Производство плит

Российская фанерная промышленность

Будет ли продолжение роста?

Российское производство фанеры развивается в соответствии с общемировым трендом, который в последние годы характеризуется устойчивым ростом. Тем не менее эксперты предупреждают о возможном сокращении объемов производства фанеры в Российской Федерации...

Разные сценарии развития отрасли, в том числе и пессимистический, рассматривались на ХII Конференции фанерных и плитных предприятий России и стран СНГ, проходившей в Петербурге в ноябре 2018 года. На это ежегодное мероприятие, которое организует Центральный научно-исследовательский институт фанеры (ЦНИИФ), приезжают заинтересованные и активные игроки рынка фанеры, чтобы обсудить актуальные вопросы, подвести итоги года и оценить перспективы развития отрасли. Нынешняя конференция была посвящена модернизации и оптимизации производства. Тему эту фанерщики рассматривают не в первый раз и с разных точек зрения, поскольку, несмотря на довольно благоприятную ситуацию на рынке фанеры, существуют определенные факторы риска, которые необходимо предвидеть.

Опасения экспертов вызывают падение производства в 2017 году и его медленный рост в первом квартале 2018 года. Прежде отмечалась положительная и устойчивая динамика развития отрасли, и за последние пять лет производство фанеры в Российской Федерации выросло на 16%, достигнув в 2017 году 3712 тыс. м3 (в 2012 году – 3201 тыс. м3). В 2012–2016 годах прирост колебался от 2,5 до 7,2%, а в среднем объем производства увеличивался на 3,3% в год. Лишь в 2017 году в отрасли наблюдалось сокращение объема производства на 2,6%.

В начале 2018 года ситуация стала меняться: в январе – марте производство фанеры выросло на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, однако, по мнению специалистов ЦНИИФ, эта позитивная тенденция не дает уверенности в росте производства по итогам всего года. Исследование, проведенное ЦНИИ фанеры, показывает, что за последнее пятилетие первый квартал ежегодно характеризовался ростом производства, и даже в 2017 году, по итогам которого впервые за исследуемый период наблюдался спад, прирост в первые три месяца составил 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

На основании этого исследования эксперты ЦНИИФ предлагают рассмотреть два сценария развития отрасли. Один предполагает достижение максимального объема производства фанеры в 2016–2018 годах, а затем постепенное снижение на 3–5% в год. Другой сценарий предусматривает, что объем производства фанеры в РФ по-прежнему будет расти невысокими темпами (0,9–1,2% в год). Однако эксперты отмечают, что для обоснованных выводов о будущем отрасли недостаточно трендовых прогнозов, построенных только по данным прошлых лет, необходим анализ других составных частей не только отечественного, но и мирового рынка.

Мировой рынок фанеры растет

Точное прогнозирование невозможно без учета перспектив развития мирового рынка фанеры и оценки положения России в ряду основных производителей этого продукта в мире. Как же выглядит мировой рынок фанеры сегодня?

В последние годы мировое производство фанеры демонстрирует устойчивый рост: с 2012 года объем производства увеличился с 118 млн до 159 млн м3 – больше чем на треть. Безусловным лидером мирового рынка является Китай, который производит 73,6% продукции, Россия занимает четвертое место, пропустив вперед США и Индонезию. В сравнении с показателем Китая доля России в мировом объеме производства незначительная, всего 2,4%, и при этом наблюдается тенденция к ее снижению, поскольку темпы роста отечественного производства отстают от мировых, тем не менее Россия остается одним из лидеров рынка по объемам производства.

За последнее десятилетие в Китае объем производства фанеры увеличился в 2,7 раза, и сегодня Поднебесная является мировым лидером не только по производству, но и по уровню потребления фанеры. По данным ООО «Национальное лесное агентство развития и инвестиций» (НЛАРИ), 92% выпускаемой в Китае фанеры идет на внутреннее пользование, и, хотя объемы китайского экспорта невелики, стремительный рост производства фанеры в Китае повлиял на основные мировые рынки потребления продукта.

Специалисты отмечают, что Китай не является прямым конкурентом России, так как китайская фанера, которая производится из хвойных пород, невысокого качества. Российская экспортная фанера производится из высококачественного березового сырья и отличается высокими эксплуатационными характеристиками и качеством. В рыночном сегменте березовой фанеры прямыми конкурентами России считаются страны, в которых растет пригодная для производства фанеры береза: Финляндия, страны Балтии и Восточной Европы. Сегодня Россия занимает, по оценке ЦНИИФ, 74% рынка березовой фанеры, а ее основными конкурентами являются Финляндия и Латвия (по 6%), Белоруссия и Украина (по 4%).

Россия – лидер на рынке березовой фанеры

Российская фанерная промышленность ориентирована на экспорт. В отличие от Китая, в котором почти вся продукция остается внутри страны, в России объем внутреннего потребления почти в три раза меньше объема выпуска продукта. По оценке НЛАРИ, в Российской Федерации за последние пять лет при росте объема производства в 1,39 раза объем экспорта увеличился в 1,67 раза, то есть ориентация на экспорт не только сохраняется, но и усиливается.

Спрос на березовую фанеру на мировом рынке стабильный, что, по словам одного из участников конференции, позволяет российским фанерщикам жить довольно хорошо по сравнению с другими переработчиками – и в плане рентабельности производства, и в плане сбыта продукции. Но нельзя забывать, что почти все производственные мощности, как существующие, так и вводимые, нацелены на выпуск продукции из березового сырья (объем выпуска хвойной фанеры незначителен), что делает российскую фанерную промышленность зависимой от березового сырья и определяет региональное производство фанеры. Неравномерность распространения березы обуславливает региональную неравномерность объемов производства фанеры, поскольку предприятия всегда тяготеют к источникам основного сырья. В Российской Федерации есть регионы-лидеры в производстве фанеры: Северо-Западный федеральный округ (32%), Приволжский федеральный округ (27,5%), Центральный федеральный округ (24,3%). Но в Южном и Дальневосточном федеральных округах фанеру выпускают в крайне малых объемах. Значительные объемы фанеры выпускают в Сибирском и Уральском федеральных округах. На конференции отмечалось, что все регионы демонстрируют равномерный рост выпуска фанеры: на 3–6% в год. В целом структура производства фанеры по регионам устойчивая, и небольшие изменения в отрасли общую картину не меняют.

Эксперты отмечают, что для развития отрасли большое значение имеет лесосырьевая база, сложившаяся еще в советские годы. Последнее десятилетие характеризовалось расширением крупных производств и открытием малых и средних фанерных предприятий, которые привязывались к местам произрастания основного сырья и работали на старой лесосырьевой базе, что привело к дефициту сырья. По прогнозам, ситуация будет только усугубляться. При росте производства высококачественной экспортной фанеры (а отрасль, безусловно, будет развиваться в этом направлении) предприятия могут столкнуться с серьезной сырьевой проблемой.

Нужна новая стратегия

Один из докладов на конференции был посвящен сырьевому дефициту в фанерной промышленности и приоритетным инвестиционным проектам. Руководитель Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский обратил внимание собравшихся на то, что нехватку сырья на традиционных лесосырьевых базах можно уже сегодня считать одной из главных проблем.

Стремительный рост производства фанеры привел к росту спроса на фанерный березовый кряж. Возникший дефицит сырья, по мнению Виталия Липского, вызван целым комплексом причин. Дело не только в том, что фанерные предприятия сконцентрированы в европейской части России, проблема в низком качестве древостоев, нехватке мощностей для переработки низкокачественного сырья, ничтожной экономической привлекательности лесозаготовительной деятельности и низком уровне освоения расчетной лесосеки. И все это обуславливает рост цен на фанерное сырье. По данным НЛАРИ, стоимость березового кряжа при закупке со стороны с 2014 года выросла почти в два раза, что в основном связано с его транспортировкой из удаленных районов – Пермского края, Вологодской области и других регионов, где дефицит этого сырья не столь ощутим.

В большинстве случаев фанерные предприятия не занимаются лесозаготовкой, а если и участвуют в ней, то ограниченно. Низкая экономическая эффективность лесозаготовок и большие объемы попутно заготавливаемого сырья, которое не используется в производстве фанеры, обуславливают повышение затрат, что вынуждает предприятия отказываться от этой деятельности. Такая стратегия, как предупреждают эксперты, может стать губительной для фанерных производств, поскольку риски, связанные с наличием необходимого объема сырья на рынке, повышаются.

По оценке Национального лесного агентства развития и инвестиций, лесосырьевой потенциал европейской части России для производства фанеры уже существенно исчерпан, а системные лесосырьевые проблемы не могут быть решены в ближайшем будущем. Как следствие, в среднесрочной перспективе рост объемов производства березовой фанеры радикально замедлится, их увеличение возможно только на новых лесосырьевых базах, в частности в Сибирском и Дальневосточном округах.

Эксперты рынка считают, что решить лесосырьевую проблему можно только путем развития предприятиями собственных лесозаготовительных подразделений, причем создание новых производственных мощностей по выпуску фанеры должно происходить на новых лесосырьевых базах. Многие переработчики тоже понимают, что из-за высокой конкуренции на рынке сырья эффективное лесоснабжение предприятий скоро станет невозможным, поэтому перерабатывающим предприятиям нужно арендовать лесные участки и налаживать лесозаготовку. Некоторые крупные холдинговые компании уже приступили к этому, в том числе в рамках механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Хотя льгота 50% на арендные платежи в период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта не большой стимул, в Вологодской области их реализовано уже 19, а в Архангельской – восемь.

На конференции отмечалось, что, помимо сырьевой проблемы, предприятиям фанерной промышленности, возможно, придется столкнуться с кадровой, так как стабильно растущей отрасли со временем потребуется гораздо больше квалифицированных специалистов. В своем выступлении заведующий кафедрой СПб ГЛТУ проф. Анатолий Чубинский отметил, что в настоящее время учебным заведениям не поступает никаких заявок от фанерной отрасли по поводу специальной подготовки кадров для предприятий по производству фанеры. По мнению г-на Чубинского, этот вопрос нельзя откладывать и уже сегодня необходимо получить от производственников профессиональные стандарты, по которым можно составлять учебные программы для подготовки специалистов, которые смогут соответствовать уровню современного фанерного предприятия, нацеленного на развитие.

Галина Маликова