Партнеры журнала:

Мебельное производство

Цифровые будни SCM

В итальянском Римини с успехом прошла домашняя выставка SCM Digital Days

Лозунг «Work simple, work digital», под которым 25-26 января 2018 года в г. Римини прошли SCM Digital Days, в моей вольной трактовке читается как «Работай легко - по-цифровому!». В самом деле, лейтмотивом мероприятия стали результаты эволюции цифровых технологий применительно к современному деревообрабатывающему (и не только) оборудованию, к тому, как они облегчают труд работников и помогают достичь максимальной эффективности производства.

Деловые встречи в SCM Arena, демонстрации оборудования в действии, экскурсии на производства, презентации ведущих специалистов отрасли (такие, например, как «пять способов сделать каркас» с использованием новейших машин Morbidelli) позволили гостям своими глазами увидеть, чем живет один из крупнейших станкостроителей Италии, узнать наиболее актуальные тренды отрасли. В числе тех, кто в эти январские дня близко познакомился с новинками компании, был и представитель журнала «ЛесПромИнформ», кажется, единственный журналист, говорящий и пишущий по-русски. Что, однако, совсем не мешало взаимопониманию с окружающими.

Технологический центр встречает гостей



Валерио Пераццини
Валерио Пераццини

Первое, что необходимо отметить: технологический центр SCM прошел полную реновацию, работы, цель которых - создание наилучших условий для проведения SCM Digital Days, завершились перед недавними новогодними праздниками. Расширена демонстрационная зона, теперь ее площадь 3000 м2. Обновлена и тематическая экспозиция машин. Общий смысл можно выразить так: новый зал - новое оборудование - новые цифровые технологии.

Поясняет руководитель российского филиала SCM Борис Чернышев: «Это первая домашняя выставка в новом формате. Она призвана продемонстрировать клиентам прежде всего новинки цифровых технологий, а также некоторые образцы нового оборудования и агрегатов и дать возможность увидеть в работе наше основное производство, расположенное по соседству.

Старое помещение было гораздо меньше, в нем выставлялись основные выпускаемые нами станки, но было тесновато. Здесь мы можем показать всю гамму нашей продукции. Новый демонстрационный зал будет работать в постоянном режиме, мы охотно приглашаем туда всех клиентов и друзей.

Полностью обновлена презентация станков по функциональным классам. Все сделано для удобства гостей. У нас есть три обособленные фабрики: Stefani и DMC расположены близ Венеции, а Superfici - близ Милана, - и представленные здесь в работе станки, помимо всего прочего, дают клиентам возможность протестировать шлифовальное и покрасочное оборудование, выпускаемое на этих предприятиях, без выезда на них (а это в 250 км). Вся продукция группы теперь доступна для ознакомления на одной площадке.

Демопространство разделено на зоны, в которых демонстрируются: оборудование для обработки массива, многофункциональные обрабатывающие центры для массивной древесины и плитных материалов, сверлильные и шлифовальные станки, оборудование для нестинга, прессовое оборудование, кромкооблицовочное и прочее, а также классические станки, много лет назад сделавшие знаменитым бренд SCM. Всего около 30 машин. Это тематическое зонирование очень удобно для гостей: исходя из потребностей своего производства клиент может целенаправленно изучить все наши предложения. Выставочная площадка совмещена с переговорными комнатами, что позволяет потенциальному покупателю, не отходя далеко от станков, обсудить с представителем компании-производителя все детали поставки. Каждый кабинет для переговоров оборудован беспроводной видеосвязью, и клиент может оперативно решать возникающие вопросы со специалистами своего производства».

Maestro Smarttech – очки для умных

Центральное место в экспозиции технологического центра заняла площадка Digital Hub, посвященная SCM Maestro Digital Systems - платформе цифровых решений и инструментов, покрывающей все потребности деревообрабатывающих процессов. Появление системы Maestro Suite подвело некий итог полувековым изысканиям и достижениям в компьютерных технологиях, накоплению огромных массивов данных и опыта в деревообработке. Система вобрала в себя все разработки компании по программному обеспечению. Получился софт «все-в-одном»: Maestro CNC (ПО для обрабатывающих центров), Maestro Beam&wall (системы для пильного оборудования), Maestro Сut и Maestro Ottimo cut (ПО для управления и оптимизации раскроя), Maestro Рro edge (софт для кромкооблицовки), Maestro Pro sand (ПО для шлифовальных станков), Maestro 4-side (ПО для 4-сторонних продольно-фрезерных станков), Maestro Watch (линейный контроль всего производственного процесса), Maestro Store (контроль складских и логистических операций в реальном времени), Maestro Xplore (графическая 3D-имитация производственных процессов) и как вишенка на торте чудо-очки Maestro Smartech.







Один из руководителей проекта Maestro Smarttech Валерио Пераццини поделился подробностями работы этой системы: «Если коротко, то можно сказать, что технология построена на дополнении текущей реальности виртуальной с помощью мониторов, встроенных в линзы очков: тем самым к визуальной информации добавляются цифровые данные. Очки называются Smart Glasses ("умные очки"), в их оправу интегрированы фото- и видеокамеры, система регистрации данных, микрофон, разъем для подключения наушников, инфракрасный сенсор для дистанционного управления и несколько функциональных кнопок для мануального управления.

Оператор или механик на производстве, надев это устройство, может рассматривать оборудование, одновременно транслируя изображение эксперту в удаленный технический центр, а эксперт, в свою очередь, может давать команды (например, "выделить этот узел", "увеличить эту часть", "посмотреть с такого ракурса", "обратить внимание на агрегат с таким-то номером") и, используя огромную электронную библиотеку компании, быстро находить принципиальные схемы, применять их в диалоге с коллегой, находящимся у станка. Существует возможность общения как с помощью компьютерной клавиатуры (чат), так и с помощью голосовой связи. Минимальные требования по пропускной способности интернет-канала для полноценной работы устройства - 500 Кбит в секунду.

Эксперт может отправить оператору pdf-файл, обозначив на рисунке зону или участок, на которые следует обратить внимание. Если работник, находящийся у станка, не понял, что от него требуется, ему можно отправить фото, сделанное с помощью камеры "умных очков" и отметить на нем проблемное место. Огромный плюс "умных очков" в том, что руки оператора остаются свободными для работы.

Стратегия продвижения этой разработки проста: мы собираем самых лучших специалистов в головном центре компании, а механики и операторы на местах, не достигшие еще высокого уровня мастерства и знаний, теперь могут легко и просто получить консультацию, помощь и поддержку более опытных коллег. Условно говоря, мозг в офисе, руки на производстве.

Понятно, какую гамму возможностей открывает подобное взаимодействие, например, при устранении поломки или плановом ремонте: нет необходимости приглашать на завод технического специалиста из головного офиса SCM или филиала (что требует дополнительных расходов и времени на ожидание!), намного сокращается период выявления проблем и принятия решений, оперативно оформляется заказ необходимых запчастей и комплектующих. Не стоит недооценивать и фактор сопричастности, суть которого отражает известная пословица: "Одна голова хорошо, а две - лучше". В результате грозящие серьезными убытками простои оборудования сокращаются до объективно необходимого минимума, а упреждающий анализ работоспособности техники может вообще свести этот риск к нулю.

Вторая задача, которую помогает решить система, - общение по всем текущим вопросам с одними из лучших экспертов компании позволит работникам заводов постоянно повышать свой профессиональный уровень, получать новые знания и навыки. То есть мы, по сути, растим инженеров клиента, что тоже ведет к экономии его средств, но что еще более важно - времени.

Важно понимать, что Maestro Smarttech - это составная часть глобального проекта Maestro, в рамках которого мы планируем с помощью софта Maestro Data Link осуществлять сбор всей технической информации с действующих производств, на которых эксплуатируется оборудование SCM, ее аккумулирование в системе, получение статистических данных и результатов аналитики, на основании которых можно выстраивать оптимальные режимы работы, обслуживания оборудования и т. п.

Система Maestro - наш ответ требованию времени, совокупность всех разработок SCM в области цифровых технологий, программного обеспечения и компьютерного оснащения станков. Дигитализация производства - общая тенденция развития рынка, и мы стараемся двигаться в ее русле, не отставая от других производителей и стремясь опередить их.

Каково будущее этого продукта? Прежде всего развитие этой технологии приведет к повышению ее доступности, удешевлению комплекта Maestro Smarttech. Использование данных, получаемых от ЧПУ станков, формирование на их основе единой информационной системы MRP выведет развитие технологии на новый уровень, позволит оптимизировать использование материалов, энергии и других ресурсов.

Сегодня стоимость комплекта "умных очков" (сами очки, наушники, пульт ДУ), тренинг-обучения и однодневного визита техника SCM на предприятие - около 7 тыс. евро, к тому же отдельно нужно оплатить подключение по специальному каналу к базе данных компании и ежегодное абонентское обслуживание системы (2,8 тыс. евро). Это дорого, но только на первый взгляд. Любой рачительный хозяин понимает, что потеря даже одного дня по причине простоя производственной линии гораздо дороже. Сейчас Maestro Smarttech тестируется на нескольких предприятиях в Италии, с марта 2018 года начинается ее освоение дилерами компании, а к лету система будет доступна клиентам компании».

Новинки железные

Нацеленность компании на внедрение цифровых технологий переднего края и виртуализацию процессов совсем не означает, что конструкторская мысль дремлет в отношении основной компетенции SCM - производства деревообрабатывающего (и не только) оборудования. Напротив, каждое значимое событие в отрасли инженеры компании встречают очередными новинками. Не стали исключением и январские SCM Digital Days.

Комментирует директор по продажам российского офиса SCM Михаил Зайцев: «Очень интересная новинка - станок Morbidelli M220, мы его нигде не показывали, это мировая премьера. Деревообработчикам была хорошо известна машина Author 200, с течением времени эта весьма популярная модель была усовершенствована; дополнительная сверлильная головка, которой оснащен станок, позволяет одновременно обрабатывать две детали. Ранее подобная концепция была реализована в сверлильных станках, что обеспечило возможность одновременно обрабатывать зеркально две сложенные вместе заготовки. Но детали было неудобно фрезеровать, а конструкция обрабатывающего центра позволяет решить эту проблему. Вакуумный захват удерживает заготовки и обеспечивает возможность двумя сверлильными головами обрабатывать их как зеркально, так и независимо друг от друга. Таким образом, производительность сверления увеличивается в два раза. Оснащение дополнительным сверлильным агрегатом повысило стоимость станка примерно на 7%, что в сравнении с двукратным приростом производительности несущественно».

Еще одна новинка компании - индустриальная сенсорная операционная панель Eye-M - имеет отношение как к «железу», так и к передовым компьютерным технологиям. Это универсальный инструмент для полноценного общения человека с «умными» машинами на производстве. Подобными дисплеями с этого года будут оснащаться все станки SCM, что приведет к максимальной унификации оборудования, а значит, и удобству работы с ним. А сколько достоинств! Яркий full HD-дисплей с диагональю 21,5 дюйма, объем памяти до 320 гигабайт, два интегрированных порта - GB LAN и USB, возможность работать десятью пальцами рук (multi-touch), защита от любых производственных угроз (вибрации, пыли, перепадов температуры, напряжения и т. п.), безвентиляторное охлаждение, низкое энергопотребление, полная совместимость с любым ПО компании без необходимости апгрейдов, 7-летняя гарантия и техническое обслуживание производителя.

Завод по соседству







Было бы досадным упущением, оказавшись в штаб-квартире SCM, не посетить завод компании, который отделяет от корпуса Технологического центра лишь одна небольшая дверь. Я попросил организовать для меня небольшую экскурсию по цехам, моим гидом стал Михаил Зайцев.

- Мы находимся в историческом месте. Именно с этой производственной площадки начиналось когда-то производство, сегодня выросшее до группы компаний. На предприятии организована конвейерная сборка. Выпускаемые здесь станки относятся к так называемой стандартной программе предприятия, то есть это стандартная комплектация. Если изготавливается какая-то специальная версия машины, то сборка идет на отдельных островных участках по соседству с тестовой зоной, где ведутся приемка и сдача готовых станков (в том числе и стандартных) представителю заказчика.

- Пройдем последовательно по технологической цепочке?

- В ее начале на первую рабочую станцию поступает металлическая станина, готовая для промышленной сборки: она полностью сварена и окрашена, фрезерованы посадочные места под устанавливаемые направляющие и прочие навесные элементы. На следующем участке станина оснащается основными механическими частями будущего станка, далее она поступает на конвейер, где начинается постепенная «навеска» на основу машины разных агрегатов: сверлильных головок, траверсов, фрезерных узлов, вакуумных столов и других. К концу линии машина собрана и передается на участок тестирования. Станок подключается к электросети и в непрерывном (круглосуточно) автоматическом режиме проходит имитацию полноценного производственного процесса. Некоторые тесты занимают несколько дней, в первую очередь это касается пятиосевых головок - для такого сложного оборудования необходимо довольно много проверочных и настроечных тестов.

Еще одна зона на периферии цеха выделена для сборки скоростных автоматических линий System 1, которые используются на оконных производствах. Для них организована отдельная площадка для тестирования и приемки клиентами. За этой зоной находится участок прототипов, куда нет доступа ни гостям, ни большинству работников предприятия. В этой секретной зоне работает команда инженеров, которые не общаются с персоналом завода и даже входят в здание через отдельный вход. Мы храним свои коммерческие тайны и промышленные секреты.

Но вернемся к основному сборочному конвейеру. Мы выпускаем здесь обрабатывающие центры двух типов: с траверсами (для обработки деталей окон, лестниц, дверей) и с алюминиевыми столами (для обработки по технологии нестинга).

На каждой рабочей станции можно видеть технологическую карту, с которой работник сверяется при монтаже деталей на станину. На предприятии реализована «тойотовская» система управления: вся информация с производственных участков собирается на головном компьютере, и начальник цеха со своего рабочего места в цехе может следить за производственными показателями. Под потолком находятся своеобразные светофоры. Зеленый свет говорит о том, что процессы на всех участках идут в плановом режиме, желтый предупреждает о возможном отставании от графика, тогда на участках оперативно реагируют, чтобы ликвидировать отставание. За все время работы здесь я пару раз видел желтый сигнал, а красный не видел никогда.

- Насколько самодостаточно производство SCM, велика ли зависимость от поставщиков комплектующих?

- В 2011 году была реализована концепция компании, ориентированной на максимальную самостоятельность и независимость от сторонних фирм. Планомерное развитие в этом направлении завершилось строительством и вводом в строй завода компонентов в соседнем городке Вилла Веруккьо, где делают все основные «исходники» (которые впоследствии превращаются здесь в готовые станки), оттуда они отправляются на основной склад завода в Римини. Электрошпиндели поступают с завода Hiteco, входящего в группу SCM. Степень локализации достигает 80%. Мы не производим пневмокомпоненты, подшипники и некоторые электрокомпоненты. Также мы сами не экструдируем алюминий, но обрабатываем заготовки и листовую сталь.

- Сколько изделий в год выпускает завод?

- Если образно, то производительность завода полтора центра в день, то есть в среднем 380 машин в год. За 2017 год выпуск обрабатывающих центров, которые собирают здесь, вырос на 100%. В этом году ожидаем еще большего объема заказов. Для того чтобы своевременно реагировать на рост заказов, была организована четвертая сборочная линия в дополнение к действовавшим трем. Располагавшееся ранее на ее месте производство сверлильных станков перенесено на площадку в Вилла Веруккьо, там же выпускают шлифовальные станки, пильные центры, прессовое оборудование и классические станки. В Римини теперь собирают только обрабатывающие центры и четырехсторонние станки, в отдельную линию выделена сборка станков так называемого начального уровня - они проще, менее производительные, но делаются из тех же компонентов и характеризуются тем же качеством исполнения, что и их «старшие братья» из индустриальных серий. Поэтому такие станки до сих пор остаются самой востребованной продукцией SCM.

Хочу подчеркнуть: SCM - единственная фирма в отрасли, которая не перенесла ни одно свое производство за пределы страны, все операции выполняются в Италии, как и полвека назад. Это касается даже самых простых классических станков MiniMax - да, они выпускаются на заводе, расположенном юридически в другом государстве - Сан-Марино, но фактически в 10 км от фабрики SCM Villa Verucchio.

В соседнем со сборочным цехом здании расположен литейный цех, где отливаются из чугуна необходимые части станков. Причем на нужды компании литейка работает всего на 20%, остальное - аутсорсинг других компаний, среди которых известнейшие Iveco и Feretti (номер один в мире по выпуску катеров и лодок, своего рода «Феррари» в своей отрасли).

На заводе компонентов также есть своя литейка, а кроме того, мощный цех металлообработки, где установлено несколько металлообрабатывающих и сварочных центров, режущее и сверлильное оборудование, позволяющее изготавливать все необходимые металлические части будущих машин.

- Каков примерный срок исполнения заказа?

- Сейчас он вынужденно увеличен, даже с учетом расширения производства спрос на станки настолько высокий, что еще год назад период ожидания стандартного станка был около трех месяцев, а в 2017 году мы увеличили его почти на месяц. А если говорить о специальных станках, то там и вовсе полгода. Учитывая ситуацию, мы сейчас наращиваем складские запасы станков в России для обеспечения быстрой поставки стандартных моделей.

Что дальше?

По статистике организаторов, штаб-квартиру SCM в Римини на излете января посетили более 2500 гостей из всех уголков Европы, а также из стран Азии, Ближнего Востока и Южной Америки.

«Digital Days дали посетителям прекрасную возможность оценить увиденные собственными глазами достоинства Maestro Digital Systems, - считает Луиджи Де Вито, директор по маркетингу и продажам подразделения деревообработки. - SCM предлагает станки и технические решения для воплощения прогрессивных идей в русле всех текущих и будущих тенденций развития отрасли, реализации творческих задумок, для того чтобы они стали всеобщим достоянием».

В мае в Италии пройдет главная выставка деревообработчиков - миланская Xylexpo, в которой SCM примет деятельное участие (недаром директор выставки Дарио Корбетта приехал в Технологический центр с презентацией будущего мероприятия). Стоит ли сомневаться, что машиностроители преподнесут рынку новые впечатляющие открытия и разработки?! А домашнюю выставку специалисты компании из приморского Римини, родного и любимого города великого Феллини, считают генеральной репетицией миланской. Ждать осталось недолго.

Редакция журнала «ЛесПромИнформ» благодарит специалистов компании SCM за приглашение и помощь в подготовке материала.

Максим ПИРУС