Биоэнергетика

Весенний биотопливный конгресс: отрасль развивается

14-15 марта 2017 года в Санкт-Петербурге под эгидой объявленного в России Года экологии прошел очередной Весенний биотопливный конгресс. Акцент в выступлениях докладчиков был сделан на текущем состоянии биоэнергетической отрасли России, перспективных направлениях для экспорта и новых тенденциях, появившихся на рынке биотоплива в последнее время.

Выступавшие отмечали основные проблемы отрасли, существующие в течение уже нескольких лет: неразвитость внутреннего рынка и законодательной базы, неэффективное лесопользование и слабую логистику, отсутствие государственной поддержки и т. д. Спикеры неоднократно подчеркивали, что биоэнергетика - отрасль молодая, ей всего 15 лет, и нет ни одного направления в лесном секторе, которое бы развивалось столь стремительно. Отсюда и неизбежные проблемы роста, а также мнение, что «биоэнергетика - наименее выгодное направление в отрасли деревопереработки, но незаменимое, так как только оно предоставляет возможность комплексной утилизации отходов производства». Звучали и оптимистические заявления, например: эффективность сжигания твердого биотоплива в течение последнего года выросла до 90%, а число производителей заметно увеличилось. В целом собравшиеся сочли состояние отрасли удовлетворительным, но не исключили при этом поиск вариантов для решения имеющихся проблем.

В качестве одной из возможностей для развития внутреннего биоэнергетического рынка участники конгресса обсуждали перспективы строительства когенерационных установок и мини-ТЭЦ, работающих на твердом биотопливе. В России уже действует несколько подобных проектов. К примеру, еще в 2014 году в Хабаровском крае лесопромышленное предприятие «Азия Лес» совместно с испанской инжиниринговой компанией Prodesa ввело в эксплуатацию станцию, работающую на отходах деревообработки с полной электрической мощностью 4500 кВт и тепловой мощностью 27 000 кВт. В настоящий момент станция полностью покрывает потребности в тепле и электроэнергии всех производственных объектов компании «Азия Лес» в регионе. Такие проекты довольно эффективны для удаленных районов с децентрализованной системой отопления и наличием рядом деревоперерабатывающего предприятия, обеспечивающего установку когенерации необходимым сырьем. Несомненными достоинствами технологии являются компенсация потерь и сокращение затрат на подключение к сети (которые в отдельных регионах сопоставимы со стоимостью оборудования), комплексность цикла производства энергии и тепла и утилизации отходов предприятия. Как справедливо отметил исполнительный директор Ассоциации участников биотопливного рынка «ЭНБИО» Владимир Шевеленко, «есть регионы, куда за 3000 км доставляют уголь, хотя поблизости, в 15 км, имеется лесоперерабатывающее предприятие». Спикер предложил исключить уголь и другое ископаемое топливо из системы государственной поддержки и заменить его биоэнергетическими ресурсами в тех районах, где их использование будет рациональным.

Вместе с тем, оценивая общую продуктивность когенерационных ТЭЦ на биотопливе, участники конгресса сошлись в том, что подобная технология используется в основном в удаленных регионах. Связано это с общей неразвитостью внутреннего рынка - недоверием потребителя к древесным материалам (пеллетам, гранулам) как к топливу для выработки тепловой и электрической энергии, ориентацией местных производителей биотоплива на экспорт и лоббированием поставщиков традиционных энергоносителей. Как резюмировал Владимир Шевеленко: «Нельзя строить производство, рассчитанное на покупку сырья на российском внутреннем рынке, которого, по сути, не существует».

Стремительно развивающейся тенденцией стал курс на информатизацию биоэнергетической отрасли. Появляются новые технологические интерактивные платформы, предназначенные для создания комфортных условий взаимодействия разных сторон: государства, производителей биотоплива, научно-исследовательских институтов, потребителей и других заинтересованных лиц. Их совместная работа над разными проектами в условиях подобных платформ позволяет привлечь к сотрудничеству максимальное число участников и сделать механизм реализации проектов гибким и эффективным. В качестве примера можно привести лесную технологическую платформу «БиоТех 2030», активно работающую с 2010 года. Платформа выступает как инструмент продвижения научно-технической и инновационной политики в области биотехнологий и действует с помощью института частно-государственного партнерства.

Участники мероприятия обсуждали внедрение биржевых процессов в систему функционирования отрасли. Подобная модернизация внутреннего рынка позволит сделать торговые механизмы более прозрачными и создать надежную систему взаимодействия между потребителем и поставщиком. Биржи или свободные технологические площадки предоставляли бы качественную и наиболее полную информацию клиенту об интересующем его продукте и способствовали бы быстрому заключению договоров в рамках закона. К примеру, специалист Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи представил вниманию участников конгресса концепцию ценообразования для пеллетной отрасли с использованием внешних и внутренних расчетных индексов, которая позволила бы также решить проблему отсутствия системного сбора данных. Ведь в стране до сих пор нет точных данных ни о числе производителей биотоплива, ни об истинных объемах производства продукции. И если сведения об объемах части экспортных поставок можно отследить с помощью таможенной статистики, то информация об истинном положении на внутреннем рынке остается неясной. Биржи или онлайн-рынки могли бы стать базой для создания подобной системы. Но смогут ли биржевые механизмы распространиться на всю цепочку производства? Директор по региональной политике АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» Всеволод Соколов по этому поводу заметил, что подобная инициатива, конечно, желательна, но маловероятна, так как присутствие биржи на рынке предполагает некоторые отчисления от конечного потребителя. И пока у регионов есть возможность получать электроэнергию и тепло из традиционных источников, использование биржевых механизмов для организации производства энергии из биотоплива будет для регионов невыгодным.

Еще одной обсуждаемой темой стала возможность экспорта российского твердого биотоплива в Южную Корею. Для отечественного рынка экспорт в азиатский регион - отличная возможность диверсифицировать поставки и избежать зависимости от спроса европейского потребителя, а также оптимизировать логистическую сеть сбыта, ведь большинство действующих и потенциальных крупных производств сосредоточено в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, а доставка продукции, к примеру, из Иркутской области в Санкт-Петербург составляет 120% стоимости самой продукции. В то же время на рынке Южной Кореи наблюдается стабильный рост спроса на твердое биотопливо: в 2016 году в эту страну импортировано 1,7 млн т этой продукции. Предпосылкой для этого роста стал Закон о стандарте возобновляемых источников энергии, согласно которому к 2027 году доля ВИЭ в топливно-энергетическом балансе страны должна составить 10%. Этим законом южнокорейское правительство обязывает независимые и государственные энергокомпании мощностью свыше 500 МВт генерировать определенный объем энергии из возобновляемых источников. В противном случае компании будут вынуждены платить штрафы. Сегодня на энергию, получаемую из ВИЭ, в топливно-энергетическом балансе страны приходится всего 5%, поэтому корейцы заинтересованы в импорте древесного топлива. Интересно, что импортное биотопливо (древесные гранулы), составляющее 25% потребляемой биомассы, используется для генерации энергии на крупных ТЭЦ, тогда как местная продукция, качество которой значительно ниже качества импортной, идет на выработку тепла для населения. Россия пока обеспечивает лишь 7% импорта древесных гранул в Южную Корею, основным поставщиком является Вьетнам (73%). Однако у российских производителей есть все шансы с успехом конкурировать на южнокорейском рынке, так как вьетнамская продукция в основном не сертифицирована и характеризуется низким качеством из-за объемного присутствия недревесных примесей. В течение ближайших 10 лет в стране ожидается увеличение объема потребления древесных гранул до 8 млн т в год, и юго-восточные производители уже не смогут обеспечивать весь спрос растущего рынка. Конечно, российские гранулы дороже азиатских, но этот риск, с одной стороны, можно нивелировать более высоким качеством, с другой стороны - принятой в Южной Корее системой долгосрочных контрактов на поставки биотоплива. К тому же предполагается, что промышленные потребители древесных гранул в Корее будут вынуждены расширить географию закупок и приобретать пеллеты по более высоким ценам, чем в настоящий момент. Южнокорейские энергетические компании демонстрируют высокую заинтересованность в сотрудничестве и уже сейчас предоставляют возможности для софинансирования и создания совместных предприятий с российскими поставщиками.

Участники отметили, что конгресс способствовал продуктивному обмену опытом, заключены взаимовыгодные контракты, удалось обсудить многие насущные проблемы отрасли, доклады представили более 40 спикеров из России и зарубежных стран.

Яна ПАЛКИНА