Со времен Ивана Грозного
Пензенская область делает ставку на промышленность
«Из дома в лес идет – на дом глядит, домой возвращается – на лес глядит» – эту загадку о топоре краеведы Пензенской области считают местной. То есть в жизни населения этой части европейской России леса играли большую роль – о неважном люди мало говорят и думают.
Леса и сейчас занимают более 20% площади региона – это довольно много для территории, которую русские получили в результате военного похода Ивана Грозного и обживают с середины XVI века.
География и административное деление
Пензенская область расположена в Среднем Поволжье. Граничит на севере с Мордовией, на востоке – с Ульяновской областью, на юге – с Саратовской, на западе – с Тамбовской, а на северо-западе – с Рязанской. Протяженность территории региона с запада на восток – 330 км, с севера на юг – 204 км, площадь – 43,2 тыс. км2. Для сравнения: общая площадь Бельгии – 30,5 тыс. км2, то есть в полтора раза меньше.
Значительную часть территории области занимает Приволжская возвышенность (высота до 331 м), разделенная глубокими долинами на отдельные возвышения и гряды с густой овражно-балочной сетью. На западе находится Окско-Донская низменность.
Область расположена в умеренном географическом поясе, на стыке лесной, лесостепной и степной природных зон, – указано на официальном сайте правительства Пензенской области. Леса и кустарники покрывают около 1/4 территории. Основные породы: дуб, береза, сосна. Климат в регионе умеренно континентальный.
Административно Пензенская область относится к Приволжскому федеральному округу, в ее состав входят 27 районов, 10 городов (в том числе три регионального подчинения: Пенза, Заречный, Кузнецк), 16 поселков городского типа, 375 сел. Плотность населения высокая: 32,3 человека на 1 км2 (при средней плотности населения в Российской Федерации 9 чел./км2). Почти 90% населения составляют русские, примерно по 5% – татары и мордва.
По данным Пензастата, население региона уменьшается – как за счет естественной убыли, так и вследствие миграции. Такая ситуация наблюдается в большинстве регионов, близ которых есть города-«миллионники», прежде всего Москва и Санкт-Петербург. Молодежь уезжает работать или учиться и уже не возвращается в родные места, со временем забирая к себе родителей.
В проекте Стратегии социально-экономического развития Пензенской области до 2035 года отмечается, что в регионе 1411 населенных пунктов, из которых в 622 (44%) население составляет 100 человек и меньше, а в 104 (7,4%) – население отсутствует, и таких населенных пунктов становится все больше.
Природные ресурсы
Запасами полезных ископаемых Пензенская область похвастаться не может, на ее территории можно добывать сырье преимущественно для строительной отрасли. По данным Территориального фонда геологической информации по Приволжскому федеральному округу, в регионе есть также запасы торфа, пресных и минеральных подземных вод, агроруд (фосфоритов, глауконитовых песков), формовочных и стекольных песков, тугоплавких глин, минеральных красок, цементного сырья. Кроме месторождений общераспространенных полезных ископаемых, разведаны и эксплуатируются четыре нефтяных: Верхозимское, Комаровское, Алексеевское и Труевское.
Недавно стало известно, что в регионе, возможно, будет построен нефтеперерабатывающий завод, – интерес к проекту проявляют китайские инвесторы. Сырье для него планируется доставлять по железной дороге, продукция – химические кислоты, полимеры или кокс. Новое предприятие предполагается разместить в Кузнецком районе.
«Сегодня наша страна заинтересована в глубокой переработке нефти и получении на выходе не топлива, а высокотехнологичной продукции – химических кислот, полимеров», – сказал первый заместитель правительства Пензенской области Андрей Лузгин.
Экономика и инвестиции
«В Пензенской области нет больших запасов нефти и газа, но есть другое богатство: наука, инновационное производство, высокие технологии, система подготовки высококвалифицированных кадров. Региональное правительство оказывает и будет оказывать поддержку в развитии этих направлений. Мы четко понимаем, что сегодня это просто необходимо для укрепления нашей экономики», – заявил в свое время губернатор Пензенской области Иван Белозерцев.
Географическое положение предопределило формирование разветвленной транспортной сети Пензенской области и развитие промышленности. Согласно официальным данным, в регионе сегодня функционирует около 250 крупных и средних промышленных предприятий, на них работают более 90 тыс. человек (23% всех работающих в Пензенской области).
«На долю промышленности приходится четверть валового регионального продукта региона. В структуре промышленного производства наибольший удельный вес составляет производство пищевых продуктов – 38,1%; производство компьютеров, электронных и оптических изделий – 13,9%; производство машин и оборудования, не включенное в другие группы, – 8,7%; производство готовых металлических изделий – 6,0%; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 4,1%; производство прочих неметаллических минеральных продуктов – 4,7%», – уточняется на официальном сайте правительства области.
Производство бумаги и бумажных изделий занимает примерно 6% в структуре промышленного производства. По данным сайта правительства Пензенской области, в регионе успешно развиваются предприятия целлюлозно-бумажной промышленности и занимающиеся обработкой древесины и производством изделий из дерева. Важнейшие виды продукции: обои, бумага-основа для декоративной печати, фоновая бумага для производства декоративной пленки, бумага-основа для бумажно-слоистого пластика, картон, тетради школьные, гофроупаковка, фанера клееная, мебель, древесно-стружечные плиты.
Транспорт
Расстояние от Пензы до Москвы по прямой 555 км, по трассе – 640 км. Сеть автомобильных дорог в регионе развита хорошо, их общая протяженность больше 13 тыс. км. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 828 км, больше половины (54%, или 443 км) путей электрифицированы. Железная дорога связывает Пензу с центром и югом России, регионами Поволжья, Украиной, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком.
Аэропорт Пензы – единственный в регионе, используется для внутренних авиарейсов, а также служит запасным для Московского авиаузла. Построенный более полувека назад, комплекс нуждается в срочной реконструкции. Инвестор проекта уже найден. В начале июня на Петербургском международном экономическом форуме власти Пензенской области подписали с ООО «Новапорт Холдинг» соглашение о намерениях, предусматривающее государственно-частное партнерство по строительству нового аэровокзала Пензы: пассажирского и грузового терминалов, топливо-заправочного комплекса, центра бортового питания и других объектов. Сметная стоимость объекта оценивается в 760,5 млн рублей.
Текст Мария Алексеева
Другие статьи рубрики Регион номера: Пензенская область