Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Вертолетная трелевка

Многие лесозаготовительные предприятия России сталкиваются с проблемами, связанными с технически сложной трелевкой в горных и сильно пересеченных местностях, где использование традиционной техники для лесозаготовки невозможно или приводит к экономическим потерям – и весьма негативным экологическим последствиям.

Вследствие этого лесозаготовители удаляются от населенных пунктов в поисках новых лесосек с более благоприятными условиями и расстояние вывозки древесины увеличивается.

Между тем на нетронутых горных склонах остается спелый лес высокого качества, который необходимо выбирать, с тем чтобы происходило омоложение лесфонда за счет естественного прироста и перестойный лес не превращался в сухостой, чреватый пожарами, тушить которые в горных условиях крайне сложно.

Особенности вертолетной трелевки

Северный Кавказ по эксплуатационным запасам ценных древесных пород предоставляет широкие возможности для развития лесозаготовок. В последнее время в Краснодарском крае, где общий запас леса самый большой в Южном федеральном округе, наблюдается устойчивый рост объемов заготавливаемой древесины, однако на фоне существенного, примерно пятикратного, спада производства в 1990–2000 годах. Одной из актуальнейших задач развития лесного комплекса региона становится выработка различных решений, позволяющих в самые короткие сроки в несколько раз увеличить объемы заготовки древесины.

Достижение этой цели возможно в первую очередь за счет вовлечения в эксплуатацию новых площадей со значительными запасами спелых горных древостоев. Вместе с тем на легкодоступных участках, прилегающих к лесовозным дорогам, лес в основном вырублен, и уже сейчас более 50% древесины заготавливается на склонах с уклоном больше 15 градусов. В ближайшее время лесозаготовка будет вестись на все более крутых склонах, где зимой и в сырую погоду работа тракторов ограничивается по технике безопасности. При этом площадь повреждения древостоя, подроста и почвы довольно большая, а степень повреждения высокая. В такой ситуации актуально развитие воздушных видов транспорта, основным преимуществом которых считается минимизация транспортной сети лесосеки с сокращением затрат на подготовительные работы, а также сохранение экологических функций (водорегулирующих, водоохранных, почвозащитных, санитарно-гигиенических) горных лесов при расширении доступных лесных массивов.

Наиболее распространенным транспортным средством для воздушной трелевки является вертолет. В России неоднократно экспериментально изучали работу вертолетов (МИ-8МТВ-1, МИ-8Т, МИ-26ТС, Ка-32а) при транспортировке леса. Результаты исследований показали, что в настоящее время их применение не всегда оправдано. Широкому использованию вертолетов для трелевки в первую очередь препятствует ее высокая себестоимость. Согласно исследованиям, проведенным Всероссийским научно-исследовательским институтом лесоводства и механизации лесного хозяйства, затраты при вертолетной транспортировке в 4–6 раз больше, чем при тракторной, и в 1,8 раза больше, чем при канатной трелевке. Поэтому вертолетная трелевка экономически оправданна лишь при заготовке очень ценных пород древесины или вывозе пиломатериалов, произведенных в лесу мобильными лесопильными станками.

Трелевка с помощью вертолета
Трелевка с помощью вертолета

Анализ научных трудов показывает, что оптимизация параметров воздушной транспортировки изучена недостаточно, тогда как ее актуальность очевидна. Ведь использование вертолетов для трелевки создает новые возможности рационального лесопользования: дополнительно вовлекаются в лесосырьевой баланс запасы высокоценных древесных пород, произрастающих в труднодоступных районах и на крутых склонах. При этом существенно сокращаются затраты на строительство подъездных дорог к лесосекам и отпадает необходимость прокладки трелевочных волоков, уменьшаются повреждения растущих деревьев и подроста, предупреждаются эрозионные явления и обеспечивается сохранность почвенного покрова на горных склонах, повышается эффективность последующего воспроизводства леса, уменьшаются затраты на лесовосстановление, обеспечивается сохранность экологических функций горных лесов.

Схемы разработки лесосек. Способы рубок: а – котловинная двухприемная; б – котловинная трехприемная; в – котловинная четырехприемная; г – узколесесосечная сплошная; 1–4 – приемы рубок
Схемы разработки лесосек. Способы рубок: а – котловинная двухприемная; б – котловинная трехприемная; в – котловинная четырехприемная; г – узколесесосечная сплошная; 1–4 – приемы рубок

Грамотное, умелое, рациональное использование природного ресурса в комплексе должно быть основным показателем работы современных руководителей государственных органов власти и органа местного самоуправления лесных районов и субъекта в целом.

При транспортировке древесины необходимо действовать в соответствии с руководством по полетной эксплуатации вертолета, и с особым вниманием изучить разделы «Транспортировка груза на внешней подвеске» и «Особенности полетов в горах». Учитывая высокую себестоимость эксплуатации вертолета и связанную с этим стоимость лесотранспортных работ, при планировании, организации, подготовке и проведении работ следует проводить все мероприятия для сокращения летного времени и обеспечения мер безопасности полетов. При повышении температуры воздуха грузоподъемность вертолета снижается, поэтому рекомендуется проводить работы при температуре от –5 до +25 °С.

Эффективность использования вертолетов для вывозки различных лесоматериалов
Эффективность использования вертолетов для вывозки различных лесоматериалов

В горных лесах участки в рубку отводят в спелых и перестойных насаждениях ценных пород, на склонах крутизной 31–35 градусов, а также на склонах крутизной до 30 градусов, недоступных для наземных средств лесоэксплуатации. В первую очередь выбираются леса, требующие рубки по состоянию. Способы рубок: группово-выборочные, котловинный, 2–4-приемный, сплошной узколесосечный. Способ рубки устанавливается с учетом крутизны склона и устойчивости почв к эрозии. При проведении рубок по состоянию размеры лесосек должны обеспечить ликвидацию опасных очагов повреждения леса с сохранением защитных функций горных лесов и своевременным восстановление горного леса. Там, где объем подроста главных пород недостаточный, планируются и проводятся мероприятия по лесовосстановлению.

Для достижения оптимальной производительности при вертолетной трелевке необходимо выполнять следующие требования:

  1. Неукоснительно соблюдать технику безопасности при трелевочных операциях.
  2. Использовать при заготовке специально-обученных и опытных вальщиков, которые могут гарантировать максимальную и своевременную загрузку вертолета деловой и кондиционной древесиной.
  3. Составить план действий на весь период заготовки, включающий подробный проект расположения зон и участков заготовки леса, выбор оптимальных мест базирования вертолета и мест разгрузки с учетом преобладающих ветров и особенностей погодных условий, определение размера разгрузочных площадок.
  4. Обеспечить максимально слаженную координацию действий при непосредственной эксплуатации вертолета, а именно: определение точного расстояния, высоты и курса полета для каждого отдельно взятого случая; определение точного угла набора высоты при полете с учетом уклона местности; учет потенциальных ландшафтных преград.
  5. Приобрести вертолет, как и обычную лесозаготовительную технику, в собственность предприятия, а не брать в аренду у авиакомпаний вместе с экипажем.
Производство пиломатериала мобильным станком на лесосеке
Производство пиломатериала мобильным станком на лесосеке

Вертолетную трелевку в нашей стране стали использовать в 1980 году. Тогда вертолетами Ми-4 впервые заготавливали лес в промышленных объемах не только в СССР, но и в мире. К 1990 году общий объем лесодобычи с применением вертолетов составлял в СССР 80 тыс. м3. Для сравнения: в то время в Европе (Швейцарии и Франции) аналогичный итоговый показатель был всего 2 тыс. м3. С 1995 по 2007 год российские специалисты были востребованы на трелевке древесины ценных пород в странах с «высокими экологическими требованиями устойчивого лесопользования», таких как Малайзия, Новая Зеландия, Индонезия, Папуа Новая Гвинея. В настоящее время воздушная трелевка больше всего развита в США и Канаде (там работают 12 вертолетов) и в странах Юго-Восточной Азии (около 20 машин). В мире этим занимаются 20 компаний, имеющих примерно 80 вертолетов разных типов и грузоподъемности.

Сегодня в России профессионально и постоянно вертолетной трелевкой никто не занимается. Завод им. Н. И. Камова производит 3–4 вертолета Ка-32 в год, в основном для нужд иностранных компаний. Однако еще сохранился квалифицированный летный состав, имеющий большой опыт вертолетной трелевки в горах. Профессиональные летчики готовы работать и обучать молодых пилотов.

Организация в стране работающих на постоянной основе центров вертолетной трелевки позволит оперативно ликвидировать последствия стихийных бедствий, связанные с выпадением большого количества древостоя (бурелома, ветровала), предотвращая распространение стволовых вредителей, болезни леса и пожары.

Заготовка леса при помощи вертолета относится к самым высокотехнологичным способам лесозаготовки. При ее организации возникают новые рабочие вакансии для местного населения (поиск перспективных участков леса, подготовка погрузочных площадок, очистка мест рубок и лесовосстановление) и в компаниях, связанных с эксплуатацией, техобслуживанием и производством новых вертолетов.

Инициативная группа компаний и специалистов лесной отрасли (Центр арбористики МГУ, Московский университет леса, Центр защиты леса) приглашает заинтересованные государственные природоохранные организации и частные компании к сотрудничеству для развития вертолетной трелевки на Дальнем Востоке и Кавказе. 

Александр Нилов