Регион номера

Себе готовят почву

Segezha Group строит завод CLT-панелей и внедряет модель интенсивного лесопользования

Российский лесопромышленный холдинг Segezha Group ведет свою историю с 2014 года и сегодня объединяет российские и европейские предприятия лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, а также предприятия по производству бумажной упаковки. В России активы компании расположены в шести регионах, в том числе три предприятия в Вологодской области. Ближайшие планы развития Segezha Group нацелены на Русский Север – Вологодчину и Республику Карелия, а также на Сибирь.

С чем связаны такие решения, в беседе с корреспондентом «ЛесПромИнформ» рассказал вице-президент Segezha Group по работе с государственными органами Алексей Шерлыгин.

– В конце августа Segezha Group присоединилась к Хартии в сфере оборота древесины в Вологодской области. Что дает лесопромышленникам это соглашение?

– Хартия является добровольным соглашением предприятий, ведущих хозяйственную деятельность на рынке лесной продукции, и уполномоченных органов государственной власти. Документ символизирует заинтересованность сторон в повышении прозрачности оборота древесины, уменьшении ступеней продажи лесопродукции и ограничении деятельности лиц, извлекающих конкурентные преимущества за счет незаконных способов минимизации налоговых обязательств. Кроме того, Хартия закрепляет формирование нетерпимого отношения к юридическим лицам, уклоняющимся от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, либо участвующим в схемах незаконного возмещения НДС. Используя данные единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней, участники Хартии обязуются отслеживать цепочку договоров контрагента вплоть до лесозаготовителей при заключении рамочных договоров с поставщиками.

Мы и до подписания соглашения применяли эти принципы работы с контрагентами. В качестве действительного участника Хартии компания намерена продолжить руководствоваться принципами честной конкуренции, проводить политику противодействия незаконным действиям на рынке лесной продукции, соблюдать требования законодательства при осуществлении перевозок лесопродукции, а также быть добросовестной при выборе грузоперевозчика и контрагента. Мы готовы и к обмену информацией о нарушителях требований законодательства РФ, в том числе в сфере налоговой дисциплины и экологического контроля. Аналогичную хартию подписали предприятия Segezha Group, работающие в Архангельской области.

Вице-президент Segezha Group по работе с государственными органами Алексей Шерлыгин
Вице-президент Segezha Group по работе с государственными органами Алексей Шерлыгин

Segezha Group успешно работает на мировом рынке, так что прозрачность финансовой документации, документооборота лесохозяйственной деятельности, экологическая ответственность и эффективность – у нас в приоритете. Мы максимально открыты и, в соответствии с принципами Хартии, готовы к конструктивному сотрудничеству с органами власти, Федеральной налоговой службой, контролирующими органами в сфере лесопользования и требуем такого же подхода от всех игроков отрасли.

– Какие возможности государственно-частного партнерства (ГЧП) вы считаете наиболее перспективными, какие проекты можете реализовать в таком формате?

– Наша компания, как и другие ответственные лесопользователи, нацелена на развитие «зеленого» производства, биоэнергетики, усиление производственно-сбытовых цепочек и продвижение устойчивой продукции из древесины на мировом рынке. Большое значение для этого имеет конструктивное взаимодействие государственного и частного сектора, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

К примеру, сейчас приоритет вопросов лесовосстановления. В стране нужно построить 10–15 лесосеменоводческих центров, при этом заявленный прирост производства саженцев к 2024 году должен составить примерно 200 млн штук, в основном за счет продукции с закрытой корневой системой. Эти планы невозможно реализовать без механизма ГЧП.

Интерес к выращиванию в питомниках саженцев целевых пород древесины с закрытой корневой системой есть не только у крупных арендаторов леса, но и у «Газпрома» и Сбербанка. Segezha Group свой выбор тоже сделала и точно будет участвовать в создании или реконструкции питомников в Костромской области, а затем в Красноярском крае и, возможно, в других регионах присутствия с прогнозным дефицитом посадочного материала.

ГЧП – это оптимальный формат для реализации программы интенсификации использования лесов и компенсационного лесовосстановления. Первым нашим шагом будет развитие лесосеменного центра в городе Шарья Костромской области. Существующий комплекс в Шарье, модернизация которого предусмотрена приоритетным инвестиционным проектом в области освоения лесов по строительству фанерного комбината в ТОР «Галич», рассчитан на 4 млн саженцев в год с возможностью расширения до 6–8 млн штук. Участие в развитии лесного питомника и переговоры Segezha Group с администрацией Костромской области по срокам и условиям его передачи находятся на завершающей стадии.

Для климатического районирования на базе такого питомника возможен сбор и переработка лесосеменного материала для Костромской, Кировской и части Вологодской области. Таким образом, в ближайшие годы может быть решен вопрос с закрытием наших потребностей в саженцах с закрытой корневой системой в этих регионах присутствия компании. В Красноярском крае будем изучать состояние лесосеменной базы, так как уже арендуем там около 3 млн га лесных участков и планируем расширение в связи с перспективой строительства биотехнологического комплекса.

Кстати, в сентябре на заседании рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Экология и природные ресурсы» обсуждался вопрос повышения продуктивности лесов. Речь шла в том числе и о модернизации существующих лесных селекционно-семеноводческих центров. Для их создания рекомендовано использовать механизмы государственно-частного или муниципального и частного партнерства.

– Лесозаготовительные предприятия Segezha Group объявили о готовности вести в Карелии уход за лесами по методу интенсивного и неистощительного пользования. Почему пилотным регионом не стала Вологодская область, где интенсивная модель внедряется давно?

– Карелия – якорный регион присутствия компании с масштабными инвестициями. Но здесь вопрос больше правовой, государственного уровня, а не выбора компанией пилотного региона. Сначала необходимо решить насущные правовые вопросы, ускорить принятие готовых нормативных документов по всем пилотным регионам проекта интенсификации использования лесов и лесовосстановления. Модель интенсивного лесопользования надо согласовать с министерствами и ведомствами, а затем уже разворачивать.

Условно эта модель повторяет финскую, при которой высаживается новый лес и по прошествии 20 лет арендатор проводит так называемую рубку ухода, то есть вырубает около трети деревьев, чтобы повысить инсоляцию и стимулировать рост оставленных. Первые рубки практически неликвидные – удаляют неперспективные деревья и оставляют только растущие в благоприятных условиях. При этом запас и заготовка древесины в пересчете на гектар больше, чем при обычных рубках. Через 20 лет вырубают еще треть, а через 60 лет вырубают что осталось. А затем процесс повторяется. После рубок ухода лес просветляется, расстояние между деревьями увеличивается, повышается освещенность. Поваленных деревьев нет, хаотичной растительности становится меньше, и лес выглядит как парк. Для этого нужна специальная, так называемая малая, техника, которую для Карелии мы уже приобрели. Вырубленный, вновь посаженный и своевременно обработанный лес по качеству превосходит дикий.

В целом речь идет об устойчивом лесоуправлении. Это сочетание неистощимого использования лесов при заготовке и переработке, обеспечение восстановления леса, создание лесных дорог, сохранение природно-ландшафтных характеристик, соблюдение интересов местного населения, обеспечение пожарной и водоохранной безопасности и проведение других мероприятий в интересах устойчивого развития. Сегодня в России сплошными экстенсивными рубками заготавливается 150 м3 древесины с гектара, а если проходить указанный цикл, как в Швеции и Финляндии, то заготовка на одной и той же площади может доходить до 500 м3 с гектара. Не увеличивая площадь заготовки, скандинавы за последние 20 лет повысили объем заготовки более чем в 1,5 раза. В результате эти страны заготавливают объемы, сопоставимые с объемами в России, которую по площади территории нельзя сравнивать с северными соседями.

На сегодня профильными государственными органами уже согласованы нормативно-правовые акты, ждем их вступления в законную силу к концу текущего года.

– С середины нынешнего года ведется строительство CLT-завода на базе Сокольского ДОКа – все по плану?

– В Вологодской области компания организует предприятие по выпуску современного инженерного материала для деревянного домостроения. Новая технология, востребованная в Европе и в мире, позволяет строить многоэтажные здания на основе перекрестно-склееных панелей, называемых в мире CLT-панелями. По прочности они не уступают традиционным бетону, стали и кирпичу, а по экологическим, эксплуатационным характеристикам превосходят их, отличаясь более высокой себестоимостью. Технологии, применяемые в зарубежных странах, позволяют строить с использованием CLT-панелей многоквартирные и индивидуальные дома, промышленные и социальные объекты.

Государство заинтересовано в развитии деревянного домостроения. И наш проект приказом министра промышленности и торговли РФ включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Сейчас мы создали в Соколе дополнительный актив – ООО «Сокол СиЭлТи», заказали деревообрабатывающее оборудование у европейского лидера станкостроения – австрийской компании Ledinek. Начало поставок и монтаж оборудования запланированы на март 2020 года.

– Какое оборудование вы закупаете?

– Новые технологии отличаются высокой точностью обработки и соединения элементов для сращивания. В первую очередь мы заказали линию сращивания, автоматическую систему рольгангов, около 25 транспортеров различного функционального назначения, дистанционное управление и линию нанесения горячего меламинового клея на шипы.

Производство также будет оснащено строгально-профилирующим станком, прессом и устройством бесконтактного измерения влажности. Кроме того, контрактом предусмотрено обустройство 4-этажного накопительного склада для штабелирования ламелей, обеспечивающего автономную работу прессов на 12 запрессовок. Кроме того, уже заключены контракты на поставку двух центров – шлифовального и обрабатывающего – для раскроя панелей под проекты. На конкурсной основе будет выбран поставщик оборудования сушильного комплекса.

Ожидается, что тестовая CLT-панель будет произведена осенью 2020 года, выход на рынок планируем в конце 2020 – начале 2021 года. Объем инвестиций в новое производство составляет более 3 млрд руб., мощность будущего предприятия – 250 тыс. м2 продукции в год.

Мы верим в этот проект. С запуском нового завода в Вологодской области Segezha Group совместно с партнером по АФК «Система» Etalon Group сможет приступить к реализации проектов деревянных многоэтажных зданий в Москве и намерена занять значимую долю рынка многоэтажного деревянного домостроения. 

Текст Мария Алексеева

Другие статьи рубрики Регион номера: Вологодская область

Обзоры ЛПК регионов России