Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Volvo CE совершает прорыв в технологиях погрузки на лесосплаве

Обширная территория Архангельской области под историческим названием Поморье известна труднодоступностью своих районов: до многих из них по суше просто не добраться. Самый выгодный и удобный способ транспортировки заготавливаемой в этих местах древесины – это лесосплав, который существует здесь примерно столько же, сколько и сама заготовка. Уникальное предприятие «Архсплав» ведет свою деятельность на берегах Северной Двины, осуществляя транспортировку леса даже из самых отдаленных районов родного края.







Компания начала работу в 2006 году, когда речная лесологистика переживала не самые лучшие времена: лесосплавное оборудование было полностью изношено, речная техника не обновлялась, а себестоимость погрузки плавкранами постоянно росла. В этот непростой момент в «Архсплаве» было принято решение возродить сплав с применением современных технологий. Труднодоступность районов Поморья диктует своеобразные условия работы, и техника Volvo CE прошла адаптацию в соответствии с новыми идеями организации рабочих процессов. Эффект от внедрения был колоссальным.

«Для погрузки леса мы использовали переоборудованный нами экскаватор Volvo EC250, – рассказывает учредитель компании “Архсплав” Александр Федулов. – Мы решили заменить и плавкраны, сами разработали стрелу, которая устанавливалась на экскаватор Volvo. Я участвовал в конструировании с самого начала. Первая версия стрелы работает уже третий год».

По замыслу специалистов «Архсплава», 17-метровая стрела с лесным грейфером должна была справиться с погрузкой леса с необорудованного берега, а также позволить снизить риск работы на зыбких и опасных участках. Компания работает на технике Volvo CE с 2006 года, поэтому операторам было несложно научиться управлять модернизированными машинами. «А как управлять грейфером? Сначала было сложно подобрать лес, плотно взять его. Бралось или мало или слишком много, или он выпадал, или его приходилось выравнивать. Но, пусть и методом проб и ошибок, все же удалось довести до ума алгоритм погрузки», – описывает свои ощущения первый оператор переоборудованного экскаватора Сергей Лукин.

Главное, на что обращают внимание специалисты «Архсплава» – в конструктиве техники Volvo CE заложены возможности для инноваций и обучения. Эти машины позволяют приспособить их под конкретные нужды, использовать для решения специфических задач. «Претензий к качеству машин нет. Надежность высокая: когда зимой пиковая нагрузка доходила до 4000 кубометров в сутки, они справлялись, – комментирует полевые испытания погрузчика и модернизированного экскаватора Александр Федулов. – Думаю, мы даже сейчас еще не знаем, каков предел у этой техники».

Переоборудованная техника Volvo CE позволила совершить настоящий прорыв в технологии погрузки: сократить ее продолжительность и снизить себестоимость настолько, что сегодня специалисты говорят о второй молодости лесосплава. «Экскаватор заменил плавкран, что обеспечило снижение себестоимости погрузки в пять раз. Простой автомобилей на погрузке и разгрузке сократился до минимума. Если до использования модернизированного экскаватора сортиментовозы обычно делали два рейса в смену, то теперь число рейсов выросло до восьми. Повышение интенсивности работы сортиментовозов в свою очередь повлекло за собой изменения в работе дорожной службы, которая стала уделять качеству дорог больше внимания. Была систематизирована работа леспромхоза. Можно сказать, что вырос уровень культуры производства», – отмечает Александр Федулов.

В планах предприятия «Архсплав» – внедрение в практику работы еще большего числа технологических новинок, и техника Volvo должна стать главным движущим фактором этого проекта. Вместо громоздких плавкранов по берегам Северной Двины все чаще будут встречаться быстрые и мощные экскаваторы и погрузчики, заложившие новые речные традиции края. Начало уже положено. У компании «Архсплав» появился своеобразный культурно-хозяйственный уклад, а техника Volvo, выдержав испытания в суровых северных условиях, обрела особый, поморский, характер.