Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесопиление

Точки роста для лесопиления

21 ноября 2019 года в Санкт-Петербурге прошла конференция «Лесопиление: тренды точки роста предприятий, логистика», организованная выставочным объединением «Рестэк».

Мероприятие включало нескольких тематических блоков. Первый из них назывался «Тренды» и был посвящен мировым тенденциям, оказывающим влияние на производство, потребление и конкурентоспособность пиломатериалов и основных продуктов-заменителей. Другими темами сессии стали цифровая трансформация бизнеса и применение IT-решений в ЛПК, изменения в товарной структуре круглых лесоматериалов, пути развития лесопильно-деревообрабатывающих предприятий, сырьевое обеспечение и управленческие инструменты для снижения затрат на пиловочное сырье.

Спикерами были старший менеджер StepChange Consulting Алексей Бесчастнов, исполнительный директор Управления продаж корпоративным клиентам Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк» Роман Кожура, координатор направления «Решения для лесопромышленного комплекса» компании «Неосистемы Северо-Запад Лтд» Леонид Чистяков, руководитель Ассоциации производителей машин и оборудования ЛПК «Лестех» Александр Тамби и др.

На блоке «Точки роста» докладчики, среди которых были директор компании «Автоматика-Вектор» Олег Смольков, руководитель Wood-Engine Алексей Ананьев, председатель совета директоров Armasys Сергей Исправников, директор фирмы «Завод Эко Технологий» Дмитрий Бастриков, говорили об оптимизации производства на участках с учетом технологических простоев, эффективных технологий переработки древесных отходов и рентабельности производства твердого биотоплива на лесопромышленных предприятиях, критериях выбора нового и б/у оборудования для лесопильного завода, а также о требованиях к поставщикам оборудования и исполнителям монтажных работ.

Транспортировка пиломатериалов стала темой третьего блока, в котором обсуждались различные способы доставки сырья и лесоматериалов – по воде, автомобильным и железнодорожным транспортом, а также организация терминально-складских услуг при перевозках лесоматериалов, использование цифровых технологий в транспортных процессах. Выступали заместитель начальника Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Ирина Чернышева, генеральный директор компании «Лесной Терминал "Фактор"» Александр Махонько, заведующий кафедрой промышленного транспорта СПбГЛТУ им. С. М. Кирова Глеб Григорьев.

Отметим несколько наиболее интересных докладов.

***

Алексей Бесчастнов из StepChange Consulting рассказал о влиянии мировых трендов на производство пиломатериалов: «Текущая ситуация на рынке такова. После максимумов лета 2018 года, летом 2019 года цены на пиломатериалы упали на основных рынках до трехлетних минимумов; в сентябре – ноябре 2019 года наметился тренд восстановления роста цен. Пиловочник дешевеет в связи с большим объемом санитарных рубок в Германии, Франции, Швеции. Есть риск спада спроса на пиломатериалы в Китае на фоне замедления роста ВВП и торговых войн с США. Основные драйверы ЛПК РФ: развитие домостроения в США, спрос в Китае (строительство и мебель), курс рубля, законодательство.

Доля российского ЛПК в мировом производстве и экспорте заметна по продукции низких переделов и сравнительно мала по продукции с высокой добавленной стоимостью. К примеру, доля экспорта из РФ в мировом экспорте пиломатериалов составляет 20%, а в мировом экспорте мебели – всего 0,2%».

По данным докладчика, за 55 лет (с 1962 по 2017 год), производство деловой древесины выросло в 1,8 раза, пиломатериалов – в 1,5 раза, древесных плит – в 14 раз (!).

  • Из выбранных продуктов OSB показывает самый высокий CAGR – 6% за 2013–2018 годы, отчасти из-за восстановления жилищного строительства в США. Доля США в мировом производстве OSB в 2018 году составила 43%, доля ЕС – 23%.
  • Доля ЕС в мировом производстве ДСП в 2018 году – 34%, а доля Китая – 28%.
  • Доля Китая в мировом производстве фанеры в 2018 году – 71%, некоторые данные вызывают сомнение (частичное удвоение).
  • Доля ЕС в мировом производстве ДВП/MDF в 2018 году – 16%. Доля Китая – 51%.
  • Доля ЕС в мировом производстве древесной целлюлозы (суммарно химической, механической, полухимической) в 2018 году – 20%. Доля США – 27%.
  • Доля ЕС в мировом производстве пиломатериалов (хвойных и прочих) в 2018 году – 23%. Доли США и Китая – 18 и 17% соответственно.
  • Доля США в мировом потреблении OSB в 2018 году 66% (в 2013 году 61%), доля ЕС – 23% (в 2013 году 21%).
  • Доля ЕС в мировом потреблении ДСП в 2018 году – 34% (в 2013 году 37%), доля Китая – 30% (в 2013 году 23%).
  • Доля Китая в мировом потреблении фанеры в 2018 году – 66% (в 2013 году 64%), некоторые данные вызывают сомнение (частичное удвоение).
  • Доля Китая в мировом потреблении ДВП/MDF в 2018 году 50% (в 2013 году 54%).
  • Доля ЕС в мировом потреблении древесной целлюлозы (суммарно химической, механической, полухимической) в 2018 году – 21%. Доля США – 27%.
  • Доля ЕС в мировом потреблении пиломатериалов (суммарно хвойных и прочих) в 2018 году – 23%. Доли США и Китая – 21 и 26% соответственно.
Таблица 1. Производство и экспорт основной продукции ЛПК РФ, доля РФ в мир
Таблица 1. Производство и экспорт основной продукции ЛПК РФ, доля РФ в мир

За 25 лет, с 1992 года, мировая экономика выросла вдвое. С 2007 по 2017 год она росла в среднем на одну экономику РФ ежегодно, причем треть общего прироста приходилась на Китай (то есть каждые три года ВВП Китая увеличивался на одну экономику РФ). В эти 25 лет доли крупнейших экономик менялись: ЕС (в нынешнем составе) и США создавали около половины мирового ВВП, доли остальных стран топ-8 поне­многу увеличивались, причем доля Китая заметно быстрее. Суммарная доля экономик вне ведущей восьмерки росла незначительно. Топ-4 экономики составили в 2017 году 66% мирового ВВП (в 1997 году 70%).

Диаграмма 1. Производство основной продукции ЛПК в мире, 2013–2018 годы
Диаграмма 1. Производство основной продукции ЛПК в мире, 2013–2018 годы
Диаграмма 2. Потребление основной продукции ЛПК в мире, 2013–2018 годы
Диаграмма 2. Потребление основной продукции ЛПК в мире, 2013–2018 годы

Индия в 2012–2017 годах повторила рост, показанный Китаем в 1997–2002 годах. Остается интригой, может ли дальнейший рост индийской экономики быть столь же быстрым, как рост китайской в 2002–2017 годах?

Экономики Бразилии, Канады, Китая и России в 1992 году были сопоставимы по объему. Однако к 2017 году экономика Китая выросла в 10 раз, экономики Бразилии и Канады – вдвое, а российская – лишь в полтора раза. За три «пятилетки» из пяти (1992–2017 годы) суммарный рост ВВП в России был почти нулевой. Кумулятивный рост экономики РФ в 2017–2022 годах, по прогнозу IMF, составит около 10%. Этот показатель сравним с прогнозируемой скоростью роста экономики ЕС, США, Бразилии, Канады, почти вдвое меньше среднемирового роста и в 3–4 раза ниже роста в Китае, Индии и суммарно в странах, не входящих в топ-8 экономик.

Следует учитывать риски замедления развития экономики в Европе, США и Китае и угрозу нового мирового кризиса. По данным отчета IMF World Economic Outlook (октябрь 2019 года), «в мировой экономике происходит синхронизированное замедление, и прогнозируемый рост на 2019 год вновь был снижен до 3%, самого низкого уровня со времени мирового финансового кризиса».

За 25 лет, прошедшие с 1992 года, потребление пиломатериалов в мире выросло всего на 20%: с 403 млн до 485 млн м3 в год. Локомотивами роста были Китай (104 млн м3 в год, почти шестикратный рост) и ЕС (39 млн м3 в год, рост в полтора раза). Объем потребления пиломатериалов в США за этот период остался без изменений, а в Японии и Индии – уменьшился примерно вдвое. Объем потребления пиломатериалов в России уменьшился более чем в четыре раза (при сомнительном качестве данных, поскольку официальная статистика дает отрицательное значение видимого потребления пиломатериалов в РФ, а официальный экспорт превышает официальное производство при отсутствии импорта).

В целом основным источником роста потребления пиломатериалов является Китай, а основным источником волатильности – США. Восемь крупнейших экономик мира в последние 25 лет относительно стабильно обеспечивают около 4/5 мирового ВВП и около 4/5 мирового потребления.

Говоря, о глобальных долгосрочных рисках и возможных решениях этих проблем, Алексей Бесчастнов отметил: «Глобальные долгосрочные проблемы можно свести к формуле "Планета слишком маленькая"… Рост населения, урбанизация ведут к повышению спроса на пищу, воду, качество жизни. Глобальная конкуренция и рост экономики вызывают рост спроса на энергию и первичные ресурсы. "Игры с климатом" и загрязнение отходами становятся источником спроса на "чистые" и устойчивые решения».

Таблица 2. ВВП восьми крупнейших экономик мира, динамика за 25 лет
Таблица 2. ВВП восьми крупнейших экономик мира, динамика за 25 лет

В качестве среднесрочных рыночных трендов, оказывающих влияние на российских производителей пиломатериалов, г-н Бесчастнов назвал следующие:

  1. Потребление пиломатериалов в США: корреляция с новым жилищным строительством; риски рецессии и перенаправления объемов пиломатериалов из Канады в Китай.
  2. Потребление пиломатериалов в Китае: корреляция со строительной активностью и ВВП; риски замедления роста и замещения другими материалами.
  3. Курс рубля к доллару: зависимость от стоимости нефти и санкций; риски дальнейшего падения рубля; изменения в законодательстве РФ.
  4. Потребление пиломатериалов в РФ: связь со скоростью роста экономики.
  5. Потребление пиломатериалов в странах MENA и СНГ: военные конфликты, политическая ситуация, стоимость нефти, скорость восстановления.
  6. Потребление пиломатериалов в Европе: риск рецессии.

То есть среднесрочные тренды – это зависимость объемов производства и цен российских пиломатериалов от таких «далеких» факторов, как новое жилищное строительство в США, цены на нефть, рост экономики Китая, санкции.

Таблица 3. Топ-8 крупнейших экономик мира, потребление пиломатериалов, пог. м
Таблица 3. Топ-8 крупнейших экономик мира, потребление пиломатериалов, пог. м

Из долгосрочных глобальных трендов, которые сказываются на производстве пиломатериалов в мире, в первую очередь выделяются следующие:

  1. Исчерпание ресурсной базы: опережающий рост стоимости сырья; вытеснение продукции, требующей дорогого сырья; высокая добавленная стоимость на единицу сырья.
  2. Изменение климата: рост использования древесины, рост плантационного выращивания в новых регионах (Африка, Австралия, Китай); удлинение цикла использования древесины (в том числе повторное использование).
  3. Загрязнение отходами: переход на биоразлагаемые продукты; удлинение цикла использования древесины.
  4. Рост спроса на энергию: биоэнергетика конкурирует с ЛПК по сырью; соперничество солнечной/ветровой энергетики с пеллетной. 5. Повышение уровня жизни: рост спроса как на традиционные продукты, так и на новые (в том числе с большей добавленной стоимостью).
  5. Цифровизация: устаревание части традиционных продуктов ЛПК (больше по балансовой древесине); Industry 4.0.

Глобальные тренды в ЛПК происходят от более общих трендов: роста населения, урбанизации, роста экономики, глобальной конкуренции, ухудшения экологической ситуации.

Тенденция развития отечественного ЛПК с 2012 года – экспорт растет быстрее, чем в других отраслях, при этом доля экспорта круглого леса уменьшается.

Одним из ведущих драйверов отрасли может стать деревянное домостроение. В 1970–2010 годах в США строилось около 1,1 млн индивидуальных домов в год (средние данные за десятилетие); после 2010 года – менее 0,65 млн домов. Из 840 тыс. индивидуальных домов, построенных в США в 2018 году, 778 тыс. (93%) были деревянными. При этом средняя площадь дома 222 м2. На новое индивидуальное строительство в США приходтся больше половины всего объема потребления OSB. Для сравнения: в РФ в 2018 году было построено 1,07 млн разных жилых объектов, из которых 232 тыс. – индивидуальные.

Жилищное строительство России после трехлетнего падения в 2019 году возобновило рост: по данным Росстата, по сравнению с 2018 годом увеличение составит 8%. Показательно, что новое жилищное строительство не определяет потребление «строительных» древесных плит и пиломатериалов в РФ, решающую роль играет ремонтная активность.

Здесь аналитики фиксируют следующие тренды:

  • зависимость от рынков США, Европы и Китая – повышение риска кризиса в 2019–2021 годах;
  • увеличение доли продуктов из «раздробленной» древесины;
  • возможное падение пеллетного рынка в 2025–2027 годах, притом что пеллеты остаются «наименьшим злом» утилизации отходов;
  • новая неопределенность в законодательном поле для ЛПК РФ.

«Выживают наиболее конкурентоспособные, те, кто инвестирует в новые продукты, рост эффективности, в Industry 4.0», – завершил свое выступление эксперт из StepChange Consulting.

***

Представитель СПбГЛТУ им. С. М. Ки­­рова Глеб Григорьев сделал очень интересное сообщение о морском и речном транспорте и технологии перевозки лесных грузов на судах.

Поскольку роль транспортировки продукции и логистики в ближайшем будущем будет только возрастать, водный транспорт может стать оптимальным выбором для участников ВЭД.

«Правильно загрузить судно значит обеспечить его безопасное плавание и одновременно максимальный экономический эффект», – пояснил докладчик. Перевозку лесных грузов регламентируют следующие нормативные документы: Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы, 1991 г.; Международная конвенция о грузовой марке, 1966 г.; Правила Регистра судоходства в части остойчивости судна и назначения высоты надводного борта; Правила безопасности морской перевозки лесных грузов РД 31.11.21.01–97. Для пиломатериалов, доставляемых по воде, существует специальные названия, соответствующие сортам:

  • дилсы – доски толщиной 5–10 см, шириной от 23 см и длиной более 2,5 м;
  • батенсы – дилсы шириной от 20 до 40 см;
  • бордсы – доски толщиной менее 5 см, шириной от 10 см и длиной свыше 2,5 м;
  • эндсы – обрезки досок длиной 1,5–2,0 м;
  • скетлинги – доски толщиной 5–7,5 см и шириной 7,5–14 см;
  • багеты – рейки толщиной 7,5–1,5 см, шириной 7,5–2,5 см и длиной от 2,7 м (длинные) и такого же сечения, но длиной 0,45–1,35 м (короткие).

Основной единицей измерения объема лесоматериалов традиционно является кубический метр. Для пиломатериалов часто используется так называемый ленинградский стандарт, равный 4,672 м3. В трюме этот объем при правильной укладке занимает 6,23–6,37 м3.

Масса стандарта зависит от сорта леса: дилсы – 2,9 т, батенсы – 2,7–2,8 т, бордсы – 2,4–2,6 т. Также имеет значение порода и влажность древесины. Средняя масса ленинградского стандарта пиломатериалов принимается равной 2,8 т.

Существуют и другие стандарты:

  • лондонский (ирландский) – 270 фут3,
  • квебекский – 292,2 фут3,
  • драмменский – 121,9 фут3,
  • христианийский – 103,12 фут3.

При расчете грузовместимости судна для лесных грузов используется коэффициенты трюмной укладки. Необходимо особенно тщательно определять остойчивость лесовозов ввиду большого палубного груза и небольшого запаса остойчивости.

Специфичным грузом являются древесно-стружечные (ДСП) и древесно-волокнистые плиты (ДВП). ДСП перевозятся в пакетах объемом от 0,98 до 3,43 м3, массой от 690 до 2400 кг. ДВП перевозятся в пакетах объемом от 0,475 до 1,150 м3 и массой от 475 до 1150 кг.

Суда для перевозки лесных грузов по внутренним водным путям в зависимости от района плавания подразделяются на речные и озерные. Речной Регистр РФ подразделяет суда в зависимости от требований, предъявляемых к их конструкции, на пять разрядов:

M – суда, допущенные к плаванию по большим озерам;

О – суда с возможностью плавания в крупных водохранилищах и устьях больших рек, по условиям плавания приравниваемые к озерным;

P – суда, плавающие по большим глубоководным рекам;

Л – суда, плавающие в мелководных бассейнах, в верховьях рек и по их притокам;

М-СП – суда, допущенные к плаванию как в речных, так и в морских условиях, – суда смешанного плавания.

Суда для перевозки грузов по внутренним водным путям классифицируются по разным признакам. Так, для определения судо-часовых норм погрузки и выгрузки суда подразделяются:

  • по грузоподъемности на четыре группы: до 500 т; от 501 до 1900 т; от 1901 до 3000 т; свыше 3001 т;
  • по конструкции на четыре типа: площадки; открытые; полуоткрытые; закрытые.

Суда относят к тому или иному типу по коэффициенту вертикальной проницаемости и наименьшему размеру люков. Суда-лесовозы смешанного плавания (река – море) служат для бесперевалочной перевозки лесоматериалов по смешанным речным и морским путям. Лесовозы смешанного плавания – это однопалубные суда без судовых грузовых средств, с двойными бортами при коэффициенте вертикальной проницаемости, близком к единице, с кормовым расположением жилой надстройки и грузоподъемностью от 1500 до 3000 т. Глеб Григорьев перечислил основные требования к размещению грузов на судах:

  • исключение порчи грузов вследствие взаимного вредного влияния (воздействия влаги, пыли, запахов, протекания различных химических процессов и пр.), а также повреждения нижних слоев груза от тяжести верхних;
  • возможность выполнения грузовых операций в промежуточных портах захода и обеспечение при этом максимальной производительности труда;
  • исключение смешивания грузов из разных коносаментных партий; обеспечение приема на борт целого числа коносаментных партий;
  • сохранение общей и местной прочности корпуса;
  • обеспечение во время перехода оптимального дифферента или хотя бы близкого к нему;
  • гарантирование на всех этапах рейса остойчивости судна не ниже пределов, предусмотренных нормами, но при исключении чрезмерной остойчивости;
  • максимальное использование грузоподъемности или грузовместимости судна, в зависимости от того, какая величина будет лимитирующей; • получение максимально возможного при данных условиях перевозки фрахта.

При расчете загрузки судна должна соблюдаться следующая последовательность операций:

  • определение суммарного количества груза, которое может быть принято для перевозки;
  • подбор грузов исходя из полного использования грузоподъемности судна или его грузовместимости или получения максимального фрахта;
  • распределение нагрузки по грузовым отсекам (под грузовым отсеком понимается трюм и твиндеки над ним) без угрозы прочности корпуса;
  • размещение грузов по грузовым помещениям с учетом возможности их совместной перевозки и обеспечения сохранности, а также последовательности выгрузки в промежуточных портах;
  • определение, исправление и проверка дифферента;
  • определение, исправление и проверка остойчивости.

***

Доклад профессора ЯГСХА Александра Тамби был посвящен изменениям товарной структуры круглых лесоматериалов и тенденциям развития лесопильно-деревообрабатывающих предприятий.

Главной проблемой отечественного ЛПК остается сырьевое обеспечение: «Мы можем заготавливать в год 704 млн м3 (по данным FAO, 670 млн м3), но заготавливаем 236 млн м3 (по итогам 2018 г.). Оперативные данные Росстата за 2019 год говорят о том, что объем заготовки и сейчас остался примерно таким же. В планах на 2030-е годы – объем 286,1 млн м3».

Текущий объем экспорта лесоматериалов: 19–20 млн м3. И если с 1 января 2019 года вывозная ставка необработанного леса вне квот составляла 40%, то с 1 января 2020 года она повышена до 60%, а с 1 января 2021 года – до 80%.

Строительство новых лесопильных производств и укрупнение и реконструкция действующих приводят к повышению стоимости круглых лесоматериалов, а также ухудшению их размерно-качественных характеристик. Вовлечение в промышленное производство новых лесных массивов сдерживается отсутствием транспортной инфраструктуры, а также ростом затрат на вывозку древесины, которые не могут быть в полной мере компенсироваться повышением стоимости пилопродукции ввиду высокой конкуренции на основных рынках.

Заготовка в удаленных лесных массивах и увеличение плеча вывозки до 200-400 км также способствуют повышению стоимости сырья. Стоимость вывозки 1 м3 древесины автомобильным транспортом составляет от 4 до 9 руб./км. При этом стоимость строительства 1 км магистральной дороги для вывозки древесины может достигать 19 млн руб.! В большинстве промышленных регионов наблюдается тенденция снижения диаметра круглых лесоматериалов. Увеличивается доля предприятий, перерабатывающих тонкомерную древесину и запускающих участки по изготовлению биотоплива.

Истощение лесосырьевой базы заставляет вовлекать в промышленное производство балансовую древесину, а также заготавливать круглые лесоматериалы из леса, не достигшего возраста технической спелости, с иными физико-механическими характеристиками древесины, что отражается на качестве продукции. Отмечается замещение породного состава лесов там, где не проводились мероприятия по уходу за лесом. Спикер выделил следующие тенденции развития лесопильно-деревообрабатывающих предприятий:

1. Конкуренция за сырьевые и товарные рынки:

  • большое количество новых проектов в последние годы;
  • укрупнение лесопильных заводов, создание вертикально интегрированных холдингов;
  • дефицит сырья и рост его стоимости;
  • безопасность сырьевого обеспечения (минимум 25–40% собственной лесозаготовки в объеме перерабатываемого сырья);
  • необходимость перехода на выпуск продукции глубокой переработки.

2. Снижение себестоимости продукции:

  • повышение эффективности раскроя сырья;
  • эффективное использование рабочего времени;
  • повышение качества оценки готовой продукции;
  • планирование последовательности выполнения заказов;
  • эффективная переработка отходов.

3. Поиск новой доступной ресурсной базы как основная стратегия конкуренции с другими отечественными предприятиями. Получение лесосырьевой базы следующими способами: аренда через аукцион; инвестирование в развитие и включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в ЛПК; приоритетное получение лесных ресурсов предприятиями, занимающимися переработкой древесины. Сегодня деревообрабатывающие предприятия уже не торгуются на аукционе за право заключения договора аренды лесного участка, а получают ресурс на основе тендера, на котором важна глубина переработки древесины. Приоритет при получении лесных ресурсов имеют предприятия с собственными деревообрабатывающими мощностями.

4. Поиск новых потребителей.

5. Увеличение глубины пере- работки.

6. Диверсификация и технологическая интеграция.

Необходимость повышения суммарной стоимости производимой продукции, снижения себестоимости, увеличения глубины переработки древесины и сохранения конкурентоспособности действующих производств заставляет объединяться лесозаготовительные и лесопильные предприятия, на которых также создаются деревообрабатывающие цеха. Это позволяет вовлекать в промышленное использование большие объемы заготавливаемой древесины, в том числе балансовую и низкокачественную. 

Текст и фото Павел Максимов