Партнеры журнала:

Транспорт и логистика

Рынок деревянных поддонов

Востребованность палет как индикатор качества логистики

Поддоны, или палеты, – это простейшая, на первый взгляд, деревянная конструкция, которая обеспечивает безопасную транспортировку и перемещение грузов с использованием механических средств.

Рост рынка палет означает повышение механизации погрузочных работ и улучшение условий хранения, а значит, свидетельствует о повышении цивилизованности торговли.

Поддоны как разновидность промышленной тары

Тара и упаковка – весьма разнообразная товарная категория. Металлические и пластмассовые виды тары в России большим спросом не пользуются, а востребованы в основном экологические материалы: картон, гофрокартон и древесина. Деревянные поддоны по простоте и прочности занимают в перечне используемой тары среднее место:

  • бумажные мешки – для сыпучих грузов;
  • картонные коробки – для легких и мелкоформатных грузов;
  • гофрокартонные коробки и контейнеры – для грузов средней тяжести;
  • палетные борта – ограничители для устойчивых грузов;
  • плоские поддоны – для крупноформатных и тяжелых штучных грузов;
  • стоечные и сеточные поддоны – для нештабелируемых грузов;
  • поддоны с бортами – для грузов неустойчивой формы;
  • поддоны ящичные с крышками и без них – для хрупких или деформирующихся от внешних воздействий грузов;
  • фанерные, плитные контейнеры (из MDF и OSB) – для ценных сыпучих или деформирующихся грузов;
  • комбинированная тара – контейнер + поддон.
Рис. 1. Динамика производства деревянных поддонов в РФ в 2006–2018 годы и прогноз на 2019 год, тыс. шт.
Рис. 1. Динамика производства деревянных поддонов в РФ в 2006–2018 годы и прогноз на 2019 год, тыс. шт.

Таким образом, поддон – универсальное, простое и экономичное средство для транспортировки, погрузки-разгрузки и складирования самых разных грузов. Деревянные поддоны получили широкое распространение благодаря высоким механическим свойствам древесины, простоте сборки, легкости ремонта и дешевизне.

Как видно из вышеприведенного списка тары, используются поддоны разной конструкции. Но даже самый простой поддон (погрузочный щит) имеет вариации. Так, двухнастильные поддоны прочнее однонастильных и могут штабелироваться, а четырехзаходные, в отличие от двухзаходных, позволяют погрузчику захватить платформу сразу с четырех сторон.

Деревянный поддон, как правило, изготавливается из цельной древесины – обрезных пиломатериалов из разных пород (ели, сосны, осины, ольхи, березы), при необходимости допускается смешанное сырье. Для производства палет часто используются отходы деревообработки, но сырье должно соответствовать требованиям 1–4 сорта ГОСТ 8486–86 или 2–3 сорта ГОСТ 2695–83.

В России, как и на Западе, поддон выступает в роли фундаментальной грузовой единицы, поэтому имеет стандартную размерную линейку. Размеры первых поддонов были установлены исходя из габаритов европейских грузовых вагонов, теперь размеры палет подгоняются под вместимость самого разного транспорта: крытых фур, бортовых грузовиков, легких коммерческих авто и т. д. В свою очередь, наиболее распространенные размеры поддонов определяют правила транспортной и складской логистики. Таким образом, по размеру поддоны должны обеспечивать размещение оптимального объема грузов и при этом в нужном количестве компакт­но умещаться на площадке транспортного средства или на складе. В результате соблюдения этих двух условий наиболее широкое распространение сегодня получили всего три размерных варианта поддонов:

  • 1200 × 800 мм – так называемый европоддон, или европалета, стандарт EUR, широко применяется в странах Западной Европы;
  • 1200 × 1000 мм – так называемый финский поддон, стандарт FIN или ISO2, популярный в странах Скандинавии;
  • 1200 × 1200 мм – большой усиленный поддон.

Все стандартные варианты предполагают высоту поддона 144 мм. На рынке можно встретить нестандартные поддоны 1250 х 1150 мм, а также супербольшие поддоны 2500 × 1500 мм. По желанию заказчика-грузоотправителя может быть изготовлен поддон особой формы и конструкции, в соответствии с чертежами и техническими условиями. Грузоподъемность высокого качества поддонов стандартных размеров составляет 2500 кг. Менее качественные (в зависимости от исходного сырья, фитообработки древесины и «возраста» конструкции) поддоны выдерживают до 500–1500 кг, усиленные справляются с весом 3000 кг и более. Прочность и грузоподъемность поддонов указываются обязательно, высококачественные поддоны маркируются соответствующим клеймом, означающим прохождение контроля качества, а также температурного теста и санитарной обработки.

Для продления жизненного цикла деревянного поддона древесина подвергается фитосанитарной обработке. Фумигирование (или фумигация) – это уничтожение вредителей и возбудителей болезней путем отравления их ядовитыми парами или газами. Все поддоны европейских стандартов, помимо санитарной обработки, проходят также тепловую, так как древесина должна быть необходимой влажности. Все эти требования относятся к оборотной (многоразовой) таре. Обычно востребованный поддон при соблюдении условий эксплуатации используется 1–2 года, максимальный срок службы – около пяти лет. Габариты и характеристики одноразовых поддонов чаще всего не регламентируются.

Оборотность поддонов очень важна. Тара, подлежащая ремонту и восстановлению, может быть использована многократно, что обеспечивает не только экономию средств на транспортировке и складировании. Такая эксплуатация имеет экологический характер: поддоны служат долго, а при окончательном выходе из строя могут утилизироваться с пользой, например, при сжигании.

Производство поддонов

Динамика производства деревянных поддонов в России, согласно статистике, характеризуется положительным трендом. Небольшое падение выпуска отмечено в кризисном 2009 году, после чего три года подряд наблюдался активный рост, который сменился непродолжительным застоем в 2013–2014 годах. После этого производство росло вплоть до 2018 года, в результате чего объем выпуска поддонов достиг 25,7 млн штук.

В прошлом году, однако, был зафиксирован спад производства, хотя некоторые аналитические агентства утверждают, что в 2018 году в России было произведено более 25 млн шт. деревянных поддонов, то есть на 15% больше, чем годом раньше. Официальная статистика эти данные не подтверждает. Зато в начале текущего года (январь – апрель) зафиксировано восстановление темпов выпуска поддонов, поэтому в 2019 году возможен очередной рост объема производства.

Таблица 1. Распределение производства деревянных поддонов по федеральным округам, тыс. шт.
Таблица 1. Распределение производства деревянных поддонов по федеральным округам, тыс. шт.

В России около 30% поддонов в 2018 году выпускается в Центральном федеральном округе, в 2006 году там производилось около 40%. Ведущими регионами-производителями выступают Липецкая, Владимирская, Костромская, Московская, Тверская, Рязанская и Брянская области. Приволжский округ (регионы-лидеры – Нижний Новгород, Самара, Тольятти, республики Татарстан, Башкортостан и Марий Эл) занимает в общем объеме 23–25%, примерно по 10% приходится на Северо-Западный, Сибирский и Южный округи. То есть более десяти лет назад (до кризиса, в 2008 году) объем выпуска был смещен в пользу двух округов, а сейчас производство распределяется более равномерно и территориально тяготеет к рынкам сбыта.

Производители поддонов

Рис 2. Распределение производства деревянных поддонов по федеральным округам, %
Рис 2. Распределение производства деревянных поддонов по федеральным округам, %

Участники рынка поддонов подразделяются на производителей (первичный выпуск) и операторов (скупка-продажа). Но это деление условное, так как производители иногда скупают свои поддоны для повторной продажи или аренды, также нередко работают с чужими. А палетные операторы имеют производственные площадки для ремонта поддонов б/у, и если элементы старого поддона перебираются больше чем наполовину, то такое восстановление трудно отличить от производства. Кроме того, на этом же оборудовании операторы могут производить и новые поддоны. Есть компании, которые на коммерческих условиях проводят фитосанитарную обработку поддонов, поэтому иметь собственную лабораторию для этого не обязательно.

Среди крупных производителей и операторов, часть которых представлены в табл. 2 и 3, не фигурируют компании, которые производят поддоны для собственных нужд, не выпуская их на рынок. Так, в холдинге «Сибур» для бесперебойного обеспечения поддонами создано подразделение ООО «Спецтарконструкция», подобные производственные структуры организовали многие гиганты металлургии, предприятия, работающие в химической отрасли, автомобильной промышленности и другие.

Таблица 2. Крупнейшие российские производители палет (с годовой выручкой более 10 млн руб.)
Таблица 2. Крупнейшие российские производители палет (с годовой выручкой более 10 млн руб.)

Основную часть поддонов выпускают предприятия крупного и среднего масштаба, поскольку при низкой стоимости продукции только большие объемы производства способны обеспечить приемлемую окупаемость. Стандартный ассортимент поддонов также способствует тому, что крупным компаниям выгоднее ставить производство на поток. Хотя из-за простоты конструкции мелкие мастерские тоже осваивают производство поддонов. Встречаются в том числе и сезонные игроки, работающие в расчете на временный дефицит поддонов в пиковые периоды рынка грузоперевозок – весной и летом. Но качество продукции мелких фирм невысокое, товар предлагается по демпинговым ценам, к тому же используются «серые» либо нелегальные поставки сырья. Потребители поддонов научились отличать такой некачественный товар, поэтому серьезного ущерба рынку «временщики» не наносят.

Таблица 3. Крупнейшие российские палетные операторы
Таблица 3. Крупнейшие российские палетные операторы

Цены

Таблица 4. Розничные цены на поддоны, руб./шт.
Таблица 4. Розничные цены на поддоны, руб./шт.

Статистически отпускные цены на поддоны растут. Особенно заметен рост до 2014 года, позже динамика замедлилась. Наблюдаемая ценовая картина вполне соответствует рыночным реалиям – при росте спроса стоимость товара всегда растет, и диапазон средних цен на европоддон в настоящее время составляет 400–450 руб. В 2019 году рыночные цены с большой долей вероятности тоже будут расти, так как грузооборот в январе – апреле немного увеличился.

Экспорт поддонов из России и ключевые потребители

Российские производители поддонов успешно поставляют продукцию на экспорт. Стандартный размер поддонов, а также необходимая тепловая и санитарная обработка позволяют выпускать палеты европейского качества. В соотношении импорта и экспорта деревянной тары к 2018 году сложился существенный перевес в сторону последнего. В стоимостном выражении экспорт по коду ВЭД 4415 составил $22 535 тыс., из них на поддоны пришлось $18 874 тыс. По данным аналитической компании BusinesStat, экспорт деревянных поддонов из России в 2018 году вырос до 2621 тыс. шт. Это около 10% объема, произведенного в 2018 году. Большая доля российских палет отправляется в Германию. На вторых ролях рынки Белоруссии, Бельгии, Финляндии, Нидерландов.

Что касается импорта деревянных поддонов, то на российский рынок ежегодно поступает 200–250 тыс. поддонов, в основном из Белоруссии, Украины, Казахстана и Польши.

Тенденции развития рынка

Рис. 3. Стоимость поддонов (официальная средняя отпускная цена производителей), руб./шт.
Рис. 3. Стоимость поддонов (официальная средняя отпускная цена производителей), руб./шт.

Еще двадцать или тридцать лет назад многие погрузо-разгрузочные работы выполнялись вручную, поэтому упаковка применялась только для сыпучих и хрупких товаров, а для штучных, особенно крупных, почти не использовалась. Но вот уже более 10 лет российский рынок палет демонстрирует стабильный рост, который, по оценке Национальной палетной ассоциации, составляет примерно 10% в год. Основным фактором роста спроса на палеты стала повсеместная механизация и автоматизация погрузо-разгрузочных работ как на транспортных узлах, так и на складах. Большую роль играет и стремление предприятий сократить производственные и складские площади. Также производители поддонов шутят, что бурное развитие рынка поддонов обусловило известное качество российских дорог: чтобы по таким дорогам довезти товар в целости и сохранности, необходима жесткая фиксация груза на прочной платформе, в качестве которой и служит поддон. И даже при отсутствии тенденции повышения грузооборота рынок поддонов активно растет.

Рис. 4. Динамика импорта и экспорта деревянной тары, включая поддоны, в 2006–2018 годах, $ тыс.
Рис. 4. Динамика импорта и экспорта деревянной тары, включая поддоны, в 2006–2018 годах, $ тыс.

Статистика грузоперевозок показывает, что производство поддонов значительно опережает объемы торговли в количественном выражении. И если, например, за год грузоперевозки увеличиваются на 3%, то производство поддонов подскакивает на 30% и больше. А если грузоперевозки уменьшаются, не всегда снижается производство поддонов.

Избыточное производство поддонов объясняется легко: они быстро изнашиваются и теряют товарный вид, так что предприятиям приходится постоянно обновлять парк. Так, в 2013–2018 годы суммарные грузоперевозки в стране почти не росли и часто уходили в отрицательную зону, а рынок поддонов нередко показывал прирост на 10–15% и снизился только однажды.

Относительно развития рынка поддонов мнение участников и наблюдателей единое: продолжится стабильный рост. Изготовление палет остается востребованным бизнесом, поскольку порог входа на рынок низкий (простые технологические операции при производстве, доступные и недорогие материалы) и спрос стабильно растет – ведь поддоны используют производители самых разных товаров, хотя, по оценке Национального тарного союза, до 50% поддонов потребляет пищевая промышленность.

Потенциальные потребители поддонов:

  • все производства, в том числе небольшие;
  • сельскохозяйственные предприятия, тепличные и фермерские хозяйства;
  • торговые сети, супермаркеты, торговые центры;
  • продуктовые и строительные рынки;
  • транспортные компании;
  • строительные компании;
  • склады, хабы, логистические центры и др.
Рис. 5. Прирост грузоперевозок и производства поддонов, %
Рис. 5. Прирост грузоперевозок и производства поддонов, %

В будущем на рынке поддонов возможно появление новых размерных стандартов. Действующие ГОСТы давно не соответствуют реалиям, и на рынке появляются новые типы поддонов, которые разрабатывают производители либо потребители и заказчики. Производители постоянно предлагают новые конструкции, повышающие сохранность продукции в период складирования и во время транспортировки. При разработке новые типы изделий проходят контрольно-проверочные испытания на прочность в сертифицированных лабораториях. Вероятно, скоро на рынке появятся новые размерные стандарты для поддонов. Так, наблюдается тенденция распространения более компактных поддонов, в том числе из-за роста интернет-торговли.

Последние несколько лет на складском рынке стремительно повышается активность онлайн-ритейлеров. По данным Colliers International, в 2017 году на долю e-com компаний приходилось уже около 25% всех заключенных сделок по складским площадям в Московском регионе. Доля офлайн-ритейлеров, которые традиционно были основными участниками рынка аренды складов, напротив, снижается.

Таблица 5. Статистика российских грузоперевозок разными видами транспорта (кроме трубопроводного), млн т
Таблица 5. Статистика российских грузоперевозок разными видами транспорта (кроме трубопроводного), млн т

Активный рост интернет-продаж в России может изменить рынок палет. Поддон – это укрупненная грузовая единица, и при ускорении и усложнении торговых операций крупные партии товаров удобнее считать в палетах. В то же время интернет-торговля не предполагает больших партий товаров, а конечные заказчики – физические лица. И поэтому не исключено, что в скором времени будут востребованы поддоны меньшего размера, чем пользующиеся спросом сегодня. 

Вера Никольская директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research

Фото на превью pixabay.ru