Возможности использования инженерной древесины
4 апреля 2019 года, в рамках выставки RosBuild’2019 в «Экспоцентре» на Красной Пресне прошла конференция «Возможности современной древесины: инновации, технологии, проектирование». Мероприятие организовала Ассоциация деревянного домостроения в партнерстве с оргкомитетом выставки.
Участники RosBuild познакомились с направлениями научных исследований инженерной древесины, актуальными российскими нормативами и передовыми международными наработками в этой сфере. Спикеры конференции поделились опытом реализации отечественных проектов, затронули аспекты развития российского и зарубежных рынков деревянного домостроения.
Одним из основных препятствий развития деревянного домостроения в России являются недоработки в нормативной сфере. Принятие новых строительных правил (СП) и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) стали ключевыми вопросами конференции.
«Древесина как строительный материал известна с глубокой древности, несмотря на это, нормы и правила, регламентирующие деревянное строительство, стали появляться только в конце XIX века, – рассказал Александр Погорельцев, заведующий лабораторией несущих деревянных конструкций ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко. – В нашей стране они были разработаны в конце 20-х годов прошлого столетия. Развитие нормативов деревянных конструкций остановилось в 1990-е годы, и до 2011 года нормы не пересматривались. Действующая еще с советских времен нормативная база деревянного домостроения безнадежно устарела. А без НИОКР, которые служат основой для ГОСТов и СП, эффективное обновление нормативов попросту невозможно. Только в последние семь лет начался новый этап разработки нормативных документов. Однако эта деятельность бессистемная и, главное, почти не финансируется.
Бизнес не стал драйвером этого направления. Компании, занимающиеся деревянным домостроением, в большинстве своем не крупные, поэтому не могут финансировать НИОКР, обычно весьма затратные».
При этом и государство на создание ГОСТов и СП выделяет крайне скромные средства. Так, на разработку одной стадии (а их всего две) ГОСТа Минпромторг выделяет 50 тыс. руб. плюс НДС. При этом, по словам Александра Погорельцева, на подготовку наиболее проработанного нового ГОСТа 20850 на клееные деревянные конструкции потребовалось почти 11 человеко-месяцев.
Между тем отрасль остро нуждается в развитии нормативного обеспечения. Так, по мнению Александра Погорельцева, нормы необходимы минимум в трех сегментах. Прежде всего в сегменте деревянных конструкций давно назрел переход от классификации прочностных и упругих характеристик цельной клееной древесины по сортам к принятой во всем мире классификации по классам прочности. Без этого Россия не может использовать преимущества качественной северной древесины и лишается дохода.
«Как только санкции будут сняты, мы проиграем на рынке, если не перейдем на классификацию по прочности», – уверен ученый.
Второе направление нормотворчества – определение расчетных характеристик плитных материалов на основе древесины. В домостроении такие материалы находят широкое применение. Но если требуется экспертиза или плитный материал нужно использовать не для обшивки, а как несущий элемент, то необходимы расчеты. Однако ни в каких нормах нет расчетных характеристик для плитных материалов.
Кроме того, по мнению Александра Погорельцева, необходима современная «нормативка» для оценки сейсмостойкости и огнестойкости деревянных конструкций и исследования многослойных клееных деревянных панелей (CLT) – принципиально нового материала на основе древесины. Также неизбежна корректировка методик расчета и правил конструирования узлов деревянных конструкций с новыми видами соединений и др.
Проблемы нормативного обеспечения деревянного домостроения затронул и Томи Торатти, директор Ассоциации производителей деревянных конструкций Финляндии. Также эксперт коснулся развития рынка деревянных конструкций в Европе, в частности, в Финляндии. После изменения пожарных и других строительных нормативов в 1996 и 2011 годах появилось много новых деревянных многоэтажек. Томи Торатти отметил, что сегодня продукты переработки древесины стали использовать в комбинации с другими материалами при отделке фасадов, реконструкции старых домов и т. д.
С появлением панелей CLT (Cross-Laminated Timber), изготовленных из хвойных пород, в строительной индустрии произошла революция. На конференции об этом рассказал Максим Молчанов, руководитель направления «Клеевые системы» по России и Казахстану компании AkzoNobel. По технологии производства, слои высушенных пиломатериалов укладываются перекрестно, проклеиваются и прессуются под давлением 60 т/м2, в результате панели приобретают свойства монолита и по несущей способности не уступают железобетону.
СLT-панели появились в начале 1990-х годов в Германии и Австрии, но только в 2010-е годы их производство развернулось в мировом масштабе. По прогнозам компании AkzoNobel, в ближайшие шесть лет выпуск CLT в мире увеличится в 2,5 раза: с 1,2 до 3 млн м3.
СLT-панели выпускаются в заводских цехах, на стройплощадке их довольно быстро монтируют как элементы конструктора. Поскольку деревянные панели легче железобетонных, для монтажа не нужны мощные краны и большие бригады, то есть зарплатный фонд, расходы на электроэнергию и оборудование относительно низкие. Дома из СLT сдаются фактически под чистовую отделку.
Максим Молчанов отметил как преимущества энергоэффективность, сейсмо- и пожаростойкость клееных деревянных конструкций и перечислил самые высокие на сегодня здания, построенные с их применением по всему миру.
Развитие многоэтажного деревянного строительства в России сдерживается отсутствием производства CLT-панелей и устаревшими строительными нормами. Прямого запрета на возведения многоэтажных деревянных зданий нет, но для каждого проекта должна быть проведена противопожарная экспертиза, стоимость которой составляет от 150 тыс. до 2 млн рублей.
О необходимости развития в стране нормативной базы деревянных конструкций заявил и гендиректор Ассоциации деревянного домостроения Олег Панитков.
Отсутствие масштабной разработки нормативных документов, как в других строительных технологиях, привело к несправедливому притеснению деревянного домостроения и ограничению его применения.
«В итоге в России, лидере по объемам лесных запасов, внутренний рынок деревянного домостроения меньше, чем в такой „лесной“ стране, как Япония», – отметил Олег Панитков.
Глава Ассоциации деревянного домостроения в очередной раз подчеркнул важность поиска решений других проблем, препятствующих развитию отрасли. По его мнению, предстоит решить несколько ключевых задач. Прежде всего необходимо создать работоспособную модель кредитования и страхования деревянного строительства. Также следует информировать и привлекать к сотрудничеству архитекторов, большинство которых пока не знают о возможностях дерева как материала для творчества.
Немаловажно и введение стандартов работы отрасли, исключающих внутрикорпоративную конкуренцию, из-за которой клиенты, получающие много противоречивой информации, отказываются от выбора деревянного дома. Главное же, нужно планомерно создавать условия, в которых невозможно успешное существование «серого рынка», и противопоставить ему цивилизованный подход.
Текст и фото Ассоциация Деревянного Домостроения