Партнеры журнала:

Транспорт и логистика

Перегружатели Liebherr на родине первого космонавта планеты

О заводе «ЭГГЕР Древпродукт Гагарин» наш журнал писал неоднократно. В этот раз расскажем о технике, которая используется на складе сырья этого гиганта плитной индустрии.

Перегружатели Liebherr на складе сырья комбината «ЭГГЕР Древпродукт Гагарин»
Перегружатели Liebherr на складе сырья комбината «ЭГГЕР Древпродукт Гагарин»

Первые строения на месте предприятия – тогда оно называлось Гагаринским фанерным заводом – появились ещё в 2008 году. В июле 2011 году завод перешел во владение австрийской компании EGGER и получил название ООО «ЭГГЕР Древпродукт Гагарин». В настоящее время предприятие представляет собой гигантский комбинат, который выпускает в год до 550 тыс. м3 ДСтП и до 450 тыс. м3 плит МДФ и ХДФ, облицованных и необлицованных, а также облицовочные пленки и напольные покрытия. Подобных предприятий в России лишь несколько – да и в мире, по правде говоря, немного.

Однако такой масштаб производства означает потребление в год примерно 2 млн м3 древесного сырья – как у среднего по размерам ЦБК. Часть сырья поступает в виде горбылей, реек и щепы с лесопильных предприятий. Комбинат принимает даже вторичное сырье – старые поддоны и мебель – для их переработки имеется специальный шредер с вертикальной загрузкой. Но все же основной объем потребляемого сырья приходится на круглые лесоматериалы. При этом на предприятии стремятся поддерживать запас леса на три месяца работы, и это огромный объем!

Лес, доставляемый на предприятие большим количеством автомобилей, а также вагонами по ж/д, необходимо быстро выгружать, складировать в штабели и по мере необходимости передавать в производство. С недавних пор помощниками в этом деле выступают два полноповоротных лесных перегружателя Liebherr LH 40M.

На складе сырья также используются хайлифтеры, то есть погрузчики с верхним захватом для бревен. Два этих вида техники удачно дополняют друг друга в работе на предприятии.

Что же дает применение перегружателей по сравнению с выполнением работ хайлифтерами? Во-первых, более высокую производительность при разгрузке лесовозов с одновременным штабелированием леса. Перегружатель во многих случаях может переместить груз с автомобиля в штабель за счет одного только поворота башни, без движения самой машины. Во-вторых, более эффективное использование пространства склада сырья, как за счет минимизации площади под проезды, так и за счет большей высоты штабеля. По словам представителей комбината, приобретение перегружателей позволило увеличить вместимость склада сырья в 1,5 раза без увеличения его площади! А это не только отсутствие дополнительных вложений в подготовку территории склада, но и исключение лишнего пробега техники.

Одна из особенностей перегружателей, работающих в Гагарине, – наличие системы Multikupplung, которая позволяет заменить рабочий орган в течение 5 минут. На два перегружателя приходится три грейфера: два с площадью захвата 1,3 м2, со специальной конструкцией челюстей, – для разгрузки полувагонов и штабелирования; один с площадью захвата 1,9 м2 – для быстрой выгрузки бревен с автолесовозов. Каждый из перегружателей может в любой момент сменить один грейфер на другой, если он свободен.

Электро-гидравлическая система обеспечивает точность и плавность движений стрелы и рабочего органа. Благодаря этому, оператор может, как пинцетом, захватить любое отдельное бревно. Руль заменен двумя мини-джойстиками, на которых сосредоточены органы руления и управление всеми основными рабочими операциями. Это дало возможность убрать из кабины рулевую колонку, за счет чего значительно улучшился обзор. Дополнительно в помощь машинисту имеются камеры заднего и бокового вида. Установленный в кабине многофункциональный монитор с 7-дюймовым цветным сенсорным дисплеем обеспечивает оператора информацией обо всех важнейших параметрах машины. Вызов разных функций выполняется нажатием необходимых кнопок на панели управления или выбором в меню на экране. Эргономичное кресло и низкий уровень шума в кабине позволяют оператору сохранять высокую работоспособность в течение всей смены.

Оба перегружателя оснащены системой рекуперации энергии ERC (англ. – Energy Recuperation Cylinder) в виде дополнительного цилиндра подъема стрелы, заполненного газообразным азотом. При опускании рабочего оборудования в цилиндре накапливается энергия за счет сжатия азота; при подъеме же стрелы она высвобождается, благодаря чему машина получает дополнительную мощность. Если сравнивать LH 40M с моделью А934С, представляющей предыдущее поколение перегружателей Liebherr, кстати, хорошо себя зарекомендовавшее на предприятиях ЛПК, то система ERC и более совершенный двигатель позволяют LH 40M развивать на 40% большую мощность по сравнению с предшественником. При этом современный перегружатель дает еще и экономию топлива до 30%, что, по оценкам специалистов Liebherr, соответствует выгоде до 1,3 млн руб. при эксплуатации машины 4000 часов в год.

Климатические условия в ЦФО не сильно отличаются от среднеевропейских, поэтому работающие в Гагарине перегружатели из опций для работы при низких температурах имеют только подогреватель охлаждающей жидкости. Однако при поставке техники в регионы Северо-Запада, Сибири и Дальнего Востока Liebherr предлагает клиентам специальный пакет, включающий системы предподогрева топливного фильтра, гидравлического и моторного масел, охлаждающей жидкости, низкотемпературные смазочные материалы, аккумуляторы увеличенной емкости и автономные отопители.

Все точки обслуживания машин сгруппированы в блоки и легкодоступны. Применение автоматических систем централизованной смазки позволяет оптимизировать объемы и периодичность обслуживания. Каждые 500 моточасов перегружатели проходят ТО, для чего на предприятие прибывают специалисты Liebherr. К настоящему моменту обе машины отработали примерно по 4000 моточасов, и их состояние хорошее. Качеством сервиса Liebherr покупатель также доволен. Техника Liebherr отлично проявила себя на одном из ведущих плитных комбинатов страны. Впрочем, компания предлагает эффективные решения не только для заводов-гигантов, но и для лесопильных и деревообрабатывающих предприятий небольшого масштаба. Для всех, кто хочет избавиться от лишних затрат на складе сырья.

Артём Лукичёв