Партнеры журнала:

Регион номера: Алтайский край

Сохранить ленточные боры

Лесной кодекс обусловил столкновение интересов заготовителей леса и охранителей природы

Доля ЛПК Алтайского края в валовом региональном продукте составляет всего около 1,5%. С пуском новых предприятий и курсом на высокую добавленную стоимость конечной продукции она, вероятно, будет расти. Однако наращивание объемов производства приводит к сокращению числа работников, занятых в лесной промышленности. О том, почему это происходит и какие еще болевые точки есть в ЛПК Алтайского края, корреспонденту журнала «ЛесПромИнформ» рассказал заместитель председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания (АКЗС), председатель комитета по аграрной политике и природопользованию АКЗС Сергей Серов.

– Сергей Николаевич, какова степень участия в социально-экономическом положении региона предприятий и организаций ЛПК и лесного хозяйства? Какое внимание леспрому уделяет законодательная власть региона?

– Законодательная власть стремится, чтобы ЛПК в Алтайском крае не только развивался, но и нес должную социальную ответственность как за тех, кто трудится в ЛПК, так и за леса края, на которых ведется хозяйственная деятельность. То есть речь идет и об экологической составляющей.

К сожалению, приходится констатировать факт, что модернизация производства в ЛПК Алтайского края сопровождается существенным сокращением рабочих мест. Так, после ввода в эксплуатацию двух лесообрабатывающих комбинатов в г. Рубцовске и г. Камень-на-Оби число занятых в сфере ЛПК края сократилось примерно на 6 тыс. человек. Сегодня в ней работают 7 177 человек, но ввод в эксплуатацию Павловского деревообрабатывающего комбината, который состоится в ближайшее время, повлечет за собой сокращение еще около тысячи рабочих мест.

К тому же Лесной кодекс РФ не наделил представительные (законодательные) органы субъектов РФ полномочиями регулировать на региональном уровне вопросы хозяйственной деятельности ЛПК и устанавливать для них объемы расчетной лесосеки (объемы допустимого изъятия древесины).

Если же говорить о статистических данных, то ежегодно ЛПК региона платит во все уровни бюджетов от 1,1 до 1,2 млрд руб. налогов. Выпуск товарной продукции составляет 8,5 млрд руб. в год. Средняя заработная плата по отрасли в регионе составляет 20,4 тыс. руб.

– Какую работу в сфере регулирования лесного законодательства ведет АКЗС в настоящее время? Какие законодательные проблемы существуют в ЛПК региона, можно ли решить их на местном уровне? Какие инициативы в сфере ЛПК региональный парламент готов вынести на федеральный уровень?

– Что касается изменений законодательства на местном уровне, то здесь могу отметить нововведение, связанное с заготовкой валежника в лесах РФ. Федеральным законом от 18 апреля 2018 года. № 77-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Лесного кодекса РФ» валежник отнесен к недревесным лесным ресурсам. Субъекты РФ наделены полномочиями устанавливать порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд. В связи с этим комитет по аграрной политике и природопользованию АКЗС подготовил и внес на рассмотрение ноябрьской сессии законодательного собрания проект закона Алтайского края «О внесении изменений в закон „О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на территории Алтайского края“», которым устанавливается порядок заготовки и сбора гражданами валежника. Однако в настоящее время, по сути, все проблемные вопросы в ЛПК региона можно решить только на федеральном, а не на местном законодательном уровне.

Например, власти региона и, в частности, депутатский корпус сильно озабочены проблемой вырубки ленточных боров. На всей планете произрастают всего пять реликтовых ленточных боров, четыре из которых расположены на территории Алтайского края. Это уникальные по своей природе леса, у которых, по сути, нет аналогов в мире. До 2006 года ленточные боры Алтайского края были отнесены к категории «Особо ценные лесные массивы», в них запрещались рубки главного пользования (промышленные рубки). Однако после вступления в силу нового Лесного кодекса РФ категория «Особо ценные лесные массивы» была упразднена, поэтому в ленточных борах Алтайского края стали проводиться промышленные рубки, объем которых достигает в настоящее время более 1,7 млн м3 в год (из них 1,2 млн м3 хвойной древесины). Кроме того, с упразднением названной категории лесов ленточным борам Алтайского края присвоен класс ниже и возраст рубок в них понижен на 20 лет по сравнению с прежними нормативами. В результате существенно выросли объемы заготовки древесины в этих уникальных лесах.

Для сохранения уникальных реликтовых ленточных боров Алтайского края и сокращения в них объемов заготовки Алтайское краевое законодательное собрание обратилось в комитет Государственной думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, а также к заместителю Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, руководителю Федерального агентства лесного хозяйства Ивану Валентику с ходатайством решить вопрос о восстановлении категории «Особо ценные лесные массивы», наделении этим статусом ленточных боров Алтайского края, запрете в них промышленных рубок, а также о повышении норматива возраста рубок в ленточных борах Алтайского края на 20 лет.

– Как строится взаимодействие бизнеса и власти в Алтайском крае? Какой помощи лесной бизнес ждет от депутатов?

– Формально взаимодействие ЛПК и власти Алтайского края строится в соответствии с Лесным кодексом РФ на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. На практике же это приводит к описанному выше конфликту. Власти Алтайского края стремятся существенно сократить объемы рубок в ленточных борах. Представители ЛПК, наоборот, лоббируют на федеральном уровне вопрос о понижении возраста рубок в ленточных борах края на 20 лет и увеличении объема рубок в них. Таким образом, складывается определенное противостояние интересов краевой власти, которая, осознавая важность развития экономики, все-таки делает выбор в пользу сохранения лесов (в частности, ленточных боров) и бизнеса, который стремится расширить свою ресурсную базу.

– Как в регионе ведется борьба с незаконными рубками?

– Этот вопрос находится в компетенции правоохранительных органов и контролирующих служб, а не краевого парламента, и оценивать ситуацию официально было бы некорректно. Вместе с тем мы, образно говоря, держим руку на пульсе событий и, конечно, в нашем распоряжении есть вся информация о незаконных рубках в крае, которую нам предоставляет управление лесами министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края.

За девять месяцев 2018 года в Алтайском крае зафиксирован 251 случай незаконных рубок общим объемом 2736 м3 (за аналогичный период 2016 года – 319 случаев объемом 4165 м3). Сумма причиненного правонарушителями ущерба лесам от незаконных рубок составила в 2018 году 39549,2 тыс. руб., в 2017 году – 26546,6 тыс. руб., в 2016 году – 45136,8 тыс. руб. (данные за девять месяцев каждого года).

За девять месяцев 2018 года в органы внутренних дел МВД РФ по Алтайскому краю министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края направлен 201 материал для принятия решения о возбуждении уголовных дел по статье 260 УК РФ (в 2017 году – 188, в 2016 году – 263). Число уголовных дел, возбужденных по фактам незаконных рубок, прямо пропорционально числу незаконных рубок с признаками уголовного состава преступления. В общей сложности по уголовным и административным делам за девять месяцев 2018 года предъявлено 537 требований о возмещении вреда в досудебном порядке на сумму 8470 тыс. руб., из них уплачено добровольно по 384 фактам на сумму 3371,7 тыс. руб. За аналогичный период в 2017 году предъявлено 331 требование на сумму 10400,4 тыс. руб., из них уплачено добровольно по 231 факту на сумму 1672,6 тыс. руб., в 2016 году было предъявлено 161 требование на сумму 4730 тыс. руб., из них добровольно уплачено в 120 случаях, сумма – 1130,6 тыс. руб.

В случаях неоплаты ущербов добровольно в досудебном порядке должностными лицами управления лесами проведена исковая работа по возмещению ущербов в доход государства. За девять месяцев текущего года направлено в суды 37 исков на сумму 3204,5 тыс. руб. (в 2017 году – 48 исков на сумму 6974,8 тыс. руб., в 2016 году – 19 исков на сумму 1581,6 тыс. руб.). Увеличение числа предъявленных исковых заявлений в текущем отчетном периоде связано с установлением правоохранительными органами виновников правонарушений прошлых лет.

За истекшие девять месяцев 2018 года лесными инспекторами составлено 1089 протоколов об административных правонарушениях (за аналогичный период 2017 года – 1042 протокола), за первое полугодие 2016 года – 1038 протоколов), из них: по ст. 8.32 (нарушение правил пожарной безопасности в лесах) – 360, (в 2017 году – 364, в 2016 году – 368); по ст. 8.25 (нарушение правил использования лесов) – 478 (в 2017 году – 349, в 2016 году – 320); по ст. 8.28 (привлечение к административной ответственности за незаконные рубки) – 44 (в 2017 году – 64, в 2016 году – 50); по ст. 8.31 (нарушение правил санитарной безопасности) – 113 (в 2017 году – 172, в 2016 году – 169); по ст. 7.9 (самовольное занятие лесных участков) – 12 (в 2017 году – 13, в 2016 году – 11); за прочие нарушения – 57 (в 2017 году – 41, в 2016 году – 83).

Сумма наложенных штрафов за девять месяцев текущего года составила 4846,1 тыс. руб., за аналогичный период 2017 года – 7792,1 тыс. руб., 2016 года – 6004,1 тыс. руб.

– В крае принят и действует закон Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края». Чем этот документ отличается от аналогичных региональных законов? Как регулирует региональное законодательство порядок выделения древесины для нужд населения?

– Статьей 82 Лесного кодекса РФ субъекты РФ наделены полномочиями утверждать порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Эти полномочия реализованы в законе Алтайского края от 10 сентября 2007 года № 87-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края». Вопросу обеспечения граждан древесиной для собственных нужд в законе посвящено девять статей, в которых подробно изложены порядок обеспечения граждан древесиной; нормативы заготовки и приобретения гражданами древесины; обязанности арендаторов лесных участков в части обеспечения граждан древесиной; права и обязанности ОМСУ в части обеспечения граждан древесиной и обязанности управления лесами Алтайского края и лесничеств.

Несмотря на то, что все субъекты РФ наделены одинаковым правом утверждать порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории своего региона, на мой взгляд, закон Алтайского края отличается от аналогичных документов тем, что носит ярко выраженную социальную направленность. Кроме того, этот документ постоянно совершенствуется – изменения в него вносятся буквально каждые полгода.

Комитет по аграрной политике и природопользованию осуществляет постоянный контроль исполнения закона. Как только от граждан или органов местного самоуправления поступают сигналы о том, что некоторые недобросовестные арендаторы лесных участков или исполнители контрактов по охране, защите и воспроизводству лесов пытаются обманывать граждан, предоставляя им некачественную древесину, комитет немедленно реагирует на эти обращения и вносит необходимые изменения в закон, перекрывая любые пути для обмана граждан.

Так, в 2009 году поступало множество обращений от граждан, в которых говорилось о том, что некоторые арендаторы лесных участков предоставляют гражданам древесину для строительства и ремонта либо слишком короткую, либо слишком тонкую. Кроме того, для строительства гражданам предлагалась березовая древесина, в большинстве случаев кривая и для строительства малопригодная.

В целях исключения подобных махинаций в закон были внесены изменения, согласно которым гражданам для строительства и ремонта обязаны предоставлять древесину только хвойных пород длиной от 3 до 6,5 м и диаметром 0,14 м и более. Причем в законе было дополнительно прописано, что граждане вправе самостоятельно определять необходимые длину и диаметр древесины в пределах установленных нормативов.

Также, учитывая тот факт, что не каждый гражданин может оплатить сразу 100 куб. м3 деловой древесины для строительства (а это существенная сумма), документ в новой редакции предоставляет гражданам право осуществить заготовку или приобретение выделенной им древесины для целей строительства и ремонта однократно в полном объеме или двумя долями за два срока. Хотелось бы также обратить особое внимание, что древесина в Алтайском крае гражданам предоставляется по льготным ценам – в три-четыре раза ниже, чем рыночные.

– Какие еще моменты были учтены в ходе реализации закона?

– Последние самые масштабные изменения в закон о регулировании лесных отношений края были внесены комитетом по аграрной политике и природопользованию совсем недавно – на июньской сессии АКЗС текущего года. В соответствии с принятыми поправками, граждане получили право подавать заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся в древесине для собственных нужд в органы местного самоуправления поселения или городского округа только по месту жительства, а получать древесину – в любом лесничестве Алтайского края.

Принципиально новым стало положение закона, предусматривающее в случае невозможности заготовки (приобретения) древесины в заявленных лесничествах в рамках выделенного объема ежегодного отпуска древесины обеспечение граждан с их согласия древесиной в ближайших от места жительства лесничествах, где имеются такие возможности.

Достоверность сведений об объемах требуемой древесины по каждому заявлению проверяют комиссии, созданные органами местного самоуправления. В их состав входят представители администраций поселений и городских округов, а также местные депутаты. В связи с тем, что органами местного самоуправления поселений и городских округов края были установлены разные требования к порядку подачи заявлений и составу документов, предоставляемых гражданами для постановки на учет, разные сроки принятия решения по ним, разные основания для отказа в постановке на учет, законопроектом установлено единое содержание заявления, а также перечень документов, которые граждане обязаны предоставить в органы местного самоуправления при постановке на учет в качестве нуждающихся в древесине для собственных нужд. Установлены сроки рассмотрения заявлений граждан о предоставлении древесины для собственных нужд, а также основания для отказа в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в древесине. Также установлены случаи, при которых граждане снимаются с этого учета.

Особого подхода было решено придерживаться при предоставлении древесины людям, чьи дома и постройки пострадали от стихийных бедствий. Их заявления рассматриваются вне очереди и им предоставляется возможность получения древесины в объемах сверх ежегодной нормы по отпуску древесины, установленной уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере лесных отношений. Также введена норма, согласно которой древесина после пожара и иных стихийных бедствий отпускается не только для строительства дома, но и для его ремонта и ремонта хозяйственных построек.

Мария Алексеева

Другие статьи рубрики Регион номера: Алтайский край