитие технологий индустриального домостроения, увеличение объемов лесозаготовки, развитие кооперации на основе биоэнергетики и биохимии, развитие производства современных плитных материалов и древесно-пластиковых композитов.

Г-н Зеленкин рассказал также о работе Российского экспортного центра, созданного в качестве специализированной организации, предоставляющей на безвозмездной основе помощь экспортерам в виде финансовых и нефинансовых мер поддержки, в том числе через взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, осуществляющими функции по развитию внешнеэкономической деятельности. Центр по запросу компаний проводит анализ востребованности конкретного вида продукции (в том числе продукции деревообработки) на внешнем рынке. На основе результатов выполняется подбор мер господдержки, определяются размеры пошлин и необходимая документация. Центр оказывает содействие в маркетинге и подборе заинтересованных партнеров, международном патентовании и сертификации, предлагает юридические услуги в области интеллектуальной собственности, таможенное администрирование экспортной деятельности.

О региональном экспортном центре подробно рассказал вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты (УТПП) Александр Макаров. В основе его выступления был общий обзор экспортных рынков и внешнеэкономической деятельности Свердловской области в целом и УТПП в частности. Говоря о внешнеэкономической деятельности, г-н Макаров отметил сложности во встраивании предприятий Уральского федерального округа в международную кооперацию. Сюда можно отнести и низкий уровень изучения опыта успешных производств (например, ГК «СВЕЗА»), и отсутствие современных механизмов встраивания в глобальные экономические цепочки, и отсутствие базы данных о возможностях предприятий региона и их конкурентоспособных продуктах.

Главный специалист Департамента международной деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Николай Черепанов также посвятил свое выступление проблеме организации поставки продукции на экспорт. Одним из направлений деятельности фонда является развитие экспортной деятельности с целью расширения рынков сбыта и увеличения объемов товаров, производимых на территории региона.

Одним из видов продукции переработки древесины, наиболее востребованным за рубежом, являются топливные гранулы. Россия занимает третье место среди стран - экспортеров пеллет в Европу, уступая лишь США и Канаде. В Свердловской области функционирует около 20 предприятий по выпуску пеллет и брикетов. Но пока в ассортименте продукции большинства экспортеров пеллеты не имеют большого значения. В России до сих пор не раскрыт потенциал производства этого вида продукции, что ведет к упущенной прибыли предприятий. Тему технического оснащения заводов установками гранулирования древесных отходов для производства пеллет раскрыл в своем выступлении руководитель проектов Amandus Kahl в России Владимир Выборов. Отходы лесопиления - щепу, опилки, стружку или древесную пыль, - которые на многих предприятиях достигают почти половины объема исходного сырья, можно перерабатывать в пеллеты на оборудовании Amandus Kahl. Производительность одного пресса варьирует от 1 до 5,5 т/ч, а производительность комплектного завода - от 1,5 до 40 т/ч. В Европе на оборудовании компании Amandus Kahl производят около 1 млн т пеллет в год, а в Северной Америке - 3,5 млн т. Ряд производств в России также оснащены оборудованием этой компании.

Пример расширения рынков сбыта продукции деревообработки привел в своем докладе генеральный директор компании «Balt Brand Восток» Александр Мягков, рассказывая о компании «Вологдалесхоз». Предприятие решало задачу повышения доходности бизнеса посредством выхода на экспортные рынки. На производстве была установлена лесопильная линия, и на внутреннем рынке компания торговала досками естественной влажности. Латвийский производитель сушильных камер европейского качества компания Balt Brand организовала поездку представителей «Вологдалесхоза» в Ригу, где они ознакомились с работой сушилок на производстве, после чего российская компания приняла решение о приобретении и установке этого вида оборудования. Ввод в эксплуатацию сушильной камеры Balt Brand позволил вологодскому предприятию получать продукцию с высокой добавленной стоимостью: пиломатериалы, строганный погонаж, элементы деревянных домов и столярные изделия необходимой влажности, - расширить рынки сбыта, найти деловых партнеров среди производителей мебели, столярных мастерских и домостроительных комбинатов.

В завершение круглого стола об опыте выхода на экспортные рынки рассказал генеральный директор ООО «Лесные традиции» (Екатеринбург) Максим Луговцов. У компании, которая уже 15 лет занимается строительством деревянных домов, есть завод по производству клееного и профилированного бруса (в месяц на нем изготавливают домокомплекты для домов общей площадью около 1000 м2), а также завод по производству каркасно-панельных домов такой же мощности. Кроме того, предприятие изготавливает длиннопролетные фермы, из которых можно строить спортивные и складские комплексы. Компания производит домокомплекты и монтирует из них здания не только в странах ближнего зарубежья, но и в других странах, например в Саудовской Аравии и Бахрейне; есть предварительные договоренности о сотрудничестве с китайскими компаниями. Как заверил г-н Луговцов, проблем с логистикой нет, например, поставки домокомплектов в Бахрейн идут через Санкт-Петербург, срок поставки занимает всего месяц.

В рамках деловой программы выставки «Экспомебель-Урал» маркетинговое агентство REKANA в очередной раз организовало обучающий проект «Школа мебельного дела».

Как сообщили организаторы выставочных проектов, уже получено подтверждение участия в выставках следующего года от компаний из Германии, Турции, Латвии, Австрии, Финляндии и других стран, а также из многих регионов России.

В 2017 году отраслевые выставки Grand Expo-Ural:  Lesprom-Ural Professional, «Экспомебель-Урал», Aquaprom-Ural и «Утилизация» пройдут в МВЦ «Екатеринбург-Экспо» традиционно на третьей неделе первого осеннего месяца - с 19 по 21 сентября. «ЛесПромИнформ» вновь выступит генеральным информационным партнером выставки Lesprom-Ural Professional.

Михаил Ерзунов, менеджер компании Leuco:

Выставка приятно удивила хорошим уровнем организации и числом посетителей, которые приехали в Екатеринбург из многих городов Уральского региона. Эту выставку компания Leuco уже в третий раз проводит вместе со своим региональным партнером - компанией «Алинс» из Екатеринбурга. В совместной экспозиции вниманию посетителей и специалистов был представлен весь спектр продукции Leuco. Отдельная часть экспозиции была посвящена оказанию сервисных услуг и производству инструмента Leuco в России. По итогам выставки компания Leuco приняла решение об участии в ней в следующем году.

Александр Мягков, генеральный директор «Балтбрэнд Восток» (Balt Brand):

Выводы о результатах поездки в Екатеринбург пока делать преждевременно, ведь с момента первого контакта на выставке до заключения контракта, как правило, проходит год - полтора, но можно сказать, что у нашей компании поле работы здесь есть. Порадовала активность посетителей, в числе которых было много специалистов, заинтересовавшихся нашими сушильными камерами. 150 каталогов Balt Brand закончились уже на второй день выставки! А это отчасти показатель посещаемости мероприятия, работы по грамотному привлечению специалистов организаторами выставки, а также их информационными партнерами, например журналом «ЛесПромИнформ». Целевую аудиторию я бы охарактеризовал так: руководители крупных предприятий, которые знают, чего хотят достичь в ближайшем будущем. Обязательно будем участвовать в выставке в следующем году!

Владимир Выборов, руководитель проектов Amandus Kahl (Россия):

Группа компаний Amandus Kahl принимала участие в выставке Lesprom-Ural Professional впервые. Мы представляли оборудование для переработки и утилизации древесных отходов, а также приняли участие в мероприятиях деловой программы. Отметили определенный интерес к нашей продукции. Думаю, что в следующем году мы примем участие в выставке в Екатеринбурге. Основная задача участия в отраслевых выставках - продвижение нашего оборудования и бренда. У некоторых специалистов бытует мнение, что участие в региональных выставках никакого результата не приносит и надо ехать в Москву на такие выставки, как Woodex Moscow и «Лесдревмаш». Но я с этим не согласен, поскольку по своему опыту знаю, что поездки на выставки и в Санкт-Петербург, и в Красноярск, и в Хабаровск, и в Екатеринбург приносят положительные результаты. В России обязательно нужно ездить по регионам и рассказывать местным лесопромышленникам о последних достижениях и разработках в отрасли. Значит, мы будем ездить!

 

 

Мария Королева, представитель Polytechnik Luft- und Feuerungstechnik:

Компания Polytechnik больше пятидесяти лет производит и поставляет по всему миру оборудование для котельных, работающих на биотопливе. В этом году мы впервые приняли участие в выставке Lesprom-Ural Professional. Регион давно представляет интерес для нашей компании, а в этом году у нас появился новый клиент из Свердловской области - компания «СВЕЗА Верхняя Синячиха», и мы решили принять участие в этой выставке. В целом у нас сложилось очень позитивное впечатление. Сейчас сложно что-либо говорить о результатах, но могу отметить, что контингент посетителей был очень интересный, а проведенные переговоры - предметными. Полагаю, что и на следующий год мы примем участие в этом мероприятии.

 

 

 

 

Андрей Пронько, генеральный директор компании «ПолиСОФТ Консалтинг»:

Мы принимаем участие в выставке «Экспомебель-Урал» с момента ее создания. В этом году мы представляли свои программные продукты, составляющие комплексную систему автоматизации мебельного предприятия, в том числе новинки. К хорошо известным мебельщикам программным пакетам «bCAD Мебель» и «ИТМ Производство» добавился программный пакет «ЯрТех CRM - автоматизация продаж и взаимоотношений с клиентами», успевший с момента появления в конце 2015 года вызвать большой интерес у представителей мебельных компаний. Надо отметить, что на наших глазах выставка «Экспомебель-Урал» развивалась, росла, предлагались новые проекты; в этом году, на наш взгляд, существенно обновился список экспонентов, появилось много новых компаний, что позволило нам, помимо работы с посетителями, установить ряд интересных контактов с участниками. Отдельно следует отметить и определенные изменения в «качестве» посетителей выставки: посетители нашего стенда были хорошо подготовлены к общению, задавали конкретные вопросы, ставили конкретные задачи и активно участвовали в формировании предложений по их решению. Как мы предполагаем, это связано в том числе с максимальным информированием потенциальных посетителей выставки организаторами проекта.

В следующем году наша компания планирует принять участие в выставке «Экспомебель-Урал», она будет отличаться от нынешней, будет еще интереснее и полезнее как для экспонентов, так и для посетителей.

Подготовила Ольга РЯБИНИНА