Деревянное домостроение

Древолюция 2017 года

В подмосковной усадьбе Суханово прошел фестиваль-практикум, в котором приняли участие 28 молодых архитекторов и столяров из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды и Воронежа. Его организаторами выступили архитектурная мастерская Николая Белоусова и Ассоциация деревянного домостроения при поддержке Союза архитекторов России. Будущие мастера зодчества создали в усадьбе пять инсталляций из дерева, каждая из которых представляет собой настоящее произведение искусства.

«Древолюция 2017» своим названием явно отсылает нас к памятным событиям столетней давности. Да и у места проведения фестиваля есть своя история. Усадьба Суханово - родовое гнездо князей Волконских, которые владели поместьем до Октябрьской революции 1917 года. Самым известным представителем этого древнего рода был генерал-фельдмаршал Петр Волконский, участник Отечественной войны 1812 года. Некоторые литературоведы считают, что именно он стал прототипом Андрея Болконского в романе «Война и мир» Льва Толстого. В советское время Суханово принадлежало Союзу архитекторов и было местом отдыха и творческих исканий отечественных зодчих.

В наши дни усадьба представляет собой печальное зрелище, поэтому куратор фестиваля Николай Белоусов, архитектор в четвертом поколении, помнящий былую славу поместья, предложил провести «Древолюцию 2017» именно в Суханово. Он стремился не столько напомнить о событиях минувших лет, сколько привлечь через творения молодых архитекторов внимание властей и гражданского общества к проблемам сохранения уникальной усадьбы. И молодые таланты приехали, чтобы совершить настоящий переворот сознания: вместо камня и бетона впервые взять в руки дерево.

«Название «Древолюция» объединило в себе два слова: «дерево» и «эволюция», - объясняет Николай Белоусов. - Как дерево с годами наращивает «кольца», так и опыт приходит к профессионалу с годами практики. Революция может быть только в мозгах. Самое главное: «Древолюция» - это возможность для будущих архитекторов не просто проверить свои силы, а поверить в себя».

Нынешнюю концепцию «Древолюции» Николай Белоусов предложил назвать «Крик». Действительно, в усадьбе куда ни посмотришь - все сегодня криком кричит о боли, просит помощи. Крик - это также реакция молодых на наследие, которое остается им от предыдущего поколения. В первый же день участники фестиваля изучили ансамбль поместья, разбились на команды и приступили к творческому процессу. Итогом их поисков стали пять инсталляций, на языке деревянной архитектуры доносящих до посетителей усадьбы проблемы ее нынешнего состояния.

Оценивали их работы члены жюри, в состав которого вошли президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, заслуженный работник культуры России Ольга Севан, скульптур Сергей Антонов, архитектурный критик, руководитель премии АРХИWOOD Николай Малинин, генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения Олег Панитков и другие эксперты.

Члены команды «112» превратили заросшую клумбу, находящуюся на композиционной оси парка, между господским домом и прудом, в импровизированную сцену со старинным пианино посередине. Ребята соорудили помост, по которому нельзя ходить, потому что каждая его плашка поставлена углом. Авторы считают, что Суханово не просто кричит, а вопит, они хотели показать, что по усадьбе в ее нынешнем виде нельзя даже гулять. Старое же пианино, которое они водрузили в центр своей инсталляции, они нашли рядом с клумбой.

Недалеко от этой инсталляции ребята из команды «Осевики» соорудили 8-метровый обелиск, покрашенный в черный цвет. До революции в Суханово стоял настоящий обелиск, посвященный приезду в усадьбу Волконских императора Александра I. Свой арт-объект молодые архитекторы назвали «Скелет прошлого, каркас будущего». Авторы композиции пояснили, что этот обелиск тоже поставлен в честь события. Это событие - упадок Суханово.

«Наш объект - это символ громкого прошлого, оценка настоящего и надежда на будущее, - объяснил идею молодой архитектор Алексей Колесов. - Хотелось бы, чтобы наши инсталляции получили резонанс, который помог бы привлечь средства на реставрацию Суханово. Сейчас объект черного цвета, но таким он будет недолго, потому что природа возьмет свое. Дождь, снег, ветер, солнце посеребрят, затемнят, покоробят обелиск, он приобретет цвет окружающих его деревьев и сольется с парком. Между собой мы называем его призраком, который напоминает современникам о потомках и призывает к преобразованию усадьбы».

К моменту приема жюри объект находился в строительных лесах, поэтому его смысловой посыл и архитектурную значимость эксперты прочувствовали после снятия лесов, когда обелиск предстал во всей своей мрачной торжественности. И члены приемной комиссии признали, что недооценили эту работу.

Алексей Колесов сказал, что у него много проектов, связанных с использованием древесины, но он никогда не воплощал свои идеи в жизнь собственными руками. «Поэтому мне был весьма полезен опыт напарника из команды Ярослава Разумовского - профессионального столяра. Он хорошо понимает, как работать с древесиной. Ведь когда рисуешь эскиз, создаешь проект на бумаге - это одна история, а когда ты его делаешь своими руками, ты по-другому относишься к проектированию объекта».

Идею своего проекта команда архитекторов из Вологды «Влево» реализовала на пруду, где некогда стоял чайный домик. Объект «Липовое чаепитие», по замыслу авторов, ассоциирует упадок Суханово с состоянием поместья, описанного в пьесе Чехова «Вишневый сад». Две беседки символизируют концы моста через пруд: на одной стороне - современная жизнь усадьбы с ее свадьбами по выходным и ночными шансонами, а на другой - память о прошлом состоянии поместья. Эти точки зрения никогда не сойдутся. Авторы объясняют, что для этого моста нужна некая третья опора посередине пруда, которая стала бы точкой отсчета новой жизни усадьбы.

Еще один объект расположен напротив полуразрушенного дома управляющего, построенного в первой половине XIX века. Участник конкурса команда «А» соорудила деревянную лестницу, похожую на старый фотоаппарат, которым пользовались в фотоателье. Объект, во-первых, «зеркалит», то есть точно повторяет ведущую в дом старую лестницу, перекладины которой сегодня лежат на пнях. Во-вторых, своеобразный зуммер обращает внимание прохожих на плачевное состояние усадьбы.

С другой стороны господского дома сейчас стоит один из наиболее прикладных арт-объектов, сооруженных в рамках «Древолюции 2017»: «Срачели». Команда «Суханыч» предложила самый смелый проект конкурса «Про... Суханово». Их динамическая конструкция, созданная по принципу коня-качалки, «увенчанная» традиционным деревенским туалетом, «кричит» о том, что все, что могло бы еще многие десятилетия служить человеку, мягко говоря, про...фукали.

«Чтобы сделать гнутую балку радиусом 4 м и длиной 3 м для основания качелей, мы собрали кондуктор из досок для сгибания заготовок, на каждую доску наносили слой влагостойкого столярного ПВА, а сверху придавливали ее следующей доской. - рассказал один из участников команды «Суханыч» Антон Пуренков. - Между собой доски были скреплены саморезами с шагом 30 см. Так было набрано 11 слоев, которые мы сдавливали струбцинами, чтобы добиться нужного радиуса. В таком виде балку оставили сохнуть в течение суток. В работе нам помогала команда плотников World Skills Russia - организация, занимающейся развитием профессиональных навыков у молодежи».

Соавтор арт-объекта Антон Никоненков считает, что работа с древесиной подобна работе скульптора с глиной: древесина очень пластичная, гибкая и прочная.

Победители конкурса «Древолюция 2017»:

  • 1-е место - команда «Влево» (Мария Алымова, Алексей Костерин, Иван Крутиков, Денис Кудряков, Александр Николаев, Ольга Репина, Александр Таслунов), объект «Липовое чаепитие»;
  • 2-е место - команда «112» (Ксения Воротникова, Наталья Жернакова, Ян Посадский, Александр Сущин, Анна Черемнова), объект «Ор».
  • 3-е место - команда «Суханыч» (Дарья Выборова, Мария Левченко, Антон Николаенков, Антон Пуренков), объект «Про... Суханово».

4-е место досталось команде «А» (Алена Авершина, Анна Борматова, Антон Балахнин, Егор Егорычев, Евгения Ларкина, Александрина Левандовская, Анастасия Охрямкина), которая представила на суд жюри объект под названием «Эхо», а 5-е место - команде «Осевики» (Мария Полищук, Ярослав Разумовский, Алексей Ушаков, Мария Яковлева, Алексей Колесов) с объектом «Скелет прошлого, каркас будущего».

Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков поблагодарил организатора фестиваля и участников этого творческого мероприятия и подчеркнул, что инсталляции, которые создали участники «Древолюции», будут не только напоминать о былом величии усадьбы, но и способствовать ее возрождению.

«В названии фестиваля заложен глубокий смысл, - считает руководитель Ассоциации деревянного домостроения Олег Панитков. - «Древолюция» позволяет собрать со всей России будущих мастеров, готовых работать с таким уникальным строительным материалом, как древесина. В каждом объекте есть особое отношение к этому природному материалу. Например, проект «Липовый чай» отражает эмоции древесины, да-да, эмоции, она ведь живая... Понимание инженерной сути дерева воплощено в качелях «Про... Суханово». Кроме того, важно и сохранение концепции, предложенной куратором проекта Николаем Белоусовым. Уверен, что нынешняя «Древолюция» станет катализатором процессов возрождения Суханово».

Иван ЯКУБОВ
Фото автора