Партнеры журнала:

Производство плит

Рост экспорта фанеры – тренд долгосрочный

Российская фанерная промышленность находится в восходящем тренде и ориентируется на рост экспорта продукции. К таким выводам пришли участники 10-й Международной конференции фанерных и плитных предприятий России и стран СНГ.

Международная конференция фанерных и плитных предприятий России и стран СНГ прошла в Петербурге, в гостинице Crowne Plaza

St. Petersburg Airport, 23-24 ноября 2016 года в десятый раз. Форум, организованный НПО «ЦНИИФ», был посвящен стабилизации и развитию фанерной и плитной отрасли и кроме деловой части включал культурную программу и праздничные мероприятия по поводу юбилея. По мнению участников конференции, их общение уже давно перешагнуло рамки профессиональных интересов и стало общением не только деловых партнеров, но и друзей.

Конференцию всегда отличал практический подход к рассмотрению проблем и новаций и одновременно незашоренность взглядов на ситуацию в отрасли, поиск решений и стремление к развитию в непростых текущих условиях. И на этот раз интерес собравшихся был далеко не только коммерческим или репутационным - конференция стала площадкой для обмена опытом по широкому кругу вопросов, которые очень важны для игроков рынка фанеры.

Вслед за Китаем

В ходе трех семинаров, состоявшихся в рамках конференции, всем участникам были адресованы сообщения об инновациях в деревообработке; руководителям предприятий были раскрыты стратегические векторы развития и предложены пути повышения эффективности компаний, а технологам, конструкторам, инженерам и сотрудникам заводских лабораторий - новые решения по наращиванию производительности и снижению издержек.

Участники конференции отмечали общую позитивную картину в отрасли. За последнее десятилетие, несмотря на экономические кризисы и политическую нестабильность, объем производства фанеры в России вырос почти в полтора раза - до 3,6 млн м3 в 2015 году, а по темпам роста производства фанерной продукции наша страна идет сразу после Китая, который за эти годы показал взрывной рост производства (больше чем в три раза) и теперь занимает более 70% мирового фанерного рынка.

Стоит отметить, что по итогам 2015 года рост производства наблюдался не только в фанерной промышленности (1,3% по сравнению с 2014 годом), но и в ЛПК в целом. За этот период выпуск товарной целлюлозы, по данным Минпромторга, увеличился на 10,4%, картона - на 9,1%, ДВП - на 6,8%, пеллет - на 4,8%. Незначительное снижение объемов продукции было в производстве мебели из древесины, пиломатериалов, ДСП и необработанной древесины, однако это не сказалось на общем тренде. В целом доля российского лесопромышленного комплекса в ВВП страны увеличилась с 1,3% в 2014 году до 1,7% в 2015-м.

Устойчивый рост объемов производства фанеры в РФ прежде всего был обусловлен кардинальными изменениями, произошедшими за последние 10 лет на мировом рынке. Как считают эксперты Национального лесного агентства развития и инвестиций (НЛАРИ), постоянно повышающийся спрос и потребление фанеры, а также довольно высокий уровень цен на нее привели к устойчивому росту инвестиций в производство и значительному увеличению объемов этой продукции. Несмотря на экономические кризисы последнего времени, мировой объем производства и потребления фанеры вырос в 1,8 раза: с 81,9 млн м3 в 2005 году до 147,4 млн м3 в 2015 году.

Российская фанерная отрасль все эти годы следовала мировому восходящему тренду, наращивая объемы производства фанеры высокого качества и поставляя ее в основном в страны дальнего зарубежья. Однако эксперты отмечают, что доля нашей страны в общемировом производстве фанеры невелика (2,4%), причем последние десять лет она сокращалась на фоне активного роста производства китайской фанеры.

Большая часть российской клееной фанеры поступает на рынки Европы, где, по информации НЛАРИ, ее суммарный объем потребления составил в 2015 году около 9,8 млн м3. Главные потребители на рынке ЕС в 2015 году - Германия (объем потребления - 1,2 млн м3) и Великобритания (1,5 млн м3). Поставляется российская фанера и в Китай и США, рынок которых является вторым после рынка Китая по потреблению фанеры, а также в страны Ближнего Востока и Северной Африки. Надо отметить, что в связи с текущей политической обстановкой структура экспорта меняется: поставки в Египет сокращаются, а в Китай - растут. Производители начинают активно осваивать новые рынки, так, например, мировой лидер в производстве березовой фанеры - группа «СВЕЗА» сообщила о выходе на рынки Индии, Вьетнама, Новой Зеландии и Мексики.

Сохранить лидерство

В 2015 году экспорт клееной фанеры из России составил 61% всего объема выпуска - 2,2 млн м3. За первый квартал 2016 года, по данным ФТС, только в страны дальнего зарубежья было поставлено 560 тыс. м3 фанеры, что почти на треть больше объема поставок в аналогичный период 2015 года, причем треть поставок обеспечила группа «СВЕЗА». В страны СНГ за первые три месяца 2016 года отправлено 46,2 тыс. м3 клееной фанеры, а в целом за рубеж было экспортировано больше 606 тыс. м3. Надо отметить, что при общем росте экспортных поставок экспорт фанеры в страны СНГ сократился на 21%.

Эксперты прогнозируют, что объем зарубежных поставок по итогам 2016 года может превысить 2,5 млн м3, то есть 70% общего объема производства клееной фанеры.

В том, что в среднесрочной перспективе этот восходящий тренд будет сохраняться, уверены и эксперты, и сами производители, которые вынуждены все больше ориентироваться на внешние рынки в силу снижения спроса на внутреннем рынке. Стимулирует к увеличению экспортной продукции и слабый рубль, в результате чего себестоимость клееной фанеры в евро и долларах снижается. Эксперты НЛАРИ отмечают, что увеличение объемов экспортной продукции поддержано также некоторыми важными изменениями в российской фанерной промышленности, в частности ростом объемов выпуска большеформатной фанеры и использованием связующих с низкой эмиссией формальдегида.

Эксперты рынка и производители уверены, что в среднесрочной перспективе Россия будет по-прежнему в числе лидеров мировой фанерной промышленности - сегодня фанерная отрасль нашей страны удерживает четвертое место в мире после производителей фанеры из Китая, Малайзии и Индонезии. Так как высококачественная российская фанера находится в сегменте премиум-класса, а основная конкурентная борьба разворачивается между листовыми конструкционными материалами с низкими и средними техническими характеристиками, можно говорить об устойчивости российских позиций на мировых рынках в ближайшее десятилетие.

Китай, который сегодня является не только крупнейшим производителем фанеры, но и крупнейшим потребителем собственной продукции, не может быть прямым конкурентом России на зарубежных рынках, так как в Поднебесной выпускают дешевую продукцию низкого качества. Тем не менее фанера китайского производства, которую ЕС и США стараются не пускать на свои рынки, составляла 85% поставок на внутренний российский рынок, куда в 2015 году было импортировано около 78 тыс. м3 фанеры. В целом объемы импорта фанеры на российский рынок составили 1,5 млн м3. Эксперты отмечают: если рубль будет по-прежнему слабым, российские производители могут потерять часть внутреннего рынка. Ведущие же российские производители, реагируя на эту ситуацию, намерены развивать экспорт не в ущерб внутренним поставкам и наращивать объемы выпуска продукции, соответствующие потребностям и зарубежных рынков, и внутреннего.

Экологические требования растут

Для российских фанерных предприятий, ориентирующихся на внешние рынки, текущая ситуация считается благоприятной, да и в ближайшее время у них вряд ли появятся новые конкуренты, считают эксперты: слишком жесткие требования предъявляются к качеству поставляемой на внешние рынки продукции, поэтому поставки будут расти за счет действующих компаний, продукция которых соответствует этим требованиям. На конференции, где подробно рассматривалась ситуация на мировом и внутреннем рынках, немало внимания было уделено проблеме сертификации. Эта тема по-прежнему остается актуальной в связи с повышением требований на внешних рынках. Совершенно очевидно, что доступ продукции российских компаний на эти рынки, в частности рынки стран ЕС, возможен только при полном соответствии качества поставляемой фанеры заявленным требованиям.

На территорию Европейского союза, согласно регламенту ЕС № 995/2010, ввоз древесной продукции и товаров из древесины неизвестного происхождения запрещен, поэтому у производителя или поставщика должен быть документ, который подтверждает легальное происхождение продукции. Работа на рынках США и стран Европы и Азии невозможна без наличия международных сертификатов FSC на управление лесами, цепочку поставок и сырье, и открыть себе дорогу на экспортные рынки можно только с продукцией, которая соответствует довольно жестким экологическим нормам. Ко всему прочему эксперты прогнозируют ежегодный рост востребованности FSC-сертифицированной продукции на внутреннем рынке, так как экологические требования сегодня повышаются не только у российских потребителей, строительных и мебельных компаний, но и на рынке госзакупок. Для продуктов глубокой переработки древесины, как отмечает директор российского филиала FSC Андрей Птичников, только FSC-сертификат является подтверждением их соответствия необходимым экологическим нормам.

Одним из наиболее актуальных вопросов у производителей фанеры по-прежнему остается содержание в продукции свободного формальдегида, поскольку законодательные требования постоянно ужесточаются, а конкуренция на рынке повышается. Это заставляет фанерщиков активно использовать в производстве современные низкотоксичные смолы.

Для производства низкотоксичной продукции все большее распространение получают специализированные связующие, в которых карбамидоформальдегидные олигомеры частично заменены связующими других типов. В качестве модификаторов используется меламин, фенол, метилендиизоцианат (MDI), полидифенилметандиизоцианат (pMDI), танины, фурфурол, эпихлоргидрин и другие модификаторы, а также комбинации разных модификаторов. Также предлагается частично заменять формальдегид нелетучими альдегидами и их производными, например глиоксалем.

Применение модифицированных смол позволяет снизить эмиссию, однако при этом повышается стоимость конечной продукции в результате использования дорогой смолы, повышения температуры прессования (роста энергопотребления) и удлинения цикла прессования. Поэтому использование модификаторов для повышения экологичности продукции ограничивается экономической целесообразностью.

Будущее за меламином

Сегодня на российском рынке смол специалисты отмечают устойчивый тренд: производство смол, модифицированных меламином. Химические связи, образующиеся при взаимодействии формальдегида и меламина, более прочные и гидролитически устойчивые, чем связи карбамида и формальдегида. Статистика за 2013-2015 годы отражает бурный рост потребления меламина в разных областях, за этот период емкость рынка меламина почти удвоилась и достигла 43,2 тыс. т в год, причем основным двигателем спроса является развитие древесно-плитных производств и облицовочных пленок.

Добавление меламина в связующее позволяет получать широкий спектр аминосмол с новыми свойствами, которые определяются как количеством добавляемого меламина, так и режимом синтеза смол. Так, например, на ПАО «Акрон» разработаны технологии производства меламиновых смол с разным содержанием меламина. Смола с содержанием меламина до 6% применяется для изготовления древесных плит и фанеры низкой токсичности по формальдегиду. Для производства водостойких древесных плит и фанеры класса ФСФ используется смола с содержанием меламина до 25%.

Для производства низкотоксичных влагостойких древесных плит и фанеры были разработаны и испытаны меламинокарбамидоформальдегидные смолы (МКФС-1, МКФС-2, МКФС-3). Опытно-промышленные испытания МКФС в производстве фанеры дали положительные результаты. Так, в 2014 году были проведены испытания МКФС-1, обеспечивающей класс эмиссии Е0 при производстве фанеры, а в 2016 году успешно испытана смола МКФС-3, обеспечивающая получение фанеры, соответствующей по физико-механическим показателям требованиям к качеству фанеры марки ФСФ.

Специалисты признают перспективной целесообразность замены в производстве фанеры традиционно используемых фенольных смол МКФ-смолами и считают расширение применения МКФС долгосрочным трендом и драйвером развития отрасли, несмотря на особенности технологий производства фанеры с этими смолами, обусловленные их свойствами: короткое время желатинизации; низкая смешиваемость с водой; нарастание вязкости в процессе хранения и узкий температурный диапазон режима хранения. Однако эти особенности компенсируются возможностями получения фанеры не только низкой токсичности, но и с хорошими показателями влаго- и атмосферостойкости, что важно для освоения новых рыночных ниш в условиях нарастающей конкуренции.

Галина МАЛИКОВА