Биржевая торговля лесоматериалами: быть или не быть?
19 февраля в Ленинградской областной торгово-промышленной палате прошел круглый стол, посвященный развитию биржевой торговли лесоматериалами в Северо-Западном федеральном округе. Организаторами мероприятия выступили Ленинградская областная торгово-промышленная палата, ее комитет по лесному комплексу и природопользованию и Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа.
В дискуссии приняли участие представители правительства Ленинградской области, региональных Комитета по природным ресурсам и Комитета по лесному комплексу и природопользованию, УФАС России и ФНС России, других ведомств, а также лесопромышленных предприятий и организаций лесного комплекса региона, руководители Ленинградской областной торгово-промышленной палаты.
Президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ТПП) Юрий Васильев приветствовал участников круглого стола и призвал к активному обсуждению вопросов повестки, отметив, что лесопромышленный комплекс Ленинградской области играет заметную роль в экономике региона и занимает третье место по объему производства, уступая только топливной и пищевой промышленности.
Председатель комитета по лесному комплексу и природопользованию Ленинградской областной ТПП Александр Усов в своем выступлении заявил, что развитие биржевой торговли лесом и лесоматериалами в последнее время довольно часто обсуждается представителями разных органов исполнительной власти, но говорить о том, что лесозаготовители и предприятия лесного комплекса активно используют этот механизм распределения сырьевых ресурсов, пока рано. Согласно статистическим данным за 2018 год, дефицит древесины для переработки лесоперерабатывающими предприятиями в Ленинградской области составляет около 2,8 млн м3. Таким образом, можно говорить о том, что дополнительный объем древесины лесопромышленными предприятиями региона может быть переработан без дополнительных инвестиций, поскольку в регионе сосредоточено достаточно современных высокотехнологичных мощностей мирового уровня, которые могут производить высококачественную продукцию из древесины. Кроме того, было отмечено, что в Ленинградской области в 2018 году наметился существенный рост внутреннего спроса на лесные ресурсы по сравнению с показателем предыдущего года, что требует рассмотрения новых механизмов обеспечения сырьевой базы лесопромышленных предприятий региона, поскольку существующая в настоящее время недогрузка (почти на треть общей загрузки) мощностей по переработке древесины приводит к сокращению рабочих мест, налоговых поступлений и другим негативным последствиям.
Заместитель председателя комитета по лесному комплексу и природопользованию Ленинградской областной ТПП Михаил Ржешевский выступил с кратким обзором ситуации на рынке Ленинградской области с заготовкой древесины.
Директор по региональной политике СЗФО Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Евгений Пехтерев подчеркнул, что крупнейшая товарная биржа страны сегодня активно реализует проект по развитию торгов лесоматериалами. Работа ведется на основании поручения президента РФ, президентского указа о развитии конкуренции, к организованной торговле лесоматериалами приковано внимание регуляторов. Активное развитие торгов затрагивает в том числе Северо-Западный регион, Ленинградскую область. Реализуя государственные задачи, биржа уже сегодня готова предложить лесопромышленным предприятиям региона самые современные биржевые технологии, способствующие прозрачному рыночному ценообразованию.
Также было отмечено, что на аукционной платформе открыт сегмент для торговли сеянцами с целью балансировки спроса и предложения. Кроме этого, на торговой площадке СПбМТСБ создан новый сегмент, позволяющий участникам покупать/продавать ягоды, грибы и лекарственно-техническое сырье. Проект стартовал в сентябре 2018 года, и уже реализовано 4 т замороженной дикорастущей брусники.
В качестве направлений развития биржевой торговли лесоматериалами было предложено следущее: изменить методику распределения квот на экспорт круглых лесоматериалов (передав неосвоенную их часть экспортерам, реализующим свой товар на биржевых торгах); проработать вопрос оптимизации сроков оформления необходимых документов по биржевым экспортным контрактам; создать приоритет при пересечении границы автотранспорту, перевозящему древесину по биржевому экспортному контракту; создать приоритет при оформлении железнодорожных вагонов для перевозки древесины по биржевому экспортному контракту. Результатами внедрения этих предложений должны стать: рыночная цена на лесоматериалы, повышение доходности и экономической эффективности реализации лесоматериалов на экспорт, уход от серых схем (борьба с оборотом нелегально заготовленной древесины), увеличение налоговых поступлений.
В целях интеграции торговой системы биржи и системы ЛесЕГАИС предлагается реализовать подтверждение в этой системе происхождения выставляемого на торги товара, а также регистрацию в ней данных из заключенных на бирже договоров.
Для привлечения к организованным торгам арендаторов лесных участков предложено дополнить статью 72 Лесного кодекса РФ пунктом о введении обязательств для арендаторов по реализации лесопродукции в виде круглого леса и/или пиломатериала на организованных торгах в определенной доле (в процентах) объема реализуемой в течение календарного года древесины, а также дополнить типовой договор аренды лесного участка соответствующим обязательством арендатора.
Для реализации древесины, заготавливаемой в ходе линейных рубок, а также условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, на биржевых торгах предложено изменить порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 и 45 Лесного кодекса РФ (линейные рубки). Внести в Лесной кодекс РФ изменения, регламентирующие реализацию древесины, заготавливаемой в ходе линейных рубок, на биржевых торгах. Кроме того, предлагается изменить порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
Эксперты рассмотрели проблему применения биржевых механизмов для формирования справедливых цен на продукцию лесной отрасли и обеспечения гарантий расчетов и поставок по заключаемым на организованных торгах договорам. Участники также обсудили роль биржевой торговли в обеспечении доступности сырья для лесопромышленных предприятий Ленинградской области, и влияние участия в организованных торгах на корпоративную защиту от претензий налоговых и регулирующих органов.
К единому мнению собравшимся прийти не удалось, что можно заметить даже в толковании некоторых терминов, которыми оперировали докладчики от СПбМТСБ. Например, смысл выражения «хлыст у пня» докладчикам так и не удалось внятно донести до слушателей. Кроме того, осталось неясным, как в рамках действующего законодательства привлечь лесозаготовительные предприятия Ленинградской области к продаже лесоматериалов через биржевые торги. Не до конца оказалась раскрыта экономическая целесообразность приобретения лесоматериалов через биржевые торги и для деревоперерабатывающих предприятий региона. В том числе непонятной осталась возможность проверки наличия сертификатов систем международной лесной сертификации (FSC, PEFC) у продавца лесоматериалов, участвующего в открытых анонимных торгах.
Представители СПбМТСБ рассказали о возможностях, предоставляемых биржевыми торгами лесоматериалами мелким лесозаготовительным предприятиям в реализации заготовленной древесины крупным лесоперерабатывающим предприятиям. В частности, торговля через биржу обеспечивает своевременное получение ими платежей за поставленную древесину, кроме того, биржевые торги позволяют продать лесоматериалы по цене, которая в среднем на 20% выше, чем при продаже через посредников.
Для крупных лесоперерабатывающих предприятий (включая комплексные лесопромышленные), осуществляющих заготовку и переработку древесины, преимущество биржевых процедур заключается в их полной прозрачности, а следовательно сокращении числа контрольных процедур фискальных и других контролирующих органов.
Представители Ленинградской области отметили, что к настоящему времени опыт СПбМТСБ по торговле лесоматериалами в Сибири и на Дальнем Востоке не совсем подходит для условий региона, в котором более 90% лесов находится в аренде. Кроме того, в Ленобласти сложился рынок древесины и древесных материалов и развита деревоперерабатывающая промышленность. Также было отмечено, что пока представители СПбМТСБ не смогли сформулировать для лесозаготовителей Ленинградской области стимулы выхода на биржевые торги лесоматериалами.
В завершение работы круглого стола было решено собрать информацию о потребностях деревоперерабатывающих предприятий Ленинградской области в древесном сырье и предоставить ее СПбМТСБ.
Остается отметить, что биржевые торги лесом стартовали на СПбМТСБ в 2014 году во исполнение Поручения Президента РФ, которое он дал на заседании Госсовета Российской Федерации 11 апреля 2013 года.
В настоящее время организованные торги лесоматериалами проходят на биржевых базисах Иркутской, Новгородской и Кировской областей, Красноярского, Пермского и Приморского краев, Республик Удмуртия и Бурятия.
Совокупный объем торгов на СПбМТСБ, по состоянию на 7 марта 2019 года, составляет 1 019 172 м3, то есть близок к показателю за 2018 год в целом (1 388 000 м3); заключено 458 договоров. 
Игорь Григорьев, д-р техн. наук,
проф. каф. «Технология и оборудование лесного комплекса» ЯГСХА