Партнеры журнала:

События ЛПК

Finnmetko-2018: глобальная локализация

Похоже, главная лесная выставка Финляндии решила потягаться со шведской Elmia Wood 2017 не только по охвату отраслевых тематик, но и качеству погоды – стендистов и посетителей то и дело поливал по-осеннему прохладный дождичек. Впрочем, это нисколько не испортило ни настроения участников и посетителей, ни программу мероприятий «под открытым небом», которых в период с 30 августа по 1 сентября 2018 года в лесопарке Мюллюмяки неподалеку от городка Ямся прошло немало.

В рамках выставки между собой состязались водители лесовозов и машинисты погрузчиков, операторы форвардеров и экскаваторов. Мужчины и женщины. Участники национальных чемпионатов и гости из-за рубежа. Своеобразным соревнованием является и выставка сама по себе: здесь каждый старается представить все лучшее, что у него имеется и что он может делать, в самом выгодном свете. А мы для того и приехали в Ямся, преодолев на пути сюда половину территории Финляндии, чтобы из первых уст узнать обо всем новом, что происходит и будет происходить в лесной промышленности.

Мы – это представители редакции журнала «ЛесПромИнформ» и еще 34 700 посетителей, которые побывали на выставочных площадях FinnMETKO за четыре дня – именно столько «намерили» ее организаторы.

Приведу и другие значимые данные статистики: в выставке приняли участие более 400 компаний, общая площадь экспозиции составила более 300 га, включая крытые павильоны, открытые площадки, зоны тест-драйвов и карьер Каакколампи в полукилометре от основной территории, где в работе демонстрировалась земельная и дорожно-строительная техника, а также многочисленные измельчители и дробители.

Первой, замеченной прямо от входа и весьма неожиданной метаморфозой выставочной структуры (могу только гадать, почему так произошло) оказалось перемещение известных компаний с привычных, «насиженных» мест: так, стенд Logset «уехал» на периферию выставки с центральной площадки, а создателям малой лесной машинерии Malwa и вовсе не повезло – крохотный пятачок земли с парой небольших машин на нем очутился в тылу огромного демо-участка, где проходили показательные выступления могучих черно-желтых «зверей» Ponsse.

Но главное, что удивило на выставке – это ее отчетливая, почти нарочитая локальность. В то время, когда другие отраслевые мероприятия лезут из кожи вон, чтобы стать (или прослыть) международными, здесь все ориентировано на местного конечного пользователя – то есть почти стопроцентный B2C и почти все сопровождающее оформление – таблички, указатели, вывески... – на финском. Не припомню такого, чтобы на стенде машиностроительной компании было не найти ни рекламных материалов на английском языке, ни даже людей, способных рассказать на нем о своей продукции (разумеется, «монстров» индустрии в расчет не берем).

Кроме того, заметно уменьшилось число малых компаний-участниц, которых всегда было в избытке на лесных аллейках FinnMETKO. А многие производители покрупнее предлагали в качестве основной «заманухи» технику легкого и среднего классов, предназначенную никак не для серьезных работ, а для уходов, прореживания, выборочных рубок.

Объяснения этому есть и их сразу несколько. Во-первых, для большинства финских и шведских лесов в том виде, как они выглядят сегодня, тяжелые машины и сплошные рубки – это ненужное расточительство средств. А во-вторых, представители финской Ассоциации лесозаготовительных подрядчиков с невеселым удивлением рассказывали, что растущие инвестиции в ЛПК не приносят ожидаемого развития и роста прибылей. Отдельные предприятия испытывают проблемы с заказами и персоналом, и в то же время работники отрасли сигнализируют о возникающих сложностях с трудоустройством – эту ситуацию отмечают до 70% подрядных организаций. Отсюда вывод: не до жиру – решать проблемы внутри страны важнее, чем претендовать на всемирную славу. Видимо, этим и вызвана переориентация подходов экспонентов к выставке.

За редким исключением стенды не баловали новинками – уместно говорить скорее об усовершенствованиях и «доводках» оборудования, информационных систем, сервиса, нежели о каких-то прорывных технологиях и ярких новых «звездах». То есть в общем и целом обстановку можно назвать рабочей, нацеленной на получение конкретных результатов от реализации тех или иных разработок.

И еще. Приходится признать, что «усиления роли биоэнергетической индустрии», которое уже не впервые анонсируется организаторами, опять не случилось (хотя «Энергия из биомассы» заявлена в числе основных тем мероприятия): как было представлено несколько дровоколов на прошлой FinnMETKO, так ничего к ним в этом году особенно и не прибавилось. Самыми интересными в этой области показались котлы-бойлеры на биомассе от компании GlenFarrow и миниатюрные бытовые котлы Hargasser. Отметим, саун и бассейнов с подогревом в экспозиции было представлено многократно больше и толпы увлеченных посетителей вокруг них собирались куда охотней. Как и в парник с зеленеющими огурцами или около разбросанных там и сям ретро-машин. Это, конечно, если вы не поклонник шотландской волынки; а если да – тогда вам на стенд Clarks Trucks, где суровая дама в килте решительно выводила Scotland the Brave и Amazing Grace...

А теперь немного подробнее о том, что нам на выставке удалось увидеть и с кем поговорить.

Крупнейшее торгово-выставочное мероприятие в лесозаготовительной отрасли Финляндии – выставка FinnMETKO – существует с 1987 года и проводится раз в два года. В нынешнем году она прошла в 17-й раз. Расстояние выставочной площадки от крупных городов Финляндии: от Хельсинки – 250 км, от Тампере – 90 км, от Ювяскюля – 50 км. Организаторы мероприятия – Finnmetko Oy при поддержке Trade Association of Finnish Forestry and Earth Moving Contractors и Keski-Suomen Koneyrittäjät ry. Следующая выставка состоится 3–5 сентября 2020 года в Ямся.

Nokian Tyres

Компания со 120-летней историей, Nokian Tyres представила на FinnMETKO рекордное число новых продуктов, да притом сделала это чрезвычайно эффектно: шины выстроились по ранжиру длинным коридором, шины обрамляли стенд, в них «обули» могучие трактора и даже... бронетранспортер Patria AMV.

Посреди экспозиционной площадки была установлена грозная боевая машина, рядом с которой замер, насупившись от осознания собственной важности, воин в камуфляже. А над его головой, вскрикивая от возбуждения, раскачивались на натянутых между деревьями тросах ребятишки в ярких шлемах, для которых хозяева экспозиционной площадки устроили самый настоящий тайпарк, в котором надо было перемещаться от одной шины к другой. Шины были Nokian, разумеется.

Помимо всей этой увлекательной анимации, наше внимание привлекли прежде всего Nokian Tractor King – в полном соответствии с названием «королевские» шины для самых тяжелых машин, используемых на лесозаготовительных и дорожно-строительных работах на сложнейших рельефах. Высочайшая прочность и износостойкость, усиленный каркас (со стальными брекерами, дополнительными кордовыми слоями и армированными боковыми стенками, что обеспечивает надежную защиту шин от порезов и проколов), новый рисунок протектора и оптимальное сцепление – это все про Tractor King. Они обеспечивают плавность хода даже на высокой скорости движения машин. Эффективность кромок сцепления у «королевских» на 50% выше по сравнению c традиционными грунтозацепами. Грузоподъемность – 320 кПа.

Новый модельный ряд шин для грузовиков Nokian R-Truck подойдет для передвижения и по скоростному хайвэю и по чавкающему влагой бездорожью (что сразу должно привлечь внимание российского лесозаготовителя, не так ли?). Открытый рисунок и широкие канавки в протекторах обеспечивают самоочистку шин на мягких поверхностях, будь то грязь на лесной дороге, песок, гравий или снег. Шины устойчивы к порезам и трещинам, характеризуются равномерностью износа и низким нагревом. Ненаправленный рисунок протектора обеспечивает снижение уровня шума при езде и сопротивление качению. В линейке Nokian R-Truck три модели: R-Truck Steer, R-Truck Drive и R-Truck Trailer. Все шины обеспечены сертификатом, свидетельствующим о том, что их можно эксплуатировать в зимнее время.

Невозможно даже бегло рассказать обо всех многочисленных новинках от Nokian Tyres, упомянем только еще одну, получившую название Nokian MPT Agile 2. Премь­ера этих шин состоялась именно здесь, на FinnMETKO – и именно эти вседорожные шины украсили колеса бронированного Patria AMV. Как утверждают сотрудники компании, разработка велась совместно с финскими военными и под их жестким контролем.

Oy Sisu Auto AB

О новинках компании Oy Sisu Auto Ab рассказал ее торговый представитель Томи Тиканмяки: «Нужно понимать, что машины SISU – не массовый продукт. Они относятся к премиум-сегменту специализированной техники. Завод выпускает всего 150 машин в год, и компания ни в коем случае не стремится стать конкурентом для кого-либо из крупных и известных европейских фирм, наша ниша – это индивидуальные проекты, реализуемые тогда, когда клиента не удовлетворяют стандартные решения, предлагаемые другими машиностроителями. Там, где технике предстоит работать в тяжелых условиях, там, где владелец этой техники строит планы не на три, а на восемь-десять лет вперед, техника SISU будет востребована; да, она довольно дорогая, но, безусловно, стоит своих денег.

Общеизвестно, что очень важно обеспечить не только высокотехнологичное производство машин, но и их постпродажное обслуживание, особенно это важно для такой специализированной техники, как наша. Благодаря тому, что у техники SISU компонентная база производства компании Daimler AG – кабина, двигатель, в отдельных случаях коробка передач, система впуска и выпуска, электрическая система и электроника, клиент SISU в России может быть обслужен у любого дилера Daimler.

Самые значимые новинки нашего стенда на FinnMETKO – гибридные грузовые автомобили Polar. Гибридная силовая установка состоит из 15,6-литрового дизельного двигателя Daimler (мощность – 625 л. с.) и электромотора финского производства мощностью около 300 л. с. Исходя из этих характеристик, модель получила маркировку «900+». Это самая мощная силовая установка на грузовиках, серийно выпускаемых в Европе. Все очень компактно смонтировано, блок конденсаторов установлен за кабиной, это очень правильно с точки зрения как удобства, так и аэродинамики – площадь на раме в спецтехнике всегда ограничена, инженеры-разработчики учли этот момент. Система управления электродвигателем интегрирована в рукоятку переключения передач (на машине используется надежная 12-ступенчатая несинхронизированная коробка передач). Водитель может легко использовать дополнительную мощность, которая требуется, например, для подъема по склону, ускорения или маневрирования.

Также электромотор можно использовать для замедления движения, что очень важно для сбережения элементов тормозной системы. Не будем забывать и о снижении выбросов CO2, что достигается с помощью гибридной установки. Уникальна и рама грузовиков SISU. Используется лонжерон высотой 460 мм, не требующий надрамников. Коники лесовозные крепятся прямо на раму, больше никто из производителей техники так не делает. Интерес к этой системе и этим машинам очень велик. Все лесовозы-гибриды SISU Polar Timber, которые демонстрировались на нашей площадке на FinnMETKO, уже проданы клиентам и есть заказ на пять новых машин. SISU принципиально не изготавливает машины на склад – только под конкретный заказ конкретного клиента. Наша техника – в буквальном смысле штучный товар.

Таков вообще особый подход к бизнесу и философия компании. Из штата сотрудников компании (около 125 человек) примерно треть составляют инженеры-конструкторы, что свидетельствует о сосредоточенности на инженерии, решении сложных задач, поступающих от клиентов. Гибкость и кастомизация под определенные задачи – максимальные. На крупных конвейерных предприятиях подобное нельзя себе представить – счет идет на секунды, а наша машина может собираться две-три недели, но зато сразу будет готова к любым испытаниям. SISU тем и отличается от других компаний, что может себе позволить изготавливать уникальную продукцию с прицелом на будущее. Это работа на опережение«.

EcoLog

Центральное место на стенде шведской компании EcoLog заняли шестиколесный харвестер 550 T-Pro и форвардер 574-й модели, о которых рассказал директор по экспортным операциям Микко Лаурила. По его словам, появление нового EcoLog 550 T-Pro стало логическим развитием линейки сортиментных машин, нацеленным на достижение максимальной продуктивности заготовки. Харвестер идеален для прореживания, отличается превосходной устойчивостью и комфортом управления.

Мощный кран (220 кНм), новый двигатель Volvo Penta D8 мощностью 160 кВт/218 л. с. и поворотная операторская кабина с обзором на 350° – отличительные черты 550 T-Pro. Производство форвардеров Eco Log 574E началось в 2017 году, за прошедшее время машина обрела заслуженную популярность у пользователей – ведь именно удобство работы на этой технике было поставлено во главу угла при разработке модели: просторная улучшенная кабина с повышенной обзорностью, обновленная система управления, высококонтрастный 7-дюймовый дисплей бортового компьютера, легкий доступ к основным узлам машины для обслуживания и замены комплектующих.

Машина оснащена двигателем D8 (мощность – 252 л. с.) производства компании Volvo Penta, характеризующимся высокой производительностью, надежностью, топливной экономичностью и низкими выбросами.

Nisula Forest Oy

Незаслуженно малоизвестная в России машиностроительная фирма Nisula Forest Oy (пожалуй, это самый «местный» из участников выставки – завод располагается в том же муниципалитете Ямся в Западной Финляндии, который предоставил площади для FinnMETKO) когда-то начинала свою деятельность с коллаборации с Ponssе, а в этом году громко отметила 40-летие: прямо на территории экспозиции был организован концерт с участием звезды финской поп-музыки Лауры Воутилайнен, несколько раз представлявшей страну на конкурсе «Евровидение». Впрочем, круглую дату встретили не только с песнями, но и с новинками: харвестерной головкой Nisula 755X и шестиколесным харвестером Nisula N5.

При разработке харвестера ставка делалась на простоту, надежность и высокую производительность в сочетании с сокращением издержек. «Чрезмерные инвестиции в технику для прореживания просто неразумны», – постановили инженеры компании.

Мощная сварная рама и высокий дорожный просвет позволяют эффективно работать даже на самых сложных участках. Максимальная скорость движения составляет 40 км/ч. Машина N5 оснащена надежным двигателем Agco Power 4.9 AWF STAGE4 с низким расходом топлива. Для работы на N5 подходят харвестерные агрегаты Nisula 425C (масса – 425 кг), 425H (410 кг), 500C (650 кг), 500H (640 кг) и 285E+ (330 кг).

В отлично шумоизолированной кабине все предусмотрено для комфортной работы и вместе с тем здесь нет ничего лишнего, что отвлекало бы оператора от дела. Панорамное остекление обеспечивает круговой обзор, эргономичные органы управления позволяют управлять машиной без ненужных движений и затрат сил оператора. В стандартную комплектацию входят высококачественное аудиооборудование и Bluetooth для мобильного телефона.

Rottne Industri AB

Шведская компания Rottne Industri AB в этом году отметила 50-летие выхода в свет своего первого харвестера Blondin (основатель компании Бёрйе Карлссон впервые представил его в 1968 году на выставке Elmia в г. Йончеппинг), завоевавшего огромную популярность: модель выпускалась в течение 20 лет, по всему миру продано 2100 этих компактных и надежных машин. Появление названия модели связано с забавной историей:

у машины не было имени еще на пути в Йончеппинг, однако встретив на выставке прямого конкурента – машину Ларса Брюна Bruunett («брюнет», обыгрывающий фамилию создателя – прим. авт.), новинку тут же было решено окрестить «Блондином». Надо ли говорить, что тем самым машиностроители немало понаделали шума? Однако шутники и на этом не остановились. Последовавшая за премьерой рекламная компания была столь же удачной, сколько и рискованной, на грани фола: «Займись этим в лесу с Блондином» (Do it in the forest with a Blondin), – гласил слоган на представляющих машину плакатах...

В числе новинок Rottne, которые были представлены на стенде компании на выставке FinnMETKO-2018, следует назвать харвестер H8D, пришедший на смену классической модели H8 – его мировая премьера состоялась год назад, а теперь и посетители главной финской лесной выставки могли оценить его. Это высокоэффективная и маневренная четырехколесная машина для рубок прореживания и ухода, обладающая рядом уникальных характеристик. Узкое шасси из двух частей с шарнирным соединением обеспечивает точное позиционирование и повышенную проходимость как на открытом пространстве, так и в сложных условиях местности.

В числе достоинств харвестера создатели также отмечают чрезвычайную легкость управления машиной. Для харвестера была разработана новая трансмиссия, позволяющая сократить расход топлива и уменьшить давление шасси на грунт, минимизируя его повреждения. Вместо привычного гидростатического привода с коробкой передач трансмиссия снабжена гидравлическим двигателем в каждой ступице колеса в сочетании с контролем тяги. Четыре рычага колес оснащены маятниковым выносом, который обеспечивает выравнивание при наклоне в продольном и боковом направлениях, а также больший дорожный просвет на каменистой и пересеченной местности. Новая кабина просторна и удобна для работы оператора, а ее оснащение и дизайн превосходят уровень антуража космических боевиков Голливуда.

Под капотом H8D установлен мощный дизельный двигатель PowerTech поколения Tier 4 производства компании John Deere, соответствующий всем европейским требованиям по вредным выбросам и экологической безопасности.

В числе других «плюсов» харвестера: пониженный уровень шума, новая система охлаждения масла, увеличенный объем топливного бака (здесь он один вместо двух, как на H8), усиленная стрела манипулятора, электропривод системы балансировки кабины и крышки капота и т. п. Машина комплектуется харвестерным агрегатом EGS406.

В пару к харвестеру H8D в новой версии выпущен форвардер Rottne F10D – он более узкий, чем предыдущая версия: его ширина всего 2400 мм (у ранее изготавливавшихся машин – 2580 мм), и может легко маневрировать на делянках, где проводится прореживание. Российские лесозаготовители наверняка обратили внимание на один из средних форвардеров, F15D, который также был представлен на FinnMETKO-2018. Особенностью этой машины является то, что она оснащена двигателем Tier 2 (8,5-литровый мотор Volvo Penta), что позволяет без проблем эксплуатировать форвардер в России и некоторых других странах.

Новый мотор (5-го поколения) устанавливается на 8-колесный харвестер Rottne H11D, а форвардеры Rottne F10 и Rottne F11 оснащаются новым краном-манипулятором RK105 с крутящим моментом 105 кНм, что позволяет повысить подъемную силу на 20% по сравнению с его предшественником – RK85. Еще более мощным стал форвардер Rottne F20D – теперь он оснащен обновленной автоматической трансмиссией с тяговым усилием 27 т (270 кН), у трансмиссии предыдущей версии тяговое усилие равнялось 26 т. Все машины снабжены новой системой дистанционного контроля Rottne Connect, позволяющей удаленно отслеживать работу техники в реальном времени и проводить мониторинг для повышения их производительности.

Logset

О новых машинах и развитии техники Logset рассказали глава отдела разработок (R&D Mechanics and Cabin) Маркус Сторсьё и директор по продажам в России Юха Кирвесниеми.

На площадке компании были представлены: харвестеры Logset 6HP и Logset 8H, а также форвардеры Logset 5F GT и Logset 6F GT, причем последний демонстрировался в работе под вывеской «Тест-драйв кабины с подвеской Smooth Ride». Собственно, на этой системе подвески кабины и был сделан основной акцент в экспозиции.

«Разумеется, все машиностроители стараются проявлять заботу об удобстве работы операторов, тут ничего нового нет; но нашу разработку я считаю исключительно удачной, – сказал г-н Кирвесниеми. – Мне в ней нравится все, начиная от названия (smooth ride – в буквальном переводе с английского „плавная езда“ – прим. авт.), хотя главное, конечно, комфорт, который обеспечивается для оператора: кабина остается в горизонтальном положении, несмотря на наклоны машины. И каким бы неровным не был преодолеваемый форвардером рельеф местности, человек в кабине этого даже не заметит. Любой, кто садился в кресло оператора машины, мог в этом убедиться!».

Подвеска Smooth Ride отличается от других подобных разработок еще и тем, что в ее конструкции нет никаких гидравлических или электронных компонентов.

Плавность движений кабины обеспечивается за счет использования специальной системы, состоящей из четырех пружин и четырех амортизаторов. Форвардер Logset 6F оснащен не только революционной подвеской, но и двигателем, соответствующим всем новым европейским правилам по выбросам в атмосферу.

На примере самой продаваемой модели форвардера в Финляндии – Logset 5F GT – были представлены новые гусеницы увеличенной ширины, которые призваны повысить несущую способность машины на 20% не в ущерб ее управляемости и маневренности.

Не забыли наши собеседники рассказать и о гибридной технологии, компания активно продвигает ее на рынке с помощью мощного харвестера Logset 12H GTE Hybrid, который стал своего рода пионером этого направления в тяжелой спецтехнике и наделал немало шума на прошлогодней Elmia Wood. Гибридная система двигателя позволяет достигать повышенной производительности, но при этом более экономична, чем традиционные силовые установки, что обеспечивает сокращение эксплуатационных затрат на топливо. Благодаря использованию электродвигателя повышаются быстродействие и мощность машины, а о работе в режиме пиковых нагрузок можно вовсе забыть. Но вот о чем забывать не стоит, так это об экологичности техники, которая существенно возрастает за счет потребления электрической энергии, которая не приводит к загрязнению окружающей среды.

Инженерами компании была выполнена модернизация системы управления ТОС 2. Total Operation and Control 2 управляет трансмиссией машин и оптимизирует ее работу. Согласно пожеланиям операторов (на форвардерах система используется уже несколько лет, на харвестеры устанавливается с 2017 года), разработчики сделали систему более доступной и удобной в использовании. Обновлены как базовые, так и расширенные настройки.

Усовершенствована система диагностики ошибок. Создан user-friendly интерфейс: изменения коснулись контекстного меню, графического дизайна системы, цветовой палитры и используемых символов с целью улучшения их восприятия пользователей. Помимо TOC 2, устанавливаемой на базовую машину, харвестеры Logset теперь будут дополнительно оснащаться системой TOC-MD 2 для харвестерной головки, встроенной в систему управления. Все представленные машины в экспозиции машины были оснащены обновленной системой управления TOC 2 и новыми эргономичными пультами управления.

Komatsu

Рассказывает глава филиала ООО «Комацу СНГ» Тимофей Богатенко: «На выставке мы показываем совершенно новый харвестерный агрегат Komatsu С124, он наверняка обретет заслуженную популярность у российских лесозаготовителей. Уникальная конструкция этого агрегата запатентована нашей компанией. Эта головка является, по сути, развитием технологии, реализованной в хорошо известной четырехвальцовой модели Komatsu С144 с 4 гидромоторами, которая отлично зарекомендовала себя в работе на лесных делянках Сибири и северо-западных регионов России. Используя проверенный концепт, наши конструкторы сумели создать агрегат Komatsu C124, который на 200 кг легче своего старшего «собрата» Komatsu C144, благодаря чему Komatsu C124 можно устанавливать и на машины менее тяжелого класса – харвестеры 911, 931 и других моделей. Уверен, в Карелии, Ленинградской и Архангельской областях будут рады появлению этой универсальной головки – быстрой, надежной и универсальной.

Говоря о технике, с которой можно использовать новую головку, следует сказать пару слов и о машине Komatsu 901XC. Легкий и маневренный восьмиколесный харвестер для выборочных рубок, работ на склонах и слабонесущих грунтах был впервые представлен нами год назад на выставке Elmia Wood – и сегодня, производимый серийно, начинает завоевывать популярность в том числе и в России. Машина характеризуется высокой устойчивостью в сочетании с низким давлением на грунт, оберегая его от повреждений. Литеры XC в названии указывают на то, что харвестер относится к модельному ряду Komatsu Forest, специально разработанному для тяжелых условий эксплуатации, Extreme Conditions.

С 1 сентября 2018 года сделано полное обновление нашей знаменитой системы MaxiFleet, которая в России связывает более 70 машин – новый интуитивно понятный и удобный в использовании интерфейс, дополнительные возможности и функции. Интересно отметить в этой связи одну тенденцию последнего времени: если в прошлые годы крупные компании, такие как Metsa и Stora Enso, старались применять на купленной для лесозаготовки технике собственное программное обеспечение, которое с большим или меньшим успехом интегрировали в компьютерную систему машин, то постепенно они начинают переходить на системы управления парком лесозаготовительных машин, предлагаемые производителями (в том числе на нашу MaxiFleet) как значительно более информативную и функциональную.

Внушительный опыт работы в этой сфере и постоянная модернизация ПО с учетом пожеланий клиентов помогают нам наилучшим образом выстраивать систему, позволяющую владельцам бизнеса в реальном времени дистанционно отслеживать все параметры процесса заготовки (теперь, к примеру, добавилась возможность определения породного состава с помощью функции тепловизора).

Что касается положения дел в нашей отрасли в целом, то ситуация вполне позитивная: рынок ЛПК находится в стадии активного роста, продается в том числе все больше сортиментных комплексов. В прошлом году Россия стала самым большим рынком продаж этой техники – более 650 единиц разных производителей, обогнав традиционных лидеров – Швецию (600–650 машин) и Финляндию (примерно 500). Думаю, этот тренд сохранится в ближайшие 7–10 лет и в Россию будет поставляться до 1000 новых лесных машин ежегодно«, – завершил свой рассказ Тимофей Богатенко.

John Deere

Косвенно мысли коллег из Komatsu о растущей значимости электронных контрольно-измерительных и управляющих систем, «облачных» сервисов и т. п. подтвердили новинки концерна John Deere: наряду с традиционной последовательной модернизацией «железа» компания сделала в этом году акцент на программном обеспечении.

Так, посетителям крытого павиль­она на стенде John Deere предлагалось познакомиться с TimberMatic Maps – новым способом визуализации процесса заготовки на лесной делянке. Специальное приложение к ПО с актуальными картами и маршрутами движения машин на участках, где ведется заготовка, позволяют оператору в режиме реального времени отслеживать все детали производственного процесса, повышая слаженность и продуктивность работы сортиментных комплексов. Данные о точном местонахождении заготовленных сортиментов, их размерах, породном составе и т. д. от сенсоров харвестера через GPS-модуль автоматически передаются в систему TimberMatic Maps и становятся доступными для оператора форвардера, который в дальнейшем может легко и быстро выстроить оптимальный маршрут движения и режим работы по сбору сортиментов. Информация постоянно обновляется посредством «облачного» сервиса.

Оператор фиксирует перевезенную древесину как отправленную к месту дальнейшего хранения, и его партнер из следующей смены точно знает, с чего начать свою работу. Нет необходимости в подсчете объемов заготовленного сырья, но при этом ни один ствол дерева не будет оставлен в лесу даже в темноте или под снегом – на картах они отображаются все до единого. Оператор форвардера в приложении может выбрать определенные сортименты на определенной территории или вдоль намеченного пути следования машины – и система покажет ему объем древесины, заготовленной на выбранном участке. Планирование и оптимизация рабочего процесса с помощью электроники становятся очень простым делом.

А TimberManager позволит владельцам бизнеса всегда держать руку на пульсе процессов лесозаготовки – точная и исчерпывающе полная информация о том, как идут дела, поступает на мобильное устройство, позволяя и дистанционно контролировать процессы, и просчитывать все последующие операции. С TimberManager эффективность бизнеса повышается за счет сокращения числа задач. Разу­меется, экспозиция концерна не ограничивалась «умными» системами – добрая дюжина лесных машин ждала на площадке тех гостей, кто хотел хотя бы на время занять удобное кресло оператора харвестера или форвардера.

А чтобы гостям было еще интересней знакомиться с машинами John Deere и программным обеспечением, стенд украсила собою знаменитая финская спортсменка Кайса Мякяряйнен (чемпионка, вице-чемпионка и бронзовый призер чемпионатов мира по биатлону, обладательница трех Кубков мира, двукратная чемпионка Финляндии по лыжным гонкам, многократная чемпионка Суоми по биатлону, четырехкратная чемпионка мира по летнему биатлону и т. д. и т. п.). Любой желающий мог получить открытку или постер с изображением обаятельной и улыбчивой блондинки (правда, не с биатлонной винтовкой, а на фоне форвардера John Deere) и ее автографом.

Сотрудничество именитой спортсменки с не менее именитой компанией продолжается с 2012 года – и Кайса нередко выходит на соревнования с изображением бегущего оленя на майке. Резонов для этого сотрудничества, как минимум, два: во-первых, Мякярайнен постоянно проживает в том же городке Йоенсуу, где выпускаются лесные машины концерна John Deere, а во-вторых, по словам чемпионки, «лесную технику и биатлонистов окружает природа, благосостояние которой так важно для всех; биатлон и лесозаготовка равно требуют настойчивости, силы и умения».

Waratah

Подробностями экспозиции компании WARATAH на выставке FinnMETKO-2018 поделился представитель компании в России Александр Кислухин:

– Наибольший интерес для российских лесопромышленников представляет наша новинка – харвестерная головка H415, которая пришла на смену популярнейшей H480 и которую мы демонстрировали на стенде. Одна из особенностей новой модели – обновленная геометрия рамы и подвижных компонентов, благодаря этому решению обеспечен повышенный ресурс оборудования в сравнении с предшественницей – Н480С. Дизайн Н415 был заимствован у харвестерной головки Н414, которая с успехом продается на рынке с 2010 года и зарекомендовала себя с самой лучшей стороны.

Другая особенность модели – скорость протяжки может автоматически варьироваться от 3 до 7 м/сек с изменением крутящего момента в зависимости от профиля ствола дерева. Головка отлично подойдет для установки на 20–25-тонные экскаваторы, если говорить о колесных харвестерах, то она оптимальна для эксплуатации на машинах класса 18–25 т, например, на 1270G и 1470G (по классификации компании John Deere).

Распределитель нового поколения обеспечивает новому агрегату высокую энергоэффективность за счет применения инновационных гидравлических решений, в результате которых расход топлива базовой машины сокращен.

Выставочный экземпляр – раритет, его наши маркетологи ни в коем случае не позволяют продавать: благодаря серийному номеру 666 агрегат получил «адское» оформление и привлекает к себе огромное внимание. Ну а если без шуток, то с 2015 года мы выпустили и продали уже 800 подобных головок, что красноречиво говорит об их востребованности на рынке. Но в России новации приживаются дольше, чем в других странах, и модель H480 до сих пор остается на российском рынке самой продаваемой, тем не менее, подчеркну: H415 обладает большим потенциалом для того, чтобы занять место лидера!

Еще одна популярная у лесозаготовителей харвестерная головка модели H290 оснащена новыми вальцами. Также у этого агрегата обновлены комплекты защиты – о чем просили наши дилеры, и эти комплекты, которые сначала появились в качестве опции, теперь стали частью базовой комплектации модернизированного агрегата.

Конечно, на довольно небольшой площади стенда мы не могли показать весь ассортимент наших изделий и представили здесь только 11 самых распространенных продуктов. Не привезли на эту выставку, например, харвестерные головки 600-й серии, которые успешно работают в Новой Зеландии, Австралии, Канаде. Эксплуатируются они и в России – большей частью в Сибири и на Дальнем Востоке; что же касается Финляндии, руководством компании было принято решение подождать обновления модельного ряда – и может быть, в следующем году состоится премьера новых агрегатов тяжелой линейки.

Kone Harvesters

Концерн Kone-Ketonen Oy под брендом Kone Harvesters вот уже три десятка лет выпускает довольно бюджетные и весьма добротные харвестерные головки. Они устанавливаются на харвестеры, экскаваторы и даже сельскохозяйственные тракторы и используются, помимо Скандинавии, в таких странах, как Германия, Испания, Великобритания, Япония, США и Канада, Австралия и Новая Зеландия. Модельный ряд из восьми «весовых категорий» (51, 100, 150, 500, 600 и 800) не так давно пополнился моделями Keto Forst Xtreme и Keto-100 Karate.

Эти довольно небольшие агрегаты (весом 300 и 400 кг соответственно) уже успели доказать свою эффективность в лесу. Keto Forst Xtreme, как и другие агрегаты серии Forst, предназначена для прореживания и заготовки энергетической древесины; Keto-100 Karate – универсальна и отлично подойдет как для выборочных, так и для сплошных рубок, может использоваться для заготовки на крутых склонах и даже для загрузки заготовленной древесины на транспорт. На выставке головка Keto-100 Karate демонстрировалась в работе, установленная на харвестере-ветеране Logman 811H.

Malwa Forest AB

На затиснутой в самый дальний уголок выставки площадке свою продукцию представляла маленькая, но гордая фирма Malwa Forest AB родом из Швеции, которая изготавливает маленькие машины для «маленьких» рубок. То есть в сибирской тайге подобный лесной тракторочек было бы странно увидеть, а вот в «культурном» скандинавском лесу, да для уходов – просто милое дело. В финском лесу соседи-скандинавы показали последнее пополнение в модельном ряду компактных машин – харвестер 560H, премьера которого состоялась на ElmiaWood год тому назад. Большой плюс что харвестеров, что форвардеров, что «комбо»-машин Malwa – в универсальности всей ходовой части: фактически для создания техники различного назначения конструкторы использовали один и тот же трактор, меняя его функционал с помощью определенной адаптации к тому или иному виду работ и соответствующего навесного оборудования. Еще немного развития инженерной мысли в этом направлении – и лесозаготовительная техника станет системой легкозаменяемых модулей, на манер авто-«букашек» Smart или конструктора Lego.

Впрочем, все сказанное выше вовсе не означает несерьезного отношения к разработкам Malwa. Шведы из Скене, местечка в получасе езды от Гётебурга, свое дело знают и последовательно воплощают в жизнь идею, изначально заложенную в основу всех их разработок: ширина лесной машины не должна превышать двух метров, конструкция техники должна обеспечивать ей оптимальную подвижность в любом типе древостоя, машина должна наносить минимальный ущерб почве и обеспечивать максимальную эффективности работы. Ну и быть самого высокого качества до последнего винтика, разумеется.

Но вернемся к харвестеру Malwa 560H. При ширине 1,94 м, длине 5 м и высоте неполных 3 м, эта почти игрушечного вида машинка (весит всего 5400 кг), оснащенная харвестерной головкой LogMax 928, запросто пилит 40-сантиметровые стволы деревьев.

Ponsse

А Ponsse – царил! Да не воспримет уважаемый читатель эти слова как рекламу компании, и пусть не обижаются другие достойнейшие машиностроители. Но я просто не знаю, какими еще словами передать свои ощущения от посещения самой внушительной экспозиции на выставке. Было так: лесная «аллея», по сторонам которой расположены импровизированные стенды компаний, упирается в огромные надувные ворота (естественно, желто-черные, в цвета компании), за которыми от машин в этой дву­цветной раскраске просто начинает рябить в глазах. По левую руку – б/у техника, которую хоть сейчас оплачивай и забирай, по правую – десяток современных лесных машин, которые четырежды в день демонстрировали техники в работе под рок-аккомпанемент и комментарии неистощимого на выдумки шоумена-ведущего, в роли которого традиционно выступал продакт-менеджер компании Антти Рясянен.

Дальше дорога обрывается, открывая глазам просторную выставочную площадку с двумя большими шатрами, отдельными выгородками для демонстрации двигателей и симуляторов, сценой для конкурсов и панорамным экраном. По соседству, понятное дело, машины и харвестерные агрегаты, а еще магазин разнооб­разного мерчендайзинга и даже ресторанчик. Толпы людей.

И надо всем этим, подобно знакомому с детства скульптурному орлу на гребне скалы в Крыму, высится застывший на посту «дозорный» – мой давний любимец, инновационный харвестер Scorpion.

Не царство, скажете? А что? Ну хорошо, возможно, мне в свое время следовало читать меньше fantasy, но первое впечатление все же привык считать самым верным. И это я еще не рассказал о вагончиках-бытовках для комфортной жизни операторов на лесных делянках, вагончике-сауне (да-да, был и такой), мобильном складе в микроавтобусе, уголке виртуальной реальности. К выставке был подготовлен целый «букет» новинок. В их числе – скоростной форвардер PONSSE Bison, харвестеры PONSSE Cobra и Fox, самое современное программное обеспечение и системы виртуальной реальности. Новые продукты разработаны в русле новой философии Boost/Save (эффективность и экономичность), подразу­мевающей рост эффективности работы клиентов наряду с сокращением издержек. В этом должны помочь техника, информационные системы, программа обучения и сервис, предоставляемые компанией Ponsse.

Для лучшего представления о том, что происходило на пространстве, которое коллеги из г. Виеремя скромно назвали fairground (игра слов, в прошлом так называлась ярмарочная площадь – прим. авт.) просто перечислю демонстрировавшуюся там технику. На площадке были представлены харвестеры: новый PONSSE Fox с манипулятором C44+ и головкой H6, новый PONSSE Cobra, PONSSE Bear, PONSSE Ergo Active Frame, PONSSE Scorpion, PONSSE ScorpionKing, шестиколесный PONSSE Beaver. Форвардеры: новый PONSSE Bison Active Frame с краном K100M+, PONSSE Buffalo Active Frame, PONSSE Elk, PONSSE BuffaloDual, PONSSE ElephantKing Active Frame, PONSSE Buffalo, PONSSE Wisent и PONSSE BuffaloKing.

И еще. Уходя с площадки после осмотра машин, я познакомился с собачкой Понссе! Точнее, даже с двумя сразу. И пусть ни одна из них не была и не могла быть той самой дворнягой, что дала имя компании, но согласитесь – есть что-то символическое в том, что хозяин выгуливает своих четвероногих друзей не где-нибудь, а в лесу, да еще и на выставке лесной техники, к тому же, на стенде компании, названной в честь пса – и те радостно позируют фотокамере, сидя на гусенице форвардера.

Kesla

Компания Kesla представила на выставке FinnMETKO-2018 широкий ассортимент продукции, продемонстрировав четыре основных направления своей деятельности. В числе широко известных рубительных машин этого производителя следует отметить рубилки барабанного типа Kesla C860T (она работает от вала отбора мощности трактора) и Kesla C1060A, которую устанавливают на грузовой автомобиль.

У Kesla C1060A размеры загрузочного окна – 800×1000 мм, высокие борта подающего стола.

Гидравлические верхний и нижний подающие ролики значительно облегчают работу оператора. Корпус рубительной машины, которая работает от вала отбора мощности автомобиля изготовлен из высококачественной стали толщиной 30 мм. Также на стенде можно было ознакомиться с системой управления для рубительных машин proCHIPPER и новым ротором logCUT, которым оснащены обе рубилки.

Харвестерные головки Kesla были представлены целым рядом моделей (18RH-II, 20RH-II, 25RH-II, 25SH-II, 27RH-II, 30RH-II), в том числе агрегатами нового поколения.

У головок нового поколения уникальная геометрия закрытия вальцов, они еще точнее измеряют диаметр, чем модели предыдущих поколений. Компанией предлагается несколько вариантов компоновки моторов протяжки (2WD, 3WD), свободный доступ к точкам протяжки, улучшенная защита рукавов, цилиндров и датчиков.

В прошлом году инженеры компании взялись за обновление самых крупных харвестерных головок Kesla – в конструкциях агрегатов 27RH-II, 28RH-II и 30RH-II сделано более 100 улучшений, которые, в частности, коснулись гидравлики (что сказалось на качестве подачи и пиления), конструкции рам, измерительных устройств и системы управления. Обновленные головки отлично подойдут для работы в самых разных условиях эксплуатации: от заготовки древесины в хвойных лесах севера до рубки эвкалиптов или акации в условиях лесов юга. Еще один популярный продукт от Kesla – краны-манипуляторы. На стенде компании можно было протестировать новый кран модели 2112T c четырьмя рычагами и двумя педалями, а также новый городской кран ZT17 CITY, оборудованный системой управления proSTABILITY и системой радиоуправления. Оба демонстрировавшихся крана были установлены на машинах Volvo.

Также на выставке можно было увидеть кран Kesla 2024 для терминальной погрузки древесины, кран Kesla 2117T с прямой стрелой и кабины Kesla VISION.

Четвертая «сильная сторона» компании – навесное оборудование для тракторной техники: процессоры, погрузчики, грейферы. Оборудование Kesla демонстрировалось с тракторами Valtra, с этой компанией Kesla давно и успешно сотрудничает. Были также представлены несколько новых прицепов Kesla: модели 104, 124HD, 144, 144ND 2WD.

Погрузчики Kesla использовались и в соревнованиях операторов лесной техники из Финляндии, Норвегии и Швеции, состоявшихся в рамках выставки. Надо отметить, что все три первых места достались финским мастерам.

Junkkari

– Наша новая дисковая рубительная машина модели HJ 320C, представленная на FinnMETKO в этом году, – рассказывает экспорт-менеджер компании Junkkari Михаил Трошин, – не прицепная, а навесная. Этот промышленный измельчитель древесины подходит для навески на тяжелые тракторы, поскольку вес машины – 2900 кг. С помощью фланцевого соединения HJ 320C может агрегироваться с гидравлическим манипулятором – он может быть установлен на раме рубильной машины, но можно использовать и манипулятор, установленный на другом тракторе или лесовозе.

В базовой комплектации рубилка снабжена аутригерами и гидравлическим подающим конвейером с прижимным роликом, который предназначен для контроля скорости и равномерности подачи сырья. Также в стандартной комплектации машина оснащается системой no-stress, которая помогает в сложных ситуациях не заглушать трактор и не останавливать рубящий диск. Когда объем подаваемого материала превышает определенный лимит и рубящий диск перестает справляться с обработкой материала, система уменьшает подачу, позволяя диску вновь раскручиваться до рабочих оборотов (540–1000 об./мин), и возобновляет подачу. Таким образом удается избегать перегрузок и заклинивания рубящего диска в процессе работы.

Для обеспечения работы установки необходима мощность трактора от 150 л. с. Рубилка вырабатывает до 80 м3 щепы в час. Разумеется, выработка продукции зависит как от мощности трактора, так и от качества перерабатываемого материала. Еще один решающий показатель – параметры настройки рубящих ножей, которая выполняется, исходя из того, какого размера щепу хочет получить пользователь.

Главное конструктивное отличие HJ 320C от наших других моделей – уменьшенный до 30º угол подачи сырья к рубящему диску. Что это дает? Прямая (под углом 90º к рубящему диску) подача более требовательна к мощности трактора, она позволяет получать щепу несколько более мелкой и более однородной фракции, чем при подаче под другим углом, но выработка ниже. Кроме того, при прямой подаче не работает система самозатягивания материала. А при подаче древесного сырья под острым углом потребляемая мощность снижается на 20%, происходит самозатягивание древесных стволов с каждым движением рубящего диска, но главное – производительность машины выше на 20–25%, чем при работе рубилки с прямой подачей. Максимальный диаметр перерабатываемого кругляка – 32 см.

Настройка рубящих ножей в пределах 5–18 мм. Диаметр рубящего диска – 126 см, масса диска – 520 кг. HJ 320C поставляется с подающим конвейером и одни верхним гидравлическим подающим роликом. Рубящий диск из стали повышенной прочности оснащен 4 рубящими ножами.

В качестве опции возможно установить на диск и в барабан отбойники для ветвей, которые повысят качество щепы при переработке веток и сучьев. Система контроля работы рубильной машины Wizard C+ (No Stress) не позволяет перегружать трактор и следит за подачей материала.

В России машин HJ 320C еще нет, надеюсь, эта новинка заинтересует покупателей в нашей стране.

«Урдюга»

А до чего же неожиданно и тем более приятно было встретить среди экспонентов FinnMETKO земляков! Мало того, что ООО «Урдюга» оказалось единственным российским предприятием, выступившим на выставке с собственным стендом, так еще и выяснилось, что эта компания основана в нашем родном городе, Санкт-Петербурге.

Технический директор ООО «Урдюга» Иван Елуков рассказал о том, что фирма является крупнейшим в России производителем защиты для рукавов высокого давления, пневматических шлангов, кабелей от механических повреждений и воздействия агрессивной внешней среды. Продукция выпускается на высокотехнологическом современном оборудовании, на каждом этапе производства осуществляется обязательный контроль качества (для этого на предприятии организован лабораторно-испытательный отдел, а также периодически выполняются тесты с участием независимых лабораторий). Наличие всех необходимых сертификатов, регламентирующих применение продукции в разных отраслях, позволяет реализовывать ее как внутри страны, так и за ее пределами. Собственно, с этой целью –познакомить со своими изделиями (в числе которых – пластиковые и металлические спирали для защиты рукавов систем гидравлики и пневматики, электрических кабелей, текстильный рукав безопасности, термозащитные рукава разного диаметра) потенциальных зарубежных клиентов петербуржцы и приехали в Ямся. Судя по заинтересованности посетителей стенда, защитные спирали made in St. Petersburg имеют все шансы быть востребованными для оснащения гидравлических систем лесных машин. Искренне желаем компании успеха!

текст и фото Максим Пирус