Перегружатели Liebherr на родине первого космонавта планеты
О заводе «ЭГГЕР Древпродукт Гагарин» наш журнал писал неоднократно. В этот раз расскажем о технике, которая используется на складе сырья этого гиганта плитной индустрии.
Первые строения на месте предприятия – тогда оно называлось Гагаринским фанерным заводом – появились ещё в 2008 году. В июле 2011 году завод перешел во владение австрийской компании EGGER и получил название ООО «ЭГГЕР Древпродукт Гагарин». В настоящее время предприятие представляет собой гигантский комбинат, который выпускает в год до 550 тыс. м3 ДСтП и до 450 тыс. м3 плит МДФ и ХДФ, облицованных и необлицованных, а также облицовочные пленки и напольные покрытия. Подобных предприятий в России лишь несколько – да и в мире, по правде говоря, немного.
Однако такой масштаб производства означает потребление в год примерно 2 млн м3 древесного сырья – как у среднего по размерам ЦБК. Часть сырья поступает в виде горбылей, реек и щепы с лесопильных предприятий. Комбинат принимает даже вторичное сырье – старые поддоны и мебель – для их переработки имеется специальный шредер с вертикальной загрузкой. Но все же основной объем потребляемого сырья приходится на круглые лесоматериалы. При этом на предприятии стремятся поддерживать запас леса на три месяца работы, и это огромный объем!
Лес, доставляемый на предприятие большим количеством автомобилей, а также вагонами по ж/д, необходимо быстро выгружать, складировать в штабели и по мере необходимости передавать в производство. С недавних пор помощниками в этом деле выступают два полноповоротных лесных перегружателя Liebherr LH 40M.
На складе сырья также используются хайлифтеры, то есть погрузчики с верхним захватом для бревен. Два этих вида техники удачно дополняют друг друга в работе на предприятии.
Что же дает применение перегружателей по сравнению с выполнением работ хайлифтерами? Во-первых, более высокую производительность при разгрузке лесовозов с одновременным штабелированием леса. Перегружатель во многих случаях может переместить груз с автомобиля в штабель за счет одного только поворота башни, без движения самой машины. Во-вторых, более эффективное использование пространства склада сырья, как за счет минимизации площади под проезды, так и за счет большей высоты штабеля. По словам представителей комбината, приобретение перегружателей позволило увеличить вместимость склада сырья в 1,5 раза без увеличения его площади! А это не только отсутствие дополнительных вложений в подготовку территории склада, но и исключение лишнего пробега техники.
Одна из особенностей перегружателей, работающих в Гагарине, – наличие системы Multikupplung, которая позволяет заменить рабочий орган в течение 5 минут. На два перегружателя приходится три грейфера: два с площадью захвата 1,3 м2, со специальной конструкцией челюстей, – для разгрузки полувагонов и штабелирования; один с площадью захвата 1,9 м2 – для быстрой выгрузки бревен с автолесовозов. Каждый из перегружателей может в любой момент сменить один грейфер на другой, если он свободен.
Электро-гидравлическая система обеспечивает точность и плавность движений стрелы и рабочего органа. Благодаря этому, оператор может, как пинцетом, захватить любое отдельное бревно. Руль заменен двумя мини-джойстиками, на которых сосредоточены органы руления и управление всеми основными рабочими операциями. Это дало возможность убрать из кабины рулевую колонку, за счет чего значительно улучшился обзор. Дополнительно в помощь машинисту имеются камеры заднего и бокового вида. Установленный в кабине многофункциональный монитор с 7-дюймовым цветным сенсорным дисплеем обеспечивает оператора информацией обо всех важнейших параметрах машины. Вызов разных функций выполняется нажатием необходимых кнопок на панели управления или выбором в меню на экране. Эргономичное кресло и низкий уровень шума в кабине позволяют оператору сохранять высокую работоспособность в течение всей смены.
Оба перегружателя оснащены системой рекуперации энергии ERC (англ. – Energy Recuperation Cylinder) в виде дополнительного цилиндра подъема стрелы, заполненного газообразным азотом. При опускании рабочего оборудования в цилиндре накапливается энергия за счет сжатия азота; при подъеме же стрелы она высвобождается, благодаря чему машина получает дополнительную мощность. Если сравнивать LH 40M с моделью А934С, представляющей предыдущее поколение перегружателей Liebherr, кстати, хорошо себя зарекомендовавшее на предприятиях ЛПК, то система ERC и более совершенный двигатель позволяют LH 40M развивать на 40% большую мощность по сравнению с предшественником. При этом современный перегружатель дает еще и экономию топлива до 30%, что, по оценкам специалистов Liebherr, соответствует выгоде до 1,3 млн руб. при эксплуатации машины 4000 часов в год.
Климатические условия в ЦФО не сильно отличаются от среднеевропейских, поэтому работающие в Гагарине перегружатели из опций для работы при низких температурах имеют только подогреватель охлаждающей жидкости. Однако при поставке техники в регионы Северо-Запада, Сибири и Дальнего Востока Liebherr предлагает клиентам специальный пакет, включающий системы предподогрева топливного фильтра, гидравлического и моторного масел, охлаждающей жидкости, низкотемпературные смазочные материалы, аккумуляторы увеличенной емкости и автономные отопители.
Все точки обслуживания машин сгруппированы в блоки и легкодоступны. Применение автоматических систем централизованной смазки позволяет оптимизировать объемы и периодичность обслуживания. Каждые 500 моточасов перегружатели проходят ТО, для чего на предприятие прибывают специалисты Liebherr. К настоящему моменту обе машины отработали примерно по 4000 моточасов, и их состояние хорошее. Качеством сервиса Liebherr покупатель также доволен. Техника Liebherr отлично проявила себя на одном из ведущих плитных комбинатов страны. Впрочем, компания предлагает эффективные решения не только для заводов-гигантов, но и для лесопильных и деревообрабатывающих предприятий небольшого масштаба. Для всех, кто хочет избавиться от лишних затрат на складе сырья.
Артём Лукичёв