Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

Денис Соколов: «Для развития инвестиционного процесса нужно устранить системные ошибки»

Тема инвестиций в российскую экономику довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Не обходят этот вопрос и чиновники разного ранга. Владимир Путин на очередной и последней в качестве президента встрече с журналистами отметил: «Инвестиции в основной капитал у нас самые большие за все предыдущие восемь лет. Они составили 21,1%. Чистый приток частного капитала в Российскую Федерацию составил в прошлом году $82,3 млрд, это в два раза больше, чем в 2006 году».

- Что, на ваш взгляд, тормозит этот необходимый для отрасли процесс?

- Увидеть особенности российского инвестиционного процесса поможет аллегория. Инвестиции можно сравнить с рыбками в водоеме. Очевидно, что рыбки поплывут только туда, где есть корм, где нет хищников и где вода прозрачна. Для инвестора «корм» - это прибыль компании, «хищники» - любая опасность, в частности конкуренты, «прозрачная вода» - внятная инвестиционная политика властей. Прозрачная вода нужна рыбке не только как комфортная среда обитания, но и как возможность своевременно заметить опасность. Инвестор тоже должен быть уверен, что в случае неудачи он может быстро свернуть или продать свой бизнес без особых потерь.

Сказать, что в нашем лесном секторе инвестору в полной мере обеспечены условия безопасности и прозрачности, пока нельзя. С прибылью тоже все неоднозначно. Ожидания инвестора зачастую не оправдываются потому, что, просчитывая экономику бизнеса, он опирается на доступную информацию, а она не всегда корректна, да к тому же обросла мифами.

- Что вы имеете в виду, говоря о мифах?

- Ну хотя бы миф о достаточно дешевой рабочей силе. За время многочисленных реформ лесная отрасль потеряла один из главных своих ресурсов - квалифицированные кадры, и, когда в леспром пришли, наконец, новые лесные технологии и современная техника, оказалось, что хорошо обученных специалистов днем с огнем не найти. Поэтому уровень зарплат у таких специалистов не намного ниже европейских.

Второй миф, что у нас относительно дешевый лес. Действительно, на корню лес вроде бы и недорог. Но зато есть большие проблемы транспортной логистики. У нас такие плечи доставки, которые «съедают» весь смысл заготовки, а вблизи городов и больших дорог лучшие лесные угодья уже давно использованы. Что же делать инвестору? Строить самому лесные дороги, чтобы обеспечить себя относительно дешевым сырьем? А как он оправдает затраты? Прибавьте сюда еще затраты на социальную инфраструктуру, инженерную и другие. Вот когда всплывает вся эта информация, серьезный инвестор начинает считать и глубоко задумывается.

- Но государство обещает поддержку, сегодня формируются приоритетные государственные проекты...

- Да, мы объявили, что приоритетные проекты будут поддерживаться государством. Но потом оговорились, что поддержка государства будет ограничена только выделением лесов за 50 % стоимости от минимальной ставки, с которой начинается аукцион. Изначально предлагалось около десятка преференций, в том числе освобождение от налогов и ввозных пошлин, но осталась всего одна. Правда, в последнее время говорится, что на инвестиционные проекты, превышающие 5 млрд рублей, государство будет выделять деньги из Стабфонда для создания инфраструктуры. Это было бы правильно. В других странах на каждую денежную единицу, вкладываемую бизнесом в новое производство, государство вкладывает три - на строительство поселков, дорог, очистных сооружений, всей необходимой инфраструктуры. У государства прямой интерес, потому что крупное эффективное предприятие обеспечивает население рабочими местами и дает значительные налоговые поступления. У нас этого пока нет.

- Получается, что серьезному инвестору идти в российский лесной сектор неинтересно?

- Однозначно сказать «нет» нельзя. Сегодня положение в мировой экономике буквально подталкивает инвестора в Россию. Ипотечный кризис в Америке и, как следствие, серьезные проблемы в мировом финансовом секторе ставят потенциального инвестора в сложное положение. А вот Россия на данный момент выглядит как устойчивая экономическая и финансовая система и потому привлекательна.

Конечно, инвестор инвестору рознь. Одно дело - инвестор портфельный, которого интересует только возможность получения прибыли, и другое - лесопромышленные компании, для которых важно освоение новых сырьевых пространств, профильных рынков, что диктуется мировой кооперацией. Тем не менее сейчас интерес к России высокий и у тех, и у других. И надо не упустить этот шикарный шанс.

- Едва ли не каждый губернатор лесного региона зазывает инвесторов к себе, обещая самые выгодные условия...

- Да, декларируется много и рвения хоть отбавляй. Однако не все так радужно. Мы уже говорили, что для притока инвестиций нужны как минимум три составляющие - это прибыль, прозрачность и гарантии безопасности. При умном подходе получать прибыль инвестор в России сможет, даже несмотря на то что рабочая сила, сырье, транспортные и энергорасходы у нас не очень дешевы. Но тут выплывают многие другие, чисто российские проблемы. Например, повальная безалаберность в поставках, которая, кстати сказать, происходит отнюдь не по вине российских производителей. Виной всему опять же огромные плечи доставок, проблемы с транспортными перевозками, таможенные проблемы и прочее-прочее.

В Европе многие предприятия работают без складов, потому что они час в час получают необходимую партию доски или плит. Там давно привита культура производства, и если у нас ничего не изменится в этом плане, с нами никто серьезно работать не будет.

Поэтому, на мой взгляд, нужна не столько государственная поддержка конкретного инвестора, сколько системное решение инвестиционного вопроса в целом по стране. Создать хорошие условия инвестору - значит выявить и устранить системные ошибки нашей лесной отрасли. А этим сейчас всерьез никто не занимается.

- Но ведь государство явно приветствует приток инвестиций!..

- Государство должно не просто желать притока инвестиций, оно должно очень многое сделать для их привлечения. Нужна проработанная государственная инвестиционная программа. Нынешнее Положение о приоритетных инвестиционных проектах - это только первый шаг. Хорошо, что он сделан, но для того, чтобы попасть в инвестиционный проект, компания должна сама подготовить предпроектную документацию. В случае крупного проекта затраты компании могут достигать нескольких миллионов долларов, при этом много времени уйдет на сбор необходимых документов, согласований на местном уровне. Не всякая компания может пойти на такие временные и материальные затраты.

- Во многих лесных регионах уже есть региональные программы, где определена необходимость строительства тех или иных объектов и, вероятно, уже обоснована и просчитана их экономическая целесообразность.

- Лесные программы есть, но зачастую они возникали на популистской волне. Брошен клич «Нужна глубокая переработка!», и спешно планируется некое количество деревоперерабатывающих производств. Прозвучит другой призыв «Строим ЦБК или домостроительные комбинаты» - появятся другие внутрирегиональные планы. Но друг с другом эти региональные планы, как правило, не увязаны, и часто жажда инвестиций убивает даже обыкновенный здравый смысл.

Я считаю, что сегодня на уровне министерства необходимо научно обоснованное государственное планирование развития лесной отрасли. С привлечением профессионального и научного сообщества, с учетом социальных аспектов и экологии, стратегических целей и национальных задач государства, с обязательным учетом международной интеграции. И только после этого вопрос можно отдавать на рассмот¬рение регионов и бизнеса, который обязательно получит свободу действий, но уже в заданных рамках. Только так можно получить максимальный экономический эффект для государства, а значит, для всего общества и для инвестора.

Сейчас, похоже, госчиновники думают, что, раз бизнес проявляет интерес к отрасли, пусть он и решает все вопросы самостоятельно, наше дело «продать» регион подороже, показать, кто здесь хозяин, и заставить инвестора раскошелиться.

- Вы имеете в виду коррупцию?

- Так уж устроена природа, что в любой среде есть паразиты, есть они и на теле нашей «рыбки». Коррупционер - тот же самый паразит для инвестора. Конечно, коррупция есть в любой стране. Это неизбежно, потому что человек неидеален и всегда найдется тот, кто захочет поживиться за чужой счет. Беда в том, что у нас количество таких желающих зашкаливает. Совершенно очевидно, что, если этот вопрос не будет решен жестко и быстро, не будет и золотых инвестиционных «рыбок».

Сегодня появилась надежда, что государство сделает серьезные шаги в этом направлении. Дмитрий Медведев, представляя экономическую программу развития страны на V Красноярском экономическом форуме, говорил о необходимости в особом порядке разработать и реализовать национальный план борьбы с коррупцией. Будет ли разработан такой план и как скоро, покажет время, но пока инвестор буквально на каждом шагу сталкивается с мздоимцами.

- И все же инвесторы к нам идут, и уже есть примеры...

- Если мы рассуждаем об инвестициях как о крупных вложениях в строительство новых производств, то таких инвесторов можно пересчитать по пальцам. Я вообще считаю, что важно получить не впечатляющее количество инвесторов, а наладить системный инвестиционный процесс.

Посмотрите, что сейчас происходит? Возьмем, к примеру, плитную промышленность. В России на данный момент заявлено 12 инвестиционных проектов строительства производств ОSB. И если мощность среднего проекта оценивается в 300 тыс. м , то в целом получаем 3 млн 600 тыс. м продукции. А внутреннее потребление за прошлый год у нас было всего 150 тыс. м . Вот и посчитайте, во сколько раз планируемые мощности превышают потребность в этом продукте. Если в стране не случится обещанного строительного бума, то куда мы будем девать продукцию?

А ведь мы должны корректировать свои планы еще и с учетом экономики других стран, перепроизводство есть и в Европе, и в Азии. Не приведет ли энтузиазм с плитами к тому, что произошло уже с производством пеллет, когда оказалось, что их некуда сбывать?

Когда региональные власти активно тянут к себе инвесторов, они должны очень серьезно думать о многих вещах. К примеру, Ленинградская область ходит в передовиках по количеству заявленных инвестиционных проектов, но уже очевидно, что нехватка сырья может достигать 3 млн м. Удастся ли импортировать сырье из других регионов? Трудно сказать, ведь другие регионы тоже рассчитывают на свои ресурсы. Так разумно ли размещать на своей территории 10 заводов, если у тебя сырья всего на три?!

Принимая инвестиционные решения, нужно учитывать всю сложность лесной отрасли, где вопросы можно решать только с учетом многофакторности и где любая подвижка в одном из сегментов неизбежно вызывает цепочку следствий, зачастую негативных.

Беседовала Галина МАЛИКОВА

 

Инвестиции от государства и со стороны бизнеса

12 марта в Москве на конференции «Развитие лесного комплекса России» премьер-министр РФ Виктор Зубков заявил, что государство готово инвестировать в инфраструктуру лесной отрасли, однако подчеркнул, что при этом оно рассчитывает на инвестиции и со стороны бизнеса, как отечественного, так и зарубежного.

По информации Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ), в 2007 году объем инвестиций в лесопромышленный комплекс вырос почти в 1,5 раза и составил $2,6 млрд. Для дальнейшего привлечения инвес¬тиций в отрасль МЭРТ предлагает использовать механизм государственно-частного партнерства, а также средства Инвестиционного фонда и кредиты Банка развития. Правительство обещает, что инвесторам будут субсидировать часть процентной ставки по кредитам, а в регионы уже в этом году направят из Инвестиционного фонда 1 млрд рублей на строительство лесных дорог.

Минпромэнерго сейчас разрабатывает комплекс мер по привлечению инвестиций в лесную промышленность в рамках стратегии развития отрасли до 2020 года. Необходимый объем инвестиций для реализации стратегии оценивается в $44 млрд.

Правительство призывает руководителей регионов активнее подавать заявки на инвестпроекты в лесной отрасли. Хотя сейчас на рассмотрение подано 180 проектов, очень многие проекты просто нереальны, считают в правительстве. На сегодняшний день Минпром¬энерго одобрило только семь приоритетных проектов на общую сумму около $1 млрд. С их инвесторами предполагается заключить договоры аренды без проведения аукционов, а стоимость лесопользования для них составит 50% от минимальной ставки.

Хотя большой инвестиционной активности пока не наблюдается, интерес инвесторов к леспрому все же очевиден. Группа ЧТПЗ, одна из ведущих промышленных групп металлургического комплекса России, недавно объявила о намерении диверсифицировать свой бизнес и вложить около 8 млрд рублей в строительство лесопромышленного комплекса в Кировской области. Компания обещает построить к 2010 году в Омутнинском районе области лесозаготовительное производство объемом не менее 1,1 млн м в год, деревообрабатывающий завод по производству OSB мощностью 500 тыс. м в год.

Однако события последних месяцев в Костромской области показывают, насколько непросто идет инвестиционный процесс. 26 февраля 2008 года администрация области приняла решение об исключении проекта финской компании «Руукки Инвест Ою Кострома» по строительству лесопильного завода в городе Мантурово из Реестра инвестиционных проектов Костромской области. А 11 марта ООО «Управляющая компания «АСПЭК» и администрация Костромской области подписали соглашение об осуществлении инвестиций в строительство целлюлозно-бумажного комбината и лесопильного завода в том же городе Мантурово.

Общая стоимость нового проекта (обоих предприятий) оценивается в 2 млрд евро. Эксперты отмечают, что новый проект несколько более реалистичен, поскольку у группы «АСПЭК» больше опыта работы в российском лесном секторе, чем у группы «Руукки».

Однако без серьезных вложений в лесное хозяйство комбинаты такого размера неизбежно столкнутся с нехваткой древесного сырья и проблемой истощения лесных ресурсов уже в первые годы своей работы, а резко возросший спрос на древесину может привести к ускоренной вырубке последних сохранившихся массивов старых хвойных лесов.

По материалам РБК.

 

Компетентное мнение

Петр Филиппович ПЕРЕДЕРИЙ, начальник отдела по развитию лесопромышленного комплекса Департамента промышленности Минпромэнерго России:

- К инвестиционным проектам относятся проекты по созданию и/или модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других) и/или лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и других), суммарный объем капитальных вложений в каждый из которых составляет не менее 300 млн рублей.

На сегодняшний день приказами Минпромэнерго в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включены семь проектов. Восемь проектов находятся на рассмотрении в министерстве.

Если говорить об активности, то практически все регионы, обладающие достаточными лесными ресурсами, проявили интерес к данным предложениям. Наибольшую активность проявили Красноярский край (три проекта уже одобрено, один на данный момент находится на рассмотрении), Республика Коми (один проект уже одобрен, другой находится на рассмотрении).

В настоящий момент государство предоставляет достаточно преференций для предприятий, чьи проекты вошли в перечень приоритетных. Эти преференции утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Тем самым созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, в развитие производства по глубокой переработке древесины на территории России.

Согласно Положению о подготовке и утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включение проекта в данный перечень является основанием для получения следующих преференций:
- заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона;
- льготная ставка платы за единицу объема лесных ресурсов в размере 50% от ее минимального значения на срок окупаемости проекта.

Государство готово брать на себя создание инфраструктуры на условиях частно-государственного партнерства. И работа в этом направлении уже идет.

Наше министерство, которое занимается не только промышленностью, но и энергетикой, учитывало потребности лесоперерабатывающего комплекса при разработке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.

Задача обеспечения необходимой транспортной инфраструктурой объектов лесопромышленного комплекса решается в «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года». При разработке схемы территориального размещения новых лесоперерабатывающих предприятий также учитывалось и наличие необходимой социальной инфраструктуры. При этом предприятия уже сами начинают работать в этом направлении, создают более экологичные и менее энергозатратные производства, не дожидаясь государственной поддержки.

Создание федеральной инвестиционной программы государством пока не планируется.

На данный момент готовится очень важный документ - «Стратегия развития лесопромышленного комплекса», которая уже к августу должна быть представлена Правительству РФ. Данная стратегия позволит создать план мероприятий по развитию отрасли на долгосрочную перспективу.


Алла Михайловна ШМАКОВА, начальник отдела обеспечения инвестиционных проектов и программ Департамента лесного комплекса Вологодской области:

- В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 419 об отнесении инвестиционных проектов в области освоения лесов к приоритетным департамент активно начал работу в этом направлении. В частности, от нас в Москву уже ушел на рассмотрение проект холдинговой компании «Вологодские лесопромышленники» по строительству лесопильного завода в городе Вытегра Вологодской области, и со дня на день мы ждем выхода приказа Министерства промышленности и энергетики о признании его приоритетным. Еще один проект, корпорации «Вологдалеспром», находится сейчас на рецензировании в нашем департаменте. На сегодняшний день мы уже имеем информацию, какие компании и с какими проектами могут обратиться к нам в ближайшее время, и составили список внедрения приоритетных инвестиционных проектов области. Мы разработали порядок отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в департаменте и создали экспертную комиссию. Нужно отметить, что в постановлении российского правительства определены достаточно жесткие требования к подготовке приоритетного проекта. У предприятия не должно быть долгов, должны иметься банковские гарантии, реальный срок окупаемости и т. д. Не все претенденты об этом знают, поэтому департамент оказывает помощь в предоставлении необходимой информации. У себя в области мы заинтересованы в реализации проектов по глубокой переработке древесины, особенно низкосортной, не востребованной на внутреннем рынке. Сейчас обсуждается возможность строительства целлюлозно-бумажного комбината в поселке Шексна, планируется организация производства по выпуску OSB. С сырьем для обеспечения крупных инвестиционных проектов у нас не должно быть больших проблем, поскольку расчетная лесосека в области вырубается лишь наполовину.


Андрей Борисович ГОСУДАРЕВ, председатель правления Союза лесопромышленников Ленинградской области:

- Те инвестиции, которые к нам пришли ранее, еще за несколько лет до того, как в России заговорили о необходимости активного привлечения инвестиций, себя оправдывают. Конечно, у зарубежных инвесторов, а их в Ленинградской области подавляющее большинство, было много трудностей. Нашим финским, шведским, австрийским коллегам непросто было осваиваться в специфических российских условиях, тем не менее сегодня это успешные предприятия, которые очень много дают областной экономике. Это и рабочие места, и стабильная, достаточно высокая заработная плата. Не будем забывать о том, что эти предприятия обучают людей, строят лесовозные дороги, вкладываются в социальную инфраструктуру.

Однако, по нашим подсчетам, через два года многим предприятиям не будет хватать сырья для распиловки. Например, компания «Сведвуд Тихвин» (концерн «ИКЕА») уже сегодня испытывает нехватку сырья и вынуждена ввозить его из других регионов, так же как и лесоперерабатывающий завод концерна «Ботния». Испытывают голод в сырье и австрийские инвесторы, которые строят лесопильный завод в Бокситогорском районе Ленинградской области.

Нехватка сырья - вопрос очень серьезный, и его надо решать незамедлительно. Мы часто говорим, что в лесозаготовке надо давать дорогу малому бизнесу. А нужен ли нам такой малый бизнес, который везет кругляк за границу мимо наших лесопильных предприятий. С государственной точки зрения это нерационально. Таких малых предприятий в области много, и они, как правило, умудряются выбирать самый лучший лес, а вот вопросы лесовосстановления решать не могут в силу своей маломощности. На наш взгляд, эти предприятия должны начать процесс объединения с целью создания крупных компаний, которые смогут снабжать сырьем местные предприятия и вести все необходимые лесохозяйственные работы.

Второй важный вопрос, который надо решать серьезно и по возможности быстро, - это строительство лесовозных дорог. В ближайшее время в Ленинградской области будет составляться лесной план региона. Полагаю, что необходимо сделать генеральную схему развития лесных дорог в области и найти эффективную систему финансирования строительства этих дорог, потому что многочисленным мелким лесозаготовительным предприятиям эта задача не по плечу.

К сожалению, на федеральном уровне лесопромышленников еще плохо слышат. За примерами далеко ходить не нужно. Возьмем, решение о сокращении таможенных постов. Стратегически это верное решение, но какое количество постов оставить и где, решала только таможня, наше мнение никого не интересовало. Ликвидировали в Приозерске таможенный пост - и Приозерский ДОЗ (концерн «ИКЕА») лишился возможности отправлять низкосортную древесину и отходы мебельного производства в Финляндию. Сегодня нужно везти их через Выборг, а это нерентабельно.

К сожалению, гибкого подхода к местным условиям нет. Все идет на уровне директив, как в старые партийные времена. А для инвесторов возникают осложнения, которых они не могли предвидеть. Безусловно, это не способствует развитию благоприятного инвестиционного климата.


Виктор Николаевич КЛАДОВ, заместитель исполнительного директора Уральского союза лесопромышленников:

- В Свердловской области последние два года наблюдается всплеск инвестиционной активности. Это не стихийный процесс, а во многом инициированный и поддержанный правительством области и лесопромышленниками. В декабре прошлого года была подготовлена инвестиционная программа развития областного ЛПК на 2008-2010 годы. Она одобрена на уровне областного министерства промышленности и в ближайшее время будет рассмотрена на заседании правительства области.

Лесопромышленники принимали самое активное участие в создании этой программы. Наш союз предложил руководителям областных предприятий ответить на вопросы анкеты. Предприятия охотно откликнулись и прислали нам свои предложения. Программой предусматривается инвестировать в лесопромышленное производство в ближайшие три года 30 млрд рублей. 10 млрд рублей предприятия готовы вложить сами. Остальные средства предлагается вложить за счет областного бюджета, банковских кредитов и других финансовых механизмов. Те проекты, которые с нашей точки зрения заслуживают внимания, будут поддержаны.

На техническое перевооружение лесозаготовительного производства намечено направить 637 млн рублей. В производство высокотехнологичной продукции: ДСП, MDF, фанеры, мебельных щитов, продукции деревянного домостроения, целлюлозно-бумажного производства - 29 млрд рублей.

Уже есть инвесторы «нелесного» профиля, которые проявляют интерес к новым проектам. Например, Уральская горно-металлургическая компания рассматривает возможность инвестирования в строительство целлюлозно-бумажного комбината, которое будет выпускать 900 тыс. тонн товарной целлюлозы. Проработка этого вопроса идет уже год. «СибГипробум» готовит для этого крупного проекта технико-экономическое обоснование, а наш союз дал обоснование по сырьевой базе. Если проект состоится, то это будет революция в лесной отрасли Свердловской области. Это вдохнет новую жизнь в предприятия, потому что хвойной древесины остается очень мало, а лиственную просто некуда девать. Мы считаем это величайшим делом, и губернатор нас поддерживает.

Еще одно важное направление, которое требует серьезных вложений, - деревянное домостроение. Сейчас разрабатывается областная программа по этому направлению. Уже вступил в строй большой домостроительный комбинат в городе Екатеринбурге, который специализируется на каркасном и панельном домостроении, и сегодня речь идет о создании как минимум трех филиалов комбината в разных точках области.

Союз лесопромышленников и областное правительство полностью поддерживают строительство заводов по производству OSB. Хотя детально этот вопрос еще не прорабатывался, но уже два крупных предприятия проявили интерес к этой теме, одно из них - «Уралмаш». Развиваются в области и фанерные предприятия, что позволяет решать вопросы переработки лиственной древесины. Не так давно московские инвесторы купили у нас предприятие и активно его развивают: буквально на днях запустили лесопильное производство, а к концу года намерены запустить фанерное.

Нужно отметить проект алапаевских лесопромышленников по строительству завода по производству ДСП на 330 тыс. м в год. Это значит, что в области будет перерабатываться более 1 млн низкосортного сырья. На ЗАО «Фанком» проектируется завод по производству плит MDF с годовой мощностью 165 тыс. м. Программой предусматривается значительное увеличение объемов производства древесного угля и топливных гранул. В 2010 году объем производства древесного угля составит более 30 тыс. тонн. В это производство будут вовлечены более 250 тыс. м низкосортной и дровяной лиственной древесины. Предусматривается строительство цехов по производству активированного древесного угля. Вообще для нашей области примечательно практически полное отсутствие зарубежных инвесторов, в основном на крупные проекты претендуют российские предприятия из разных секторов экономики.


Леонид Николаевич МОЛЧАНОВ, начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК»:

- Для того чтобы обеспечить приток инвестиций в лесную отрасль регионов, необходимо тесное сотрудничество местных органов власти и бизнеса. Любой серьезный инвестиционный проект должен прежде всего получить поддержку властей на местном уровне. Об этом говорит и опыт нашего предприятия, где в настоящее время реализуется инвестиционный проект, получивший название «Степ». Это один из крупнейших проектов по модернизации среди действующих ЦБК в России. Объем предполагаемых инвестиций - 500 млн евро. Проектом предусмотрено строительство нового древесно-подготовительного цеха, благодаря чему не только увеличится объем, но и повысится качество получаемой щепы. Вторая составляющая проекта - строительство нового целлюлозного завода. Согласно проекту также будут модернизированы две бумагоделательные машины: БМ-14 и БМ-21. «Степ» - это проект очень технологичный и по многим параметрам инновационный: предусматривается установка оборудования, аналогов которого в России пока нет.