Регион номера

Байкал в приоритете

Республика делает ставку на географию и туризм

Предки современных бурятов, населявшие земли вокруг Байкала, породили гуннов, которые в конце концов свалили всесильную Римскую империю.

На этих землях люди жили с незапамятных времен, но только в 1917 году появилось автономное государство, названное Бурят-Монголия. При установлении советской власти Бурятию оккупировали иностранные интервенты, борьба с ними заняла около пяти лет. В 1923 году Бурят-Монгольская автономная Советская Социалистическая Республика вошла в состав РСФСР, так началась история Республики Бурятия.

Хотя первыми территорию современной Бурятии стали обживать кочевые народы, одно из главных природных богатств региона не пастбища, а леса.

География и административное деление

Республика Бурятия расположена в южной части Восточной Сибири, к югу и к востоку от озера Байкал и граничит на юге с Монголией, на юго-западе – с Республикой Тыва, на северо-западе – с Иркутской областью, на востоке – с Читинской областью. Площадь региона 351,3 тыс. км2 – чуть меньше площади Германии (357 тыс. км2), но больше площади Финляндии (337 тыс. км2). Территория республики составляет два процента общей площади России. Бурятия входит в состав Дальневосточного федерального округа.

«На территории Бурятии находится большая часть (около 60% береговой линии) озера Байкал – самого глубокого пресноводного озера в мире. Длина Байкала – 636 км, ширина – от 25 до 79 км. Общая длина береговой линии 2100 км, а площадь акватории – 31,5 тыс. м2. Максимальная глубина – 1637 м, средняя – 730 м. Байкал является природным резервуаром пятой части мировых запасов пресной воды высочайшего качества», – сообщается на официальном сайте правительства республики.

Климат региона обусловлен прежде всего близостью гор, которые по площади больше чем в четыре раза превышают площадь, занимаемую низменностями. Для резко континентального климата, присущего этой горно-таежной земле в центральной части Азиатского континента, характерны холодная зима и жаркое лето, – отмечают специалисты. Осень продолжительная – пока не «станет» Байкал и довольно теплая, температура воздуха в это время зачастую выше, чем в европейских регионах России. Сибирская весна начинает ощущаться уже в конце марта, но первая зелень пробивается в конце апреля.

Расстояние от административного центра региона города Улан-Удэ до Тихого океана 3,5 тыс. км, а до столицы России – 5,5 тыс. км. На территории республики 21 муниципальный район, два городских округа, 263 городских и сельских поселений. По данным Бурятстата, сейчас в республики проживает около миллиона человек (983 тыс.). В составе населения преобладают русские (чуть менее 70%), буряты составляют 30%.

Природные ресурсы

Помимо огромного резерва пресной воды озера Байкал, республика располагает запасами минерально-сырьевых ресурсов, имеющих большое значение для промышленности России. Большинство крупных месторождений полезных ископаемых расположены в радиусе до 200 км от ближайших железнодорожных линий Восточно-Сибирской железной дороги и Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

По информации официального сайта правительства республики, из выявленных 247 месторождений золота 228 россыпных, 16 рудных и три комплексных. В перечне месторождений стратегических видов минерального сырья семь вольфрамовых, 13 урановых, четыре полиметаллических, по два молибденовых и бериллиевых, оловянное и алюминиевое. Балансовые запасы восьми месторождений плавикового шпата могут обеспечить потребности металлургических предприятий Сибири и Дальнего Востока в кусковом флюорите.

Согласно официальным данным, в 2018 году объем продукции добывающей отрасли в Бурятии превысил 28 млрд руб., на 24% – до 858 т – увеличилась добыча урана. За счет ввода в эксплуатацию двух новых месторождений – Источного и Вершинного – АО «Хиагда» планирует выйти на проектный уровень добычи: 1000 т урана в год.

В аппарате регионального правительства уточнили, что в 2018 году в Бурятии осуществлялись восемь проектов по добыче полезных ископаемых, среди которых освоение Эгитинского месторождения плавикового шпата, Урда-Гарганского месторождения кварца, Троицкого и Коневинского месторождений золота, Инкурского и Холтосонского месторождений вольфрама. «Инвестиции в основной капитал добывающих компаний продолжают расти и составили 5,8 млрд руб., – сказал глава Бурятии Алексей Цыденов, выступая с отчетом перед Народным Хуралом республики. – Основной объем инвестиций приходится на АО "Разрез Тугнуйский", ПАО "Бурятзолото", АО "Хиагда". Средства направлены в основном на обновление техники, модернизацию производства, замену оборудования и проведение геологоразведочных работ».

Сразу три проекта реализует в республике компания «Друза», которая в 2018 году на Эгитинском месторождения плавикового шпата провела проектные работы и начала строительство предприятия, прокладку теплотрассы и ЛЭП, а также приобрела оборудование для горно-обогатительного комбината. Однако, по словам Алексея Цыденова, «в особом приоритете правительства Бурятии вовлечение в отработку новых месторождений полезных ископаемых».

Экономика и инвестиции

В Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года отмечается, что «экономика Республики Бурятия занимает невысокий удельный вес в национальной экономике и в экономике Дальневосточного федерального округа». В регионе развиты промышленность, агропромышленный и энергетический комплекс, а также строительство, транспорт и дорожное хозяйство. Машиностроение и металлообработка представлены производством вертолетов и запасных частей к авиационной технике, электродвигателей переменного тока, технологического оборудования для легкой промышленности, телевизоров и персональных ЭВМ, приборов и средств автоматизации, бытовой техники, сварных металлоконструкций, – отмечают в правительстве республики.

SWOT-анализ потенциала республики, проведенный при составлении Стратегии развития до 2035 года, выявил ряд слабых сторон региональной экономики: низкий уровень развития рыночной инфраструктуры, сильную зависимость от финансовой поддержки из федерального бюджета, высокие авиационные и железнодорожные тарифы на перевозки грузов и пассажиров между республикой и центральной частью России и дальневосточными морскими портами, а также экологические и инфраструктурные ограничения для разработки минерально-сырьевой базы и хозяйственной деятельности и дисбаланс стоимости электроэнергии, превышающий тарифы в Иркутской области. Над этими проблемами власти готовы работать. В начале сентября на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке Алексей Цыденов представил инвестиционный потенциал республики. Не упоминая природные богатства, глава республики сосредоточился на высокотехнологичных отраслях – медицине и самолетостроении, а также представил туристический ресурс региона. «Специально для инвесторов создана особая экономическая зона "Байкальская гавань", которая позволяет вести строительство на побережье Байкала, что является исключительным условием, – подчеркнул Алексей Цыденов. – На территори "Байкальской гавани" действует особый налоговый режим и другие преференции. Там удобная инфраструктура и предоставлены все возможности для развития туристического потенциала и инвестиций в туризм».

Транспорт

Транспортную доступность власти Бурятии считают еще одним конкурентным преимуществом региона.

«Республика расположена в центре пересечения всех международных транспортных коридоров “Европа – Азия” и “Север – Юг”, основных транспортных коммуникаций, соединяющих европейскую часть России с Сибирью, Дальним Востоком и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Город Улан-Удэ является узлом магистральных линий связи в одном часовом поясе с основными финансовыми центрами современной Азии (Гонконгом, Сингапуром и Пекином), что способствует созданию здесь логистического центра для управления товарными и финансовыми потоками», – записано в Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года.

Алексей Цыденов в рамках презентации на ВЭФ отметил, что международному аэропорту Байкал в Улан-Удэ присвоена пятая степень «свободы воздуха», что позволяет по соглашению выгружать и принимать на борт пассажиров, почту и грузы регулярных воздушных перевозок. В России еще два таких аэропорта: во Владивостоке и Сочи.

Между тем доступность железнодорожного и автомобильного сообщения в регионе пока ниже, чем в среднем по России. По официальным данным, в Бурятии плотность железных дорог ниже среднероссийских показателей в 1,4 раза, а плотность автомобильных дорог с твердым покрытием – в 2,3 раза. Однако в ближайшем будущем ситуация может улучшиться.

«Для нашей большой республики один из ключевых вопросов – качество дорог. И уже в 2017 году отдельным решением Российского правительства Бурятия была включена в приоритетный президентский проект “Безопасные и качественные дороги”, по которому ежегодно выделяется 1 млрд 250 млн руб., – сказал глава региона в ежегодном послании 2019 года народу Республики Бурятия и Народному Хуралу. – За два года реализации этого проекта отремонтировано и реконструировано 176 км региональных и местных автодорог. Также проведены дорожные работы почти на 12,5 км федеральных трасс. Всего же за два года в Бурятии удалось отремонтировать 348 км региональных и местных автодорог и почти 224 км федеральных дорог». 

Вклад Бурятии в российские балансовые запасы
цинка – 48%,
свинца – 24%,
молибдена – 37%,
вольфрама – 27%,
плавикового шпата – 16%,
хризотил-асбеста – 15%.

Текст Мария Алексеева


Другие статьи рубрики Регион номера: Республика Бурятия

Обзоры ЛПК регионов России