Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

На себя не надеются

Лесное хозяйство Бурятии ждет развитие по пессимистическому сценарию

Второй в истории Республики Бурятия Лесной план утвержден постановлением правительства региона в январе 2019 года.

На официальном сайте правительства полный текст документа можно найти в разделе «Изменения в Лесной план Республики Бурятия» и «Постановление правительства Республики Бурятия от 28.12.2018 №763 "Об утверждении Лесного плана Республики Бурятия"». В окончательном варианте Лесной план на 2019–2028 годы стал на одну страницу меньше, поэтому крайне интересно сравнить два документа.

Исполнитель контракта на разработку Лесного плана региона на период 2019–2028 годы (кстати, информация о победителе тендера на сайте госзакупок засекречена) подошел к работе весьма тщательно. Составители скрупулезно проанализировали достижение целей, поставленных в прежнем плане. Стоит отметить, что так поступили далеко не все регионы, хотя составление лесного плана стало обязательным только после внесения изменений в Лесной кодекс РФ, то есть планы на 2009–2018 годы были для субъектов Российской Федерации первыми в истории. На этом фоне подход Бурятии заслуживает внимания.

Документ изложен на 81 странице, в нем пять карт и 35 приложений. Для сравнения: предыдущий региональный Лесной план (ЛП) насчитывал 283 страницы. Наученное горьким опытом, министерство природных ресурсов и экологии РФ в декабре 2017 года, то есть перед началом разработки новых планов, выпустило приказ №692 «Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта РФ, порядка его подготовки и внесения в него изменений». В нем указано, что ЛП региона должен содержать следующие разделы: сведения о субъекте РФ и информационной и методической основах разработки его лесного плана, оценку организации использования лесов, выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и изменения характеристик лесов за период действия предыдущего ЛП, оценку лесных ресурсов и средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, рынков лесопродукции и перспектив освоения лесов, а также цели и задачи ЛП, выполнения мероприятий и плановые показатели на период реализации ЛП, данные об организации региональной системы ведения лесного хозяйства, ресурсном и кадровом обеспечении, а также оценку экономической эффективности и ожидаемые результаты реализации мероприятий лесного плана субъекта РФ. В предварительном варианте Лесного плана республики на 2019–2028 годы почти каждый раздел (за исключением общих сведений о регионе) содержит оценку эффективности мероприятий предыдущего ЛП и задачи на следующее десятилетие.

Интересно, например, оценить объемы финансирования из разных источников, предусмотренных Лесным планом субъекта РФ мероприятий за период действия предыдущего лесного плана. В документе записано: «Источники финансирования расходов за планируемый период реализации Лесного плана по выполнению переданных полномочий в области лесных отношений распределились следующим образом: средства субвенций составляют 37%, средства республиканского бюджета – 3%, местный бюджет – 1%, иные источники – 59%». Под «иными источниками» подразумеваются лица, использующие леса, в первую очередь арендаторы. Из приложения 34 «Экономическая эффективность реализации мероприятий Лесного плана Республики Бурятия за период действия предыдущего Лесного плана Республики Бурятия; показатели экономической эффективности реализации мероприятий Лесного плана Республики Бурятия» отчетливо видно, что основным источником финансирования расходов на лесное хозяйство остаются федеральный бюджет и арендная плата. И если в год, предшествующий разработке ЛП, эти расходы составляли 1844,03 млн руб. (в том числе 678,32 млн руб. из федерального бюджета и только 66 млн руб. из республиканского, а 1085,5 млн руб. – от лиц, использующих леса), то к 2028 году они будут планомерно расти и к окончанию срока действия ЛП составят 2487,86 млн руб. Финансирование из федерального бюджета к этому времени должно увеличиться примерно на четверть (974,52), а расходы арендаторов – на 50% (1456,95 млн руб.). В то же время прогнозные доходы бюджетов всех уровней, то есть федерального, республиканского и местного, оцениваются в 486,6 млн руб. В последней строке приложения сделан вывод: показатели экономической эффективности реализации мероприятий Лесного плана Республики Бурятия минимальные и практически не вырастут с 0,43% в 2018 году, предшествующем разработке Лесного плана, составив к концу десятилетнего цикла 0,48%.

Другой интересный раздел – «Оценка организации использования лесов, выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и изменения характеристик лесов». За период действия предыдущего Лесного плана Республике Бурятия удалось перевыполнить план по непрофильным для ЛПК направлениям: строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (127,8%) и религиозной деятельности (165,8%). Объем заготовки древесины составил 99,4%, указано в документе. Однако, как выясняется, этот показатель происходит не от расчетной лесосеки, а от планируемых объемов заготовки древесины.

Допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) в лесах Республики Бурятия на период действия предыдущего Лесного плана был 89 019,113 тыс. м3, в том числе 72 458,34 тыс. м3 по хвойному хозяйству и 16 560,773 тыс. м3 – по мягколиственному. Таким образом, расчетная лесосека в 2008–2017 годах использована на 25,7% (по хвойному хозяйству – на 29,0%, по мягколиственному – на 11,3%).

В Лесном плане на 2019–2028 годы объем расчетной лесосеки на землях лесного фонда установлен чуть больше прежнего: 10 585,7 тыс. м3. Незначительно должно вырасти и ее освоение: с 21,1% в 2017 году до 26% (2,7 млн м3) к 2028 году. Правда, например, в год, предшествовавший разработке ЛП, лесорубы перевыполнили план и заготовили 28,4% древесины.

На фоне таких показателей невыполнимыми представляются планы развития лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры респуб­лики, среди которых создание условий для привлечения инвестиций, повышение конкурентоспособности действующих организаций, создание условий для открытия новых производств с высокой добавленной стоимостью, обеспечение отрасли высококвалифицированными специалистами, а также сокращение числа убыточных организаций и финансовое оздоровление предприятий и организаций. Реальным представляется только создание и развитие в республике лесной биржи и поэтапный перевод торговли лесными ресурсами и продуктами их переработки в биржевую форму, доказавшую свою эффективность в большинстве регионов РФ.

Основным недостатком Лесного плана Республики Бурятия, как и планов большинства регионов РФ, является отсутствие пошаговых программ достижения целей. В приложениях к документу приводится много прогнозных показателей, но не поясняется, как они будут достигнуты. Возможно, необходимые меры специалисты профильных департаментов пропишут в госпрограммах на краткосрочные периоды до трех лет. Однако госпрограмма «Развитие лесного хозяйства» в Бурятии действует с 2016 до 2021 год, а в ЛП она упомянута один раз, и то в связи с подведением итогов предыдущего плана.

«До 2021 года предполагается создание системы государственной инвентаризации лесов, формирование эффективной системы единого генетико-селекционного комплекса, внедрение научных исследований и инновационное перевооружение лесного хозяйства», – записано в госпрограмме. Ни одна из этих задач не значится в Лесном плане Республики Бурятия на 2019–2028 годы. 

Текст Мария Алексеева


Другие статьи рубрики Регион номера: Республика Бурятия

Обзоры ЛПК регионов России