Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

События

Внимание, мошенники!

Испокон веков существовало великое множество схем мошенничества, и наш современный мир не исключение. Практически все они основаны на трех принципах: доверчивости людей, их законопослушности и... невнимательности. Согласитесь, что учиться на своих ошибках не очень приятно, поэтому всегда лучше учиться на чужих. Мы такую ошибку чуть было не совершили, но вовремя заподозрили подвох. Именно поэтому хотели бы предостеречь потенциальных жертв обмана, посочувствовать тем, кто попался на хитроумную удочку, и поздравить тех, кто отказался быть обманутым.

История

Однажды наша компания получила письмо со штемпелем, но без указания адреса отправителя, внутри которого находились конверт с австрийским адресом и бланк с шапкой The Exhibitors Fair Guide на английском языке. Под шапкой стояло название одной из хорошо известных выставок в лесной отрасли Wood Processing Ukraine/Furniture Industry, Kiev. Данный формуляр просил уточнить уже имеющиеся в Fair Guide данные о нашей организации (адрес, телефон, e-mail и веб-сайт) и сообщал, что в случае если мы его не заполним, информация все равно будет размещена в Fair Guide. Поскольку журнал «ЛесПромИнформ» участвует во всех значимых тематических выставках и информация о нем представлена во всевозможных выставочных каталогах, то очередной бланк с просьбой подкорректировать и вписать выходные данные редакции никого не удивил. Тем более что за три месяца до этого письма мы уже оформили соглашение с организаторами этой выставки о сотрудничестве, основанном на взаимозачете. Теперь мы успешно рекламировали выставку на страницах журнала «ЛесПромИнформ». «Наверное, организаторы просто уточняют наши данные», - подумали мы, заполнили бланк и выслали отправителю. «К тому же что мы теряем? Раз уж наши данные все равно будут опубликованы, бланк нужно подкорректировать обязательно», - размышляли мы. Формуляр был подписан и выслан отправителю.

Через месяц по почте на адрес редакции пришел счет на сумму $1551 с требованием оплаты за размещение информации в онлайновой версии каталога Fair Guide. «Недоразумение», подумали мы, и счет не оплатили. Через неделю мы получили очередной счет, через две - еще один, через три - следующий. Будучи воспитанными людьми, мы связались с Construct Data Verlag AG. Операционистка спросила номер «нашего» счета и соединила якобы с «нашим» менеджером Оскаром Брише. Мы вежливо объяснили, что произошла ошибка и никаких обязательств по оплате мы на себя не принимали, а следовательно, счет оплачивать не будем. А если компания считает, что у нас с ней существует какая-то договоренность о сотрудничестве, то мы от этой договоренности отказываемся и в их услугах не нуждаемся. Хорошо поставленным голосом, но на витиеватом английском, Оскар Бришe ответил, что мы, конечно, можем расторгнуть наши взаимоотношения, но только после того, как счет будет оплачен. Якобы мы не поняли, что, заполняя бланк, на самом деле мы оформили соглашение на публикацию своих данных на сайте.

Как потом оказалось, при заполнении заявки мы не обратили внимания на напечатанный мелким шрифтом абзац в самом низу страницы, в котором мы якобы делали заказ на платное трехгодичное размещение контактных данных редакции в интернет-версии Fair Guide. Тут же были оговорены стоимость годового размещения, период действия заказа, спецификация объявления и место рассмотрения споров - суд Австрии.

Счета между тем продолжали приходить с завидной регулярностью. Честно сказать, мы несколько запаниковали, опасаясь, что придется расплачиваться за такую нелепую ошибку, однако также регулярно отвечали в письменном виде и в инициированных нами телефонных беседах с Оскаром Брише, что не нуждаемся ни в каких услугах их компании. На вопрос, какие конкретно услуги оказала нам компания на сумму $1551, мы снова получили витиеватый ответ в виде описания деятельности сайта http://www.fairguide.com/CONSTRUCT_DATA/, на котором мы сможем найти себя, правда только если наберем название «ЛесПромИнформ» в поисковой строке. Зачем нужен такой сайт и каково его функциональное назначение, осталось загадкой. При этом настораживала слишком высокая цена за публикацию адреса компании, который легко и быстро при переезде может измениться.

Так бы, наверное, и длилась эта бесконечная переписка, если бы случайно в Интернете нам не попалась информация о похожих массовых случаях, связанных с выставками абсолютно разных сфер и отраслей: по туризму, медицине, промышленности, экологии, образованию... В поле зрения попали практически все лидирующие выставки России и Европы и их участники. После прочтения этой информации мы не могли не связаться с торговым атташе посольства Австрии в России госпожой Диной Хван.

Мы задали ей несколько вопросов о том, что же представляет собой Construct Data Verlag AG и какие меры предприняты для приостановления деятельности этой мошеннической фирмы.

Что удалось выяснить?

Оказалось, что компания Construct Data Verlag AG уже давно имеет стойкую дурную репутацию и что существует множество фирм, пострадавших от ее действий. Преднамеренные действия фирмы направлены на умышленное введение в заблуждение экспонентов и организаторов выставок путем отправления им формуляра-заявки с соответствующим содержанием на английском языке. Бланк содержит малопонятную информацию о компании-издателе каталога Fair Guide, в которой говорится, что издатель представляет собой фирму, не связанную ни с одним из организаторов и не являющуюся маркетинговой организацией. Но в то же время компания незаконно (то есть без согласия владельца мероприятия) использует наименования конкретного организатора и организуемой им выставки, чем создает видимость того, что информация будет размещена в выставочном каталоге от имени организаторов выставки. Данный бланк также информирует о том, что его возврат после подписания будет поводом для актуализации уже имеющейся бесплатной информации в каталоге Fair Guide (а это полное название фирмы, адрес, телефон, факс и e-mail). В случае, если в течение трех месяцев компания не высылает заказным письмом отказ от «сотрудничества», договор автоматически считается оформленным, что влечет за собой последующую оплату якобы оказываемых услуг.

Продолжающаяся в течение нескольких лет вредительская деятельность, проводимая австрийской фирмой Construct Data, строго осуждена мировыми выставочными организациями. К сожалению, долгое время никаких конструктивных действий в отношении недобросовестной фирмы со стороны официальных австрийских властей и правоохранительных органов не предпринималось. Хотя соответствующие органы уже давно были информированы пострадавшими от мошенничества. Причиной создания такой ситуации стал тот факт, что деятельность фирмы Construct Data была и продолжает быть направлена на предприятия, находящиеся за границами Австрии и не подпадающие под австрийскую юрисдикцию и правосудие. По словам Дины Хван, особенно от деятельности Construct Data Verlag AG пострадали компании из стран Азии.

Однако в заявлении, составленном осенью 2006 года, Управление по делам охраны конкуренции в Австрии (Schutzverband gegen unlautern Wettbewerb) подтвердило, что рассылка информационных рекламных материалов, касающихся размещения информации об участвующих в выставках экспонентах в интернет-каталоге под наименованием Fair Guide, имеет характер рекламы, вводящей в заблуждение. Неправильное восприятие бланка получателем вызвано главным образом незаконным использованием наименования организатора и марки его выставки, в то время как размещение информации в каталоге не имеет с данной выставкой ничего общего. Вид бесплатного рекламного предложения тоже вызывает ложное впечатление. Кроме того, формуляры умышленно рассылаются клиентам в сроки, приближенные к датам выставок, названия которых используются в обмане.

На основании решения Верховного суда Австрии, подтвердившего, что проводимая фирмой Construct Data Verlag AG деятельность может принести вред конкурентам, действующим на территории экономического пространства Австрии, Управление по делам охраны конкуренции осудило и признало недопустимым использование обсуждаемых рекламных материалов, а также предприняло определенные шаги на территории стран Евросоюза и Швейцарии, направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией (законодательство, действующее на этих территориях, в значительной степени идентично и, в частности, соответствует директиве, касающейся рекламы, вводящей в заблуждение).

В этой части рассказа нам следует отметить, что последний полученный нами счет содержал угрозу: во-первых, нам насчитали пени в размере $500 за несвоевременную оплату счета, то есть теперь мы должны были оплатить счет на $2051. Во-вторых, нам сообщили, что это последнее предупреждение и в случае неуплаты суммы по счету компания Construct Data Verlag AG передает дело в руки другой фирмы - Premium Reсovery AG - для ведения судебного разбирательства в отношении нашей компании. Но мы оставались непоколебимы.

Интересно, сколько же компаний попались на эту удочку? Важно, что вышеупомянутое управление предложило даже конкретные меры, которые должен предпринять потерпевший в связи с фактом преследования фирмой Premium Reсovery AG, как потом выяснилось, находящейся в Швейцарии. А именно написание заявления об ошибочном подписании формуляра-заявки, высланного в фирмы Construct Data и Premium Reсovery.

13 февраля 2007 года в австрийском суде было подписано соглашение между Construct Data Verlag AG и Управлением по делам охраны конкуренции, в котором издатель каталога Fair Guide обязуется прекратить рассылку вводящих в заблуждение бланков договоров в Швейцарию, страны Евросоюза, и Европейского экономического пространства, а также прекратить всевозможные финансовые притязания в отношении фирм, ошибочно подписавших договор с издательством и подвергающих сомнению его содержание. Данное соглашение защищает фирмы, которые ошибочно подписали бланки, будучи уверенными, что выражают согласие на бесплатную рекламную услугу, но при условии, что проинформировали издателя Construct Data Verlag заказным письмом. Однако отметим, что наш случай имел место в конце 2007 года, а это означает следующее: Construct Data Verlag AG не оставляет надежды заработать на доверчивых экспонентах и предпринимает для этого самые активные усилия. Ведь иной раз компаниям легче просто заплатить, чем заниматься трудоемким разбирательством, а в крупных корпорациях счет может быть оплачен в рамках любой предвыставочной или рекламной кампании, и там даже не заметят подвоха.

Что говорит на этот счет российское законодательство?

Если рассматривать настоятельные «предложения» Fair Guide с точки зрения российского законодательства, то, согласно Гражданскому кодексу РФ, обязательства между юридическими лицами возникают только после заключения соглашения двух или нескольких лиц, составленного в соответствии с законом или иными правовыми актами. В договоре обязательно оговариваются права и обязанности сторон. В связи с тем, что официальным государственным языком в России является русский, договор должен быть написан и на русском языке, чтобы не было двоякой трактовки. Это необходимо в том числе и для банка, через который будут проходить валютные платежи, так как любой российский банк является контролирующим органом и, согласно валютному законодательству, вправе потребовать от клиента подтверждающие сделку документы, содержание которых должно быть внятно и понятно. Помимо всего прочего из этого следует, что в случае оплаты получаемых от Construct Data Verlag счетов, не указывающих на необходимые реквизиты, а значит, неверно оформленных и не имеющих юридической силы, компания-плательщик нарушает российское законодательство. По российскому Уголовному кодексу действия Construct Data Verlag AG квалифицируются как мошенничество, совершаемое группой лиц, со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Мы публикуем эту информацию при поддержке Федеральной палаты экономики Австрии, которая заинтересована в том, чтобы о недобросовестной фирме узнал широкий круг специалистов российского бизнес-сообщества.


Торговый атташе посольства Австрии в России Дина Хван сообщила, что Construct Data Verlag AG является швейцарско-австрийской фирмой и действительно проявила себя как неблагонадежная в акциях с иностранными фирмами.


Однако согласно австрийскому законодательству иск против фирмы может быть подан в органы правосудия Австрии только при совершении преступления на территории Австрии. Этим фирма и пользуется! Желая предостеречь тех, кто еще не попался на удочку, Федеральная палата экономики Австрии во многих странах распространила письмо о некорректных действиях фирмы Construct Data Verlag AG.


При этом госпожа Хван высказала уверенность в том, что, если какая-либо аналогичная российская организация подаст иск против Сonstruct Data Verlag AG, вполне возможно, фирма прекратит свою деятельность на территории РФ.

Чем все закончилось?

Итак, Construct Data Verlag AG перешла к решительным действиям и в очередном письме сообщила о своем намерении подать на наше издательство в суд с целью заполучить свои денежки. В свою очередь, мы тоже, будучи уверенными в своей правоте, отправили Оскару Брише наше последнее письмо, в котором подтвердили еще раз, что в услугах их компании не нуждаемся, никакие счета оплачивать не собираемся, считаем их действия нелегитимными, а при получении еще одного счета просто передадим дело в соответствующие вышестоящие инстанции. На этом переписка закончилась...

Что нужно делать в таких случаях

Возможно, кому-то тоже пришлось столкнуться со схожими ситуациями при общении с Construct Data Verlag AG (или аналогичными мошенниками). Разрешите вам дать несколько наших советов, согласованных и с юристами, и с потерпевшими.

Во-первых, при заполнении какого-либо бланка внимательно читайте весь текст, особенно самый мелкий шрифт, прежде чем ставить на нем подпись и/или печать.


Во-вторых, никогда не оплачивайте вызывающие подозрения или неграмотно оформленные счета.


В отличие от европейского российское законодательство в этом смысле нас защищает, и если следовать букве закона, то никакая международная сделка не может быть оформлена без подписанного сторонами контракта.


В-третьих, никогда не отвечайте на письма. Самое лучшее, что можно сделать в подобной ситуации, игнорировать любое общение: не звонить и не писать! Мол, ничего не знаем, ничего не получали, о чем речь не понимаем. Здесь даже можно сослаться на незнание английского языка, поверьте, никто вас не осудит!


В-четвертых, поберегите свои нервные клетки и не бойтесь: вам ничего не грозит, даже если вы поставили на бланке свою подпись, или печать, или и то и другое.

 

Организаторы и участники выставок, пожалуйста, расскажите про эту историю своим коллегам, партнерам и друзьям! От лица редакции журнала «ЛесПромИнформ» и торгового атташе посольства Австрии в России госпожи Дины Хван мы хотели бы предостеречь вас от подобных мошеннических действий.


Используя имена крупнейших выставок России и Европы и с помощью хорошо спланированных завуалированных письменных атак на тысячи их участников, группы лиц существенно наживаются. Пожалуйста, будьте внимательны! А главное, не нарушайте закон!

 

Регина БУДАРИНА, Елена ШУМЕЙКО